Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Филогенетические аспекты эмоций.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: МГУ, 1976. - С. 34-40. 2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - С. 38-40. Контроль и регуляция эмоциональных состояний. 1. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: ФиC, 1981. – С. 96–107. 2. Леви В.Л. Искусство быть собой. - М.: Знание, 1991. – С. 86-91. Сосотояние как психическое явление. Куликов Л. В. Проблема описания психических состояний / Психические состояния: Хрестоматия / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Издат. Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – С. 11‑44.
Перечень контрольных вопросов для самооценки студента
´ Задания для самостоятельной работы. Задача 1. 1. В начале XX века популярной была теория эмоций Джеймса-Ланге. Эти психологи считали, что эмоции возникают в результате восприятия человеком изменений, происходящих в собственных мышцах и внутренних органах. Согласно этой теории, не потому человек смеется, что ему смешно, а ему смешно, оттого, что он смеется. Не потому у человека льются слезы, что он плачет, а он плачет, оттого, что льются слезы. В чем правы и в чем не правы авторы этой теории эмоций? 2. Определите, к какой категории эмоциональных явлений (настроение, аффект, эмоция, чувство, страсть, стресс, фрустрация, депрессия, тревога и т.д.) относятся описываемые в каждом примере переживания. По каким признакам это можно определить? А. Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы: куда девались их задор и одержимость? Б. Во время экзамена по математике сильный ученик, отличник не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние: все забыл. В. Ученик 6-го класса рассказывает, что, когда он расстроен, то начинает всем грубить. Злоба так его охватывает, что он хочет излить ее на окружающих. Из-за этого возникают ссоры, драки и всякие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается. Г. Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле, странно неловко выпячиваясь, и билась о стену... - Наташу! - кричала она, отталкивая от себя окружающих. - Подите прочь все! Неправда! Убили!... Ха-ха-ха-ха!... Неправда!» Д. В условиях аварийной ситуации у оператора Ч. наблюдаются учащенное мигание, сухость во рту, усиленная двигательная активность, напряженность голоса, блокирование процесса восприятия: Ч. слушает и не слышит, смотрит и не видит. Объем восприятия узок, показания приборов воспринимает с ошибками, мыслительная деятельность затруднена. Нарушает инструкцию об определенном порядке действий. Наблюдаются сенсорные и двигательные отвлечения: оператор смотрит в окно, переходит с места на место. Дает без надобности сигнализацию. Все это приводит к выпадению ряда необходимых операций и к ошибочным действиям. Е. При решении задачи у испытуемого чрезмерно повысилась двигательная активность. В течение всего опыта он насвистывал, напевал, постукивал по столу пальцами, потирал руки и лицо. Движения, прежде осторожные и точные, стали сильными и размашистыми. Стал необычайно говорлив: к звуковому сигналу об ошибке отнесся резко отрицательно. Затруднения высказывал вслух. В конце опыта появилась одышка. Но сознательный контроль за ходом выполнения деятельности не был нарушен. Испытуемый использовал логические выкладки при определении допущенных ошибок. Задача 2. Из перечисленных ниже чувств выберите те, которые относятся к моральным, интеллектуальным, эстетическим. Дайте обоснование своего выбора. Справедливость, трагический юмор, честь, товарищество, комическое, догадки, удивление, красивое, долг, патриотизм, трудовой энтузиазм, художественная ценность, сомнение, коллективизм.
Задача 3. В настоящее время имеет место два подхода к управлению состоянием психического стресса, возникающего у человека в экстремальных условиях деятельности. Один из них может быть обозначен как симптоматический. Процесс управления стрессом в этом случае уподобляется симптоматическому лечению болезни, т.е. воздействию на отдельные симптомы: если у человека появляется робость, вселяют уверенность в его силах; нарушения сна - проводят сеансы гипнотического внушения сна. Другой подход - системный - предполагает осуществление управления стрессом не отдельными воздействиями, направленными на борьбу с отдельными симптомами, а системой воздействий, адресованных к различным уровням индивидуальных свойств человека (по Б.А. Вяткину). Какой из подходов будет более эффективным и почему?
´ Вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте эмоции и чувства как специфические формы отражения действительности. 2. Как соотносятся понятия «эмоции» и «чувства»? 3. Опишите эмоциональные состояния (чувственный тон ощущений, настроение, стресс, аффект, фундаментальные эмоции и др.). 4. Дайте характеристику высшим чувствам человека. 5. Расскажите об основных функциях эмоций и чувств. 6. Раскройте суть психоорганических теорий эмоций (Джеймс-Ланге, Кеннон-Бард). 7. В чем суть теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера? 8. Охарактеризуйте информационную теорию П.В. Симонова. 9. Расскажите о физиологических основах эмоций (концепция эмоциональных «центров» и концепция «эмоционального мозга»). 10. Охарактеризуйте системный подход в изучении мозговых механизмов эмоций. Тема 10. Воля Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.
Цель: закрепить понятие о воле как высшем уровне регуляции, о структуре волевого акта, сформировать представление о взаимосвязи мотивационной сферы личности и волевой деятельности, о методах исследования и развития волевых качеств. Ключевые понятия: воля, произвольность, саморегуляция, волевой акт, волевые качества личности. План: 1. Понятие о воле. Общая характеристика волевых действий. 2. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. 3. Структура волевого акта. 4. Волевые качества человека и их развитие. 5. Патология воли. & Список литературы: Основной ‑ рекомендуемые учебники: 1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 373-392. 2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с. 3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 134-135. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 206-226. и другие учебники по общей психологии. Дополнительный: 1. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2011. – С. 86-91. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. – С. 182-204. Перечень контрольных вопросов для самооценки студента ´ Вопросы для самопроверки 1. Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования поведения. 2. Охарактеризуйте волевые действия. 3. Раскройте взаимосвязь воли и сознания. 4. Какие вы знаете теории воли? 5. Каковы взгляды античных и средневековых философов на проблему воли? 6. Что является физиологической основой воли? 7. Что вы знаете о нарушениях воли? 8. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий. 9. Что такое волевое усилие и решительность? 10. Что относится к волевым качествам человека? 11. Каково соотношение волевых усилий и волевых качеств? 12. Основные этапы развития воли у ребенка. 13. Какова роль сознательной дисциплины в формировании воли. 14. Назовите факторы, способствующие проявлению волевых усилий. 15. Количественная оценка уровня развития волевых качеств. ´ Задания для самостоятельной работы. Задача 1.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.61 (0.012 с.) |