Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Категория рода имен существительных.

Поиск

Тема: Категория рода имен существительных.

1. Категория рода, ее значение и грамматическое выражение.

2. Распределение имен существительных по родам.

3. Категория рода имен существительных – названий лиц и животных.

4. Морфологические и семантические признаки имен существительных общего рода. Стилистическая характеристика существительных общего рода.

5. Род несклоняемых имен существительных (собственных, нарицательных, географических названий). Способы выражения категории рода у данных существительных.

6. Род аббревиатур.

7. Колебания в роде имен существительных.

 

1. Определите формальные показатели рода у данных существительных. Как выражается формально род неизменяемых существительных? На какие формальные показатели можно ориентироваться при определении рода незнакомого слова?

Мяч, ночь, грач, щавель, король, шалаш, снегирь, конь, лошадь, страна, жюри, кенгуру, такси, метро, джерси, заявление, дитя, время, амбар, крольчиха, край, линия, автор, белоручка.

2. Сравните парадигмы имен существительных конь и соль. Как определить род имен существительных, имеющих одинаковые формы в именительном падеже?

3. Определите род имен существительных: домище, городишко, волчище, купчишка, глазище, заборишко, басище, голосище, детина, зайчишка, ручонка, домина.

4. Возможно ли образование слов мужского рода от существительных: коза, стрекоза, стряпуха, молодуха, доярка, свинарка? Если нет, укажите причину.

5. Распределите имена существительные по группам: 1) женского рода, 2) мужского рода, 3) среднего рода, 4) общего рода, 5) не имеющие категории рода. Укажите, как выражен род существительных: лексически, морфологически, синтаксически.

 

Имя существительное Род Способ выражения рода
     

 

1. Колесничук был главный бухгалтер одесской конторы чаеразвесочного управления треста «Главчай» (В.Катаев). 2. Пожилой человек оказался профессором-почвоведом, а юноша – фольклористом, знатоком народных песен, легенд и сказок (К.Паустовский). 3. Она возвращалась в деревню из областного города, где гостила у брата – директора ремесленной школы (К.Паустовский). 4. Рассказывал белобрысый, а бледный молчал и улыбался, но Тихон понял, что этот мальчик и был в этом деле заводилой, даром что тихий (К.Паустовский). 5. Поплыли к травянистому берегу, где стоял под осевшей черепичной кровлей деревянный домишко в два окна с пристройкой (А.Толстой). 6. Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось уже приближение осени (В.Арсеньев). 7. Через весь район стрелой ляжет асфальтовое шоссе, а по бокам – фруктовый сад… (С.Бабаевский). 8. Передние подпорки там, где должны были быть ворота, обвалились, и крыша осела, наглухо завалив вход (А.Гайдар). 9. И не будет на свете ни вдов, ни сирот, ни безвестных могил, ни рабов (Надс.). 10. Сумерки наступали торопливо, и, когда ребята добежали до сараев, чтобы спрятать котелок и злополучную колбасу, было уже темно (А.Гайдар).

6. Определите, во всех ли случаях форма согласованного прилагательного указывает на род несклоняемого существительного? Проанализируйте данные предложения.

1. Все зависит от состава крови. Одни, читая, предаются размышлениям. Это люди с густой кровью. Другие плачут – те, у кого кровь водянистая. А у нашего идальго кровь пламенная. …Книгу дочитывает – и по дальнозоркости, и из почтения к читаемому – стоя владелец всех этих книжных богатств, бедный идальго Алонзо Кехано, он же славный рыцарь Дон Кихот Ламанчский (Е.Шварц). 2. Но действенная природа классического итальянского bel canto в корне иная, нежели природа русской певческой школы. Классическое bel canto – это всегда чистая, открытая эмоция (журн.). 3. –Дражайший маэстро! – воскликнул вдруг Лаврецкий, - мне сдается, что вы сами влюблены в мою кузину (И.Тургенев). 4. Зина пела его романс прекрасно. Её чистый, звучный контральто проникал до сердца (Ф.Достоевский). 5. Композитор рассказал, что в дореволюционной Никарагуа профессиональная музыкальная культура находилась на низком уровне (журн.). 6. Снова подул удушливый горячий сирокко (газ.). 7. В её механическом облике есть даже нечто элегантное, заставляющее вспомнить негра-денди в кокетливом, сдвинутом набок канотье (журн.).

7. Прочитайте примеры. Выпишите существительные, в определении рода которых наблюдаются колебания, объясните причину колебаний.

