Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие психологические механизмы памяти лежат в основе описанных фактов?

Поиск

A. В известном рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.

Б. Девочка Маша, персонаж рассказа А.П. Чехова «Мальчики», взглядывая на Чечевицына, задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас вчера чечевицу готовили».

B. Ученик много раз подряд повторял стихотворение, которое ему поручили выучить к празднику, и никак не мог прочесть его без запинки. Решив, что с этой задачей ему не справиться, он лег спать. Утром, вспомнив о выступлении, он попытался воспроизвести стихотворение, и повторил его без ошибки с первого раза.

Г. Когда дошкольникам читают страшную сказку и просят тут же пересказать ее, дети не в состоянии точно воспроизвести все события, о которых только что слышали. Однако через некоторое время они могут почти дословно пересказать эту сказку.

´ Вопросы для самопроверки

· Дайте характеристику памяти как познавательному психическому процессу.

· Какие физиологические теории памяти вы знаете?

· Какие психологические теории памяти вы знаете?

· Дайте характеристику основным видам памяти.

· Охарактеризуйте основные виды запоминания.

· Какие основные приёмы и способы произвольного запоминания вы знаете?

· Охарактеризуйте процессы воспроизведения и узнавания.

· Расскажите о законе забывания, открытом Г. Эббингаузом. Какие способы и методы, направленные на замедление процессов забывания, вы знаете?

· Расскажите о явлениях проактивного и ретроактивного торможения.

· Каков основной способ борьбы с забыванием?

? Выполните тест:

1. Закончите предложение, выбрав правильный вариант из предложенных.

"Сенсорная память…":

а) сохраняет информацию в пределах 1 минуты;

б) действует на уровне рецепторов;

в) обладает ёмкостью, не превышающей 11 элементов;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

2. Выберите верное утверждение из предложенных:

а) длительность хранения информации в долговременной памяти зависит от важности запоминаемого материала;

б) мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить;

в) всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем узнать его среди других предъявляемых стимулов;

г) процессы памяти не связаны с процессами мышления;

д) долговременная память обладает ограниченной ёмкостью.

3. Что такое реминисценция?

а) непроизвольное воспроизведение давно казалось бы забытого, более полное и красочное;

б) воспроизведение при повторном восприятии объекта;

в) активное воспроизведение, во многом зависящее от ясности поставленных задач;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

4. Какая теоретическая концепция лежит в основе приведённого мнения? "Процесс памяти сводится к следующему: если определённые психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех её элементов. Свидетельством этому является известный житейский приём завязывания узелка на память".

а) психоаналитическая концепция;

б) ассоциативная психология;

в) бихевиоризм;

г) деятельностный подход;

д) когнитивная психология.

5. Установите соответствие:

а) биохимическая теория памяти 1) оперативная память
б) вид памяти, обслуживающий рабочие процессы 2) генетическая память  
в) яркая, образная память 3) память на тексты
г) словесно-логическая память 4)эйдетическая память
  5) сенсорная память
  6) иконическая память
  7) эхоическая память


Тема 6. Мышление

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание самостоятельной работы Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия     Оценка работы на семинаре, устное собеседование
решение задач     Проверка решения задач
доклады и рефераты     Доклад и реферат
работа с основными понятиями темы, составление глоссария     Проверка записей в словаре, диктант терминологический
аннотирование книг, статей     Выступление
тест     Тестирование
Трудоёмкость в часах по видам СРС      
Общая трудоёмкость в часах    

Цель: сформировать у студентов понятие о мышлении, его видах, мыслительных операциях, представление о нейрописхологических основах и индивидуальных особенностях мышления, разновидностях динамики мышления при решении задач, умение распознавать и применять различные виды динамики при решении практических задач.

Ключевые понятия: мышление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование, понятие, суждение, умозаключение, алгоритмическое мышление и эвристическое, дискурсивное и интуитивное мышление, широта и глубина мышления, быстрота ума, гибкость и критичность мышления.

План:

1. Понятие о мышлении. Виды мышления. Мышление и логика.

2. Нейропсихологические основы мышления.

3. Динамика мышления при решении задач:

а) этапы решения мыслительных задач;

б) соотношение эвристического и интуитивного мышления в процессе решения задач.

4. Индивидуальные особенности мышления.

& Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 298-233.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 207-226.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 430-452.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - С. 200-480.

2. Тихомиров О.К. Психология мышления: учебн. пособие. - М.: Академия, 2002. - С. 36-79, 113-151, 247-268.

3. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии. – М.: МГУ, 1981. - С. 71-77.

4. Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы, определяющие решение задач // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М.: МГУ, 1981. - С. 289-297.

4 Темы докладов и рефератов (с указанием библиографического списка):

Исследование креативности.

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1981. – С. 10-90 (Серия «Педагогика и психология», № 10).

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2002. –С.156 -242. (Серия «Мастера психологии»).

3. Пономарёв Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1988. – С. 115-212, 262-266.

4. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2003. – С. 100–151.

Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта.

1. Развитие и диагностика способностей / под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. – С. 32-349.

2. Рыбалко Е.Ф., Кулешова Л.Н., Прохоренко Г.В., Балакшина Ж.А. Интеллектуальный потенциал в разные периоды жизни человека // Вестник СПб. ун-та. – 1996. – Сер.6. – Вып. 2 (№ 13). – С. 65-73.

Теории интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, Р.Б. Кеттелл).

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2008. – С. 192-246. (Серия «Учебник нового века»).

2. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 1997. - С.13–17, 23-31, 243–279.

3. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005. – С. 154-160, 173-179, 535-585.

´ Аннотирование статей и книг

1. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002. - Глава 2. - С. 37-134.

2. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 200-299.


Перечень контрольных вопросов для самооценки студента

 

´ Задания для самостоятельной работы.

Задача 1.

Выберите из отличительных особенностей познавательных процессов те, которые характеризуют мышление человека:

1. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира.

2. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов ранее воспринятых предметов и явлений.

3. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.

4. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений.

5. Отражение при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств;

6. Отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи.

Задача 2.

1. Какова динамика мышления при решении задачи ‑ эвристическая или алгоритмическая?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.240 (0.009 с.)