Лекций и бесед по психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекций и бесед по психологии



На педагогической практике при подготовке к проведению занятия по психологии студенты выбирают и формулируют темы лекций и бесед по психологии, проектируют занятия, или проводят апробацию фрагментов лекций и бесед.

Поле деятельности на базе практики широко и разнообразно. Это может быть работа психолога со школьниками, родителями, учителями, воспитателями, родителями, менеджерами, военнослужащими и т.д. При выборе темы лекций и бесед на практике следует учесть запросы базы практики, актуальность темы для слушателей и совместить их со своими профессиональными интересами. Формулировка темы зависит от вида беседы или лекции и особенностей аудитории, для которой будет проводиться занятие. Тема должна быть понятной и актуальной для потенциальных слушателей. Консультацию по формулировке темы, отбору содержания, методике проведения, подбору средств обучения можно получить у научного руководителя практике на факультете. Окончательная формулировка темы лекции или беседы, ее содержание и методика проведения согласовывается с руководителем практики на базе.

При подготовке (проектировании) лекции или беседы необходимо описать:

1. Актуальность лекции или беседы для данной группы.

2. Цель лекции или беседы (цель – это будущий результат: формирование научных понятий или представлений, развитие интереса к теме и т.д.).

3. Проблемы и задачи, которые необходимо решить, чтобы цель была достигнута, чтобы получить запланированный результат.

4. Состав группы обучающихся с краткой характеристикой особенностей.

5. Время проведения лекции или беседы.

6. План лекции или беседы (введение, основная часть, заключение).

7. План-конспект лекции или беседы: Слева в колонке текст лекции или беседы, справа – методические комментарии: какие методы, приемы и средства применяются для овладения ее содержанием, достижения поставленных целей.

8. Лекция или беседа должны быть понятны слушателям, соответствовать их возрастным особенностям. Лекцию по теме можно планировать для взрослых слушателей, школьную лекцию для старшеклассников, для детей и подростков надо запланировать и провести беседу по данной теме. Время монолога преподавателя зависит от возраста и подготовленности аудитории: от 10 до 20 минут. Примеры, обсуждение проблемных ситуаций, иллюстрации, демонстрации, игровые технологии, упражнения по теме лекции или беседы помогут получить запланированный результат. Объем лекции или беседы с методическими комментариями не должен превышать 8 печатных страниц, шрифт 14. В конце лекции надо ответить на вопросы слушателей, порекомендовать им литературу по теме, в соответствии с их возрастными особенностями и уровнем подготовки. Вопросы слушателей и ответы должны быть внесены в текст отчета.

9. Самоанализ проведенной лекции или беседы. Формулировка темы, цели (чем руководствовались в их выборе), процесс подбора содержания, анализ источников, выбор форм, методов, средств обучения. Подбор примеров, метафор по теме, подготовка наглядных средств. Анализ процесса взаимодействия с группой от начала и до конца занятия. Достигнута ли цель занятия? Как Вы это определили? Какие незапланированные ситуации возникали? Как вы справлялись с ними? Какие эмоции и чувства испытывали при подготовке к занятию и его проведению? Какие выводы сделали? Какие цели профессионального саморазвития поставили перед собой в результате полученного опыта?

АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛЕКЦИЙ

Алгоритм проектирования учебной лекции или беседы
1. Сформулировать тему: в соответствии с учебной программой и календарно-тематическим планом
2. Сформулировать цель как планируемый результат лекции или беседы; подобрать проблемные ситуации (из научных исследований, профессиональной практики), продумать методы их представления студентам (школьникам).
3. Отобрать содержание лекции (беседы): из монографий, учебников, научных сборников, статей в научных журналах и других источников.
4. Выстроить логику изложения материала, взаимодействия со студентами в изучении материала. Особенности изучения новых терминов.
Вступление: значение темы лекции (беседы) в контексте профессиональной деятельности, вербальное или визуальное представление проблемной ситуации.
Основная часть: 3-5 логически законченных, связанных друг с другом пунктов плана. Изучение материала в русле избранного подхода. Какие учебные взаимодействия будут применяться: анализ проблемной ситуации, диалог, дискуссия, игра, упражнение. Демонстрация, иллюстрация, презентация, раздаточный материал в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм и. т.п. Средства обучения: ПК, учебные пособия, видеокамера и т.п. Формы обучения: фронтальная, групповая, работа в парах, тройках, малых группах.
Заключение: подведение итогов лекции (экспресс-задания, достигнута ли цель, рассмотрены проблемы, решены задачи)

