Тема: Синтаксический разбор сложного предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Синтаксический разбор сложного предложения



ЦЕЛЬ: Познакомить с порядком синтаксического разбора сложного предложения. Формировать навык проведения синтаксического разбора сложного предложения. Продолжить формирование умения составлять план ответа на лингвистическую тему.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Языковая разминка.

Записать словосочетания под диктовку, составить с любыми из них 3 предложения по записанным на доске схемам:

Осознавать горечь поражения, разменять монеты, прекратился к вечеру, увлекаться спортом, удивительная погода, приехал издалека, интересный рассказ, проявить интерес, узкая тропинка, составлять план, бежать по дороге, сократить текст, ярко блеснет, наслаждаться отдыхом, украшать землю, поразительная тишина.

 

Работа по теме урока.

Знакомство с порядком разбора сложного предложения на стр. 91.

Разберите по предложенной схеме предложение: Ветер завыл, сделалась метель.

Упр. 233. (Списать предложения, начертить их схемы, объяснить знаки препинания и сделать письменный разбор этих предложений.)

Работа с текстом. Выборочное списывание (материал распечатан).

В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. Все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью что казался одушевленным.

(А. С. Пушкин)

а) Выписать из текста сложное предложение, указать его вид и начертить схему. б) Найти предложение с однородными членами и подчеркнуть их как члены предложения. в) Первое предложение разобрать по членам.

 

4. Домашнее задание. Запомнить порядок синтаксического разбора сложного предложения. Упр. 236.

 

Урок 56

Тема: Р.р. Заголовок и основная мысль текста

ЦЕЛЬ: Напомнить, что заголовок отражает основную мысль текста; активизировать знания о типах речи и языковых средствах выразительности. Формировать умение выбирать заголовок в соответствии с основной мыслью текста, определять тип речи и соответствующие средства языковой выразительности.

 

Ход урока

1. Беседа. Вспомните, что такое текст? Каковы его основные признаки?

Что называется темой текста? Основной мыслью текста? Что делает текст выразительным?

 

Чтение и анализ текста.

Край пруда порос сплошь кувшинками. Лодка взрезала эту гущу с сухим шорохом. В разрывах зарослей проступала вода пруда, как сок арбуза в треугольнике разреза.

Мальчик и девочка стали рвать кувшинки. Оба ухватились за один и тот же нервущийся и тугой, как резина, стебель. Он стянул их вместе. Дети стукнулись головами. Лодку как багром подтянуло к берегу. Стебли перепутывались и укорачивались, белые цветы с яркою, как желток, кровью сердцевиной уходили под воду и выныривали со льющейся из них водою.

(Б. Пастернак)

Определите тему и стиль текста.

Озаглавьте текст так, чтобы название отражало его содержание.

Какие языковые средства характерны для этого текста?

 

Работа с текстом упр. 234.

Прочитать, доказать, что это текст. Определить его тему и главную мысль. Выбрать название, отражающее главную мысль текста В. Пескова.

Определить типы текста, встречающиеся в нем. С помощью каких слов автор рассказывает об олене, рисует его движение.

Объясните написание слов с пропущенными буквами и скобками. Найдите в тексте сложные предложения, объясните знаки препинания в них.

Прочитайте текст еще раз.

 

4. Написание изложения по этому тексту.

 

Урок 57

Тема: Проверочный тест

ЦЕЛЬ: Проверить усвоение изученного материала по синтаксису, проверить умение различать словосочетания и предложения; простые и сложные предложения, главные и второстепенные члены предложения.

 

Ход урока

1. Выпишите 3 словосочетания из предложения.

Михаил Илларионович Кутузов посвятил свою жизнь военному искусству.

2. Укажите глагольное словосочетание

а) длинными кистями, б) медленно плывет, в) близко от дороги, г) ветка мимозы

3. В каком словосочетании неверно подчеркнуто главное слово?

а) зеленая паутина б) писал стихи в) в глубине парка г) приходили в ветхость

4. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

а) Вдруг ярко блеснула молния.

б) Над лесом плыл убывающий месяц.

в) Все звуки сливаются в одну песню.

г) Он слышал пение дрозда, скворца и ласточки

5. В каком предложении сказуемое выражено именем прилагательным?

