Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема психологического анализа урока↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Класс, урок (по счету), учебный предмет, тема задачи, учитель, дата. 2. ГОТОВНОСТЬ К ЗАНЯТИЮ: а) подготовленность учителя к уроку. б) подготовленность классного помещения и учащихся. 3.ВНИМАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ 3.1. Приемы организации внимания: • непосредственное обращение; • подчеркивание значимости информации; • постукивание, повышение (понижение) голоса; • использование наглядных пособий; • яркость примеров; • темп ведения занятия и т. д. 3.2. Организация внимания по этапам урока: • вхождение учителя в класс, приветствие; • начало занятия; • создание рабочего состояния; • призывы к тишине и др. 3.3. Поддержание активного внимания: • во время опроса; • во время подачи нового материала; • при повторении, закреплении и т. д. 3.4. Виды проявляющегося внимания: • непроизвольного; • произвольного; • послепроизвольного, их смена. 3.5. Сосредоточенность внимания: • высокая, • средняя, • поверхностная. 3.6. Случаи рассеянности, отвлечения. 3.7. Распределение внимания: • между какими видами деятельности; • успешность внимания (как справились ученики). 3.8. Переключение внимания: • от опроса к объяснению нового материала; • от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.; • как переключались «быстрые» и медлительные ученики; • приемы переключения внимания: «логический мостик», название новой темы – запись ее на доске; • подчеркивание значимости материала; • пауза, разрядка и т. д. 4. ВОСПРИЯТИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 4.1. Подготовка учащихся к восприятию материала урока: • мотивация; • постановка цели; • установка; • интерес, любопытство, удивление и т. д.; • создание ситуации ожидания; • личностный смысл и др. 4.2. Соотношение образа и слова, их взаимосвязь: • создание наглядных образов; • ясность, образность речи учителя, записей на доске. 4.3. Особенности наглядных иллюстраций, их применение: • схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия; • моделирование содержания материала и способов действий учащихся; • ознакомление учащихся с воспринимаемыми объектами; • функции наглядности; • иллюстрация того, что описывает учитель словами; • сближение абстрактных понятий с конкретными; • восприятие сущности явления. 1.4. Избирательность восприятия: • особенности изображения того, что должно быть предметом осознания; • отсутствие лишней детализации; • структура объекта (расчленение на части и др.); • выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др. 4.5. Осмысленность восприятия: • по реакции учащихся на ответы товарищей; • по возникновению у учащихся вопросов; • по высказываниям и дополнениям учащихся, • пояснение учителем наглядного материала словом. 4.6. Формирование чувственного опыта учащихся: • с опорой на имеющиеся знания; • с опорой на опыт учащихся (апперцепция); • соотношение новых и имеющихся представлений у учащихся. 4.7. Формирование наблюдательности у учащихся: • постановка цели наблюдения; • выделение этапов наблюдения; • фиксирование общего, существенного; • подведение итогов. 4.8. Ошибки в восприятии учащихся: • причины ошибок и их предотвращение. 5. МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ 5.1. Применяемые методы на уроке: • рассказ, беседа, лекция; • программированное, проблемное изложение; • учебные ситуации; • поэтапное, планомерное формирование умственных действий и др. 5.2. Мотивация мыслительной деятельности учащихся. 5.3. Формирование понятий: • от конкретных операций к общему, абстрактному; • от общих нерасчлененных представлений (путем содержательного анализа) ко все более точному понятию; • выделение признаков понятия: существенных и второстепенных; • установление связей между понятиями внутри предмета и между предметами; • уровень усвоения понятий. 5.4. Обучение в учебных ситуациях: • постановка проблемы, ее формулировка; • решение проблемы с помощью учебных действий; • контроль и оценка результатов. 5.5. Общение в процессе обучения: • групповое обучение; • позиция учителя и учащегося в группах. 5.6. Использование приемов активизации мышления учащихся: • проблемные учебные ситуации; • обсуждения, дискуссии; • задачи с несформулированными вопросами, недостающими данными и др.; • «мозговой штурм» и др. 5.7. Характер вопросов, формулируемых учителем: • требующих простого воспроизведения знаний; • направляющих процесс анализа и др.; • побуждающих рассуждать, сравнивать, противопоставлять и др.; • вскрывающих причинно-следственные связи. 5.8. Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач: • умение рассуждать (суждения и умозаключения); • умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; • выделять существенные признаки понятий; • конкретизировать понятия, связывать их с практикой; • рефлексивное мышление; • дополнение и исправление отвечающих учеников; • ошибки при рассуждениях. 5.9. Проявление мыслительных операций при изложении учителем учебного материала: • анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация; • конкретизация понятий, правил, положений. Особенности приводимых примеров. 5.10. Как учитель учит приемам мыслительной деятельности: • ставить цель мыслительного поиска; • работать в учебных ситуациях; • осуществлять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение предметов и явлений, моделирование и др.; • устанавливать причину и следствие; • контролировать, оценивать свою работу; • учит приемам коллективной мыслительной деятельности. 5.11. Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся: • наглядно-действенное; • наглядно-образное; • абстрактно-логическое; • визуально, аудиально и кинестетически ориентированные учащиеся. 5.12. Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся. 6. ПАМЯТЬ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6.1. Приемы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминания учебного материала: • цель и план урока, запись их на доске; • установка на запоминание: прочность, осмысленность, точность, принять к сведению, общий смысл и др.; • логическая обработка информации; • выделение главного в материале; • установление причинно-следственных связей изучаемого и известного материала; • запись определений, трудных слов, дат, составление графиков, таблиц ООД (основа ориентировочной деятельности) и т. д.; • свертывание информации в логические модели; • привлечение учащихся к практическому применению правил, законов. Составление таблиц, моделей и т. д. 6.2. Обучение учащихся методам продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома: • смысловая группировка материала, установление опорных пунктов; • способы нахождения в тексте логического субъекта и предиката; • установление ассоциаций по сходству, контрасту, смежности и др.; соотношение образа и слова при запоминании; • составление плана, тезисов, конспекта; • свертывание материала в логические модели содержания и способов действия; • перевод «языка» книги в «язык» собственных мыслей; • способы активного припоминания; • специальные приемы запоминания учебного материала (мнемотехника). 6.3. Виды памяти, используемые на уроке: • наглядно-образная; • словесно-логическая; • эмоциональная; • двигательная. 6.4. Использование непроизвольного, произвольного запоминания: • характер деятельности учащихся, • степень активности и самостоятельности. 6.5. Индивидуальные особенности памяти учащихся: • запечатление, узнавание; • сохранение,воспроизведение; • забывание. 6.6. Вопросы учителя и актуализация памяти учащихся: • проверка усвоенного материала; • осмысление материала; • закрепление материала. 7. ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ 7.1. Встреча учителя с классом. 7.2. Внешний вид. Одежда. Прическа. 7.3. Психическое состояние учителя: • положительное: спокойствие, уверенность, энергичность, доброжелательность и др.; • отрицательное: скованность, нерешительность, раздражительность, апатия и др.; 7.4. Манера обращения к учащимся: • доброжелательная, уважительная; • требовательная, строгая; • оскорбительная (насмешки, прозвища и др.); • способность проникнуть во внутренний мир ученика; • «эмоциональный климат» в классе. 7.5. Контакт с классом: • распределение внимания на всех учащихся и их деятельность; • переключение внимания на работу отдельных учащихся; • способность поддерживать работоспособность учащихся, их дисциплину; • реакция на поведение отдельных учащихся. 7.6. Речь учителя: • громкость, темп, дикция, паузы; • выразительность, эмоциональность; • мимика и пантомимика. 7.7. Организация учебной работы: • занятость делом; плотность работы на уроке; • руководство самостоятельной работой учащихся; • групповая работа (позиция учителя и ученика в группе); • соревнование, взаимный контроль; • комментирование выполняемой работы и др. 7.8. Инструктаж по выполнению самостоятельных работ в классе и дома. 7.9. Замечания учителя: • по характеру выполняемых работ; • по культуре речи, логике изложения; • по дисциплине, манере поведения; • по отношению к товарищам. 8. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЕМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ 8.1. На каких этапах урока и по поводу чего обратная связь: • контролирующий и обучающий характер обратной связи; • при изучении нового материала; • вопросы уточняющие, осмысливающие, выделяющие существенное и т.д.; • при проверке домашних заданий; • демонстрация образцов; при самостоятельной работе учащихся; • карточки ООД (основа ориентировочной деятельности) и др. 8.2. Цель обратной связи: • проверка уровня знаний, умений, навыков; • уточнение правильности действий учащихся; • получение рабочих гипотез; • уточнение этапов мыслительной деятельности; • предупреждение ошибок в рассуждениях. 8.3. Оценка деятельности учащихся, ее обоснованности: • оценка отельных действий, навыков; • комментарии оценок учащихся; • активизация работ учащихся, их уверенности, удовлетворенности; • снятие напряжения, страха, обиды, утомления. 8.4. Как учить учащихся учиться: • слушать, делать записи, моделировать; • работать с книгой, осуществлять учебные действия; • контролировать самого себя и др. 8.5. Как перестраиваются учащиеся на определенные действия учителя. 8.6. Какая система контроля учебной деятельности учащихся. 9. ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 9.1. Внимательность, активность и работоспособность учащихся. 9.2. Реакции учащихся на успехи и неудачи товарищей. 9.3. Особенности групповой работы учащихся: • роль ведущего и ведомого. 9.4. Причины организации (дезорганизации) учащихся на уроке. 9.5. Отношение учащихся к учителю, его замечаниям, указаниям по поводу их учебной работы. 9.6. Воздействия учащихся друг на друга: • взаимное обучение; • взаимное «дисциплинирование». 10. РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА 10.1. Достигнута ли цель урока: • по организации учебной деятельности учащихся; • по наличию интереса; • по организации внимания; • по развитию психических процессов; • по проявлению эмоций и т. д.; • по уровню усвоения учебного материала; • по воспитанию учащихся и др. 10.2. Значение материала урока для учащихся: • познавательное, научное; • эстетическое (нравственное); • эстетическое (художественное); • практическое (деловое); • социальное (общественное); • воспитательное (педагогическое); • личностно-значимое. 10.3. Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания. 11. НАБЛЮДЕНИЕ И ЗАПИСЬ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА При наблюдении за поэтапным проведением урока иметь в виду: 11.1. Психологические особенности в построении самого учебного материала урока; 11.2. Деятельность учителя, учитывающего особенности учебного материала, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их психическое состояние; 11.3. Деятельность учащихся, осуществляющих процесс познания.
