Тема: Предложения с однородными членами 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Предложения с однородными членами



ЦЕЛЬ: Познакомить с опознавательными признаками однородных членов, их ролью в предложении. Формировать умение строить предложения с однородными членами. Развивать навык чтения предложений с однородными членами, соблюдая правильную интонацию.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Составление предложений (устно) по схемам из упр. 191. Б е с е д а по вопросам из упражнения 192.

 

Работа по теме урока.

Чтение и анализ предложения, записанного на доске:

Он рощи полюбил густые,

Уединенье, тишину,

И ночь, и звезды, и луну.

(А. С. Пушкин)

Выписать из стихотворения грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Обратить внимание, что 6 слов предложения подчиняются одному (полюбил) и отвечают на один и тот же вопрос.

Знакомство с определением и графическим оформлением однородных членов предложения — стр. 75—76.

О б р а т и т е в н и м а н и е!

Однородные члены характеризуются интонацией перечисления, логическим ударением. Все однородные члены произносятся одним тоном, после каждого из них делается пауза.

Выборочный диктант.

(Выписать однородные члены предложения.)

Я сейчас же отпросился у отца, оделся и выскочил на двор.

Все кругом зацвело, зазеленело.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Вот корабль медленно и спокойно разворачивается на волнах.

Дополните предложения однородными членами:

На озере ребята купались … .

Солнце осветило луг …. .

С юга прилетели скворцы … .

Солнечный зайчик пробежал по стенам … .

Составить схемы предложений. Отметить предложения, где перечисление носит законченный характер: О, О, О, О и О.

Прочитайте выразительно получившиеся предложения и сделайте вывод, какой знак препинания ставится между однородными членами, соединенными только интонацией перечисления.

Упр. 193.

Упр. 194.

Проверочный объяснительный диктант.

Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже заблестело на востоке. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело. Звезды то мигали слабым светом, то исчезали. Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. Жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землей.

(По И. Тургеневу)

Определите (устно) тему и стиль текста. Найдите в нем однородные члены предложения и выпишите их в тетрадь. Укажите их роль в тексте.

 

Урок 45

Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами

ЦЕЛЬ: Познакомить с опознавательными признаками постановки запятой между однородными членами и функцией запятой между однородными членами. Формировать навык постановки запятой между однородными членами, опираясь на опознавательные признаки.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Орфографическая работа.

Записать слова под диктовку. Составить по два предложения с однородными членами, используя записанные слова.

Бродить, постепенно, освещали, очертания веток, далекое солнце, тропинка, горизонт, появится звездочка.

Записать предложение, начертить его структурную схему, указать однородные члены. Что о них известно?

Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на земле.

 

Работа по теме урока.

Чтение и анализ материала для наблюдений на стр. 77—78.

Упр. 196.

Упр. 197 (по вариантам).

1 в а р и а н т выписывает предложения с однородными членами предложения — подлежащими или сказуемыми (знаки препинания расставить),

2 в а р и а н т выписывает предложения с однородными второстепенными членами (знаки препинания расставить).

Устно назвать опознавательные признаки употребления запятой в этих предложениях.

 

Тренировочные упражнения.

Выборочный диктант (выписать только однородные, члены, начертить их схемы).

Подул легкий ветер, с тихим шорохом пробежал по всему саду и вскоре затих.

Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.

Склонились ветви деревьев, спрятались молодые грибки.

Девочка сняла серебряные башмачки, смахнула с них дорожную пыль и спрятала в сумку.

Алая заря скрылась за моря, и за горы солнышко ушло.

Обратить внимание на интонацию при чтении этих предложений. Союз и перед последним однородным членом придает перечислению законченный характер.

Упр. 198.

Работа с распечатанным текстом.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначить орфограммы в окончаниях и в корнях слов.

Лес заст..вл.л детей долго блуждать по чащ.. по болотам и по перелескам учил их внимательно см..треть вниз под ноги с первого взгляда отл..чать красный осенн.. листок от шапочки подосиновика. Осенью лес принима..т какой-то особый задумчивый тих.. величественный вид. В хор.. птиц легко разл..чить громкую веселую задорную песенку зяблика. Дождь стучал по крыш.. тр..пал листья в саду пл..скался на дворе в лужах. Сильный ветер и в саду и в переулк.. и на пустыр.. .

Подчеркнуть в тексте однородные члены как члены предложения. Составить схемы расстановки знаков препинания между однородными членами.

1. Придумайте и запишите предложения с однородными членами по схемам:

О и О; О и О, О и О; и О, и О, О; О и О, и О, и О, и О.

Воспользуйтесь глаголами плавать, нырять, брызгать, загорать.

Расширьте содержание предложения, вставив в него сколько возможно рядов однородных членов. Полученное предложение запишите.

На лесной опушке расцвел шиповник.

Запишите предложение под диктовку. Найдите в нем однородные члены предложения и подчеркните их как члены предложения. Как они связаны между собой?

Собака видит в человеке высшее существо и старается заслужить его любовь и уважение.

(М. Пришвин)

 

5. Домашнее задание. Запомнить схемы расстановки знаков препинания при однородных членах. Из сказок А. С. Пушкина выписать 5 предложений с однородными членами. Составить их схемы.

 

Урок 46

Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения

ЦЕЛЬ: Познакомить с понятием «обобщающее слово при однородных членах». Формировать навык подбора обобщающего слова для однородных членов предложения. Развивать навык постановки двоеточия в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами предложения.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение выписанных предложений с однородными членами из сказок А. С. Пушкина.

Составить предложения по предложенным схемам:

_____ и _____! _____ и _____. или ?

 

Упр. 199 (по вариантам): 1, 3, 4 предложения.

 

Работа по теме урока.

Чтение групп слов, записанных на доске, и подбор к каждой из них одного слова с общим для них значением:

а) приставка, корень, суффикс —…

б) запятая, тире, двоеточие — …

в) определение, дополнение, обстоятельство —

Чтение теоретического материала на стр. 80. Знакомство с графическим обозначением обобщающего слова:

: О, О, О. — схема предложения с обобщающим словом перед однородными членами.

Запись предложения под диктовку, составление схемы расстановки знаков препинания:

Крошечные водяные капли висели всюду: на листьях, на цветах, на стеблях деревьев.

Упр. 201 (подбор обобщающих слов, объяснение расстановки знаков препинания в записанных предложениях).

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 202.

Составление предложений с однородными членами. Использовать в качестве обобщающего слова существительные времена года, писатели, созвездия. В записанных предложениях подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения, объяснить постановку знаков препинания.

Объяснительный диктант.

Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими писателями и художниками об осени. Особенно любил осень Левитан.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые вещи: стога сена, маленькие реки, одинокие березы, небо. На всех этих пейзажах прекрасно передана печаль прощальных дней, осыпающихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел.

(По К. Паустовскому)

 

Графический диктант.

На всем на полу на стульях на столе лежал толстый слой пыли. Все это и звуки и ночь и мороз было как будто далеко-далеко от меня. В полусвете все видно и рифы и взморье зеркальное и обрывы прибрежных холмов.

(И. Бунин)

 

4. Домашнее задание. Упр. 205.

 

Урок 47





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.223.150 (0.008 с.)