Тема: Имя числительное как часть речи, количественные числительные. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Имя числительное как часть речи, количественные числительные.



1. Имя числительное как часть речи.

2. Состав и структура количественных числительных.

3. Морфологические свойства и синтаксические особенности количественных числительных.

4. Отличие количественных числительных от счетных существительных.

5. Склонение количественных числительных

 

1. Найдите имена числительные и выпишите их в таблицу, указав признаки:

Имя числительное Начальная форма Разряд по значению Грамматичес кие признаки
Количественные (собственно-количественные, дробные, собирательные) Порядковые числитель ные
         

 

1. Четверо гребцов застывают, чтобы Оле было удобно стрелять (Г. Кублицкий). 2. Не прошло и двадцати минут, как рысью прямо навстречу ему вылетел торопившийся куда-то отряд (А. Гайдар). 3. По крайнему к степи проулку январским вечером 1930 года въехал в хутор Гремячий Лог верховой (М. Шолохов). 4. Две или три тысячи человек стояли около дощатой трибуны и слушали ораторов (А. Гайдар). 5. В конце второго дня пути, отшагав 55 километров, устроили первый склад провианта для обратного пути (В. Обручев). 6. Станок позволяет шлифовать различные профили деталей плоской и круглой формы с точностью до 0,01 – 0,02 мм (из газет). 7. В первый день после полета дефицит веса составил 2,8 и 3,9 кг. Восстановление веса у командира экипажа произошло на третьи сутки, у бортинженера – на двенадцатые сутки (из газет). 8. Четверо рабочих во главе с дедом Еремеем пошли выполнять распоряжение (С. Сартаков). 9. Еще один крокодил, в полторы сажени длиною, недалеко от нас вылез на отмель и улегся, напоминая собою грязный, сгнивший чурбан с заостренным концом (А. Новиков-Прибой). 10. Геннадий Петрович, я ведь несколько раз вам объяснял: все больные, записавшиеся на прием, обязательно мною будут приняты, а вы можете уходить домой ровно в четыре (С. Сартаков). 11. При 12 пазах диска шпиндель головки можно повернуть на 1/2, 1/3, 1/4, 1/6 и 1/12 оборота, т.е. делить окружность на 2, 3, 4, 6 и 12 частей (из газет).

2. Распределите имена числительные по двум группам: производные и непроизводные. Сто, двадцать, пятьдесят, сорок, один, триста, тысяча, одиннадцать, двести, сто пятнадцать, четыреста.

3. Определите разряд количественных числительных по составу и впишите их в соответствующую графу:

 

Простые числительные Сложные числительные Составные числительные
     

 

Три, восемнадцать, сорок четыре, девяносто, сто сорок один, сто два, девяносто, двадцать, один, одиннадцать, шестьсот, восемь, триста, три, тридцать три, тысяча пятьсот, восемьсот восемь.

4. Вспомните, в каком падеже и числе сочетаются имена существительные с количественными именами числительными. Определите тип подчинительной связи.

Один (друг), два (друг), пять (друг), сто (рубль), десять (книга), пятьдесят (стул), четыре (шкаф), три (билет), двадцать два (том), тридцать один (ребенок), пятьдесят четыре (копейка), тысяча (человек), тысяча одна (ночь), двадцать два (девочка), двадцать один (овца).

5. Сравните склонение сложных существительных садовод, пароход и числительных пятьдесят, шестьсот. В чем проявляется своеобразие в склонении сложных числительных? Есть ли такая особенность в склонении других сложных имен?

6. Просклоняйте словосочетания три стола и дом отца. Проанализируйте формы числительных и существительных, определите тип подчинительной связи. Чем отличается система падежных форм словосочетания три стола от системы форм сочетания дом отца?

7. Определите падежные формы числительных и существительных в данных предложениях. Отметьте в каждом случае главное и зависимое слова, установите тип связи.

1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком (А. Пушкин). 2. Перед ним его два сына без шеломов и без лат, оба мертвые лежат…(А. Пушкин). 3. Он пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет (А. Пушкин). 4. Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел (А. Пушкин). 5. Скамья-то триста рублей стоила, батюшка (А. Чехов). 6. Ведь мы ему, мать моя, отсчитали десять тысяч (А. Чехов). 7. Нас больше европейцев – на двадцать сто (В. Маяковский). 8. Ровно в пять без механиков и пилотов взвились триста чудовищ алюминия (В. Маяковский).

8.
20-8=12, 2000-50=1950, 400-208=192, 700-500=200.  
Прочитайте вслух примеры:

55+100=155,

1000+5=1005,

500+40=540,

11+18=29,

90-11=79,

Сложить 150 с 90, сложить 200 с 200, сложить 380 с 355.

Частное от деления 7980 на 95 равно 84.

Разность 576 и 178 равна 398.

Произведение 327 и 85 равно 27 795.

9. Определите частеречное значение выделенных слов.

Я это повторил два раза. – Я это сто раз повторял. Он мне должен тысячу рублей. – Он говорит тысячу слов в минуту. В парке посадили сто деревьев. - У тебя всегда сто отговорок найдется.

