ТОП 10:

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.



А. Внимание — это ... и ... сознания на каком-нибудь предмете, явлении, деятельности или переживании.

Б. Благодаря вниманию, ... объектов становится более ясным, отчетливым.

В. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врождённый признак … внимания

Г. Внимание человека определяется структурой его …, отражает её протекание и служит механизмом её контроля.

Д. У человека важнейшим фактором управления подкорковыми центрами и, следовательно, важнейшим фактором произвольного внимания становятся … раздражители.

2. Какие свойства внимания обнаруживаются в следующих примерах?

1. Изумительная трудоспособность Н. Г. Чернышевского позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера.

2. Однажды Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он отметил начало варки. А спустя некоторое время обнаружил, что держит в руках яйцо, а варит часы.

3. Ответьте, почему...

1) ... световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гаснет?

2) ... летчики не могут одновременно низко вести самолет и отыскивать на земле мелкие предметы?

3) ... находясь в гостях и будучи полностью поглощенным беседой с собеседником, вы моментально реагируете на свое имя, негромко произнесенное в другой группе гостей («феномен вечеринки»)?

5) ... во многих спортивных соревнованиях звучит предварительная команда?

6) ... чайник, которого вы ждете, никак не закипает?

4. Какие виды внимания рассматриваются в приведённых примерах?

1. Студент, целенаправленно готовящийся к трудному экзамену по нелюбимому предмету, вдруг натыкается в учебнике на заинтересовавший его факт. С этого момента подготовка, ранее требовавшая неусыпного внимания, вдруг приобретает цель и превращается в увлекательный процесс, не требующий специального контроля.

2. Дремлющие пассажиры поздней электрички вздрагивают от грохота проезжающего по соседним путям скорого поезда и после того, как тот прошел, некоторое время сохраняют бдительность.

3. Врач даже у прохожих на улице замечает признаки распространенных заболеваний.

4. Аспирант, просматривающий в научной библиотеке каталог, мгновенно «отлавливает» книги с «ключевыми» для его исследования словами.

5. Абитуриенты, сдающие письменный экзамен, поднимают головы, если распахивается дверь аудитории.


Тема 8. Воображение

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание самостоятельной работы Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия   Оценка работы на семинаре, устное собеседование
решение задач   Проверка решения задач
работа с основными понятиями темы, составление глоссария   Проверка записей в словаре, терминологический диктант
подготовка презентации   Презентация
Трудоёмкость в часах по видам СРС  
Общая трудоёмкость в часах  

Цель: сформировать у студентов понятие о воображении, его видах и приемах создания образов, дать представление о роли воображения в практической деятельности.

Ключевые понятия:воображение, активное и пассивное воображение, преднамеренное и непреднамеренное воображение, воспроизводящее и творческое воображение, мечта, грёзы, агглютинация, гиперболизация, типизация, акцентирование, схематизация.

План:

1. Понятие о воображении, его физиологические механизмы.

2. Виды воображения.

3. Приёмы создания новых образов.

&Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 288–298.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина.- 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 222–230.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. –С. 414-425.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – С. 3–33.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 2010. – 656 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. – С. 295–307. (Серия «Мастера психологии»).

 

Перечень контрольных вопросов для самооценки студента

 

?Решите задачи:

Вставьте пропущенные слова в следующих утверждениях.

А. Психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи называется ....

Б. Процесс воображения свойствен только ... .

В. Образы ... служат основой воображения.

Г. По степени психической ... различают... и ... виды воображения.

Д. Грезами называются ... вызванные ... фантазии, не связанные с ... .

Е. Активное ... воображение предполагает создание ..., ..., ..., не имеющих аналога и характеризующихся ... и новизной.

Какие общие приемы воображения использованы при создании названных образов? По каким признакам это можно установить?

1. В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа — кентавры, сфинксы, драконы, гаргульи (рыльца водосточных труб, выполненные в виде фантастических фигур). Некоторые из них воплощены в картинах и скульптурах.

2. А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит злодей Разбойник по-звериному,

И от его ли-то от посвисту соловьего,

И от его ли-то покрику звериного,

То все травушки-муравы уплетаются,

Все лазуревы цветочки осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются,

А что есть людей, то все мертвы лежат.

(«Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

3. Беседуя о создании литературных образов, А. М. Горький говорил: «Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека, а берут тридцать—пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д.» Он советовал молодым писателям: «Если вы описываете лавочника, так надо сделать так, чтобы в одном лавочнике было описано тридцать лавочников, в одном попе — тридцать попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе — арзамаского попа...».

4. Художник создаёт орнамент, элементы которого взяты из растительного мира.

5. Как известно, происхождение термина "психология" связано с двумя греческими словами: «психе» и «логос». В греческой мифологии Психе представляла собой олицетворение человеческой души; изображалась в виде молодой девушки с крыльями бабочки.

 

´ Задания для самостоятельной работы.

Подготовьте презентацию по вопросу: «Приёмы создания новых образов воображения».


Раздел 3. Регулирующие психические процессы

Тема 9. Эмоции и чувства

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание самостоятельной работы Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия   Оценка работы на семинаре, устное собеседование
решение задач   Проверка решения задач
доклады и рефераты   Доклад и реферат
работа с основными понятиями темы, составление глоссария   Проверка записей в словаре, диктант терминологический
аннотирование книг, статей   Выступление
тест   Тестирование
Трудоёмкость в часах по видам СРС  
Общая трудоёмкость в часах  

Цель:закрепить понятие об эмоциях и чувствах, функциях эмоциональной сферы и формах эмоциональных переживаний, сформировать представление о роли эмоций в практической и познавательной деятельности.

Ключевые понятия:эмоции, чувства, настроение, аффект, стресс, страсть, базальные эмоции, фрустрация, высшие чувства.

План:

Й семинар.

1. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. Понятия «эмоции» и «чувства», их отличия и связь.

2. Функции эмоций и чувств.

3. Формы эмоциональных переживаний (настроение, базальные эмоции, страсть, аффект, стресс, фрустрация, высшие чувства).

Й семинар.

1. Теории эмоций.

2. Физиологические основы эмоций (локализационистский и системный подходы).

3. Проблема психических состояний.

&Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 392–416.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. – С. 128-132.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 316-330.

и другие учебники по общей психологии.

Дополнительный:

1. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999. – С. 41–71.

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2008. – С. 14–38, 69-79, 239- 311.

3. Психические состояния: Хрестоматия / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Издат. Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – С. 11‑44, 196-243.

4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):

1. Теория дифференциальных эмоций (С. Томкинс, К. Изард).

Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999. - С. 124–139.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.28 (0.011 с.)