Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В окончаниях существительных

Поиск

ЦЕЛЬ: Познакомить с правилом написания о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Орфографический диктант.

Жердочка, щелканье, щегол; кошелка, шоссе, шофер, тяжелый; щеголь, Шотландия. розовощекий, капюшон; черный, шелковый шерстка, бечевка, шепот, шорох.

С подчеркнутыми словами записать предложение, использовав все четыре слова.

 

Работа по теме урока.

Работа с материалом для наблюдений и орфограммой № 18 — стр. 210.

Сформулировать правило о правописании о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных, опираясь на схему (схему записать в грамматическую тетрадь):

 

Упр. 556.

 

Тренировочные упражнения.

Работа с текстом (материал распечатан)

За околицей послышалось блеянье овец и мычанье коров. Первой во двор вошла корова Милка, рога калачом. Вслед за коровой вошла телочка Нежка. У Нежки желтая спина, а ноги белые, будто в чулочках, во рту она держала букет ландышей.

Выписать из текста существительные с орфограммой № 18, поставить в них ударение, обозначить окончание и объяснить написание.

Упр. 558.

Творческая работа. Прочитать текст дважды (текст распечатан).

Прошла буря. Под камышом подобрали двух птенцов, которые были потеряны пеликаном и колпицей. Лечить их взялась рыбачка Мария Ивановна. Ей быстро удалось приучить питомцев. Каждое утро они выходили из сарая, встречались со своей кормилицей и просили завтрак. Но товарищем друг другу каждый из них не стал. Пеликан не терпел, когда колпица приближалась к хозяйке. Осенью колпица улетела, а пеликан остался. С малышом забавлялась вся детвора поселка.

(И. Прокопенко)

Определить тип текста и обосновать свое мнение.

Письменно пересказать текст. В словах с основой на шипящие и ц обозначить окончания.

Систематизация сведений о правописании гласных после шипящих.

Работа с таблицей.

Правописание гласных о—е после шипящих
В корнях слов В суффиксах и окончаниях
   
   
   

 

Заполнить таблицу собственными примерами. Подготовить устное сочинение-рассуждение на тему «Правописание гласных о — е после шипящих», используя схему построения текста-рассуждения:

ТЕЗИС → АРГУМЕНТЫ → ВЫВОД

1. …………….

2. …………….

3. …………….

 

5. Домашнее задание. Выучить правило (орфограмма № 18) Упр. 559.

 

 

Урок 138

Тема: Повторение и систематизация изученного

Об имени существительном

ЦЕЛЬ: Повторить и систематизировать сведения об имени существительном и основных орфографических правилах с ним связанных, подготовка к контрольной работе. Формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографический диктант по упр. 560.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 1.

Записать, вставить пропущенные буквы, графически обозначить известные орфограммы. Сделать синтаксический разбор предложения.

Слабый р..сток р..сталкивает комья земли и тянется к свету.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 2.

Прочитать загадки.

Маленький-маленький мужич..к, а острый топорок.

Сеюсь, как из сита, но не порош..к, заползаю в жито, но не червяч..к.

Зелененький теленоч..к привязан веревочкой, лежит на полу и толстеет.

Ответ зависать. Выписать из предложений слова с орфограммой № 18, объяснить графически выбор букв о — е в суффиксах существительных.

 

3. Беседа по контрольным вопросам на стр. 212

 

Тренировочные упражнения

Упр. 561. Найти предложения с прямой речью. Начертите схемы этих предложений.

Работа с таблицей.

«Суффиксы имен существительных»

-ость- -ени- -изн- -к- -оньк- -чик
честность предложение голубизна дочка березонька переводчик
           
           
           

 

Дополнить таблицу 2—3 существительными на каждый столбик. Обозначить суффиксы графически. Подчеркнуть существительные имеющие форму только единственного числа. У всех существительных в таблице указать склонение и род. Указать одушевленные существительные.

Прочитать текст (распечатан).

Для определения написания гласных в надежных окончаниях существительных единственного числа:

1) определяю падеж,

2) определяю склонение,

3) вспоминаю, какое окончание пишется у существительных данного склонения в этом падеже.

Установить правильную последовательность строк в этом тексте. Ответ записать.

Записать словосочетания под диктовку, графически объяснить выбор окончания:

В мякоти лимона, учился в лицее, находиться в отделении, видит на расстоянии, шел по лестнице, поездка по Африке, вдоль тропинки, по тропинке, луч..м солнца, по окончани.. школы.

Сделать вывод о написании окончаний е—и у существительных разных склонений.

Списать текст (распечатан), вставляя пропущенные буквы, окончания существительных обозначить графически.

Сегодня на заняти.. литературного кру..ка было один..адцать человек. После занятия мы обсуждали вопрос об орган изаци.. экскурси.. в Республиканскую библиотеку в отдел ре..ких книг. Нашей учительнице Лиди.. Андреевн.. обещали пок..зать первые книги, которые по..вились на Руси. Сестра Волод.. была однажды в этой библиотек... Она рассказывала, что на сте..лажах она вид..ла книги об искусств.., музык.., живопис.. и архитектур... В другом зал.. были собраны книги о природ.., техник.., географи.., физик.. и биологи... Мы решили об..зательно побывать в этой чудесной библиотек...

Сделать синтаксический разбор первого предложения.

Подчеркнуть в тексте слова с непроизносимой согласной. Сделать морфологический разбор любого существительного.

Работа с текстом.

Определить, к какому типу речи он относится. Списать текст, вставляя пропущенные буквы. Рядом записать проверочные слова.

Ос..нью лес молчит. Такая тиш..! За сто шагов слышно, как уб..гает мыш.. по сухим лист..ям. В предчу..ствии х..лодов ум..лкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит к..стяной м..лоток.

(В. Песков)

Найти в тексте слова по их грамматическим признакам и подчеркнуть их:

а) существительное, одушевленное, нарицательное, жен. рода, 3-го склонения, стоит в единственном числе именительного падежа,

б) существительное, неодушевленное, нарицательное, ср. р., 2-го склонения, стоит в единственном числе предложного падежа.

5. Домашнее задание. Упр. 562.

 

Урок 139



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.43 (0.006 с.)