Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: местоимение как часть речи в современном русском языке.

Поиск

1. Лексико-грамматические разряды местоимений.

2. Классификация местоимений по соотнесенности с другими частями речи.

3. Склонение местоимений.

4. Переход других частей речи в местоимения.

 

1. Выясните, как определяется класс местоимений в Грамматике-80, в вузовских учебных пособиях и в школьных учебниках. Ознакомьтесь с мнением академика В.В. Виноградова о местоимении как особой части речи (См. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1986, §1. с.255-256.). Назовите лингвистов, не включавших местоимения в состав частей речи русского языка.

2. Заполните приведенную ниже таблицу примерами (для примеров используйте тексты русских писателей, изучаемые в курсе литературы) /местоимения выписывайте в контексте/.

 

Местоимения-существительные Местоимения-прилагательные Местоимения-числительные Местоимения-наречия
       

 

3. Определите разряд местоимений. Укажите, какие местоимения в классификациях, представленных в грамматиках русского языка, относятся к разным разрядам. Укажите слова, которые некоторыми учеными относятся не к местоимениям, а к другим частям речи.

1. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа, вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа (А. Пушкин). 2. Что вдали блеснуло и дымится? Нет, то флот. Вот выплыли ветрилы… (А. Дельвиг). 3. Известно мне, погибель ждет того, что первый восстает на утеснителей народа, - судьба меня уж обрекла (К. Рылеев). 4. Кто сей божественный фиал разрушил, как сосуд скудельный? (Ф. Тютчев). 5. Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью (И. Никитин). 6. Я – знаю все… Я – ничего не знаю, люблю, люблю, люблю. Со мною – Ты [Россия]… (А. Белый). 7. Чьи-то цепи где-то пали, что-то взято навсегда, люди новые восстали здесь, в республике труда (В. Брюсов). 8. Пока выкипячивают, рифмами пиликая, из любвей и соловьев какое-то варево, улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать (В. Маяковский). 9. Постиг иное слово я в буре наших дней: природа – очень ново, но человек новей! (П. Орешин). 10. Всяк кулик свое болото хвалит. 11. Некое беспокойство сквозило в ее глазах, движениях, походке (М. Шолохов). 12. Конечно, различны поэтов сорта, у скольких поэтов легкость руки! (В. Маяковский). 13. На другом берегу реки показался красный, тусклый огонек, и они от нечего делать долго решали, костер ли это, огонь ли в окне или что-нибудь другое (А. Чехов). 14. Отчизна! Не пленишь ничем ты чуждый взор… (А. Плещеев).

4. Определите, в каких предложениях местоимения его, ее, их являются личными, а когда выступают в роли притяжательных.

1. Я их тоже, с своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит (И. Тургенев). 2. А отец знать не хотел его великодушия и смирения, не слушался его, а шел той дорогой, на которую указывали ему его духовные потребности (Т. Сухотина-Толстая). 3. Её [Ольги] походка, её движения были решительны и свободны (И. Тургенев). 4. Приняли меня в его семье хорошо (В. Солоухин). 5. «А видали их, что ли, волков-то?» - спросил трусишка Костя. «Их всегда здесь много, - отвечал Павел, - да они беспокойны только зимой» (И. Тургенев). 6. Попроси её [Ханну] всегда и побольше писать о её здоровье (Т. Сухотина-Толстая). 7. Я долго любовался его [Калиныча] лицом, кротким и ясным, как вечернее небо (И. Тургенев). 8. Её зовут Дорой (Т. Сухотина-Толстая). 9. «А что, ведь ты тоже торговлей занимаешься?» - спросил я его [Хоря] (И.Тургенев). 10. То была их игра, и посторонние в неё не имели права включаться (М. Колесников). 11. Из их [мальчиков] разговоров я узнал их и намерен теперь же познакомить с ними читателя (И. Тургенев).

5. Выпишите местоимения в таком порядке: личные, лично-указательные, возвратные. Охарактеризуйте местоимения этих групп по значению, морфологическим признакам, синтаксической функции. Укажите, в склонении каких местоимений имеет место супплетивность; у каких местоимений и когда возможно появление начального н- (его происхождение); можно ли в текстах найти случаи перехода отдельных форм в другие части речи (какие именно).