 

Алгоритм проектирования просветительской лекции или беседы
1. Сформулировать тему: формулировка должна быть понятной и мотивирующей.
2. Сформулировать цель как планируемый результат лекции (сформировать представление о психологическом явлении, развивать интерес к теме, формировать психологическую культуру слушателей); подобрать проблемные ситуации (из научных исследований, профессиональной практики), подобрать примеры, яркие метафоры, продумать методы их представления слушателям.
3. Отобрать содержание лекции (беседы): из монографий, учебников, научных сборников, статей в научных журналах и других источников, адаптировать к уровню восприятия слушателей.
4. Выстроить логику изложения материала и взаимодействия со слушателями в изучении материала. Продумать приемы введения и применения новых терминов.
Вступление: значение темы лекции или беседы для личностного или профессионального саморазвития, вербальное или визуальное представление проблемной ситуации.
Основная часть: 3-5 логически законченных, связанных друг с другом пунктов плана. Изучение материала в русле избранного подхода. Какие методы будут применяться: анализ проблемной ситуации, диалог, дискуссия, игра, упражнение. Демонстрация или иллюстрация на лекции (беседе), фронтальная демонстрация или применение раздаточного материала в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, компьютерная презентация и. т.п. Средства обучения: ПК, учебные пособия, видеокамера и т.п. Формы обучения: фронтальная, групповая, работа в парах, тройках, малых группах.
Заключение: подведение итогов лекции (беседы): достигнута ли цель, рассмотрены проблемы, решены задачи. Ознакомление слушателей со списком литературы по теме, ответы на вопросы.

Литература для подготовки:

Основная

1. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. М.,2008.

2. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М., 2009.

3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. Изд. 5. СПб., 2007.

Дополнительная

4. Аржакаева Т. А., Вачков И.В., Попова А.Х., Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) / Под ред. И.В.Вачкова. М., 2003.

5. Аржакаева Т. А., Вачков И.В., Попова А.Х., Психологическая азбука. Начальная школа (Второй год обучения) / Под ред. И.В.Вачкова. М., 2004.

6. Аржакаева Т. А., Вачков И.В., Попова А.Х., Психологическая азбука. Начальная школа (Третий год обучения) / Под ред. И.В.Вачкова. М., 2005.

7. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с англ. А.Б. Орлова. М., 2006.

8. Бакшаева Н.А. Вербицкий А.А., Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: Монография. М., 2006.

9. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. СПб., 2005.

10. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова. – М.: Логос, 2009.

11. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М., 2004.

12. Вестник МГОПУ им. М.А. Шолохова. 2005.3. Сер. «Психология». №1. М., 2005.

13. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. М., 2007.

14. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Прихожан А.М. и др. Преподавание психологии в школе. 3-11 классы. М., 2003.

15. Контекстное обучение: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1 / Под ред. А.А. Вербицкого, Т.Д. Дубовицкой. М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2004.

16. Контекстное обучение: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 / Под ред. А.А. Вербицкого, Т.Д. Дубовицкой. М.: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2005.

17. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. СПб., 2005.

18. Кривцова С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4-ом классе. М., 2005.

19. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь,боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М., 2007.

20. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: в 2 частях. М., 2006.

21. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко / Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.

22. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Практическое пособие. М., 2007.

23. Сорокоумова Е.А. Уроки самопознания в начальной школе: Практическое пособие. М., 2007.

24. Сорокоумова Е. А. Педагогическая психология: Краткий курс.- СПб.: Питер, 2009.

25. Тарская О. Ю., Валовик В.И., Бушуева Е.В. и др. Методика преподавания психологии. М., 2007.

26. Чернышев А. С., Гребеньков Н.Н. и др., Технологии в изучении психологии. М., 2003.

 


Приложение 10

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.128.177 (0.016 с.)