Тема 1. Психология как Наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Психология как Наука



Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание самостоятельной работы Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия     Устное собеседование, оценка работы на семинаре
подготовка докладов и рефератов     Доклад, реферат
выполнение тестов для самопроверки     Тестирование
заполнение аналитической таблицы     Оценка по заполненной таблице
работа с основными понятиями темы, составление глоссария     Проверка записей в словаре, диктант терминологический
Трудоёмкость в часах по видам СРС      
Общая трудоёмкость в часах    

Цель: закрепить у студентов представление об основных этапах становления психологии как науки, зарубежных и отечественных психологических концепциях.

Ключевые понятия: структурализм, функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, когнитивная психология, гуманистическая психология, отечественные психологические школы.

План:

1. Основные этапы развития представлений о предмете психологии:

а) душа как предмет исследований;

б) сознание как предмет психологии;

в) психология как наука о поведении;

г) современные представления о предмете психологии.

2. Современные направления в зарубежной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, когнитивная психология, гуманистическая психология).

3. Отечественные психологические школы: московская, ленинградская, грузинская, пермская.

 

& Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 38-70.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - С. 15-35.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 28–44.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 23–63.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Ждан А.Н. История психологии: учебник. - М.: Изд-во МИР, 2007. – С. 237–282.

2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. - СПб.: Питер, 2006. – С. 23-45.

3. Психология ХХI века: пророчества и прогнозы // Вопросы психологии. – 2000. ‑ № 1. - С. 3-20; Там же. – 2000. ‑ № 2. – С. 4-25.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2003. – С. 54-83.

4 Темы докладов и рефератов (с указанием библиографического списка):

История развития психологии в России и СССР.

1. Ждан А.Н. История психологии: учебник. - М.: МГУ, 2007. – С. 401-471.

2. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. - М.: МПА, 1995. - С.106-134.

Актуальные проблемы психологии.

1. Психология ХХI века: пророчества и прогнозы // Вопросы психологии. – 2000. ‑ № 1. - С. 3-20; Там же. – 2000. ‑ № 2. – С. 4-25.

2. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии. – 1997. ‑ № 3. - С. 112 - 125.

3. Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. – С. 104-118.

Психологическая школа А.Ф. Лазурского - М.Я. Басова - B.C. Мерлина.

1. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характере. - М.: Наука, 1995. – 271 с.

2. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования: учебн. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1989. – С. 19-40.

Перечень контрольных вопросов для самооценки студента

? Выполните тест:

1. Укажите наиболее точное определение предмета психологии:
  А. Психология - наука, изучающая процессы активного отражения объективной реальности в форме ощущения,восприятия, мышления и других процессов В. психология изучает факты, закономерности и механизмы психики
  Б. Психология - наука о душе Г. Психология - наука о сознании
2. Когда психология выделилась в самостоятельную науку?
  А. В 16 веке с появлением термина «психология» В. В начале 20 века с оформлением психоанализа З.Фрейда
  Б. Во второй половине 19 века с развитием экспериментальной психологии
3. Что являлось предметом изучения в структурализме?
  А. Сознание В. Личность
  Б. Поведение человека Г. Ассоциации
4. Представители какого направления предложили формулу «стимул-реакция»?
  А. Психоанализ В. Бихевиоризм
  Б. Функционализм Г. Гуманистическая психология
5. В чем состоит наиболее существенный вклад гештальтпсихологии?
  А. Исследование законов восприятия и мышления В. Акцент на уникальности, неповторимости отдельной личности
  Б. Выделение в психике отдельных элементов Г. Выделение в психике отдельных функций
6. Что является предметом исследования гуманистической психологии?
  А. Познавательные процессы В. Личность и её развитие
  Б. Сознание Г. Бессознательное
7. Отличительной чертой отечественной психологии является использование категории …
  А. Бессознательного В. Деятельности
  Б. Активности Г. Сознания
8. Термин «высшие психические функции» ввел в отечественную психологию …
  А. Б.Г. Ананьев В. С.Л. Рубинштейн
  Б. Л.С. Выготский Г. И.П. Павлов
9. Кто из отечественных психологов описал структуру деятельности?
  А. Б.Г. Ананьев В. А.В. Петровский
  Б. А.Н. Леонтьев Г. В.М. Мясищев
10. Автор учения о высшей нервной деятельности ‑ …
  А. А.Р. Лурия В. А.А. Ухтомский
  Б. И.П. Павлов Г. Л.С. Выготский
         

 

 

? Заполните таблицу:

Основные направления зарубежной психологии:

Направление Представители Предмет психологии Основные теоретические положения
Структурализм      
Функционализм      
Бихевиоризм:      
· классический      
· необихевиоризм      
Психоанализ:      
· классический      
· неофрейдизм      
Гештальт ‑ психология      
Когнитивная психология      
Гуманистическая психология      

 

Тема 2. Предмет, задачи, методология и структура
современной психологии

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание самостоятельной работы Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия     Оценка работы на семинаре, устное собеседование
подготовка докладов и рефератов     Доклад, реферат
выполнение тестов для самопроверки     Тестирование
эссе     Проверка эссе
заполнение аналитической таблицы     Проверка таблицы
работа с основными понятиями темы, составление глоссария     Проверка записей в словаре, диктант терминологический
конспектирование     Проверка конспекта
Трудоёмкость в часах по видам СРС      
Общая трудоёмкость в часах    

Цель: уточнить и закрепить у студентов понятие о специфике и формах психического отражения, структуре психики и методах психологии; представление о различных подходах к решению психофизиологической проблемы в психологии.

Ключевые понятия: психика, индивид, личность, субъект, индивидуальность, психические процессы, психические свойства, психические состояния, сознание, бессознательное, психофизиологическая проблема, методы психологии.

План:

1. Понятие о психике, ее сущность, функции и структура.

2. Взаимосвязь психической и нейрофизиологической деятельности мозга.

3. Методы психологии и их характеристика.

& Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 12-38.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. – С. 12-28.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 3-16.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - С. 9-48.

2. Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2 т. - М.: Мир, 1992. - Т.1. - С. 83-84, 101-110.

3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: учебн. пособие. – Самара: БАХРАХ-М, 2003. - С. 3-9, 19-35, 59-74, 131-141, 163-172, 177-184, 227-234.

4. Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале 21 века // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. - № 1. - С. 23-34.

5. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: учебн. пособие по курсу «Введение в психологию». - М.: Смысл, 2005. – С. 100–151.

 

4 Темы докладов и рефератов (с указанием библиографического списка):

Структура и функции сознания.

1. Ломов Б.Ф. Сознание как идеальное отражение / Психология сознания // сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. - С. 110-136.

Теория бессознательного З. Фрейда и К. Юнга.

1. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989. С. 202-425.

2. Юнг К. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М., 1997 С.71-80.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.017 с.)