Синкретичные члены предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синкретичные члены предложения



Синкретичными называются члены предложения, которые сочетают дифференциальные (различительные) признаки разных членов предложения. К ним можно задать два, а иногда три смысловых вопроса: (когда?, почему?) После страшных рассказов не хотелось уж говорить о том, что обы­кновенно (Чехов); Есть и во мне эта наследственная тревога (какая?, о чем?) о береге (Пришвин).

Еще В.В. Виноградов отмечал, что «при зыбкости трех категорий второстепенных членов предложения – определения, дополнения и обстоятельства – очень важны наблюдения над случаями переходными и “синкретическими” (т.е. совмещающими значения разных членов предложения). Особенно много таких случаев в кругу обстоятельств»[5].

Причиной появления и существования синкретичных членов предложения является потребность выразить семантику более богатую, чем у типичных членов предложения, используя при этом меньшее количество языковых средств.

Синкретизм членов предложения может быть обусловлен целым рядом факторов. Назовем основные из них.

1. Основной фактор – использование словоформы в нетипичной для нее (вторичной) синтаксической функции, «несоответствие формы и содержания» (В.В. Бабайцева). Синкретизм свойств наблюдается, как правило, у неморфологизованных членов предложения, например, у несогласованных определений[6]: Музыка в траве приутихла (Чехов); И все возрастал в Суходоле древний страх огня (Бунин); На поляне позади качелей на грядках росли огурцы (А.Н. Толстой).

2. Особенности синтаксических связей и отношений. Двойные синтаксические связи члена предложения всегда имеют следствием синкретизм его семантики.

К синкретизму приводит также необычность синтаксических связей (например, зависимость предложно-падежной формы или наречия от существительного), которая иногда бывает результатом переразложения синтаксических связей (подарить на память фотографиюподарить фотографию на памятьфотография на память).

3. Совмещение различных категориальных значений в распространяемом или распространяющем слове.

Так, обычно синкретичны второстепенные члены, которые относятся к отглагольным существительным, сохраняющим значение процесса. Эти существительные, как и все остальные, предполагают распространение словоформой с атрибутивным значением. Однако сохраняющееся глагольное значение допускает распространитель с объектным или обстоятельственным значением. Поэтому зачастую предложно-падежные формы, зависящие от подобных существительных, совмещают атрибутивное и объектное или атрибутивное и обстоятельственное значение: Подобные мысли (какие?, о ком?) о детях отравляют меня (Чехов); Есть в моей природе постоянное стремление (какое?, к чему?) к ритму (Пришвин); После разговора (какого?, где?) на вокзале эта девушка стала ему еще милее и дороже (Куприн).

4. Эллипсис (опущение) подчиняющей словоформы. Например, многие несогласованные определения появились в результате эллипсиса причастия: дом, стоящий на берегу – дом на берегу; дорога, ведущая в лес – дорога в лес, письмо, полученное от сына – письмо от сына. Зависевшая ранее от причастия предложно-падежная форма и после его эллипсиса сохраняет свое обстоятельственное или объектное значение, но теперь оказывается подчиненной конкретному существительному, которое предполагает распространитель с атрибутивной семантикой. Результатом является синкретичное синтаксическое значение зависимой предложно-падежной формы.

Как следует из изложенного выше, синкретизм обнаруживается везде, где встречается неморфологизованный член предложения. Значит, все несогласованные определения и большинство обстоятельств, выраженных предложно-падежными формами, должны считаться синкретичными членами.

Однако исследователи сходятся во мнении, что у синкретичных членов предложения свойства разных членов предложения могут сочетаться не в равных долях. В.В. Бабайцева предлагает рассматривать синкретичные члены на шкале переходности А – Аб – АБ – аБ – Б, где А и Б – типичные языковые явления. Она отмечает ряд факторов, под влиянием которых в «словоформе явно доминируют свойства какого-либо одного члена предложения»[7]. В.И. Фурашов говорит о существовании в русском языке случаев неразрешимого и разрешимого синтаксического синкретизма[8].

Представляется целесообразным, по крайней мере в методических целях, признавать синкретичными только те члены предложения, у которых признаки разных членов представлены примерно одинаково, которые попадают в центральную зону на шкале переходности В.В. Бабайцевой (АБ); в случае же явного преобладания свойств одного члена предложения рассматривать словоформу как член предложения с одним значением.