1. Через несколько минут деревянный ставень поднялся и старик высунул свою седую бороду (А.Пушкин). 2. Лишь хмель литовских берегов, немецкой тополью плененный, через реку, меж тростников, переправлялся дерзновенный (А.Пушкин). 3. Я помню: занавесь взвилась, толпа угомонилась… (Н.Некрасов). 4. С трудом пробивали пешнями и топорами проруби на пруду (С.Аксаков). 5. … -Не хотите ли о-де-колону? …я сейчас принесу вам, - заботливо вымолвила Ольга Ивановна, делая шаг вперед; причем выставилась вперед узенькая ножка, обтянутая щегольскою ботинкой (Д.Григорович). 6. Убежище помещалось в опустевшем барском особняке, все комнаты которого давным-давно пришли в ветхость, за исключением громадной залы с паркетным полом, венецианскими окнами… (А.Куприн). 7. И на покорную рояль властительно ложились руки, срывая звуки, как цветы (А.Блок). 8. У него свалился туфель (К.Федин).

8. Допишите окончания имен прилагательных и глаголов.

1. Моим чичероне по новой больнице был… стар… знаком… доктор Савинова. 2. Совхоз «Заря» досрочно закончил… сев озимых. 3. Добавление к овощн… рагу сочн… кольраби придает кушанью особый вкус. 4. Зрителями был… тепло встречен… лауреат Международного конкурса пианистов Мария Гринберг. 5. Перед клеткой, где шимпанзе кормил… детеныша, собралось много зевак. 6. Кенгуру нес… в сумке крошечного кенгуренка.

9. Выделите существительные, у которых категория рода имеет соответствующую семантику: 1) всегда; 2) может определяться в контексте.

1. Болтун, гусыня, собака, белка, песец, медведь, певец, красавец, учитель, заказчик, воспитатель, гордец, утешитель, редактор, врач, волчица, спортсменка, соболь, ворон, галка, секретарь, закройщица, крокодил, ворона, сорока, тигр, аспирант, диссертант, ассистент, продавец, орел, консультант.

10. Будут ли относиться к словам общего рода оценочные наименования свинья, змея, обезьяна, тянучка, тряпка, черепаха, карикатура, лошадь (о человеке, разг.)?

11. Назовите род аббревиатур. Укажите, как определяется род таких слов:

ТАСС, АТС, НИИ, БАМ, МХАТ, ЦУМ, РАО ЕЭС, ЗАО, ТОО, ФСБ, ВВС, ВМФ, ДГТУ, ЮФО.

* Используйте Словарь сокращений русского языка, 3 изд. М.,1983.

 

Тема: Склонение имен существительных. Варианты падежных окончаний как результат исторического развития имен существительных.

1. Характеристика имен существительных с точки зрения словоизменения.

2. Основные типы склонения имен существительных.

3. Адъективное склонение. Смешанное склонение. Типы склонения и школьная грамматика.

4. Парадигма склонения имен существительных.

 

1. Определите тип склонения следующих существительных: рыбак, заливное, опилки, коллега, воробьишка, гроза, оперение, дерзость, буря, метро, вермишель, граната, кудри, такси, подруга, туловище, багаж, дыня, управляющий, бремя, пельмени, фойе, племя, мозоль, мастерская.

2. Определите, к одному или к разным типам склонения относятся имена существительные: Лемешев, Козловский, Михайлов, Дарвин, Федин, Симонов, Гумилев, Розенталь, Лекант, Кронин, Алена Зандер, Илья Резник, Ирина Резник, Андрей Белый, Ира Гора, Наталья Ляшенко, Александр Ширвиндт.

3. Определите тип склонения и падежную форму имен существительных, а также возможность/невозможность вариантного окончания.

1. В цехе спорить нечего, надо сделать, что приказывают (А. Рыбаков). 2. Жены местных властей… привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум… Под виноградными аллеями… мелькали порой шляпки любительниц уединения вдвоем… (М.Лермонтов). 3. «Да, - промолвил он, откусывая крошечный кусочек сахару, - на меня да на мою старуху жаловаться, кажись, им нечего» (И. Тургенев). 4. После того как с морозу оглушили пару самоваров подряд, бродили по городу, не знали, куда девать свободное время (Д. Фурманов). 5. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает… (М. Лермонтов). 6. Он нашел случай вступить в разговор с княгиней и сказать какой-то комплимент княжне; она, видно, не очень разборчива, ибо с тех пор отвечает на его поклон самой милой улыбкою (М. Лермонтов). 7. Так деревцо свои листы меняет с каждою весною (А.Пушкин). 8. Они попросили рису, вареного на молоке, и наелись им, насыпав кучу сахара (А.Пушкин). 9. Строительные работы под дождем и на ветре требуют от работника большого напряжения сил (А.Чехов). 10. Вот сидит Шир-Али, на коврах, выше всех, весь в шелке и золоте (М.Горький).