а) Птиц Пушкин любил.

б) Конец сентября — время темных туч.

в) После купания в реке жеребец Гордый опять свеж и бодр.

г) Жеребец оттолкнулся от песчаного дна и поплыл.

6. Выпишите грамматические основы из предложений предыдущего задания.

7. Структура какого предложения соответствует схеме (знаки не проставлены):

и.

а) Вальдшнеп хрипит и ухает филин.

б) Мальчик делал странные прыжки по огромным ступеням и неожиданно вылетел на холодный берег.

в) Тихо и мрачно вечером в густом лесу.

г) Все видит и слышит рысь в глухом лесу.

8. Структура какого предложения соответствует схеме (знаки не проставлены):

а) Ветер нес охапки листьев и устилал ими аллеи.

б) Миша оделся и выскользнул из дома.

в) Солнце выглянуло давно на чистом небе и светом своим облило степь.

г) Далеко в разрывы туч светило солнце и степь блестела.

9. Найдите предложение с обращением.

а) Ты сделай это задание к вечеру.

б) Ребята внимательно наблюдали за спортсменами.

в) Мама велела Андрюше убрать в комнате.

г) Чем вы гости торг ведете?

10. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?

а) Наконец раздался звук охотничьего рога.

б) Пеппи с укором поглядела на тетю Лауру.

в) На потолке зияли две дырочки.

г) Тихо шелестели листья берез.

11. Найдите предложение с обстоятельством места.

а) Первыми появляются грачи.

б) На далеком юге уже расцветают сады.

в) Долгожданная весна наряжает землю.

г) Шлют улетающие птицы нам прощальный привет.

12. В каком предложении неверно подчеркнута грамматическая основа.

Мячподарил мне брат.

Туристывидели вокруг себя только необъятную степь.

 

Урок 58

Тема: Прямая речь

ЦЕЛЬ: Познакомить с прямой речью и знаками препинания при ней. Развивать умение находить предложения с прямой речью и составлять их самостоятельно. Формировать умения разграничивать прямую речь и слова автора.

 

Ход урока

1. Языковая разминка (материал распечатан). Прочитайте текст, разделите его на предложения. Докажите правильность своего решения. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Все известные орфограммы объясните.

Я пр..бл..жался к месту моего назн..чения вокру.. меня пр..стиралась п..чальная пустыня все п..крылось снегом со.. нце с..дилось кибитка ехала по у..кой д..роге.

(По А. С. Пушкину)

 

Работа по теме урока.

Чтение и анализ текста (материал распечатан).

Вот пришел он к синему морю;

Видит — море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покоя:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось.

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься. Ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто».

Угадать имя автора и название произведения. Расставить известные знаки препинания. Подчеркнуть слова, с которыми старик обращается, к рыбке. Подчеркнуть ответ рыбки. Это — прямая речь.

Найти и выписать глаголы, которые вводят слова рыбки и старика. Это слова автора.

Чтение материала для наблюдения на стр. 93. Знакомство с графическим обозначением прямой речи.

Упр. 237. Обратить внимание на интонацию: между словами автора и прямой речью обычно делается пауза.

З а п о м н и т ь! Прямая речь присоединяется к словам автора при помощи различных глаголов, значение которых связано с процессом речи. Их обычно называют глаголами «говорения»: сказать, спросить, крикнуть, произнести, объяснить, просить, проворчать, шепнуть, буркнуть.

Какие из этих глаголов употребляются только в разговорной речи?

О б р а т и т е в н и м а н и е! Слова автора могут стоять до и после прямой речи. Приведите примеры таких предложений.

Чтение материала для наблюдений на стр. 94—95. Знакомство со схемами расстановки знаков препинания при прямой речи.

Составить из двух предложений одно с прямой речью.

Девочка удивилась. Разве страус не летает.

В поход пойдем вместе. Ребята заявили.

Запишите полученные предложения, правильно расставляя в них знаки препинания.

 

3. Тренировочные упражнения. Объяснительный диктант. (Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть глаголы «говорения», над обращением написать букву О).

Синеглазка взяла со стола рецепт и сказала вам надо лежать.

Хочешь Пулька я подарю тебе твой портрет предложил Незнайка.

Стыдно малыши воскликнула Синеглазка.