Так, предложно-падежные формы, зависящие от конкретно-предметных существительных в большинстве случаев следует квалифицировать как несогласованные определения: (какой?) Отъезда день давно просрочен, проходит и последний срок (Пушкин); Дверь (какая?) из кабинета пропустила Филиппа Филипповича (Булгаков); В прихожую вошел человек (какой?) в ватнике (Паустовский).

Как определения же в большей части учебной литературы рассматриваются и употребленные при отвлеченных существительных словоформы с атрибутивно-субъектным значением: Ты слышал плач (чей?) друзей печальных (Пушкин); Тишина (какая?, чья?) полуденного зноя тяготела над сияющей и заснувшей землей (Тургенев); Опять печалится над лугом печаль (какая?, чья?) пастушьего рожка (Исаковский).

Назовем основные типы синкретичных второстепенных членов предложения:

– объектное определение (определительное дополнение): Мысль (какая?, о чем?) действовать на юношество меня воодушевила (Тургенев); А слухи (какие?, о ком?) о Чичикове становились все хуже и хуже (Булгаков); С этого дня начались приготовления (какие?, к чему?) к высочайшему смотру (Шолохов);

– обстоятельственное определение: Езда (какая?, как?) шагом утомила его, а от дневного зноя у него болела голова (Чехов); Значит, вы дверь оставили (как?, какой?) открытой да и ушли себе сами (Булгаков); Уединение (какое?, где?) в Чивиттавеккье было плодотворно для Стендаля (Паустовский);

– обстоятельственное дополнение (объектное обстоятельство): Пчела (с какой целью?, за чем?) за данью полевой летит из кельи восковой (Пушкин); Вся улица играла (почему?, от чего?) от ветра и солнца (Паустовский);

– обстоятельство, совмещающее значение нескольких разрядов: Я познакомился с ним (когда?, где?) в действующем отряде (Лермонтов); Входит горничная и зовет нас (зачем?, куда?) пить чай (Чехов); (в какой обстановке?, почему?) И в тишине, в темноте Аверкию стало легче (Бунин).

Примечание: Синкретизм членов предложения как явление, объективно существующее в русском языке, надо отличать от тех случаев, когда можно допустить несколько направлений синтаксической зависимости словоформы и, следовательно, по-разному квалифицировать член предложения.

Например, в предложении А няня топит печку в детской, огонь трещит, горит светло… (Блок) допустимы два варианта определения синтаксической функции словоформы в детской: 1) если она распространяет сказуемое (топит где? в детской), то это обстоятельство; 2) если она зависит от существительного (печку какую? в детской), то это член предложения, который, по нашему мнению, можно и нужно квалифицировать как несогласованное определение (с точки зрения В.В. Бабайцевой, это обстоятельственное определение). Такие же два варианта разбора допустимы и для словоформы возле окна в предложении Увар Иванович сидел в креслах возле окна и дышал напряженно (Тургенев). В подобных случаях есть варианты разбора, но нет синкретизма членов предложения.

Дополнение [9]

1. Дополнение – это второстепенный член предложения, который выражает объектные (реже субъектные) отношения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

2. Дополнения могут быть присловными и приосновными.

Присловные дополнения входят в состав предложения как компоненты словосочетаний, причем направление синтаксической зависимости при этом сохраняется. Чаще всего они относятся к глаголам или словам категории состояния и имеют объектное значение: Грядущее тревожит жизнь мою (Лермонтов); Она говорила милый вздор и смеялась над собой (Чехов); Мне стало жалко хорошенькую собачку (Пришвин). Субъектное значение у присловных дополнений наблюдается в случае зависимости их от форм страдательного залога: Вокзал был запружен военными (Паустовский); Скорбно стыли припушенные снегом ели (Гранин).

Приосновные дополнения формируются в составе предложения. Они распространяют всю предикативную основу. Дополнения-детерминанты могут иметь и субъектное, и объектное значение: У него (субъект-обладатель) георгиевский солдатский крестик (Лермонтов); С Егором Семенычем (субъект состояния) происходило почти то же самое (Чехов); Не нам с вами (субъект потенциального действия) разгадать его молчание … (Куприн); Не для нас (объект) белеют корабли (Евтушенко).

3. Дополнение выражается чаще всего существительным или местоимением-существительным в косвенных падежах. Оно может выражаться также словом любой части речи, выступающим в роли существительного: Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской; ее пред небом и землей я ныне гордо признаю и о прощенье не молю (Лермонтов); Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ… (Некрасов).

