Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какие психологические механизмы памяти лежат в основе описанных фактов?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
A. В известном рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса. Б. Девочка Маша, персонаж рассказа А.П. Чехова «Мальчики», взглядывая на Чечевицына, задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас вчера чечевицу готовили». B. Ученик много раз подряд повторял стихотворение, которое ему поручили выучить к празднику, и никак не мог прочесть его без запинки. Решив, что с этой задачей ему не справиться, он лег спать. Утром, вспомнив о выступлении, он попытался воспроизвести стихотворение, и повторил его без ошибки с первого раза. Г. Когда дошкольникам читают страшную сказку и просят тут же пересказать ее, дети не в состоянии точно воспроизвести все события, о которых только что слышали. Однако через некоторое время они могут почти дословно пересказать эту сказку. ´ Вопросы для самопроверки · Дайте характеристику памяти как познавательному психическому процессу. · Какие физиологические теории памяти вы знаете? · Какие психологические теории памяти вы знаете? · Дайте характеристику основным видам памяти. · Охарактеризуйте основные виды запоминания. · Какие основные приёмы и способы произвольного запоминания вы знаете? · Охарактеризуйте процессы воспроизведения и узнавания. · Расскажите о законе забывания, открытом Г. Эббингаузом. Какие способы и методы, направленные на замедление процессов забывания, вы знаете? · Расскажите о явлениях проактивного и ретроактивного торможения. · Каков основной способ борьбы с забыванием? ? Выполните тест: 1. Закончите предложение, выбрав правильный вариант из предложенных. "Сенсорная память…": а) сохраняет информацию в пределах 1 минуты; б) действует на уровне рецепторов; в) обладает ёмкостью, не превышающей 11 элементов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 2. Выберите верное утверждение из предложенных: а) длительность хранения информации в долговременной памяти зависит от важности запоминаемого материала; б) мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить; в) всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем узнать его среди других предъявляемых стимулов; г) процессы памяти не связаны с процессами мышления; д) долговременная память обладает ограниченной ёмкостью. 3. Что такое реминисценция? а) непроизвольное воспроизведение давно казалось бы забытого, более полное и красочное; б) воспроизведение при повторном восприятии объекта; в) активное воспроизведение, во многом зависящее от ясности поставленных задач; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 4. Какая теоретическая концепция лежит в основе приведённого мнения? "Процесс памяти сводится к следующему: если определённые психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех её элементов. Свидетельством этому является известный житейский приём завязывания узелка на память". а) психоаналитическая концепция; б) ассоциативная психология; в) бихевиоризм; г) деятельностный подход; д) когнитивная психология. 5. Установите соответствие:
Тема 6. Мышление Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Цель: сформировать у студентов понятие о мышлении, его видах, мыслительных операциях, представление о нейрописхологических основах и индивидуальных особенностях мышления, разновидностях динамики мышления при решении задач, умение распознавать и применять различные виды динамики при решении практических задач. Ключевые понятия: мышление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование, понятие, суждение, умозаключение, алгоритмическое мышление и эвристическое, дискурсивное и интуитивное мышление, широта и глубина мышления, быстрота ума, гибкость и критичность мышления. План: 1. Понятие о мышлении. Виды мышления. Мышление и логика. 2. Нейропсихологические основы мышления. 3. Динамика мышления при решении задач: а) этапы решения мыслительных задач; б) соотношение эвристического и интуитивного мышления в процессе решения задач. 4. Индивидуальные особенности мышления. & Список литературы: Основной ‑ рекомендуемые учебники: 1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 298-233. 2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с. 3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 207-226. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 430-452. и другие учебники по общей психологии. Дополнительный: 1. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - С. 200-480. 2. Тихомиров О.К. Психология мышления: учебн. пособие. - М.: Академия, 2002. - С. 36-79, 113-151, 247-268. 3. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии. – М.: МГУ, 1981. - С. 71-77. 4. Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы, определяющие решение задач // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М.: МГУ, 1981. - С. 289-297. 4 Темы докладов и рефератов (с указанием библиографического списка): Исследование креативности. 1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1981. – С. 10-90 (Серия «Педагогика и психология», № 10). 2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2002. –С.156 -242. (Серия «Мастера психологии»). 3. Пономарёв Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1988. – С. 115-212, 262-266. 4. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2003. – С. 100–151. Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта. 1. Развитие и диагностика способностей / под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. – С. 32-349. 2. Рыбалко Е.Ф., Кулешова Л.Н., Прохоренко Г.В., Балакшина Ж.А. Интеллектуальный потенциал в разные периоды жизни человека // Вестник СПб. ун-та. – 1996. – Сер.6. – Вып. 2 (№ 13). – С. 65-73. Теории интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, Р.Б. Кеттелл). 1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2008. – С. 192-246. (Серия «Учебник нового века»). 2. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 1997. - С.13–17, 23-31, 243–279. 3. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005. – С. 154-160, 173-179, 535-585. ´ Аннотирование статей и книг 1. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002. - Глава 2. - С. 37-134. 2. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 200-299. Перечень контрольных вопросов для самооценки студента
´ Задания для самостоятельной работы. Задача 1. Выберите из отличительных особенностей познавательных процессов те, которые характеризуют мышление человека: 1. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира. 2. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов ранее воспринятых предметов и явлений. 3. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей. 4. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений. 5. Отражение при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств; 6. Отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи. Задача 2. 1. Какова динамика мышления при решении задачи ‑ эвристическая или алгоритмическая?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.240 (0.009 с.) |