Гусля залез на сцену и закричал ко мне братцы.

Мы слишком высоко поднялись объяснил Знайка.

Анализ схем предложений с прямой речью, записанных на доске. Найти ошибки в расстановке знаков препинания. Исправить и записать схемы в тетрадь.

1)

2)

3)

4)

5)

 

4. Домашнее задание. Упр. 239.

 

Урок 59

Тема: Прямая речь

Цель: Закрепить сведения о прямой речи и словах автора. Формировать умение с опорой на опознавательный признак, находить места употребления знаков препинания; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; употреблять слово пожалуйста в предложениях с прямой речью, выделяя его запятыми на письме.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Языковая разминка.

К вечеру облака исчезают, но сначала ложатся розовым клубом напротив заходящего солнца. (И. Тургенев)

Выполнить синтаксический разбор предложения, начертить схему, объяснить знаки препинания. Найти известные орфограммы (с опорой на опознавательные признаки).

Тренировочные упражнения.

Актуализация теоретических сведений о прямой речи и знаках препинания при ней. Начертите схемы расстановки знаков в первых семи предложениях из упражнения 238.

Списать предложения с прямой речью (распечатаны), вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. В чем особенность прямой речи в этом тексте? Из скольких предложений она состоит?

Старик сажал яблони. Ему сказали зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода и ты не с..ешь их яблочка. Старик ответил я не с..ем, другие с..едят. Мне спасибо скажут.

(Л. Толстой.)

О б р а т и т ь в н и м а н и е! Прямая речь может состоять из нескольких предложений. В этом случае кавычки ставятся один раз.

Графический диктант. Начертить схемы предложений с прямой речью и расставить знаки препинания

Гостья

1) Бабушка если бы к нам в гости пришел заяц что бы ты ему дала спросила Юля. 2) Морковку ответила бабушка. 3) А если бы пришла лиса допытывалась Юля. 4) Угостила бы кусочком курицы сказала бабушка. 5) А козленку не унималась внучка. 6) Капусты улыбнулась старушка. 7) А если бы я пришла к тебе в гости, как они, что бы ты мне дала хитро прищурилась Юля. 8) Шоколадку воскликнула бабушка. 9) Согласна! Убери кашу и дай шоколадку. Я к тебе в гости пришла захлопала в ладоши Юля.

Упр. 240.

Упр. 243. Запомнить вежливые слова.

 

4. Домашнее задание. Упр. 242.

 

Урок 60

Тема: Диалог

ЦЕЛЬ: Познакомить с диалогом как способом передачи чужой речи. Формировать навык отличать диалог от прямой речи. Формировать умение: постановки знаков препинания при диалоге; составления диалога на заданную тему по указанной схеме.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Языковая разминка.

Вершина дерева качнулась, сосна начала медленно клониться к дороге.

Выполнить синтаксический разбор предложения, начертить схему, объяснить знаки препинания. Найти известные орфограммы (с опорой на опознавательные признаки).

 

Работа по теме урока.

Чтение теоретического материала о диалоге на стр. 96—97.

Б е с е д а: Как называется разговор двух или нескольких лиц?

Что такое — реплика диалога?

Как пишутся слова каждого лица в диалоге?

Какой знак ставится перед каждой репликой в диалоге?

Составление диалогов на темы: а) Разговор по телефону с другом (1-й вариант); б) Алло, вы ошиблись номером (2-й вариант). Записать один из диалогов, правильно расставляя знаки препинания.

О б р а т и т ь в н и м а н и е!

1. Телефонные разговоры никогда не начинают с вопроса «Кто говорит?»

2. Нужно сказать: «Слушаю» или «Алло».

3. Начиная телефонный разговор, нужно поздороваться и только потом обратиться с просьбой.

4. Кроме того, всегда желательно назвать себя.

Прочитать «вежливые» слова на полях стр. 100 и запомнить их.

Составить и записать диалог по схеме:

— П? – а.

— П.

— П?

— П., - а.

Употребить в диалоге слово пожалуйста.

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 244.

Упр. 245 (устно).

Упр. 247.

Упр. 249 (устно).

 

5. Домашнее задание. Упр. 248. теоретический материал о диалоге.

 

Урок 61



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.0 (0.072 с.)