Дополнение может быть выражено также синтаксически неделимыми словосочетаниями и свободными словосочетаниями (если распространитель при главном существительном в данном контексте необходим): Речь зашла об одном из соседних помещиков (Тургенев); Пахло в комнате чем-то затхлым и кислым (Чехов); В тот вечер узнал я немало историй (Луговской); Видно, он только на словах искал чистых и преданных душ (Тургенев).

Дополнение может быть выражено и инфинитивом. Напомним, что обычно в роли дополнения выступает объектный инфинитив, т.е. инфинитив, называющий действие не того лица, которое обозначено подлежащим, а какого-то другого: Девушка уговаривала ее успокоиться и ободриться (Пушкин); Вы мне предлагаетежить у вас на даче? (Тургенев); Запрещаешьпеть и улыбаться, а молитьсязапретил давно (Ахматова); Я также бы просилаписать побольше (Сельвинский).

4. Присловные дополнения в зависимости от главного для них слова бывают приглагольными и приименными (присубстантивными и приадъективными).

Приглагольные дополнения делятся на прямые и косвенные.

Приглагольные прямые дополнения употребляются при переходных глаголах и обозначают прямой объект, т.е. предмет, на который непосредственно направлено действие. Существуют разные частные значения прямого объекта. Назовем некоторые из них (перечень не полный!):

– объект, появляющийся или исчезающий в результате действия: Построили редут (Лермонтов); Мы часто губим добро неумной жалостью (Пришвин);

– объект, изменяемый в результате действия: Террор совершенно парализует нервную систему (Булгаков); Бойцы наскоро углубляли окопы (Коптяева);

– объект чувства, отношения: Самойленко любил своего приятеля (Чехов); Варвара Гавриловна уважала художников (Паустовский);

– объект восприятия: Он слушал Ленского с улыбкой (Пушкин); Все заметили эту необыкновенную веселость (Лермонтов); Сегодня я осмотрел почти всю Ольховатскую экономию … (Куприн);

– объект речи, мысли: Тогда считать мы стали раны, товарищей считать (Лермонтов); Ну, а развязку вы, конечно, знаете (Куприн); Никита перечел стихотворение (А.Н. Толстой);

– объект обретения: Виктор получил полк солдат с пушками и палатками (А.Н. Толстой); Потом Миша начал собирать марки (Паустовский);

– объект перемещения: Вот кладут ковер на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром (Тургенев); Днем и ночью перевозим народ (Коптяева).

Прямое дополнение в безличных предложениях может иметь значение субъекта состояния: Мужика подергивало, словно лихорадка его колотила (Тургенев); И Травку перенесло через зайца (Пришвин).

Чаще прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога (см. примеры выше). Оно может выражаться родительным беспредложным, когда: 1) обозначает частичный объект (действие направлено не на весь предмет, а только на его часть): В Нарве он выпил в буфете вина (Паустовский); Грэй спросил рома (Грин); 2) относится к глаголу с отрицанием: Григорий не переносил слез (Шолохов); Таких дождей не помнили старожилы (А.Н. Толстой).

В настоящее время употребление при глаголе с отрицанием прямого дополнения в форме родит. падежа является не столь распространенным, как ранее. Обычно эта форма используется, если: 1) отрицание усилено частицей ни или приставкой ни-; 2) управляющий глагол обозначает восприятие, мыслительную деятельность; 3) дополнение выражено отвлеченным существительным: Я не ответил ни звука (Куприн); Три года не зрел я родимых крыш (Есенин); Ни одного вопроса потом в министерстве не решишь (Гранин); Никогда еще Пахомов не испытывал такого душевного подъема (Паустовский).

Прямые дополнения следует отличать:

а) от выраженных родительным беспредложным косвенных дополнений, зависящих от непереходных глаголов: Ей страстно захотелось сада, темноты, чистого неба, звезд (Чехов); Не бойся старости (Светлов); О подобном явлении не говорилось ни слова (Гранин);

б) от обстоятельств меры времени и пространства, выраженных винительным беспредложным, которые могут зависеть как от переходных, так и от непереходных глаголов. См. дополнения и обстоятельства в следующих предложениях: Гроза застала нас в гроте и удержала лишних полчаса (Лермонтов); Народ целые дни ломится, хоть все бросай (Булгаков); Они проехали еще километр, остановились и слезли с машины (Симонов).

