ТОП 10:

Какие из перечисленных свойств характеризуют человека как индивида, а какие – как личность?



Целеустремленность, упрямство, высокая эмоциональная возбудимость, приятный голос, критичность ума, хорошая дикция, средний рост, музыкальность, воспитанность, плохая пространственная координация, внимательность, подвижность, благородство, авторитет, честность, знания, идеалы, гуманность, низкая адаптация к темноте, самосознание, уровень личной культуры.


Тема 15. Самосознание

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание самостоятельной работы Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия   Оценка работы на семинаре, устное собеседование
решение задач   Проверка решения задач
доклады и рефераты   Доклад и реферат
работа с основными понятиями темы, составление глоссария   Проверка записей в словаре, диктант терминологический
Трудоёмкость в часах по видам СРС  
Общая трудоёмкость в часах  

Цель:закрепить представления о структуре личности, овладеть понятием «самосознание» и его структурными компонентами.

Ключевые понятия: структура личности, самосознание, «я-концепция», самооценка, уровень притязаний.

План:

1. Самосознание: понятие и его функции.

2. Структура самосознания, характеристика его компонентов.

3. Образ «Я», «Я-концепция» и их формирование.

4. Самооценка и уровень притязаний.

&Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. – С. 88-95.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 86-96.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 359-370.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - С. 28-74, 256-270.

2. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - С. 84-106.

3. Бернс Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - С. 67-118, 336-400.

4. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1982. - С. 127-132.

4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):

Я-концепция как результат самосознания.

1. Бернс Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - С. 67-118, 336-400.

2. Психология самосознания: хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2007. – 672 с.

Факторы развития самосознания.

1. Психология самосознания: хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2007. – 672 с.

2. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1982. – С. 127-137.

 

Перечень контрольных вопросов для самооценки студента

´ Задания для самостоятельной работы.

1. Форма психического отражения, проявляющаяся в осознании человеком себя субъектом деятельности, с присущими ему индивидуальными характеристиками, это

А) сознание

Б) мировоззрение

В) самосознание.

2. Особо сложный процесс опосредованного познания себя, который приводит к понятию собственного Я, отличного от других субъектов, это

А) самосознание

Б) самомнение

В) самоактуализация.

3. В онтогенезе первым появляется

А) сознание своей тождественности

Б) самооценивание

В) самопринятие.

4. Уровень трудности целей, выбираемых человеком, это

А) направленность личности

Б) уровень притязаний

В) уровень самооценки.

5. Уровень самоуважения зависит(согласно формуле Джеймса У.) от

А) окружения

Б) наследственности

В) уровня притязаний.

6. Ниже приведены выделенные И.С. Коном механизмы самооценивания. Объясните, для каких возрастных этапов характерно включение тех или иных механизмов.

А) Усвоение субъектом оценки его другими людьми (как непосредственное отражение чужих оценок, так и ориентация на то, как индивид представляет себе оценки, а также равнение на генерализованного другого).

Б) Социальное сравнение – индивид осознает и оценивает себя путем сравнения с другими людьми.

В) Самоатрибуция – индивид заключает о себе и о своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивания свое поведение в различных ситуациях.

´Вопросы для самопроверки

1. Каковы функции самосознания?

2. Какие основные компоненты входят в структуру самосознания?

3. Обозначьте основные этапы формирования самосознания.

 

Тема 16. Направленность личности

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание самостоятельной работы Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия   Оценка работы на семинаре, устное собеседование
доклады и рефераты   Доклад и реферат
работа с основными понятиями темы, составление глоссария   Проверка записей в словаре, диктант терминологический
тест   Тестирование
Трудоёмкость в часах по видам СРС  
Общая трудоёмкость в часах  

Цель:закрепить представления о структуре личности, освоить понятия потребности и мотивы, овладеть классификацией мотивов, соотношения целей и мотивов личности.

Ключевые понятия:мотивы, направленность, иерархия мотивов.

План:

1. Мотивационно-потребностная сфера человека. Иерархия потребностей и мотивов.

2. Основные характеристики направленности личности.

3. Формы направленности.

4. Виды направленности.

&Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 511-535.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 295-315.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 353-359.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: учебн. пособие по спецкурсу. - Пермь: ПГПИ, 1988. – С.10-19, 19-40.

2. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969. – С. 29-70, 174, 193.

3. Маслоу А. Дальние резервы человеческой психики. - М.: Наука, 1999. – С.117-161, 211-313.

4. Платонов К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000. - С. 119-130.

4Темы докладов и рефератов,(с указанием библиографического списка):

Мотивационно-потребностная сфера личности.

1. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990. - С. 11-40, 41-82, 217-245.

2. Ильин Е.Н. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – С. 46-62, 65-70, 143-182.

Установки и направленность личности.

1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2007. – 511 с.

2. Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001. – С. 8-146, 373-415.


Перечень контрольных вопросов для самооценки студента

 

´ Задания для самостоятельной работы.

1. С точки зрения отечественных психологов, основным источником активности человека и животных являются

А) цели;

Б) потребности;

В) социальное окружение.

2. Мотив – это

А) переживание;

Б) источник активности;

В) побуждение к активности.

3. Источником активности личности в теории З.Фрейда является

А) потребности;

Б) инстинкты;

В) социальные условия.

4. В соответствии с концепцией А. Маслоу потребность в самоактуализации является

А) следствием духовного развития человека;

Б) результатом социализации;

В) врожденной.

´Вопросы для самопроверки

1. Объясните суть понятия «потребность» и «мотив».

2. Каковы основные характеристики мотивационной сферы человека?

3. Каким образом мотивационная сфера характеризует личность?

4. Какова сущность мотивационной теории А. Маслоу?


Тема 17. Характер

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание самостоятельной работы Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия   Оценка работы на семинаре, устное собеседование
решение задач   Проверка решения задач
доклады и рефераты   Доклад и реферат
работа с основными понятиями темы, составление глоссария   Проверка записей в словаре, диктант терминологический
тест   Тестирование
Трудоёмкость в часах по видам СРС  
Общая трудоёмкость в часах  

Цель:закрепить представления о структуре личности, освоить понятие характера как социально-типичных и индивидуально своеобразных свойств личности, структуру характера.

Ключевые понятия:характер, типология характеров, акцентуация.

План:

1. Понятие о характере, его специфические особенности.

2. Механизмы характера, взаимосвязь темперамента и характера.

3. Структура характера, типологии характера.

4. Формирование характера.

&Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 12-26, 38-68.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 400-432.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 457-465.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - С. 101-116, 136-159.

2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Речь, 2010. – С. 50-125.

3. Страхов И.В. Психология характера. - Саратов: СГПИ, 1970. – С. 10- 80.

4. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М: Педагогика Пресс, 1995. – С. 238-349.

4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):

Манипулятивные характеры.

1. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. – М.: Апрель-Пресс; Психотерапия, 2008. – С. 17-47.

2. Основы конструктивного общения: хрестоматия / сост. Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. - С.129-145.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.119.106 (0.009 с.)