1. Мильоны – Вас, нас тьмы и тьмы (А. Блок). 2. Я все на миллионы считаю; у меня, что больше тысячи, то и миллион (А. Островский). 3. Я миллион раз тебе говорил об этом. 4. На работу вышли миллионы. 5. Максим – первый ученик в классе. 6. Один с сошкой, а семеро с ложкой. 7. Тысячи людей – инженеров, каменщиков, механиков, плотников, слесарей, землекопов, столяров и кузнецов – собрались сюда с разных концов земли. 8. Умрут миллиарды людей, а они [курганы] все еще будут стоять, как стояли (А. Чехов). 9. Последнюю тысячу метров прошли на веслах. 10. В качестве покупателей молодые люди ведут себя далеко не одинаково: одни ориентируются на ультрамодную одежду и обувь, их называют новаторами моды, другие следуют моде, руководствуясь предложениями журналов… третьи воспринимают моду, но отнюдь не стремятся быть модными (из газет).

10. Сравните слова пять и пятерка, два и двойка, двойня, три и тройка. Что между ними общего и чем они отличаются?

 

Тема: Разряды числительных.

1. Собирательные числительные.

2. Дробные числительные.

3. Склонение собирательных и дробных числительных.

4. Вопрос о порядковых числительных.

5. Неопределенно-количественные слова.

6. Морфологический разбор имени числительного.

 

1. Вставьте вместо точек числительные оба, обе или выражение те и другие в соответствующем падеже.

По … сторонам дороги протянулись поля. По … берегам речушки растет хвойный лес. Держи кувшин … руками. Ваня заботливо опекает … братьев.

Хоккейные команды пока вели ничейный счет: в … ворота было забито по три шайбы. Не было забито ни одной шайбы ни в … ворота. Склоны … оврагов размыты дождями. Берега … рек песчаные.

По … берегам реки тянутся поля. Русла … рек илистые. В старинной крепости Старой Ладоги двое ворот, у … ворот когда-то стояла стража.

2. Допишите окончания существительных, определите разряд числительных.

Озеро от деревни находится в полутора километр... До ближайшего селения около полутораста километр... Такую юбку можно сшить из полутора метр.. ткани.

3. Перепишите, раскрывая скобки и заменяя цифры словами.

Мальчик съел (1,5 груши). Варенье сварили из (1,5 стакана) земляники. К (1,5 литра) молока добавили (2/3 литра) сливок. Он живет в (590 км) от Москвы. Учителя пришли на экскурсию с (240 учеников). Директор все знал о своих (369 учащихся). Организовали встречу с (38 ветеранов) войны. Ученику надо решить примеры: 685 разделить на 2 2 3; 5 умножить на 5,5; к 2 3/4 прибавить 5 1/3.

4. Отметьте особенности употребления собирательных числительных в данных текстах. Какова их семантика? Можно ли так употреблять другие собирательные числительные и числительные два, три, четыре?

Стоят, накрывшись, двое, а дождь прошел давно (Щипачев). К нему подошли четверо. Трое вышли из леса. Семеро одного не ждут.

5. Составьте словосочетания числительного с существительным в нужной падежной форме.

Им.п.: оба, обе, двое, два, две (товарищ, ткачиха, носки, статья, дети).

Р.п.: четверо, четыре (жирафа, машинистка, мальчик, сливки).

Д.п.: полторы (норма), 3897 (кран), 618 (лист).

В.п.: семеро, семь (студентка, офицер, люди, тигр, брюки).

Т.п.: пятеро, оба, обе, восемь, два, две (стол, плакса, плоскогубцы, рог), 15654 (экземпляр).

П.п.: 186 (книга), 3 627 (солдат), 4 215 (километр).

6. Как решается вопрос о порядковых числительных в школьной и вузовской грамматиках? Какая точка зрения вам ближе? Ответ мотивируйте.

7. Выпишите из текста неопределенно-количественные слова, укажите, к каким частям речи они относятся и как изменяются.

1. Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белгородской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже приятною (А.Пушкин). 2. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М. Лермонтов). 3. И мы, сплетясь, как пара змей, обнявшись крепче двух друзей, упали разом… (М. Лермонтов). 4. Он с детских глаз уже не раз сгонял виденья снов живых про милых ближних и родных (М. Лермонтов). 5. Ну что тебе вздумалось? Право, как дитя трехлетнее. Не похоже, не похоже, совершенно не похоже на то, чтобы ей было восемнадцать лет (Н. Гоголь). 6. Городничий. Сколько угодно вам? Хлестаков. Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою – так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот (Н. Гоголь).

8. Почему выделенные слова не могут быть названы числительными, ведь они имеют количественное значение? Проанализируйте их морфологические и синтаксические признаки. Сделайте вывод о выражении количественных значений в русском языке.

Пропасть дел, бездна глупости, масса упреков, тьма народу, кипа книг, груда бумаг, стая волков, табун лошадей, стадо коров, море огней, лес рук, град похвал, капля сомнения, крошка внимания, туча комаров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.015 с.)