Тема: Р.р. Невыдуманный рассказ о себе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Р.р. Невыдуманный рассказ о себе



ЦЕЛЬ: Познакомить со структурой устного рассказа и ролью неязыковых (мимики, жестов) средств в нем. Формировать умение составлять устный рассказ на основе собственного жизненного опыта.

 

Ход урока

1. Беседа:

Что такое рассказ? Какова его структура? Что необходимо чтобы устный рассказ хорошо слушали.

 

Работа с текстом-образцом.

Прочитать текст про себя (распечатан).

Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой. День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, и из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья. Они повисли на траве, на ветках кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. «Погляди, Юра, как красиво», — сказала мама. Я взглянул. Через все небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один ее конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.

От нагретой солнцем земли после дождя шел легкий пар. В воздухе пахло цветами, медом и земляникой.

(По Г. Скребицкому)

З а д а н и я.

1) Озаглавить текст.

2) Определить тип речи.

3) Передать в 2—3 предложениях содержание текста. Что в нем описывается? Можно ли его назвать рассказом? Свое мнение обоснуйте.

4) Какие прилагательные использует автор, чтобы образно и ярко описать дождь?

5) Найти в тексте слова-формы одного и того же слова и однокоренные слова. Обозначьте в них корень.

6) Указать, какой частью речи являются выделенные слова. Укажите грамматические признаки, которые помогают определить часть речи.

7) Выделить грамматическую основу в последнем предложении. В чем ее своеобразие?

Редактирование сочинения учащегося (текст распечатан).

Однажды в лесу случился интересный случай. Об этом случае мне рассказала мама.

Когда мама была маленькой, она часто с подружками ходила в лес за ягодами и грибами. Она взяла с собой большую корзинку. Вот идет она по лесу, собирает землянику. А подружка вдруг как закричит! Подружка чего-то испугалась. Оказывается, ее испугал маленький лисенок. Он рыженький и пушистый. Он, наверное, заблудился. Они решили взять его домой. Они посадили его в корзинку и понесли домой.

Дома мама дала лисенку поесть, но лисенок был еще маленький и не умел есть. Тогда она подсунула лисенка собаке, у которой были щенки. Собака стала кормить лисенка. Потом лисенка выпустили в лес.

Оценить сочинение. Исправить повторы и ошибки. Пересказать текст в исправленном виде.

Упр. 661. Подготовить устный рассказ по предложенному началу.

 

 

Урок 176—177

Тема: Контрольный диктант и его анализ

 

Диктант

Вот я и написала письмо. Изложила свои мысли на бумаге, сложила лист пополам, подровняла концы, положила в конверт, чуть коснулась краев кисточкой с клеем и отправила письмо в город Ростов.

Потом я расположилась на диване и вспомнила, как вчера загорала на пляже.

Следующее утро. Солнце еще не разгорелось. Застряло в облаках, как золотая рыбка, только блестящие плавники плавно касаются горизонта. Природа замерла. Я выглядываю в окно и тоже замираю.

Время застилать кровать. Через пять минут постель застелена, а я делаю зарядку. Я хочу коснуться ладонями пола. Получилось, касаюсь. Я скачу, бегаю на месте, прыгаю. Просто блестяще!

 

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

1) Выделить корни с чередующимися гласными. Графически объяснить их написание.

2) Выписать по два глагола совершенного и несовершенного вида и записать их в начальной форме.

 

Урок 178

Тема: Время глагола

ЦЕЛЬ: Актуализировать сведения о трех временах глагола, формировать умение определять время глагола.

 

Ход урока

Орфографическая разминка.

Записать под диктовку предложения, объяснять написание Ь.

Кто хочет учиться, тот учится хорошо. Кто стремится приобрести знания, тот не боится трудностей, а старается их преодолеть. Недаром говорится, что дело мастера боится.

Рассказать о слове по морфемам:

………………. (ю) ……………….

……………….

 

Работа по теме урока.

В с п о м н и т ь! Какие формы времени имеет глагол? На примере глагола протянуться доказать, что глаголы изменяются по временам. Как изменяется глагол в настоящем, будущем и прошедшем времени?

Работа с текстом (распечатан).

На деревенских гумнах, засыпанных соломой и пламеневших рябинами, стаями пиршествовали, квохтали, трещали, взвизгивали дрозды. Много было их и в ближайших осиновых и березовых перелесках. Небо все больше усеивается звездами, и среди звезд гогочут, летят гуси. А на дороге вдруг слышится звон бубенцов и вскоре навстречу вылетает удалая тройка. Она также быстро пропадает. Только валдайские бубенчики все еще звучат в наших ушах.

