Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Однозначные и многозначные слова.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сколько лексических значений имеет слово ЦЕЛЬ: Дать представление об однозначных и многозначных словах, показать, как используются в речи многозначные слова. Формировать элементарные навыки анализа лексики, опознания однозначных и многозначных слов. Повторить правописание гласных в корнях слов (проверяемых и непроверяемых ударением).
Ход урока 1. Проверка домашнего задания (устно). Орфографическая работа. Запишите слова, объясните написание гласных в слабой позиции: брош..ра, в..стибюль, б..тарея. к..л..кольчик. Определите лексическое значение этих слов (запишите его). Какие из них имеют не одно, а несколько лексических значений? Итак, в русском языке есть слова с одним лексическим значением — однозначные и с несколькими лексическими значениями. Такие слова называются многозначными.
Работа по теме урока. Работа с материалом для наблюдений и теоретическим материалом на стр. 129—130. Упр. 329. Упр. 330 — записать словосочетания с предложенными словами (по три слова по вариантам). Сколько словосочетаний вы записали? Есть ли что-либо общее в разных лексических значениях слова? В ы в о д: Одним и тем же словом могут быть названы такие предметы, которые имеют определенное сходство, т. е. многозначное слово называет разные предметы, в чем-то сходные между собой.
Тренировочные упражнения. Упр. 331—устно. Определите, являются ли многозначными следующие слова (записаны на доске): Острый, кисть, клевать, язычок, шишка, горький, перемена, заводить. Записать словосочетания с разными значениями многозначных слов. Объяснить, в чем сходны между собой предметы, признаки и действия, которые называет многозначное слово. Упр. 333 (устно). Упр. 335. Р а б о т а с т а б л и ц е й (записана на доске). Рассмотреть, заполнить, при необходимости обратиться к упражнению 332.
О б о б щ е н и е у ч и т е л я: все лексические значения многозначного слова толкуются в одной словарной статье, т. к. имеют определенное сходство между собой. Уяснить смысл многозначного слова можно только в контексте. З а п о м н и т е! Многозначность — источник выразительности речи. Писатели часто используют многозначность в своих произведениях. Упр. 334. Упр. 336 (устно и письменно).
5. Домашнее задание. Слово красный в русском языке, кроме обозначения цвета, употребляется в значении красивый нарядный добрый. Найти в русских сказках предложения с этим словом. 5-6 таких предложений записать в тетрадь и указать лексическое значение слова красный в этих предложениях.
Урок 83 Тема: Прямое и переносное значение слов ЦЕЛЬ: Познакомить с прямым и переносным значением слова; показать, как используются слова в переносном значении в художественных текстах (как основа создания художественных тропов: метафор, олицетворений, эпитетов). Формировать навыки анализа художественного текста, нахождения в нем известных тропов.
Ход урока 1. Проверка домашнего задания. Устно — чтение примеров из сказок со словом красный. 2. Орфографическая работа. Записать слова, дать их лексическое значение. Составить с ними словосочетания и предложения: коллекция, юный, паутина, муравей.
Работа по теме урока. Чтение и анализ теоретического материала — стр. 132—133. Упр. 337 (устно). Чтение и анализ текста (материал распечатан). Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца... Вчера еще это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падал на землю золотыми каплями. (М. М. Пришвин) Назовите его тему и основную мысль. Найдите в тексте слова в переносном значении, определите их роль в раскрытии основной мысли текста. Какое значение слова называется переносным? З а п о м н и т е! Употребление особо выразительных слов или оборотов речи в переносном значении на основе сходства называется метафорой. С помощью метафор создаются художественные образы.
Тренировочные упражнения. Запишите под диктовку предложения, расставьте необходимые знаки препинания. В саду горит костер рябины красной но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти от желтизны не пропадет трава. Потемнели выси и глубины ветерок порывист и остер в ярких галстуках рябины собрались на праздничный костер. Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо. В предложениях подчеркните грамматические основы. Укажите метафоры. Упр. 340. Объясните, в каком значении использованы глаголы в этих предложениях: в прямом или переносном? Составьте и запишите с этими глаголами такие предложения, в которых бы они использовались в прямом значении. Обобщение и систематизация изученного. Составление лингвистического высказывания о прямом и переносном значении слова. В своем рассказе использовать схему: Значение слова Прямое Переносное Прямо указывает на предмет, Переносит прямое значение действие, явление. слова на другой предмет седая голова седая зима волчий хвост волчий аппетит Знакомство с олицетворением. Запишите предложение: Возле речки, у обрыва, плачет ива, плачет ива. Подчеркните в нем грамматическую основу. Какое действие выполняет подлежащее? Что в нем необычного? З а п о м н и т е! Переносное значение, при котором неживым предметам приписываются действия людей, называется олицетворением. И метафоры, и олицетворения указываются в толковом словаре как переносное значение слов (сокращенно перен.). Упр. 342. Чтение и анализ текста. Есть ли в тексте метафора? Олицетворение? Докажите свое мнение. Приведите пример эпитета (художественного определения). В ы в о д у ч и т е л я: Используя изобразительные средства языка (олицетворения, метафоры, эпитеты), автор достигает выразительности в изображении февральских дней.