Косвенные дополнения имеют разнообразные значения, например:

– объект удаления, лишения или, наоборот, достижения, желания, обладания: Небо очистилось от туч (Паустовский); Ты бежала от отца родного, и от матери бежала ты (Луговской); Этот чудный старик обладал необычайным даром (Чехов); Засим остров достиг невиданного процветания (Булгаков);

– адресат действия: Гусару подали кибитку (Пушкин); Но мальчик не ответил старику (Куприн); Там у колыбели матери нам пели песню любви… (Дементьев);

– объект речи, мысли, отношения, чувства: Она никогда не упоминала о Владимире (Пушкин); Недаром помнит вся Россия про день Бородина! (Лермонтов); Не надо, ребята, о песне тужить (Светлов); Нина беспокоилась за отца (Паустовский); Андрей не верил ни единому слову Кривицкого (Гранин);

– объект восприятия: Бобров все время неотступно следил за Ниной (Куприн); Лаптев с напряжением всматривался в темные фигуры (Чехов); Дежурный еще раз посмотрел на Синцова (Симонов);

– орудие действия, средство осуществления действия: Она замучила меня своею ревностью (Лермонтов); Крашеный пол Маша натерла воском (Паустовский); Татьяна Андреевна толкнула одну дверь ногой (Паустовский); Катерина на санках повезла сына домой (Белов);

– лицо (предмет), совместно с которым совершается действие, который является «второй стороной» действия: Жил я в деревне с отцом (Паустовский); Дмитрий Петрович скоро стал бороться с дремотой (Чехов);

– материал, из которого что-либо сделано, делается: Варенье прекрасное у вас, мать игуменья. Из своей вишни варили? (А.Н. Толстой); Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак… (Матвеева);

– объект сравнения: Цветы последние милей роскошных первенцев полей (Пушкин); – Бывает, что один день дороже года, – возразил Петров (Паустовский);

– субъект действия: Таким образом, тайна была сохранена более чем полудюжиною заговорщиков (Пушкин); Трава была ярко освещена софитом (Паустовский).

На прямые и косвенные делятся и дополнения, которые зависят от слов категории состояния: Мне (косвенное) твою мать (прямое) особенно жалко (Тургенев); Моей больной (косвенное) все хуже становилось, хуже, хуже (Тургенев); Шума (прямое) волн не слышно было за голосами… (Горький).

Приадъективные дополнения обозначают объект, по отношению к которому обнаруживается или проявляется признак; который ограничивает сферу проявления признака: Сегодняшний вечер был обилен происшествиями (Лермонтов); Но небо здесь к земле так благосклонно!.. (Тютчев); Письмо было трудное для чтения (Пришвин).

В русском языке есть прилагательные, при которых употребление дополнений является нормой: склонный, свойственный, характерный, согласный, сходный, похожий, полный и др.: Твой взор унылый был полон чувства (Жуковский); Серафима Васильевна была недовольна этой поездкой (Паустовский); Человек не подозревает, на что он способен (Паустовский); В лаборатории все готово к приему долгожданного гостя (Гранин).

Присубстантивные дополнения обычно употребляются при отглагольных существительных, сохраняющих значение процесса, и имеют значение объекта действия: Наши комически серьезные занятия грамотой прекратились (Куприн); Началась церемония продажи невесты (Пришвин); Любовь к красоте живет в душе любого японца (Сельвинский); Он преисполнился уважения к Виктору (Гранин).

Реже дополнения употребляются при существительных иного происхождения (в том числе непроизводных): А вкуса к жизни уже не было! (Бунин); Олончанин – большой любитель этой сушеной рыбы (Пришвин); Ты преступна, всеядность, если ты горе для чьей-то семьи (Евтушенко).

Второстепенные члены, зависящие от существительных, могут совмещать признаки дополнения с признаками определения и в этом случае должны быть квалифицированы как объектные определения: Целую неделю продолжались разговоры о самостоятельности (А.Н. Толстой); Пахомов лежал на диване и читал описание Великого Новгорода (Паустовский); Мечты о похвалах Корнея Ивановича вскоре осуществились … (Ильина). Приглагольный второстепенный член может иметь признаки дополнения и обстоятельства: Крупные брызги картечью били в лицо (Паустовский).