1. Птички солнышка ждут, птички песни поют, и стоит себе лес, улыбается (И. Никитин). 2. Он говорил «ты» одному Павлу – и то потому, что тот был бы слишком несчастлив, если б Соломин вздумал говорить ему «вы» (И. Тургенев). 3. Скажи мне, кто твой друг, - и я скажу, кто ты. 4. Но ты, далеких дней подруга, манишь, как прежде, за собой… (А. Блок). 5. Песок сыпучий на колени, мы едем поздно; меркнет день (Ф. Тютчев). 6. Ужели вы покойно и равнодушно могли бы перенести самое горькое оскорбление, какое только судьба посылает человеку? (А. Гончаров). 7. Наталья Петровна, выдьте, прошу вас (И. Тургенев). 8. Река неслася; бедный челн по ней стремился одиноко (А. Пушкин). 9. Пред нею зыблются, шумят великолепные дубровы… (А. Пушкин). 10. Над ним внезапно выросла грозная фигура капитана Озерова (М. Бубеннов). 11. Стоит взять теперь легкую, звонкую скрипку, из разнослойных пластинок сосновых склеенную, провести по струнам канифоленным цепким смычком – сосна сама запоет себе песню (К. Яковлев). 12. И гагары тоже стонут, - им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает (М. Горький).

6. Проанализируйте проявление категории рода у местоимений я и ты в данных текстах. Как формально выражается у них отношение к лицу мужского или женского пола? Каким существительным подобны они в этом отношении? Сравните проявление категории рода у других местоимений-существительных.

1. Я пришел к тебе с приветом, рассказать что солнце встало (А. Фет). 2. Ты прошла, словно сон мой, легка (А. Блок).3. Она пришла с мороза (А. Блок). 3. Голос Олеси донесся до меня, как сладкая музыка… (А. Куприн). 4. Нет равных, Родина, тебе! Нет равных в доброте и силе (Л. Татьяничева). 5. Я помню, мы вставали на рассвете (В. Багрицкий). 6. Если на глади морской воды восстановить следы всех кораблей, сколько б морщин увидела ты на ней (А. Артемов). 7. Что пройдет, то будет мило (А. Пушкин). 8. Кто тропку к двери проторил? (Б. Пастернак). У Ростовых всегда по воскресеньям обедал кое-кто из близких знакомых (Л. толстой). Ажогина-мать подходила то к одному, то к другому гостю и говорила каждому что-нибудь приятное (А. Чехов).

7. Определите разряд выделенных местоимений, подберите к ним синонимы. Определите, в каких предложениях возможны взаимозамены отмеченных местоимений.

1. Капитан всякую минуту заглядывал в компас, лично показывая рулевому курс (В. Катаев). 2. По воде плыли ветки, обломанные бурей, и всякий мусор (В. Арсеньев) 3. Погост стоял уединенно, вдали от всякого селения (М. Салтыков-Щедрин). 4. Мне было восемь лет, но я, как любой деревенский парнишка, был самосильным помощником для взрослых (Ф. Гладков). 5. Открой мне всю правду, не бойся меня: в награду любого возьмешь ты коня (А. Пушкин). 6. Ему был известен каждый человек, каждая семья… каждый переулок этой большой рабочей окраины (В. Катаев). 7. Ты еще увидишь, кое-кому мое предложение придется не по вкусу (В. Ажаев). 8. [Гек] …не любил, чтобы кто-либо обижал его мать (А. Гайдар). 9. [Червяков] …утерся платочком и… поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-либо своим чиханьем (А. Чехов). 10. Осип Иванович, конечно, был здесь же и с кем-то вполголоса ругался (Д. Мамин-Сибиряк). 11. Вдруг позади нас в овраге раздался шум: кто-то спускался к источнику (И. Тургенев).

8. Проанализируйте морфологические признаки выделенных местоимений. Как проявляются у них категории имени? Рассмотрите категорию падежа, отметьте тип склонения. От чего зависит падежная форма?

1. Чем ты не доволен? 2. На кого я могу положиться? 3. Мне надо кое с кем встретиться. 4. У кого-то все всегда в порядке, а у меня так не бывает. 5. Кто пришел? 6. Позовите кого-нибудь. 7. Отец казался чем-то взволнованным. 8. О чем ты думаешь? 9. Я понял, что ему нужно. 10. Объясни, из-за чего вы поссорились.

