Теми: Р.р. Повествование. Обучающее изложение



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теми: Р.р. Повествование. Обучающее изложение



С элементами описания (по упр. 275)

ЦЕЛЬ: Познакомить со структурой текста-повествования и ролью описания в художественном повествовании. Формировать умение определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания и составлять план текста с последующим пересказом.

 

Ход урока

Работало теме урока.

Прочитать тексты, сравнить их, используя вопросы Что это? Какая она? Что сделал ветер?

а) Ольха — дерево скромное, она ничем не привлекает к себе внимания. Невысокая, с серым корявым стволам. Весной зацветает ольха раньше всех других деревьев. Листьев на ней в это время совершенно нет. С ветвей свешиваются длинные сережки. Осенью ольха удивляет нас снова. Она никогда не участвует в празднике золотой осени. Все деревья вокруг нее меняют цвет своей листвы. Становятся желтым и красными, бурыми. Листья ольхи остаются зелеными. Такими они и падают на землю.

б) Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет двести эти ель и сосна вместе растут.

(М. Пришвин)

Сделать вывод о том, чем отличаются тексты. (В первом тексте говорится о внешнем виде ольхи. Все события в нем происходят одновременно. К тексту можно поставить вопрос: Какая ольха весной? Осенью? Этот текст является о п и с а н и е м.

Во втором тексте говорится об истории появления в Блудовом болоте двух деревьев. События в нем сменяют друг друга. К тексту можно поставить вопрос: Что произошло? Этот текст является п о в е с т в о в а н и е м.

З а п о м н и т ь! В зависимости от содержания высказывания наша речь делится на три типа: о п и с а н и е, п о в е с т в о в а н и е, р а с с у ж д е н и е.

В описании говорится об одновременных признаках, в повествовании — о последовательных действиях, в рассуждении — о причинах свойств и явлений.

Работа с текстом Л. Н. Толстого (распечатан). Прочитать, определить тип этого текста. Свое мнение обосновать.

Слон

У одного индейца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина. Индеец умер. Тогда жена индейца заплакала, принесла своих детей к слону и бросила их слону под ноги. Она сказала: «Слон! Ты убил отца, убей и их». Слон посмотрел на детей, взял хоботом старшего, потихоньку поднял и посадил его себе на шею. И слон стал слушаться этого мальчика и работать для него.

Автор озаглавил свой рассказ «Слон». Какое определение к этому существительному можно добавить, прочитан рассказ?

Обратитесь к первому и последнему предложениям текста. Какие два эпизода находятся в центре повествования? Записать глаголы, помогающие автору передать развитие действия.

Прочитайте слова, записанные на доске:

ранний свет, сиреневый воздух, ледок, лужицы, ветерок, темная земля, солнышко, весна, воды.

Составьте небольшой текст, используя эти слова. Определите тип вашего текста.

 

Работа текстом для наблюдений на стр. 109.

Чтение текста о шкатулке К. Паустовского.

Б е с е д а п о в о п р о с а м:

К какому стилю относится этот текст? Найдите в нем элементы описания и перескажите их. Назовите выделенные глаголы в тексте и определите их роль.

 

3. Упражнение 275. Прочитать текст и определить его тип и основную мысль. Свое мнение обоснуйте.

Найдите слова, словосочетания и предложения, которые помогают ее раскрыть. Разделите текст на части и озаглавьте их. (Составьте план текста.).

Выпишите определения, относящиеся к слову звон.

Повторное чтение текста.

 

Написание изложения.

 

Урок 69

Тема: Согласные звонкие и глухие

ЦЕЛЬ: Познакомить с делением согласных на звонкие и глухие и перечнем пар согласных по глухости и звонкости. Формировать умение различать согласные по глухости звонкости. Познакомить со смыслоразличительной ролью согласных звуков. Дать представление о звукописи.

 

Ход урока

Языковая разминка.

Записать скороговорку и произнести ее как можно быстрее.

Кукушка кукушонку сшила капюшон.

Охарактеризовать согласные звуки из этой скороговорки.

 

Работа по теме урока.

Анализ материала для наблюдений — стр. 107-110.

