Тема: Контрольный диктант и тестовая работа



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Контрольный диктант и тестовая работа



 

Диктант

Разговор деревьев

Шоколадные почки распускаются, и на каждом зеленом хвостике висит большая прозрачная капля.

Если растереть между пальцами даже одну почку, потом долго все будет пахнуть ароматной смолой березы, тополя или черемухи.

Понюхаешь черемуховую почку и вспомнишь, что осенью забирался вверх по дереву за ягодами. Ел их горстями прямо с косточками.

Ветер теплый. В тишине начинают шептаться между собой деревья. Осинка молодая вышла, стоит свечой на поляне, помахивает веточкой, приглашает рыжего бельчонка в гости. Прекрасная стройная елочка приветливо кивает вершиной. Хорошо в лесу!

 

Тест

1 в а р и а н т

1. Указать имена существительные.

Они, всходы, теплота, яблочный, трусость, нянчит, вождение, обедают.

2. Указать словосочетания, в которых существительные оканчиваются на :

Гулять по улиц.., отдыхать в санатори.., заботиться о молодеж.., строить на побереж.., жить в селени.. .

3. Указать слово с суффиксом -щик-

Подпис..ик, извоз..ик, чекан..ик, груз..ик.

4. Какое из существительных имеет только форму единственного числа?

Студент, молодежь, юноша, девушка.

5. Какое существительное в родительном падеже множественного числа имеет окончание -ов:

Валенки, носки, макароны, дела.

6. Какое существительное в И. п. мн. числа имеет окончание ?

инженер, офицер, профессор, тренер.

 

2 в а р и а н т

1. Указать имена существительные.

Он, доброта, хождение, свежесть, жадничает, рыбачий, завтракают.

2. Указать словосочетания, в которых существительные оканчиваются на :

Собраться на площад.., писать о геро.., расположиться в рощ.., росли в тепл.., прогуляться по алле.. .

3. Указать слово с суффиксом -чик-

Перебеж..ик, камен..ик, бакен..ик, носильщ..к.

4. Какое из существительных имеет только форму множественного числа?

Вьюги, метели, заморозки, оттепели.

5. Какое существительное в родительном падеже множественного числа имеет окончание -ов:

6. Какое существительное в именительном падеже мн. числа имеет окончание ?

директор, доктор, мастер, шофер.

 

Урок 140

Тема: Р.р. Устное сочинение по картине

И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1. Работа с картиной — упр. 564.

Рассмотреть репродукцию картины.

Объяснить название.

В чем своеобразие художественного мастерства живописца. Какие краски, оттенки использует художник?

2. Чтение и анализ текста (высказывание художника И. Э. Грабаря):

Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В то необычное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник — праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликивания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба... Если бы хоть десятую долю этой красоты передать...

 

Беседа по картине.

Всмотритесь в картину. Какое настроение отличает картину? Каким показано на ней небо? Как понять выражение голубая эмаль неба?

Каким изображен на картине снег? Одинаков ли он на солнце и в тени? Удалось ли художнику изобразить февральский снег?

На переднем плане на картине нарисована береза, удивившая художника февральским утром. Опишите, какие оттенки цвета использует художник, когда изображает ее ствол и ветки. При пересказе используйте слова и выражения из текста.

Проанализируйте три названия к картине:

1) «Лазоревый февраль»

2) «Конец февраля»

3) «Февральская лазурь»

Какое название наиболее полно отражает замысел автора? Свой ответ аргументируйте.

4. Подготовка устного сочинения (рассказа) по картине. Используйте материалы текста в своем рассказе. Какую основную мысль вы постараетесь передать в своем сочинении? (В картине художника И. Э. Грабаря запечатлена поэзия пробуждающейся весны)

 

5. Домашнее задание. По образцу составления устного сочинения по картине выполнить упр. 564. (Описать картину Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».)

 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12 + 4)

 

Урок 141

Тема: Имя прилагательное как часть речи

ЦЕЛЬ: Познакомить с характеристикой прилагательного по значению. Морфологическим признакам и синтаксической роли. Познакомить с ролью прилагательного в речи.