Схематично классификация дополнений выглядит следующим образом:

Дополнения

 

Присловные Приосновные

(детерминанты)

Приглагольные Приименные

       
   


Прямые Косвенные

Определение

1. Определение – это второстепенный член предложения, который относится к слову с предметным значением и имеет грамматическое значение признака предмета. Оно может выражать как собственно определительные, так и субъектно-, объектно- и обстоятельственно-определительные отношения.

2. В зависимости от способа выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.

Согласованные определения составляют ядро категории определения, ибо обладают всеми признаками, характеризующими данный второстепенный член: относятся к слову с предметным значением, стоят перед ним, обозначают конкретизирующий признак предмета.

Они выражаются прилагательными, местоимениями-прилагательными, причастиями, порядковыми (и количественными в косвенных падежах) числительными, т.е. теми частями речи, которые способны к согласованию: Ветки цветущих (прич.) черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой (мест.) письменный (прил.) стол их белыми (прил.) лепестками; По обеим (числит.) сторонам дороги торчали голые, черные (прил.) камни … (Лермонтов).

Конкретное значение согласованного определения обусловливается лексическим значением слова, выступающего в этой роли. Они могут обозначать признак предмета по качеству, по действию или склонности к действию, по принадлежности, по месту, по времени; количественный признак; признак по цвету, по размеру, форме, по материалу и т.д.: Редеет облаков летучая (признак по склонности к совершению действия) гряда; звезда печальная, вечерняя звезда, твой (признак по принадлежности) луч осеребрил увядшие (признак по действию) равнины, и дремлющий (признак по действию) залив, и черных (признак по цвету) скал вершины (Пушкин); За окном мягко гасли грустные и нежные (признаки по производимому впечатлению) зеленоватые (признак по цвету) апрельские (признак по времени) сумерки (Куприн); Волна ударяла в каменный (признак по материалу) парапет, звенела железными (признак по материалу) сваями, рокотала галькой (Паустовский).

3. Несогласованные определения – продуктивная разновидность определений, широко распространенная в речи. Они выражаются управляемыми или примыкающими словоформами: существительными в косвенных падежах без предлога; предложно-падежными формами существительных; личными местоимениями его, ее, их (иногда их квалифицируют как притяжательные); синтетической формой сравнительной степени прилагательного; словосочетаниями и фразеологическими оборотами; наречиями; инфинитивом: Они прошли в сквер на конце набережной (на + неделимое словосочетание с сущ.6). Там было темно. Свет фонарей (сущ.2) не проникал сквозь заросли акаций (сущ.2)(Паустовский); Он и жену достал себе под стать (фразеологизм) (Тургенев); По шоссе медленно ехал верхом офицер в белых перчатках и в адъютантском мундире (в +сущ.6). Под ним была высокая длинная лошадь золотистой масти (неделимое словосочетание с сущ.2) с коротким, по-английски, хвостом (с + неделимое словосочетание с сущ.5) (Куприн).

Обычно несогласованные определения стоят после определяемого слова. Исключение составляют определения его, ее, их, для которых характерна препозиция.

По семантике несогласованные определения богаче и разнообразнее, чем согласованные. Как правило, они называют более конкретный признак, чем согласованные определения. Это объясняется тем, что значения несогласованных определений обусловлены не только лексическим значением слов, но и грамматическим значением форм, которыми они выражены, т.е. «складываются из значения падежей, предлогов с учетом обобщенной семантики определяемого и определяющего имени, а при анализе конкретных форм – и содержания высказывания»[10]. (Естественно, что о грамматическом значении формы речь может идти только тогда, когда определение выражено изменяемым словом.)

Рассмотрим предложения На стене – книжные полки и На стене – полки для книг; На стене – полки с книгами. В первом из них согласованное определение обозначает признак полок по назначению, но не указывает на наличие на них книг. Наиболее точно ему соответствует несогласованное определение для книг. Определение же с книгами обозначает признак «по содержимому», т.е. в последнем предложении речь идет о полках, на которых находятся книги (и неважно, для чего они были предназначены). Отмеченные различия в семантике несогласованных определений обусловлено тем, что они выражены разными морфологическими формами существительного.