4. Определите падеж имен существительных и укажите, чем объясняется употребление вариантных флексий: виду не подать, для виду, не до смеху, для порядку, без году неделя, ни слуху ни духу, искать броду, не прошло и часу, ждать с часу на час, иметь в виду, работать на дому, на берегу, на краю, в лесу, в саду.

5. Найдите субстантивированные слова, укажите, какая часть речи перешла в разряд существительных, является ли переход полным или частичным. Определите тип склонения этих слов.

1. Наше грядущее точно отождествляется с нашими детьми, а оно, это грядущее, будет свободно от корысти и зависти (С. Дангулов). 2. Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую (Л. Толстой). 3. Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля (К. Паустовский). 4. Молодой офицер с выражением недоумения и страдания в лице отошел от наказываемого… (Л. Толстой). 5. Через несколько минут Чудинов уже сидел в парикмахерской в кресле перед большим зеркалом, в котором через просторное окно за переплетом легких лесов отражались сугробы, ели на улице, редкие прохожие (Л. Кассиль).

6. Произведите морфологический анализ всех имен существительных.

Тополя шумели по обочинам дороги. Листва лесов неслась душистыми грудами за окнами машины. Внезапно в этой зелени возникали сиреневые гранитные скалы, увитые плющом. Струились и позванивали, пересекая шоссе, прозрачные ручьи. Каждый раз перед таким ручьем машина замедляла ход, будто хотела напиться. Лепестки маков летели по ветру легкими стаями, как мотыльки. Отвесный каменный порог вставал в дрожащем горячем воздухе, и шофер всерьез рассказывал, что он видел на этой гладкой горной стене ввинченные в камни причальные кольца, так как здесь, говорят, было в незапамятные времена море (К. Паустовский).

 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Тема: Разряды числительных.

1. Собирательные числительные.

2. Дробные числительные.

3. Склонение собирательных и дробных числительных.

4. Вопрос о порядковых числительных.

5. Неопределенно-количественные слова.

6. Морфологический разбор имени числительного.

 

1. Вставьте вместо точек числительные оба, обе или выражение те и другие в соответствующем падеже.

По … сторонам дороги протянулись поля. По … берегам речушки растет хвойный лес. Держи кувшин … руками. Ваня заботливо опекает … братьев.

Хоккейные команды пока вели ничейный счет: в … ворота было забито по три шайбы. Не было забито ни одной шайбы ни в … ворота. Склоны … оврагов размыты дождями. Берега … рек песчаные.

По … берегам реки тянутся поля. Русла … рек илистые. В старинной крепости Старой Ладоги двое ворот, у … ворот когда-то стояла стража.

2. Допишите окончания существительных, определите разряд числительных.

Озеро от деревни находится в полутора километр... До ближайшего селения около полутораста километр... Такую юбку можно сшить из полутора метр.. ткани.

3. Перепишите, раскрывая скобки и заменяя цифры словами.

Мальчик съел (1,5 груши). Варенье сварили из (1,5 стакана) земляники. К (1,5 литра) молока добавили (2/3 литра) сливок. Он живет в (590 км) от Москвы. Учителя пришли на экскурсию с (240 учеников). Директор все знал о своих (369 учащихся). Организовали встречу с (38 ветеранов) войны. Ученику надо решить примеры: 685 разделить на 2 2 3; 5 умножить на 5,5; к 2 3/4 прибавить 5 1/3.

4. Отметьте особенности употребления собирательных числительных в данных текстах. Какова их семантика? Можно ли так употреблять другие собирательные числительные и числительные два, три, четыре?

Стоят, накрывшись, двое, а дождь прошел давно (Щипачев). К нему подошли четверо. Трое вышли из леса. Семеро одного не ждут.

5. Составьте словосочетания числительного с существительным в нужной падежной форме.

Им.п.: оба, обе, двое, два, две (товарищ, ткачиха, носки, статья, дети).

