Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Контрольный диктант и его анализ

Поиск

Диктант

 

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжёлые колосья касаются лица и собираются удержать меня. Из придорожных зарослей вылетела перепёлка и скрылась во ржи.

Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля и кусты возле речи. Она ярко блестит на солнце.

Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и грибов. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоит присесть, и сразу увидишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберёзовики.

Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. Здесь моё лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.

(По Д. Зуеву)

 

В а р и а н т.

Тестовая работа.

1. Найти слово с нулевым окончанием.

а) говорил, б) влево, в) красиво, г) писать

2. Окончание - ть указывает, что глагол стоит в...

а) будущем времени; б) неопределенной форме; в) прошедшем времени; г) настоящем времени.

3. Окончание -ишь служит окончанием...

а) существительного женского рода; б) глагола 2-го спряжения, стоящего в настоящем времени, 3 лице, единственном числе; в) глагола 2-го спряжения, стоящего в настоящем или будущем времени, 2 лице, единственном числе; г) глагола неопределенной формы.

4. Записать два однокоренных слова с окончанием .

5. Выписать из текста слова, соответствующие схемам:

Глагол:

Прилагательное:

Существительное:

Ветерок играет серебристыми листьями невысокой ивы, и они слегка дрожат от этого. Скоро стало трудно отделить линию воды и берега.

6. Распределить слова в таблицу по видам орфограмм:

объед..няться, ц..пленок, разр..слись, стр..миться, крыж..вник, ш..пот, распол..гаться

Вид орфограмм-гласных в корнях слов Примеры
  Проверяемая ударением  
  Непроверяемая  
  Чередующаяся  
  о-е после шипящих  
  ы-и после ц  

 

6. Составить и записать предложение по схеме:

(а) (а) (ое) (е)

7. Списать слова, обозначить, какой частью речи они являются. Отметить в каждом из них ту морфему, которая указывает на грамматические признаки этих частей речи:

а) шелестит, б) разговорились, в) лесник, г) безбрежный.

 

Урок 116

Тема: Р.р. Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

ЦЕЛЬ: Формировать знания о роли деталей в художественном описании, дать представление о натюрморте. Формировать навык создания текста-описания малопредметного натюрморта.

 

Ход урока

Чтение и анализ текстов.

Определить, к какому стилю относятся эти тексты. Свое мнение обосновать.

 

Знакомство с натюрмортом как видом живописи.

Каждый художник на своем творческом пути встречается с изображением вещей. Он учится изображать форму, цвет предмета, располагать их в пространстве, в их отношении друг к другу. Мастером натюрморта является и П. П. Кончаловский.

 

Работа по картине.

Чему посвящено полотно?

Какое чувство возникает, когда вы видите эту ветку сирени?

Какую сирень изображает художник? Какого цвета, оттенка ветки на картине? Свежая ли сирень или стоит давно? Как автору удалось это передать? Как именно выписаны ветки и цветки?

В ы в о д: Своей картиной художник передает восхищение богатой природой, свою любовь к ней.

 

4. Написание письма другу с описанием в нем картины. Какой стиль речи используете?

 

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

Урок 117

Тема: Самостоятельные и служебные части речи

ЦЕЛЬ: Познакомить с предметом изучения морфологии, с тремя группами частей речи. Дать представление о месте причастия, деепричастия и категории состояния в системе частей речи. Формировать умение распознавать слово как часть речи, осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.

 

Ход урока

Языковая разминка.

Записать предложение, найти в нем изученные орфограммы, графически обозначить условия их выбора. Подчеркнуть грамматические основы предложения.

Ландыш уже распустился, и белые чашечки его цветов светились в темной траве.

(В. Солоухин)

 

Работа по теме урока.

Прочитать текст на стр. 177, вставляя пропущенные названия частей речи. Сделать вывод. П о м н и т е: Способность слов той или иной части речи называть определенные явления действительности определяет их грамматическое значение, которое проявляется в грамматических формах слов и в их синтаксической роли в предложении.

Каждая часть речи характеризуется набором признаков: лексическим значением, общим грамматическим значением, синтаксической ролью в предложении.

Записать под диктовку слова: два, двойка, двое, двойной, удвоить, вдвоем, двоякий, дважды.

Обозначить, какой частью речи они являются.

Составить с ними словосочетания.

Вспомнить, что называется словосочетанием.

Знакомство с местом причастия, деепричастия и категории состояния в системе частей речи.

Упр. 459, 460 — чтение и пересказ лингвистических текстов.

Упр. 461 (помимо слова белеющий, рассмотреть слово белея) — устно.

Обобщение изучено — работа с таблицами из упр. 462.

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 463. Выписать в тетрадь только те слова, для правильного написания которых надо знать, какой частью речи является слово. С невыписанными словами составить и записать словосочетания.

Работа с таблицей.

к т о? ч т о? к а к о й? к а к а я? ч т о д е л а т ь? ч т о с д е л а т ь? к а к? к у д а? о т к у д а? к о г д а?
       

 

Записать в таблицу названия частей речи, которые отвечают на данные вопросы. Привести свои примеры и записать их в таблицу.

Списать слова, записанные на доске, вставить буквы, определить, какой частью речи они являются. При затруднении обратиться к таблице из предыдущего задания.

Б..готня, б..рьба, ш..рина, в..сячий, п..лзучий, вп..ред, изд..лека.

Пользуясь таблицей, объяснить, слова какой части речи имеют значение: а) предмета, б) признака предмета, в) действия, г) признака действия.

Списать предложения (распечатаны), вставить пропущенные буквы. Союзы обвести в овал, а предлоги – в квадрат. Однородные члены предложения подчеркнуть как члены предложения. Сделать вывод, как изменятся эти предложения, если убрать из них все служебные части речи.

Белка песенки поет и..решки все грызет. Кто-то терем прибирал да х..зяев поджидал. Ветер (по) морю гуляет и к..раблик подг..няет. (Перед) ним м..лва б..жала, быль и не быль разглашала. Белочка (при) всех з..лотой грызет..рех, изумрудец вынимает, а скорлупки собирает. Правду ль бают или лгут, дива я (не) вижу тут.

(А. С. Пушкин)

Записать под диктовку пословицы:

В радости знай меру, в б..де веры (не) теряй. (Не) будь упрям, а будь прям. Плохой друг, как тень: в солнечный день беги — (не) убежишь, в пасмурный ищи — (не) сыщеш... Злой человек и самого себя (не)навидит.

Сделать вывод о написании частицы не в этих предложениях. Объяснить значение некоторых пословиц (по усмотрению учителя)

 

4. Домашнее задание. Составить 3—4 предложения, использовав в них все изученные на уроке части речи.

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (20 + 4)

Урок 118



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.009 с.)