С данной особенностью семантики несогласованных определений связано то, что дать полный перечень их значений практически невозможно. Назовем некоторые семантические группы несогласованных определений, выраженных существительными и словосочетаниями:

– признак по субъекту действия: Возвращение сына взволновало Николая Петровича (Тургенев); Шум бури усилился (Паустовский);

– признак по субъекту – носителю признака: В теплый воздух просачивался иногда холодок снега (Паустовский); А вот еще более густая чернь деревьев (Гранин);

– признак по принадлежности (в широком смысле, в том числе признак части по целому): Вдали показался дом Наседкина (Куприн); Разбудил дедушку голос Сергея (Куприн); Ветви платано в качались (Паустовский); Сержант в сердцах стукнул о землю прикладом винтовки (Симонов);

– признак по наличию / отсутствию детали: Я думал о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор (Лермонтов); Кто-то другой ходил в школу из того дома под железной крышей, с палисадником (Н.Ильина); Он любил картины без объяснений и подписей (Грин);

– признак по составу, содержанию предмета: Подъезжают скрипучие возы со снопами (А.Н. Тол­стой); Нина вынула из рюкзака бутерброды с ветчиной и мандарины (Паустовский); Шли машины с пыльной пехотой (Паустовский). К этой группе близки определения, называющие признак речи, душевного состояния и т.п. по чувствам, их вызвавшим, составляющим их содержание: Вокруг Грушницкого раздался ропот недоверчивости (Лермонтов); Тоска неопределенных предчувствий начала томить Рудина (Тургенев); Вот и в этих глазах был особый свет любви и чистоты (Паустовский);

– признак по внешнему облику: За столом прислуживал человек во фраке (Куприн); Девушка в белом садится и сжимает хрупкие пальцы (А.Н. Толстой);

– признак по материалу: У дедушки есть игрушечная лодка из стекла (Паустовский); Среди бочонков стояли в плетеных корзинках пузатые бутыли зеленого и синего стекла (Грин);

– признак по качеству: Мне нужен сон глубокого наплыва, мне нужен ритм высокой частоты (Луговской);

– признак по месту: Это пришли дети из деревни (А.Н. Толстой); Остановились на обрыве над морем (Паустовский); Вчера мы засиделись до сумерек у себя в саду на лавочке за столиком (Пришвин);

– признак по времени: Ромашову вдруг вспомнился один ненастный вечер поздней осени (Куприн); Там, на холмах, под гитарный звон, слышались песни былых времен (Матвеева);

– признак по назначению: Пишу своим я складом ныне кой-как стихи на именины (Пушкин); Там был приготовлен ночлег на базе для туристов (Паустовский); Ему очень понравилась затея Николая Павловича с игрушками для ребят (Гранин);

– количественный признак предмета: Перед зеркалом девчушка лет пяти …(Шаферан); Расстояние версты в полторы легло позади (Шолохов); Внутри было маленькое окошечко в четыре стеклышка (А.Н. Толстой).

В русском языке обнаруживается специализация падежных и предложно-падежных форм на обозначении того или иного признака. Так, признак по субъекту и по принадлежности часто выражается формой сущ.2, по материалу – из + сущ.2, по назначению – для + сущ.2, по наличию детали – с + сущ.5, по ее отсутствию – без + сущ.2, по внешнему виду – в + сущ.6 и т.д. (см. примеры выше).

Несогласованные определения, выраженные местоимениями его, ее, их, обозначают признак предмета по принадлежности – в широком смысле: Я встретил их карету, когда шел к княгине Лиговской. Она мне кивнула головой: во взгляде ее был упрек (Лермонтов).

Несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательного, обозначают качественный признак предмета, присущий ему в большей степени, чем другим предметам: Их окружили утомившиеся долгим ожиданием инженеры помоложе (Куприн); Вряд ли есть на свете город паршивее (Булгаков).

Определения, выраженные инфинитивом, обычно относятся к отвлеченным существительным и раскрывают содержание предмета (процесса): Вам пришла фантазия испытать на мне свой рыцарский дух (Тургенев); Удовольствие целоваться с няней выпало на долю Шебалдина (Чехов).

Несогласованные определения довольно часто имеют признаки других второстепенных членов. При разрешимом синкретизме их следует квалифицировать как определения, при неразрешимом – как объектные и обстоятельственные определения. Ср.:

1) На святках к Кузьме повадился Иванушка (какой?) из Басова (Бунин) – словоформа из Басова зависит от личного существительного, поэтому в ее грамматической семантике атрибутивные компоненты преобладают над обстоятельственными; Сулит мне новые удачи искусство (какое?) кройки и шитья (Окуджава) – определяемое существительное, хотя и отвлеченное, не обозначает процесса, поэтому зависимые от него словоформы – определения;

2) Признаться, мысль (какая?, о ком?) о бабушке сильно меня покоробила (Куприн); Он боялся встречи (какой?, с кем?) с Марией после выздоровления (Паустовский) – в этих предложениях выделенные словоформы являются синкретичными второстепенными членами – объектными оп­ре­делениями, так как определяемые отглагольные существительные имеют значение процесса.