(Н. Смирнов)

Выписать глаголы, распределив их по временам.

Работа с таблицей.

 

Вид Время
Настоящее Будущее
Несовершенный вид Пишу Буду писать
Совершенный вид Не образует Напишу

 

Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени? Почему?

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 662 и рисунок — стр. 248.

Упр. 663.

Найти «четвертое лишнее». Записать без этого слова, определить вид, время, лицо и число глаголов.

1) Принес, принесут, будут носить, занесут.

2) Направляем, направляют, направят, направлю.

3) Решаю, решу, решат, будут решать.

Работа с текстом. Прочитать, озаглавить его (распечатан). Выписать из текста глаголы, указать их вид. Поставить эти глаголы в форму будущего времени.

Наступили первые осенние заморозки. С низкорослых кустов начинает исчезать багряная листва. С деревьев бесконечным дождем рассыпаются листья. Расщедрилась красавица осень на краски! Реже стали распевать веселые песни птицы. Они готовятся к отлету на юг. Ранним утром и поздним вечером легкий морозец беспощаден к ним. Птицам становится холодно и голодно. Не жалуются на бескормицу в эту пору только дрозды. С большим аппетитом набрасываются они на сочные гроздья рябины. Все чаще по ночам изморозь бесшумно окутывает деревья.

 

4. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Лес просыпается». Употребить в нем глаголы, стоящие во всех временах.

 

Урок 179

Тема Прошедшее время

ЦЕЛЬ: Формировать знания об изменении глаголов в прошедшем времени, о написании безударных гласных перед суффиксом - л -, о правильном ударении. Формировать умение изменять глаголы в прошедшем времени по числам и по родам в единственном числе.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Орфографическая разминка.

От глаголов крашу, слушаю, чищу, каюсь, белю, иду, расту, плету образовать начальную форму, сохранив вид. Графи чески выделить основы.

 

Работа по теме урока.

Анализ стихотворения Ж. Давитьянц:

Оса в комнате

Залетела к нам оса

И гудела два часа.

Извелась совсем без дела,

Даже вроде похудела.

Я достал в шкафу варенье,

Я к животным — всей душой!

— На, поешь для подкрепленья,

Будешь толстой и большой!

Выписать глаголы в форме прошедшего времени. Что обозначают эти глаголы? Какая морфема участвует в образовании формы прошедшего времени? Как изменяются глаголы в прошедшем времени? При ответах на вопросы использовать глаголы из стихотворения.

Чтение теоретического материала — стр. 249.

Образовать прошедшее время от глаголов:

а) играть, свистнут, кормить. Сделать вывод об употреблении гласной перед суффиксом - л-.

Орфограмма № 2— стр. 249.

б) нести, мести стричь, беречь. Обратить внимание, что иногда прошедшее время образуется по-особенному.

Упр. 664.

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 665 и слова на полях стр. 250.

О б р а т и т ь в н и м а н и е на особенности ударения в глаголах прошедшего времени женского рода.

Упр. 665 — устно.

Работа с текстом.

Вставить пропущенные глаголы. Обозначить время этих глаголов (материал распечатан).

Страшный случай

Коля, Антоша и Костя... чью-то нору.

— Может, сусличья? —... Коля.

— Ну! Сусличья! Сусличья маленькая, а эта вон какая, — … Костя.

—А чья же?

— Может быть, лисья? —... Антоша.

— Если лисья, то в ней скверно... Лиса ведь неряха.

— А может быть, эта нора брошена?

Костя... ладонями о землю у входа в нору и... в нее руку. И сейчас же... ее, громко вскрикнув.

— Что с тобой? —... товарищи.

Костя показал ладонь. На ней краснели два маленьких, как точки, пятнышка.

— Змея ужалила, гадюка! — в ужасе … Коля.

(По И. Пузанову)

Прочитать шуточные стихи О. Григорьева, соблюдая правильную интонацию (распечатаны).


Пирог

— Кто съел пирог?

— Мы не ели.

То есть мы съели,

Но не хотели.

Это все птицы,

Они прилетели,

И, если б не мы,

Они бы все съели.

Драка

На рынке подрались собаки,

На драку сбежались зеваки.

Чтобы к собакам пробиться,

Стали кошелками биться.

Так разодрались зеваки,

Что разбежались собаки.


