Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Введение в научную психологию↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧАСТЬ II
Учебно-методическое пособие по дисциплине Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование» Профили подготовки:математика и информатика и ИКТ; математика; информатика и ИКТ; экономика; иностранный язык; русский язык и литература; русский язык; родной язык и литература и русский язык; физика и информатика и ИКТ; технология; биология и химия; география и экология; биология; география; история и обществознание; история; право; физическая культура; дошкольное образование; начальное образование и информатика и ИКТ; начальное образование; мировая художественная культура Квалификация (степень) выпускника: бакалавр ПГПУ УДК 159.923(075) ББК Ю937я73 П 863 Рецензент: Доктор психологических наук, профессор Института психологии ПГПУ М.Р. Щукин Под редакцией канд. психол. наук, профессора Е.А. Силиной Авторы-составители: канд. психол. наук, доцент Л.Л. Баландина, канд. психол. наук, доцент О.Н. Богомягкова, канд. психол. наук, доцент Л.Б. Вяткина, канд. психол. наук, доцент Т.В. Евтух, канд. психол. наук, доцент Т.А. Попова, канд. психол. наук, профессор Е.А. Силина, канд. психол. наук, доцент И.Г. Соснина, ст. преп. Э.Г. Сороковикова, канд. психол. наук, доцент Т.М. Харламова, канд. психол. наук, доцент Р.Н. Юдина, асс.А.Г.Батуева, асс. Е.С. Голдобин, асс. А.В. Краснов
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология человека» является составной частью учебно-методических материалов по данной учебной дисциплине (УМК «Психологии человека. Часть I».) и составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование». Дисциплина входит в базовую часть профессионального блока ООП. Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации. Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов. УДК 159.923(075) ББК Ю937я73
Печатается по решению учебно-методического совета Пермского государственного педагогического университета
© Баландина Л.Л., Богомягкова О.Н., Вяткина Л.Б., Евтух Т.В., Попова Т.А., Силина Е.А., Соснина И.Г., Сороковикова Э.Г., Харламова Т.М., Юдина Р.Н., Батуева А.Г., Голдобин Е.С., Краснов А.В., составление, 2011 © ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2011 СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………………… 5 1. Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы ….. 7 2. Структура, содержание и трудоемкость самостоятельной работы студентов ……………………………………………………………………….. 9 Содержание семинарских и практических занятий (планы, литература, тематика рефератов и докладов, контрольные вопросы для самооценки студента) …………………………………………11 3.1. Психология как наука ……………………………………………………. 11 3.2. Предмет, задачи, методология и структура современной психологии…15 3.3. Ощущение ………………………………………………………………..... 20 3.4. Восприятие ………………………………………………………………… 23 3.5. Память ……………………………………………………………………… 26 3.6. Мышление ………………………………………………………………..... 33 3.7. Внимание …………………………………………………………………... 39 3.8. Воображение ……………………………………………………………..... 43 3.9. Эмоции и чувства ………………………………………………………..... 46 3.10. Воля ……………………………………………………………………...... 51 3.11. Деятельность ……………………………………………………………... 55 3.12. Речевая деятельность …………………………………………………..... 59 3.13. Темперамент ……………………………………………………………... 62 3.14. Личность ………………………………………………………………..... 71 3.15. Самосознание ……………………………………………………………. 76 3.16. Направленность личности ………………………………………………. 79 3.17. Характер ………………………………………………………………….. 82 3.18. Способности ……………………………………………………………... 86 4. Содержание лабораторных работ ………………………………………..95 5. Методические рекомендации по написанию рефератов ………………100 Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины. ………………………………………………….. 101 6.1. Основная литература ……………………………………………………...101 6.2. Дополнительная литература ……………………………………………...101 6.3. Учебно-методические материалы ………………………………………..102 6.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы ……103 6.5. Материально-техническое обеспечение ……………………………........103 7. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации ………… 104 7.1. Требования и форма проведения входного контроля ………………… 104 7.2. Формы и содержание текущего контроля знаний …………………….. 104 7.2.1. Формы текущего контроля знаний …………………………………… 104 7.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций ………………… 105 7.3. Форма и содержание промежуточной аттестации …………………...... 