Основные различия между определениями двух типов представлены в таблице.

Дифференциальные признаки Согласованные определения Несогласованные определения
Способ выражения прилагательное, местоимение-прилагательное, причастие, порядковое числительное существительное, местоимения его, ее, их, простая сравнит. степень прилагательного, наречие, инфинитив
Способ связи согласование управление, примыкание
Позиция перед определяемым словом после определяемого слова (кроме его, ее, их)
Факторы, определяющие грамматическое значение определения лексическое значение слова лексическое значение слова и (у изменяемых слов) грамматическое значение формы

Приложение

Приложение – это второстепенный член предложения, который выражается именем существительным и характеризует предмет, давая ему второе название.

Само существование приложения как члена предложения основано на возможности давать одному предмету несколько названий, каждый раз обращая внимание на разные его стороны. Например, одного и того же человека можно назвать по-разному: Николай Иванович, пенсионер, сосед, садовод, зануда и т.д.

В школьной грамматике приложение рассматривается как разновидность определения. Представляется, что это не вполне корректно, так как единственное, что сближает приложения и определения, – это зависимость от члена предложения, выраженного словом с предметным значением (существительным или местоимением).

В отличие от определений приложение формируется только в предложении, а не входит в него в составе словосочетаний.

По семантике приложения более конкретны, чем согласованные и даже несогласованные определения. П.А. Лекант пишет: «Значение приложения трудно подвести под понятие признака, даже если в роли приложения употребляется существительное с экспрессивно-качественным, характеризующим содержанием…» Он отмечает, что приложения обладают категориальным значением предметности, они более самостоятельны, автономны по сравнению с определениями-прилагательными[11].

Между определяемым словом и приложением существуют отношения полного или частичного тождества, поэтому в определенных случаях приложение и определяемое слово могут «меняться местами». См.: Позвонила моя подруга, учитель химии в нашей школе. – Позвонила учитель химии в нашей школе, моя подруга.

Приложение может сужать значение определяемого слова, характеризуя предмет по различным признакам (по виду, устройству, назначению и др.), а лицо – по профессии, социальному статусу, возрасту, родственным отношениям и т.п.: Тогда на суходоле запел свою милую песенку маленький певчий дрозд- белобровик (Пришвин); Ветка орешника со спелым орехом- тройчаткой задела ее по руке (А.Н. Толстой); Белые чайки- рыболовы с криком носились над Доном (Шолохов); Я стал вглядываться и узнал моего старого знакомца Казбича (Лермонтов); Моим соседом слева оказался молодой человек, сту дент Академии художеств (Куприн); Вот пришли к богатой тетке два племянника- сиротки (Маршак).

Приложение может давать качественную характеристику, оценку предмета, лица, явления: Только ветер, гость нахальный, потрясает ворота (Блок); Душегубкою -змеею развилась ее коса (Есенин); Это был гигантский триумф зоолога- чудака (Булгаков).

Приложение может определять предмет путем сравнения (определяемое слово при этом называет предмет сравнения, а приложение – образ сравнения): Неподвижно смотрят лица из рамок- рако­винок (Бунин); Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют (Есенин).

Приложения могут быть согласованными и несогласованными. Согласовательными категориями для приложения обычно являются падеж и число. Согласование в роде возможно, но не обязательно. См.: Мы слушали доклад ученого (р. п., ед. ч., м. р.)- геофизика (р. п., ед. ч., м. р.). – Вошла женщина (им. п., ед. ч., ж. р.)- врач (им. п., ед. ч., м. р.).

В роли несогласованных приложений выступают обычно неличные имена собственные, особенно если они заключаются в кавычки: Мы изучаем роман «Война и мир»; Об этом написано в газете «Самарские известия»; Отец работает на заводе «Металлург».

Приложения могут быть распространенными и нераспространенными и находиться как до, так и после определяемого слова. Они могут присоединяться к нему при помощи слов по имени, по прозвищу, по кличке, под названием и т.п.: Жил в городе богач, по имени Мирон (Крылов); Есть у них собака такса, по прозванью Вакса-Клякса (Маршак).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 4598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.162 (0.078 с.)