Р.п.: четверо, четыре (жирафа, машинистка, мальчик, сливки).

Д.п.: полторы (норма), 3897 (кран), 618 (лист).

В.п.: семеро, семь (студентка, офицер, люди, тигр, брюки).

Т.п.: пятеро, оба, обе, восемь, два, две (стол, плакса, плоскогубцы, рог), 15654 (экземпляр).

П.п.: 186 (книга), 3 627 (солдат), 4 215 (километр).

6. Как решается вопрос о порядковых числительных в школьной и вузовской грамматиках? Какая точка зрения вам ближе? Ответ мотивируйте.

7. Выпишите из текста неопределенно-количественные слова, укажите, к каким частям речи они относятся и как изменяются.

1. Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белгородской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже приятною (А.Пушкин). 2. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М. Лермонтов). 3. И мы, сплетясь, как пара змей, обнявшись крепче двух друзей, упали разом… (М. Лермонтов). 4. Он с детских глаз уже не раз сгонял виденья снов живых про милых ближних и родных (М. Лермонтов). 5. Ну что тебе вздумалось? Право, как дитя трехлетнее. Не похоже, не похоже, совершенно не похоже на то, чтобы ей было восемнадцать лет (Н. Гоголь). 6. Городничий. Сколько угодно вам? Хлестаков. Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою – так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот (Н. Гоголь).

8. Почему выделенные слова не могут быть названы числительными, ведь они имеют количественное значение? Проанализируйте их морфологические и синтаксические признаки. Сделайте вывод о выражении количественных значений в русском языке.

Пропасть дел, бездна глупости, масса упреков, тьма народу, кипа книг, груда бумаг, стая волков, табун лошадей, стадо коров, море огней, лес рук, град похвал, капля сомнения, крошка внимания, туча комаров.

 

МЕСТОИМЕНИЕ

Тема: Категория рода имен существительных.

1. Категория рода, ее значение и грамматическое выражение.

2. Распределение имен существительных по родам.

3. Категория рода имен существительных – названий лиц и животных.

4. Морфологические и семантические признаки имен существительных общего рода. Стилистическая характеристика существительных общего рода.

5. Род несклоняемых имен существительных (собственных, нарицательных, географических названий). Способы выражения категории рода у данных существительных.

6. Род аббревиатур.

7. Колебания в роде имен существительных.

 

1. Определите формальные показатели рода у данных существительных. Как выражается формально род неизменяемых существительных? На какие формальные показатели можно ориентироваться при определении рода незнакомого слова?

Мяч, ночь, грач, щавель, король, шалаш, снегирь, конь, лошадь, страна, жюри, кенгуру, такси, метро, джерси, заявление, дитя, время, амбар, крольчиха, край, линия, автор, белоручка.

2. Сравните парадигмы имен существительных конь и соль. Как определить род имен существительных, имеющих одинаковые формы в именительном падеже?

3. Определите род имен существительных: домище, городишко, волчище, купчишка, глазище, заборишко, басище, голосище, детина, зайчишка, ручонка, домина.

4. Возможно ли образование слов мужского рода от существительных: коза, стрекоза, стряпуха, молодуха, доярка, свинарка? Если нет, укажите причину.

5. Распределите имена существительные по группам: 1) женского рода, 2) мужского рода, 3) среднего рода, 4) общего рода, 5) не имеющие категории рода. Укажите, как выражен род существительных: лексически, морфологически, синтаксически.

 

Имя существительное Род Способ выражения рода
     

 

1. Колесничук был главный бухгалтер одесской конторы чаеразвесочного управления треста «Главчай» (В.Катаев). 2. Пожилой человек оказался профессором-почвоведом, а юноша – фольклористом, знатоком народных песен, легенд и сказок (К.Паустовский). 3. Она возвращалась в деревню из областного города, где гостила у брата – директора ремесленной школы (К.Паустовский). 4. Рассказывал белобрысый, а бледный молчал и улыбался, но Тихон понял, что этот мальчик и был в этом деле заводилой, даром что тихий (К.Паустовский). 5. Поплыли к травянистому берегу, где стоял под осевшей черепичной кровлей деревянный домишко в два окна с пристройкой (А.Толстой). 6. Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось уже приближение осени (В.Арсеньев). 7. Через весь район стрелой ляжет асфальтовое шоссе, а по бокам – фруктовый сад… (С.Бабаевский). 8. Передние подпорки там, где должны были быть ворота, обвалились, и крыша осела, наглухо завалив вход (А.Гайдар). 9. И не будет на свете ни вдов, ни сирот, ни безвестных могил, ни рабов (Надс.). 10. Сумерки наступали торопливо, и, когда ребята добежали до сараев, чтобы спрятать котелок и злополучную колбасу, было уже темно (А.Гайдар).