107 ВВЕДЕНИЕ ИЛИ ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ! Предлагаемое учебно-методическое пособие является основным «навигатором» при подготовке к практическим занятиям по курсу «Психология человека» и рекомендуется для основательного его изучения и использования. Цели и задачи изучения дисциплины Курс «Психология человека» включен в базовую часть профессионального цикла учебных дисциплин и занимает центральное место в системе подготовки бакалавра по направлению «педагогическое образование». Преподавание курса «Психология человека» обеспечивает целостность психологической компетенции выпускника педагогического университета и имеет своей целью следующее: · Сформировать у студентов научные представления об основных теоретических направлениях и подходах психологической науки, современных проблемах психологии и принципах их решения и фундаментальных понятиях психологии; · Раскрыть содержание психического склада сенсорно-перцептивной и когнитивной систем человека и его индивидуальных особенностей; · Дать представления о проблеме сознания и деятельности, их взаимосвязи и факторах развития; · Способствовать пробуждению, сохранению и развитию интереса к психологии, желания работать с детьми, умения создавать благоприятные условия для их когнитивного развития и личностного роста. Требования к уровню освоения дисциплины В результате изучения дисциплины «Психология человека» бакалавр образования должен иметь представление: об основных теоретических направлениях и подходах психологической науки, современных проблемах психологии и принципах их решения. знать: фундаментальные понятия психологии, закономерности функционирования сознания и деятельности человека, структуру сенсорно-перцептивной, когнитивной и эмоционально-волевой сферы психики; соотношение характеристик человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности. уметь: пользоваться основными методами психологического исследования – наблюдением и экспериментальным изучением психологических особенностей человека, использовать психодиагностический инструментарий с учетом имеющихся психолого-педагогических задач, возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Уметь осуществлять психолого-педагогическое прогнозирование и проектирование, накапливать профессиональный опыт. приобрести: навыки решения психолого-педагогических задач, конструирования различных форм психолого-педагогической деятельности и моделирования образовательных и педагогических ситуаций. владеть, иметь опыт: использования организационных, психодиагностических и интерпретационных методов психологического изучения ребенка, развития интеллектуально-творческого, коммуникационного и мотивационно-профессионального потенциала личности учащихся и самого себя.
1. РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОСВОЕНИИ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА» В связи с тем, что в соответствии с ФГОС самостоятельная работа студентов занимает 60% общей трудоемкости часов, отведенных на учебную дисциплину, роль самостоятельной работы значительно повысилась. Это требует специального руководства по ее организации, которое мы и представляем. Основой самостоятельной работы является данный УМК (учебно-методический комплекс), в котором подробно описывается ее содержание, конкретные задания по темам, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки. Общая схема самостоятельной работы включает следующее: 1. Внимательно изучить материалы, характеризующие курс и тематику самостоятельного изучения. Это позволит четко представить как круг изучаемых тем, так и глубину их постижения. 2. При подготовке к практическим занятиям следует начать с подбора литературы, достаточной для изучения предлагаемых тем, и ориентироваться на списки обязательной и дополнительной литературы. Следует иметь в виду, что нужна литература различных видов: · Учебники, учебные и методические пособия; · Первоисточники. К ним относятся оригинальные работы теоретиков, разрабатывавших проблемы, а также хрестоматии, в которых эти работы представлены не полностью, а в виде избранных отрывков; · Монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, любой эмпирический материал; · Справочная литература – энциклопедии, словари, терминологические справочники, раскрывающие понятийный аппарат. 3. Основное содержание самостоятельной работы – изучение и конспектирование учебной литературы. Такая работа требует постоянного уточнения сущности и содержания понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям и справочникам. В некоторых случаях обобщение изученной литературы может осуществляться в составлении схем и таблиц. 4. Для закрепления и систематизации знаний рекомендуется составить план и тезисы ответа на вопросы практического занятии, подготовить тезисы сообщений, докладов и текстов рефератов для выступления на семинаре, коллоквиуме, конференции. 5. Для формирования умений по всем темам предложены психологические задачи, обязательные для выполнения, и вопросы для самопроверки. 6. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются: ‑ уровень освоения учебного материала; ‑ умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач; ‑ полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемому самостоятельно внеаудиторно вопросу или по теме; ‑ обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос; ‑ оформление отчетного материала в соответствии с заданными требованиями. 7. Распределение внеаудиторной самостоятельной работы представлено в следующей таблице. 2. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ТРУДОЕМКОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Распределение часов по темам для самостоятельной работы
Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
3. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 3. Ощущение Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Цель: закрепить понятие об ощущениях, их закономерностях, видах и физиологических основах, выработать умение распознавать закономерности ощущений в практических ситуациях. Ключевые понятия: ощущения, сенсорная депривация, анализатор, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, качество ощущений, длительность ощущений, интенсивность ощущений, абсолютный и разностный пороги ощущений, адаптация ощущений, сенсибилизация, синестезия, компенсация ощущений. План: 1. Понятие об ощущениях, физиологические основы ощущений. 2. Классификация ощущений. 3. Закономерности ощущений: а) пороги и чувствительность; б) адаптация; в) взаимодействие ощущений. & Список литературы: Основной ‑ рекомендуемые учебники: 1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 164–200. 2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. – С. 4-42. 3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. - С. 89-93. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 385-396. и другие учебники по общей психологии. Дополнительный: 1. Психология ощущений и восприятий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – 2 –е изд. ‑ М.: ЧеРо, 2002. - С. 242–307. 2. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. - Глава 1. - СПб.: Питер, 2003. -С. 250-340. (серия «Мастера психологии»). 4 Темы докладов и рефератов (с указанием библиографического списка): Задача № 1. Задача № 2. Какие закономерности ощущений проявляются в каждом примере? А. Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться. Б. После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30°С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки. В. После слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом, чувствительность глаза к другому, дополнительному цвету, оказалась в течение долгого времени повышенной. Г. Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам. Д. Под воздействием предшествующего раздражения глаза красным светом чувствительность зрения в темноте возрастает. Е. Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности. Задача № 3. Тема 4. Восприятие Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Цель: сформировать понятие о восприятии, его видах и закономерностях, уточнить представление относительно физиологических основ и иллюзий восприятия. Ключевые понятия: восприятие, перцептивные движения, предметность восприятия, целостность восприятия, структурность восприятия, константность восприятия, осмысленность восприятия, апперцепция, иллюзии. План: 1. Понятие о восприятии и его физиологические механизмы. 2. Виды восприятия. 3. Закономерности возникновения образа на уровне восприятия: а) предметность, б) целостность, в) осмысленность, г) избирательность, д) константность, е) апперцепция. 4. Иллюзии восприятия.
& Список литературы: Основной ‑ рекомендуемые учебники: 1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 200–234. 2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - С. 100-128. 3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. – С. 89-93. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 390-396. и другие учебники по общей психологии. Дополнительный: 1. Психология ощущений и восприятий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – 2 – е изд. ‑ М.: ЧеРо, 1999. – 610 с. 2. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Глава 1. – СПб.: Питер, 2003. – 928с. (Серия «Мастера психологии»). 4 Темы докладов и рефератов (с указанием библиографического списка): Задача № 1. Выберите номер ответа, содержащий все существенные отличительные признаки восприятия (номера ответов смотрите в конце задачи). A. Субъективное отражение внешнего мира. Б. Отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету. B. Первоначальный источник всех знаний об окружающем мире. Г. Результат совместной деятельности ряда анализаторов. Д. Целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам явлениям окружающего мира. Е. Составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира. Ж. Искаженное отражение окружающего мира. 3. Отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету. И. Отражение законов природы и общества ‑ отнесение конкретного предмета к определенной категории предметов. Ответы: 1 - А, Б, В, Е; 2 ‑ Г, Ж, 3, И; 3 ‑ А, Б, Д, И; 4 ‑ Б, Г, Д, К; 5 ‑ В, Д, Ж, И. ´ Тест (верно, неверно). 1. Наше восприятие окружающего частично зависит от нашей культуры и опыта. 2. При истолковании элементов восприятия наш мозг выбирает самый сложный вариант. 3. Наше восприятие предметов все время изменяется в соответствии с их расстоянием от глаз и с углом, под которым мы их видим. Тема 5. Память Схема распределения часов самостоятельной работы студентов в связи с ее видами и содержанием.