5. Домашнее задание. Подготовить рассказ о прямом и переносном значении слов. Списать текст упр. 342, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Урок 84 Тема: Омонимы ЦЕЛЬ: Познакомить с понятием «омонимы» и различием между омонимами и многозначными словами. Формировать навык опознания омонимов и умение употреблять омонимы в речи.
Ход урока 1. Проверка домашнего задания. Языковая разминка. Записать слова: съесть, лопнуть, треснуть, раскалываться, задавить, заманить. Составьте с двумя из них (по вариантам) предложения, в которых бы каждое из слов употреблялось в прямом и переносном значении. Какой стиль речи вы используете, составляя предложения с переносным значением этих слов?
Работа по теме урока. Чтение теоретического материала и материала для наблюдений на стр. 134—135. Запомнить определения омонимов. Найдите в толковом словаре (стр. 288) словарные статьи о слове вал. Сколько словарных статей имеется в словаре? Запишите в тетрадь столько предложений, сколько словарных статей есть в учебнике, по образцу: вал — это… Подчеркните в этих предложениях грамматические основы и второстепенные члены. Объясните постановку знаков препинания.
Тренировочные упражнения. Упр. 344. Составьте словосочетания с записанными на доске словами: лук, месяц, пеночка, шашки (яркий, короткий, горький, тугой, настольные, казачьи, пушистая, сладкая). Докажите, что это слова-омонимы и у них разные лексические значения. Упр. 347. Являются ли омонимами выделенные слова? Почему? (это не омонимы, т. к. относятся к разным частям речи). Отгадайте загадки, предложенные ученым-лингвистом Т. Б. Голубом: 1) Какая гусеница не годится для танка? 2) Какой губкой нельзя мыться? 3) В каких лесах нельзя заблудиться? Составьте и запишите предложения со словами-омонимами. Упр. 348:
5. Домашнее задание. Упр. 345. Подготовить устное сообщение по плану: 1) Слово и его лексическое значение. 2) Основные способы толкования лексического значения. 3) Однозначные и многозначные слова. 4) Что такое омонимы.
Урок 85 Тема: Синонимы ЦЕЛЬ: Познакомить с понятием «синонимы». Дать представление о связи синонимов и многозначных слов и функции синонимов в речи. Формировать навык определять общее лексическое значение синонимов.
Ход урока 1. Проверка домашнего задания. Языковая разминка. Переписать предложения (распечатаны), вставить пропущенные буквы и знаки препинания и объяснить их постановку графически. 1) Луна н..бесное тело. 2) Ноч.. прошла под большой чист..й луной и к утру лег первый моро... 3) Над г..рой м..л..дой месяц закр..снелся кверху ро..ками заход..т. Выписать из предложений слова, которые называют по-разному один и тот же предмет. В ы в о д у ч и т е л я: В русском языке есть разные слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же (один и тот же предмет, признак, действие). Такие слова называются синонимы.
Работа по теме урока. Чтение материала учебника — стр. 137. Пользуясь материалом для справок (в учебнике), доказать, что слова из упр. 349 являются синонимами: Получившиеся предложения записать в тетрадь и объяснить постановку знаков препинания. Записать предложения в тетрадь (материал распечатан), заменяя повторяющийся глагол подняться подходящими по смыслу синонимами. Учитель вошел в класс, и ученики поднялись со своих мест. Больной чувствовал себя хуже. У него пропал аппетит, поднялась температура. После того как больной стал принимать лекарство, ему стало лучше. Он стал есть. У него поднялось настроение. Скоро ему можно будет подняться с постели. Сочинение ученика начиналось словами: «Было тихое морозное утро. Солнце поднялось над горизонтом. Вчера вечером поднялся сильный ветер, а к утру он стих...» Сделать синтаксический разбор последнего предложения. Какой вывод о роли синонимов в речи можно сделать после выполнения этого задания? (Синонимы играют в речи важную роль, т. к. делают ее не только более грамотной, но и выразительной, избавляют речь от повторения одних и тех же слов, т. е. однообразия). Упр. 352. В ы в о д: Синонимы различаются стилистической окраской. Среди синонимов есть нейтральные (разговор, глаза), книжные (очи), разговорные (болтовня). Записать под диктовку предложение, расставить и объяснить в нем знаки препинания: И сказала сказка мне Федору жалко. Подчеркнуть слово, которое вводит слова автора в прямую речь. Придумать и записать к нему по два синонима, распределив их в три столбика в зависимости от стиля употребления:
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.196 (0.008 с.) |