6. Определите, во всех ли случаях форма согласованного прилагательного указывает на род несклоняемого существительного? Проанализируйте данные предложения.

1. Все зависит от состава крови. Одни, читая, предаются размышлениям. Это люди с густой кровью. Другие плачут – те, у кого кровь водянистая. А у нашего идальго кровь пламенная. …Книгу дочитывает – и по дальнозоркости, и из почтения к читаемому – стоя владелец всех этих книжных богатств, бедный идальго Алонзо Кехано, он же славный рыцарь Дон Кихот Ламанчский (Е.Шварц). 2. Но действенная природа классического итальянского bel canto в корне иная, нежели природа русской певческой школы. Классическое bel canto – это всегда чистая, открытая эмоция (журн.). 3. –Дражайший маэстро! – воскликнул вдруг Лаврецкий, - мне сдается, что вы сами влюблены в мою кузину (И.Тургенев). 4. Зина пела его романс прекрасно. Её чистый, звучный контральто проникал до сердца (Ф.Достоевский). 5. Композитор рассказал, что в дореволюционной Никарагуа профессиональная музыкальная культура находилась на низком уровне (журн.). 6. Снова подул удушливый горячий сирокко (газ.). 7. В её механическом облике есть даже нечто элегантное, заставляющее вспомнить негра-денди в кокетливом, сдвинутом набок канотье (журн.).

7. Прочитайте примеры. Выпишите существительные, в определении рода которых наблюдаются колебания, объясните причину колебаний.

1. Через несколько минут деревянный ставень поднялся и старик высунул свою седую бороду (А.Пушкин). 2. Лишь хмель литовских берегов, немецкой тополью плененный, через реку, меж тростников, переправлялся дерзновенный (А.Пушкин). 3. Я помню: занавесь взвилась, толпа угомонилась… (Н.Некрасов). 4. С трудом пробивали пешнями и топорами проруби на пруду (С.Аксаков). 5. … -Не хотите ли о-де-колону? …я сейчас принесу вам, - заботливо вымолвила Ольга Ивановна, делая шаг вперед; причем выставилась вперед узенькая ножка, обтянутая щегольскою ботинкой (Д.Григорович). 6. Убежище помещалось в опустевшем барском особняке, все комнаты которого давным-давно пришли в ветхость, за исключением громадной залы с паркетным полом, венецианскими окнами… (А.Куприн). 7. И на покорную рояль властительно ложились руки, срывая звуки, как цветы (А.Блок). 8. У него свалился туфель (К.Федин).

8. Допишите окончания имен прилагательных и глаголов.

1. Моим чичероне по новой больнице был… стар… знаком… доктор Савинова. 2. Совхоз «Заря» досрочно закончил… сев озимых. 3. Добавление к овощн… рагу сочн… кольраби придает кушанью особый вкус. 4. Зрителями был… тепло встречен… лауреат Международного конкурса пианистов Мария Гринберг. 5. Перед клеткой, где шимпанзе кормил… детеныша, собралось много зевак. 6. Кенгуру нес… в сумке крошечного кенгуренка.

9. Выделите существительные, у которых категория рода имеет соответствующую семантику: 1) всегда; 2) может определяться в контексте.

1. Болтун, гусыня, собака, белка, песец, медведь, певец, красавец, учитель, заказчик, воспитатель, гордец, утешитель, редактор, врач, волчица, спортсменка, соболь, ворон, галка, секретарь, закройщица, крокодил, ворона, сорока, тигр, аспирант, диссертант, ассистент, продавец, орел, консультант.

10. Будут ли относиться к словам общего рода оценочные наименования свинья, змея, обезьяна, тянучка, тряпка, черепаха, карикатура, лошадь (о человеке, разг.)?

11. Назовите род аббревиатур. Укажите, как определяется род таких слов:

ТАСС, АТС, НИИ, БАМ, МХАТ, ЦУМ, РАО ЕЭС, ЗАО, ТОО, ФСБ, ВВС, ВМФ, ДГТУ, ЮФО.

* Используйте Словарь сокращений русского языка, 3 изд. М.,1983.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.97 (0.01 с.)