Цель: уточнить и закрепить понятие о памяти и её физиологических и психологических теориях, процессах и видах памяти, сформировать умение последовательного прохождения этапов рационального заучивания. Ключевые понятия: память, запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание, забывание, реминисценция, сенсорная память, кратковременная память, долговременная память, оперативная память, непроизвольная и произвольная память, двигательная память, эмоциональная память, образная память, эйдетическая память, словесно-логическая память. План: 1. Общее понятие о памяти и её значение в жизни человека. 2. Виды памяти. 3. Физиологические и психологические теории памяти. 4. Общая характеристика процессов памяти: а) запоминание; б) сохранение и забывание; в) воспроизведение. & Список литературы: Основной ‑ рекомендуемые учебники: 1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 247-263. 2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. – С. 42-103. 3. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 189-202. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 401-411. и другие учебники по общей психологии. Дополнительный: 1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2003. – С. 256-292. 2. Психология памяти: хрестоматия по психологии / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008. – С. 9-20, 184–224, 400–422. 3. Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - С. 120-135. 4. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. - С. 217-226. 4 Темы докладов и рефератов (с указанием библиографического списка): Задача № 1. Задача № 2. Ниже описаны действия человека, характеризующие процессы памяти. Определите, какой процесс памяти проявляется в описанных действиях: а) запечатление, б) сохранение, в) воспроизведение, г) узнавание. 1. Ученику задали вопрос: «В каком году был напечатан роман И.С. Тургенева «Накануне»?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в свое время разгорелись жаркие споры в редакции журнала «Современник». Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда проходила и литературная борьба, год накануне крестьянской реформы 1861 года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860 году». 2. Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана искусственная и ничего не означающая сложная математическая формула. Ш. внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает ее к глазам, опускает ее и идет с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое. 3. Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад и воспроизводит 70 % содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 45 %. 4. На экзамене по математике ученик К. долгое время никак не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как К. безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона». Задача № 3. Ниже приводятся специфические особенности памяти и ее проявлений. Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческой памяти, а какие ‑ особенностям памяти машин. A. Весь объем материала никогда не запоминается целиком. Б. Информация запечатлевается лишь при условии, что в запоминающем устройстве произошли какие-то изменения под воздействием поступающей информации. B. Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством электрохимических изменений в белковых соединениях. Г. Весь объем материала может запомниться целиком. Д. Сигналы информации являются внешними, случайными по отношению к запоминающему устройству. Е. Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством процессов в электронных устройствах. Ж. Процессы восприятия, хранения и обработки информации носят избирательный характер. 3. Запоминает нестандартизированную информацию. И. Запоминает строго стандартизированную информацию. Задача № 4. Тема 6. Мышление Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Цель: сформировать у студентов понятие о мышлении, его видах, мыслительных операциях, представление о нейрописхологических основах и индивидуальных особенностях мышления, разновидностях динамики мышления при решении задач, умение распознавать и применять различные виды динамики при решении практических задач. Ключевые понятия: мышление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование, понятие, суждение, умозаключение, алгоритмическое мышление и эвристическое, дискурсивное и интуитивное мышление, широта и глубина мышления, быстрота ума, гибкость и критичность мышления. План: 1. Понятие о мышлении. Виды мышления. Мышление и логика. 2. Нейропсихологические основы мышления. 3. Динамика мышления при решении задач: а) этапы решения мыслительных задач; б) соотношение эвристического и интуитивного мышления в процессе решения задач. 4. Индивидуальные особенности мышления. & Список литературы: Основной ‑ рекомендуемые учебники: 1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 298-233. 2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с. 3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 207-226. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 430-452. и другие учебники по общей психологии. Дополнительный: 1. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - С. 200-480. 2. Тихомиров О.К. Психология мышления: учебн. пособие. - М.: Академия, 2002. - С. 36-79, 113-151, 247-268. 3. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии. – М.: МГУ, 1981. - С. 71-77. 4. Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы, определяющие решение задач // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М.: МГУ, 1981. - С. 289-297. 4 Темы докладов и рефератов (с указанием библиографического списка): Исследование креативности. 1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1981. – С. 10-90 (Серия «Педагогика и психология», № 10). 2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2002. –С.156 -242. (Серия «Мастера психологии»). 3. Пономарёв Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1988. – С. 115-212, 262-266. 4. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2003. – С. 100–151. Задача 1. Выберите из отличительных особенностей познавательных процессов те, которые характеризуют мышление человека: 1. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира. 2. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов ранее воспринятых предметов и явлений. 3. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей. 4. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений. 5. Отражение при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств; 6. Отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи. Задача 2. 1. Какова динамика мышления при решении задачи ‑ эвристическая или алгоритмическая? Задача 3. Задача 4. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения: · Мышление дает знание о ______________ свойствах, связях и отношениях реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к _________». · Опосредованный и _________________ характер мышления обеспечивает познание человеком не только явлений, но и их ______________________. · Мы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.48 (0.011 с.) |