 

Бабушка

Старая, слабая бабушка

Оставила дома ключик.

Звонила старая бабушка,

Но не открыл ей внучек.

Старая бабушка уснула,

В дверь кулаком бахнула,

Дубовая дверь рухнула,

Соседка на кухне ахнула,

Качнулся сосед на стуле,

Свалился с кровати внучек,

Упала с полки кастрюля

И бабушкин маленький ключик.

Выписать из них глаголы в форме прошедшего времени, графически обозначить окончания и суффиксы. Доказать, что эти глаголы изменяются по родам.

Образовать форму прошедшего времени от глаголов:

Выздороветь, примерить, развеять, видеть, видеться, слышать, ненавидеть.

Подчеркнуть гласную перед суффиксом - л -. Объяснить ее написание.

Списать. От глаголов, стоящих в скобках, образовать форму прошедшего времени. Подчеркнуть гласную перед суффиксом прошедшего времени. Вставить пропущенные буквы.

(Посеять) крошку, а (выр..сти) с ло..ку. (Повеять) прохладой. Волк (почуять) опасность. Снег быстро (таять). (Раскаяться), да поз..но. Друг на друга (надеяться) и оба ничего не (сделать). Пришлось всю жизнь (маяться).

 

5. Домашнее задание. Орфограмма № 2. Упр. 667.

 

Урок 180

Тема: Настоящее время

ЦЕЛЬ: Формировать знания о том, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида. Продолжить отработку навыка правильно произносить глаголы в форме настоящего времени. Формировать умения образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов и изменять глаголы в настоящем времени.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (устно).

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 1.

Объяснить значение фразеологизмов. Назвать глаголы. Указать их форму.

Даром хлеб есть. Сесть на хлеб и воду. Перебиваться с хлеба на квас.

Составить с этими фразеологизмами предложения, употребляя глаголы в форме прошедшего или настоящего времени.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 2.

Подобрать к сочетаниям слов глаголы-синонимы и записать их, выделяя приставки и суффиксы. Поставить ударение.

Стал красным, стал полным, стал худым, стал бледным.

Орфографическая разминка.

Придумать предложения с каждой парой слов:

Посчитать — счесть; слышать — слыхать.

В текстах какого стиля они могут быть?

Работа по теме урока.

Анализ материала для наблюдений — стр. 251. Какие действия выражают глаголы в форме настоящего времени?

Выписать из текста глаголы, распределяя их по временам (материал распечатан).

Удивительная кошка

Несчастная кошка порезала лапу.

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге,

Шумит и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит!

(Д. Хармс)

Образуйте от любых двух глаголов форму времени, которого нет в тексте. От всех ли глаголов это можно сделать?

Упр. 669.

Упр. 670.

Упр. 671.

От глаголов, записанных на доске, образовать форму настоящего и прошедшего времени. Вставить пропущенные буквы.

Зап..рать, зап..реть, раст..рать, раст..реть, слушать, возвыс..ть, взвес..ть, уничтож..ть, ненавид..ть.

От всех ли глаголов можно образовать обе формы времени?

 

4. Самостоятельная проверочная работа. Списать текст (распечатан), вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы, определить их вид и время.

Кто сеет в лесу

Кр..ты по ночам трудились в лесу на полян.. и всю ее изрыли. Насыпали горки земли. Ра..пахали бороз..ки. Человеку трудно стало передвигат..ся по этой пашн...

Дождь см..чил кротовую пашню, со..нце нагрело ее. Кто же начнет сев?

Вокруг полянки ра..пол..жились ели. Ра..крыли свои шишки. Полетел ветер, и полетели бе..шумно вниз на ж..лтых параш..тиках ле..кие семена. Одни ветер с полянки утащил, другие в зар..слях травы зат..рялись. Но многие попали на рыхлую почву, и выр..сли потом юные елочки. Теперь войдешь в лес и (не) увидишь на бороздках св..бодного места. Так кроты весной пашут, елки и ветер сеют. К лесные поляны зар..стают деревьями.

 

5. Домашнее задание. Упр. 668.

 

Урок 181

Тема: Будущее время

ЦЕЛЬ: Познакомить с простой и сложной формами будущего времени, формировать знания об образовании форм будущего времени и умение образовывать формы будущего времени и употреблять их в речи.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (устно).

 

2. Орфографическая работа (распечатать).

Согласовать глаголы в прошедшем времени и прилагательные с существительными. Вставить пропущенные буквы.