 

Ход урока

Орфографическая разминка.

Списать предложение, вставляя пропущенные буквы (текст распечатан).

В уставшем от зимн.. тягост.. лесу, когда еще не ра..пустились проснувшиеся почки, когда мертв.. бур.. листья лежат пластом. Когда гол.. ветви еще не ш..леспят, а лишь пот..хоньку трогают друг друга, — неожиданно донесся запах подснежника.

Объяснить орфограммы. Выписать из текста слова, строение которых соответствует схемам:

Существительное —

Прилагательное —

Придумать еще два прилагательных с таким же строением.

Что называется прилагательным? Для чего они служат в речи?

 

Работа по теме урока.

Прочитать текст, записанный на доске, сначала опустив слова, заключенные в скобки, а второй раз полностью.

Мещера

Я открыл для себя под Москвой (заповедную) землю — Мещеру. Открыл я ее случайно, рассматривая клочок карты. На этой карте было все: (глухие) леса, (глубокие) озера, (извилистые лесные) речки... Ничто так не обогатило меня, как этот (скромный и тихий) край.

(К. Паустовский)

Б е с е д а: Какой вариант текста понравился больше? Почему?

Выписать в тетрадь слова, благодаря которым описание стало более точным.

Что же обозначают прилагательные? На какие вопросы отвечают? Какие морфологические признаки имеют? Как изменяются? Каким членом предложения бывают чаще всего? Сделать вывод о роли прилагательных в художественном описании.

Чтение теоретического материала о прилагательном на стр. 217.

Из предложенных слов (записаны на доске) выписать, вставляя пропущенные буквы, имена прилагательные (рядом дописать проверочные слова).

Поч..рнели, п..тнистый, св..тлячок, б..лизна, т..мно, ненавис..ный, про..здной, х..дячий, загр..знить, д..ревенский, с..нева, св..тло, д..рзить, съ..добный, покр..снение, поб..дили, повзр..слел.

Записать предложения. Определить в них синтаксическую роль прилагательных.

Интересную книгу легко читать.

Эта книга интересная.

От записанных на доске существительных образовать словосочетание прилаг.+ существит.

Город — шум; осень — холод; дерево — листва; стекло – лампа; железо — кровля; дорога — пыль, музыка — песня, молоко — корова.

Обозначьте падеж существительных и прилагательных. Сделать вывод об изменении прилагательных и существительных и о роли прилагательных в речи.

Упр. 568.

Наблюдение над поэтическим текстом:

Прочитать стихотворение С. Щипачева.

Где березняк, рябой и редкий,

Где тает дымка лозняка,

Он, серенький, сидит на ветке

И держит в клюве червяка.

Но это он, простой, невзрачный,

Озябший ночью от росы,

Заворожит поселок дачный

У придорожной полосы.

О какой птице говорится в тексте? Слова какой части речи помогли узнать птицу? Назвать прилагательные, обозначающие: а) цвет, б) отношение автора к воробью. Какими членами предложения являются эти имена прилагательные?

В ы в о д! Художественное описание делается более точным и выразительным, благодаря именам прилагательным.

Прочитать прилагательные, записанные на доске:

а) мрачный, темный, б) разъяренный, гневный, яростный, в) громкий, оглушительный г) ветхий, старый, д) стремительный, быстрый.

Как называются эти прилагательные, близкие по своему лексическому значению?

Записать их в тетрадь, расположив слова в порядке нарастания степени признака. К каждой группе синонимов подобрать подходящие по смыслу существительные.

Сделать в ы в о д: Определения, выраженные именами прилагательными-синонимами употребленными в одном предложении в определенной последовательности, являются однородными членами предложения и на письме разделяются запятыми.

Упр. 570.

 

3. Домашнее задание: запомнить теоретические сведения, отработанные на уроке, выполнить упр. 569.

 

Урок 142



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.175.108 (0.009 с.)