Итак, что нового узнали о согласных? Какие согласные не образуют пар по глухости — звонкости? Назовите глухие согласные, звонкие согласные.

Поиграем.

Замените звонкий звук парным глухим. Изменится ли значение слов?

тужить

задевать

(тушить, затевать)

Упр. 276.

Упр. 277.

Прочитайте слова (записаны на доске или распечатаны).

1) Шалость, ножницы, чаща, хотелось, игрушка, ручка, степь, пора, чайник.

2) Рука, редиска, стекло, жар, люди, сарай, книга, вода, игла, нога, цифра.

Сделать вывод о том, чем различаются согласные в них.

Выпишите из 1 столбика слова, в которых только глухие согласные, а из 2 столбика — только звонкие.

П о м н и т е! Согласные [п к т ф х ц ч ш щ с] всегда глухие. Парные звонкие и глухие согласные — разные звуки. С их помощью мы различаем слова.

Составить слово, взяв: 1) глухую пару звука [з]; 2) глухую пару звука [д]; 3) ударный звук [у]; 4) глухую пару звука [г].

Упр. 276.

 

3. Домашнее задание. Упр. 281.

 

Урок 70

Тема: Согласные звонкие и глухие

ЦЕЛЬ: Отработать навык различения в словах глухих и звонких согласных и различать позиционные чередования согласных в словах.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Языковая разминка. (Записать предложение, найти известные орфограммы и обозначить графически условия их выбора. Начертить схему этого предложения).

Синицы ссорились, трещали, и этот треск сливался в веселую мелодию.

(К. Паустовский)

 

Тренировочные упражнения.

Из слов, записанных на доске, выделить слова с орфограммой-согласной.

Дым, гром, пух, столб, лев, мед, луг, мороз, коробка лавка, загадка, косьба, молотьба.

Что помогло найти эти слова? Как произносятся согласные на конце слов? Еще какая позиция является слабой для согласных?

Определить, по какому принципу подобраны слова в столбики? Продолжите эти столбики своими примерами:


пряжка

сыроежка

кормежка

указка

замазка

повозка


Ответьте письменно, о каких звуках идет речь:

— согласный звонкий, всегда мягкий;

— согласные глухие, всегда твердые;

— согласные глухие, всегда мягкие.

Запишите скороговорки:

От топота копыт пыль по полю летит.

Редька редко росла на грядке, грядка редьки была в порядке.

Обозначьте согласные звуки, которые повторяются в каждой скороговорке и охарактеризуйте их.

Произнесите слово обход. Сколько раз каждый звук этого слова встречается в предложении: Аппетит приходит во время еды.

Объясните, чем определяются смысловые и грамматические различия каждой пары слов:

состав — составь; ел — ель; удар — ударь.

Замените в глаголах звонкие звуки парными глухими так, чтобы слово изменило свое значение:

Тужил, зиял, обрызгал.

 

4. Домашнее задание. Приведите примеры слов, в которых при изменении формы происходит оглушение звонких согласных [д] и [в].

 

Урок 71

Тема: Алфавит

ЦЕЛЬ: дать представление об отличии устной речи от письменной. Познакомить с тем, что изучают графика и каллиграфия, и назначением алфавита. Формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, составлять алфавитный перечень слов.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографический диктант по упражнению 293.

 

Работа по теме урока.

Чтение материала для наблюдения — стр. 112—113.

Упр. 283.

Упр. 284. Беседа: для чего нужен алфавит? Чего в русском языке больше: звуков или букв? Вспомнить известное стихотворение С. Маршака про даму, которая сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую собачонку.

Записать вещи дамы в алфавитном порядке.

Упр. 285 (письменно).

Упр. 286 (устно).

 

Тренировочные упражнения.

Прочитайте географические названия (записаны на доске или распечатаны). Распределите их в алфавитном порядке и запишите:

Люксембург, Португалия, Индия, Эквадор, Чехия, Словакия, Румыния, Бельгия, Швеция, Австрия, Югославия.

З а п о м н и т е! В справочниках сведения располагаются в алфавитном порядке.

Упр. 289.

Упр.291.

 

5. Домашнее задание. Упр. 292. Составить рассказ.

 

 

Урок 72



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.01 с.)