9. Определите, в качестве какой части речи функционирует слово один в данных предложениях, дайте обоснование.

1. Нужно было только хозяевам уйти или уснуть, чтобы он занялся чем-нибудь вроде прыганья на одной ножке или подбрасывания камешков (А. Чехов). 2. …Слушайте, Горький, - тут один учитель хочет познакомиться с вами (М. Горький). 3. Одни только грачи, состарившиеся в степи и привыкшие к степным переполохам, покойно носились над травой… (А. Чехов). 4. Бунины делили дачу с одной богатой толстой дамой, писательницей, только что впервые напечатавшейся в «Вестнике Европы».

10. Определите, какой частью речи являются выделенные слова, докажите это.

1. Саша очень хорошо знал отдельные части города (Л. Леонов). 2. Вслед за тем Базаров уезжает из деревни Кирсановых, и Тургенев напутствует его следующими словами: «Ему и в голову не пришло, что он в этом доме нарушил все правила гостеприимства» (Д. Писарев). 3. Если у вас в данное время нет никакой темы, то пишите обо всем, что увидите (В. Катаев). 4. За неисполнение настоящего приказа – расстрел (Н. Островский). 5. Конвойный остервенело рвал винтовку из рук Павла. Он крутил ее, выворачивая юноше руки. Но последний не выпускал винтовку (Н. Островский). 6. Этим в определенной мере и можно объяснить процесс возникновения художественных течений (М. Храпченко). 7. Отдельные люди не уживаются с теми явлениями, к которым без малейшего труда привыкает масса (Н. Добролюбов). 8. Когда он размышляет, тогда дает своему мозгу известную свободу и не старается прийти к заранее назначенным выводам (Н. Добролюбов).

 

Порядок морфологического анализа местоимений

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи, категориальное значение.

3. Начальная форма, вопрос к начальной форме, вопрос к словоформе в тексте.

4. Разряд по соотношению с другими частями речи, показатель.

5. Лексико-грамматический разряд.

6. Одушевленное или неодушевленное, показатель.

7. Тип склонения и его характеристика.

8. Лицо, значение.

9. Род

10. Число, значение. Показатели рода, числа, падежа.

11. Падеж.

12. Парадигма.

13. Синтаксические свойства.

Образец морфологического анализа местоимения:

Я в космос не летал.

Но эта сталь – моя.

А значит, помогал и я

Достичь тебе загадочной звезды,

Которую держал

В своих ладонях ты (Л. Татьяничева).

 

1. Словоформа в тексте – которую.

2. Часть речи – местоимение; категориальное значение – указание на предмет.

3. Начальная форма – который; вопрос к начальной форме – что?, вопрос к словоформе в тексте – что? Вопросы совпадают.

4. Разряд по соотношению с другими частями речи – по характеру словоизменения принадлежит к группе местоимений-прилагательных; показатель – слово изменяется по родам, числам и падежам, имеет флексию, как у имени прилагательного.

5. Лексико-грамматический разряд – относительное местоимение, так как служит для связи придаточного предложения с главным и является членом предложения в придаточном.

6. Одушевленность-неодушевленность – может иметь как показатели одушевленности, так и неодушевленности, выбор форм зависит от значения местоимения. В данном предложении местоимение который – неодушевленное; показатель – значение (указывает на предмет неживой природы – звезда), им.п. = вин.п.

7. Склонение адъективного типа, твердый вариант.

8. Категории лица не имеет.

9. Женский род, т.к. согласуется со словом звезда.

10. Единственное число, указывает на один предмет.

11. Падеж винительный; показатель рода, числа и падежа – флексия – ую.

12. Имеет полную парадигму изменения по родам, числам и падежам, включающую 24 члена.

13. Синтаксические свойства – в предложении является прямым дополнением, согласуется со сказуемым придаточного предложения в падеже, а со словом звезда – в роде и числе.

 


[1] Брусенская Л.А. Категория числа в русском языке. Структурно-семантический и коммуникативно-функциональный аспект: Учебное пособие к спецкурсу. Ростов-на-Дону, 1992.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.20.205 (0.009 с.)