Для записи и анализа наблюдаемого урока необходимо построить таблицу.
Примечание 1. Рекомендуется использовать сокращения при записи урока:
Примечание 2. Рекомендуется технику освоения анализа урока отрабатывать по частям: А) Поведение учителя. Внимание учащихся на уроке. Б) Организация учителем обратной связи. Восприятие учебного материала. В) Организация учителем обратной связи на уроке. Мышление учащихся на уроке. Речь. Г) Память в познавательной деятельности. Результаты урока.
Приложение 12
Примерная схема наблюдения
1. Психическое состояние класса перед уроком (готовность, установка, настроение): а) влияние предшествующих занятий, состояние возбуждения, вялости, утомления, б) готовность учебных пособий (в соответствии с темой урока). 2. Внимание: а) внешние примы организации внимания на уроке: - ритм и темп урока; - наличие наглядных пособий; - интонация речи учителя, его мимика, пантомимика; б) внутренние приемы организации внимания на уроке: - ясность, последовательность изложения материала, его доступность, образность речи учителя; - установление взаимосвязи произвольного и непроизвольного внимания в разные моменты урока; в) распределение и переключение внимания учащихся на уроке; г) проявление невнимания учащихся на уроке; д) умение учителя распределить свое внимание на уроке (в чем выражалось). 3. Восприятие: а) учет закономерностей восприятия учащимися речи учителя и наглядных пособий (целостности и расчлененности главного и второстепенного, выделение существенного на доске и в тетради); б) наблюдательность у учащихся на уроке (в чем она проявлялась?) 4. Память: а) организация и управление процессом запоминания; б) закрепление учебного материала на уроке (обобщение, сравнение, составление схем); в) использование установки на длительность запоминания; г) проявление кратковременной и долговременной, образной и смысловой памяти; д) в какой мере приемы, используемые учителем на уроке, содействовали развитию всех видов и типов памяти на уроке. 5. Мышление (характеристика урока с точки зрения активации мыслительной деятельности учащихся): а) создавалась ли проблемная ситуация в начале урока, побуждал ли учитель к формулировке задачи самих учащихся? б) какие ответы учеников были простым воспроизведением изученного, какие явились самостоятельным изложением, обобщением, конкретизацией, сопоставлением и т.д.? в) в какой мере обеспечена связь теоретических и практических знаний на уроке? г) логичность изложения учебного материала учителем (ясность, отчетливость, систематичность, доказательность). Использовались ли сравнения и сопоставления, выяснялись ли связи между предметами и явлениями? д) как формировались новые понятия? Какие мыслительные операции использовались? В чем заключалась трудность при усвоении учащимися новых понятий? е) приемы по воспитанию самостоятельности мышления. 6. Воображение: а) использование учителем воображения учащихся на уроке (воссоздающего и творческого); б) давались ли на уроке образные представления об изучаемом? 7. Чувства: а) причины, вызвавшие то или иное настроение у учащихся на уроке; б) влияние учителя на эмоциональный тон класса; в) воспитание на уроке моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. 8. Навыки: а) характеристика урока с точки зрения формирования и укрепления школьных навыков; б) в какой мере применялись на уроке упражнения, их распределение в течение урока; в) анализ упражнений с точки зрения психологических требований к ним (знание конечной цели и т.д.); г) формы сочетания слова, показа и самостоятельной работы; д) перенос и интерференция навыков.
Для записи и анализа наблюдаемого урока необходимо построить таблицу.
Приложение 13
Шкала для наблюдения
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.012 с.) |