Ра..ст..лалось голубое небо, тихо плыл.. и та..л.. сверкающ.. облака. Тянул.. свеж.. зап..хом тающ..го снега. Утро перешл.. в светлый со..нечный денек. В небе цвел.. серебрян.. солнце.., все дрогнул.., ожил... И засмеял..сь, пена шипел.. и вздыхал...

 

Работа по теме урока.

Анализ материала дня наблюдений — стр. 252. Составление таблицы «как образуется будущее время глаголов» и запись ее в грамматическую тетрадь.

 

Упр. 673.

Упр. 674.

Упр. 675.

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 672.

Работа с текстом (распечатан).

Прочитать. Какую картину вы себе представляете? В форме какого времени употреблены глаголы? Какой образ создают они в тексте? Выписать глаголы и образовать от глаголов настоящего времени возможные формы будущего времени.

Крымские горы

Крымские горы очень своеобразны. Они тянутся от Севастополя к северо-востоку и кончаются у Феодосии. Лежат они тремя рядами — «грядами».

И правда, похоже, будто проложены три громадные огородные грядки, а между ними дорожки. Только называются эти дорожки «долины».

Выгнуты эти горные хребты подковой и отделяют южный берег от степной части полуострова. Горы защищают берег от холодных ветров.

В давние времена склоны гор были покрыты густыми лесами, но их давно вырубили. Леса своими корнями задерживали влагу в земле, а развесистые кроны заслоняли реки от палящих лучей южного солнца. Вырубив леса, люди сами обезводили Крым.

Найти «четвертый лишний» глагол. Остальные глаголы записать, указан их вид, время, лицо и число.

Направляем, направляют, направят, направляю.

От всех ли записанных на доске глаголов можно образовать форму 1-го лица единственного числа будущего времени? Записать нужную форму, указав вид и время глаголов.

Восхищаться, защитить, упростить, почтить, победить.

 

5. Домашнее задание. Упр. 678.

 

Урок 182

Тема: Спряжение глаголов

ЦЕЛЬ: Формировать знания о спряжении глаголов и умение определять личные окончания глаголов. Продолжить формирование навыка изменять глаголы по лицам и числам.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Орфографическая работа.

Поставить записанные на доске глаголы в прошедшее время, подобрать к ним существительные. Составить с ними три предложения.

Примерить, развеять, видеть, зависеть, слышать, ненавидеть, рассеять, бросить, шагать.

Указать вид этих глаголов.

 

Работа по теме урока.

Б е с е д а: Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? Сколько типов спряжений у глаголов? Как определить спряжение у глаголов с ударными окончаниями?

Чтение теоретического материала— стр. 254.

Упр. 679.

Упр. 680.

 

Тренировочные упражнения.

Списать предложения (распечатаны), раскрывал скобки. Орфограммы обозначьте, ставя глаголы в нужную форму.

Уж тает снег, бегут ручьи, в окно (веять) весною. Вдоль аллей, над сон..ыми прудами бреду я наугад. Осен..ей свежестью, листвою и плодами благоухает сад. Над весе..ним красноталом в красн..м блеске со..нце встало. Был теплый дождь, в траве стоит вода, и стрекоза на ветке обсыхает.

У глаголов указать спряжение, вид и время.

Записать неопределенную форму от глаголов: смотрит, фыркает, скалит, пойман. Указать спряжение глаголов.

Списать словосочетания и слова (записаны на доске). Над существительными надписать род, число, падеж, а над глаголами — время и лицо:

чуткий человек, нести в корзине, прелестная вещь, не удержишь в палатке.

Работа со стихотворением Г. Пяткова.

Шторм


Сегодня с рассвета

Бесну..тся море,

Вороча..т камни,

Встает на дыбы.

И пен..тся волны

В широком просторе,

С разбега дробясь,

О гранитные лбы.

Как будто бы вызов

Природою брошен,

И листья шуршат,

На крутом берегу,

И ветер мохнатое

Небо ерош..т,

И гнет кипарис

На бульваре в дугу.

Крикливые чайки

Пугливо притихли.

Баркасы укрылись

За каменный мол

По улицам города

Нос..тся вихри,

И тополь сто..т

Весь до веточки гол.


Выписать из текста глаголы, вставить пропущенные личные окончания, определить спряжение.

 

5. Домашнее задание.

Записать пословицы, поговорки, загадки, стихотворные строки с глаголами в настоящем или будущем времени. Указать лицо и число глагола.

 

Урок 183



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1871; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.132 с.)