Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица

Поиск

ЦЕЛЬ: дать представление о выборочном изложении как воспроизведении одной из подтем, находящихся в разных частях искомого текста. Формировать умение выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему и излагать одну из подтем с изменением формы лица рассказчика.

 

Ход урока

1. Чтение и анализ текста упр. 406:

О чем этот текст? Определите его стиль, тему, свое мнение обоснуйте. Сколько фрагментов (подтем) можно выделить в исходном тексте?

 

2. Знакомство с понятием выборочное изложение, т. е. воспроизведение одной из подтем.

Выделить те части текста, в которых описывается лист орешника.

Как автор называет его? Какие слова и словосочетания обозначают цвет деревьев в лесу.

 

3. Составление плана изложения:

а) Листок на орешнике

б) Черный холодный лес. Все осыпалось и замерло.

в) Последний прозрачный листок на сонной ветке.

г) Желтый живой огонек упорно светится в черном лесу.

 

Лексическая работа.

Выписать выделенные слова и проанализировать их морфемный состав. Указать орфограммы — проверяемые гласные в этих словах. Найти сложные предложения с союзом в.

 

Пересказ текста от 3-го лица.

 

Написание выборочного изложения-описания «Последний листок орешника».

 

УРОК 101

Тема: Чередование звуков. Беглые гласные

ЦЕЛЬ: Познакомить с чередованием гласных и согласных как лингвистическом явлении, дать представление об основных типах чередований в корнях слов. Продолжить формирование навыков выразительного чтения и пересказа лингвистического текста и составление собственного высказывания. Повторить правописание гласных и согласных в корнях слов.

 

Ход урока

Языковая разминка.

Записать предложение, найти в нем известные орфограммы и объяснить:

Прокатился в огород, докатился до ворот, подкатился под ворота, добежал до поворота.

(С. Маршак)

Выписать из предложения словосочетания, в которых приставка главного слова управляет выбором предлога в зависимой части. Привести три подобных примера.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 1. Записать слова, обозначая в них приставки. Указать слово с тремя приставками.

Готовить, подготовить, переподготовить, остановить, приостановить, позапрошлый, носить, износить, поизносить, непроизносимый водить, изводить, производить, непроизводительный.

 

Работа по теме урока.

Знак с теоретическим материалом и таблицей чередующихся гласных на стр. 159. Беседа по вопросам:

Что называется чередованием звуков? Какие звуки могут чередоваться в корнях слов? Привести собственные примеры слов с чередующимися звуками в корнях.

Записать словосочетания. Обозначить корни с чередованием гласных и согласных.

Неудобное положение, вырастить дерево, заросли кустов, длинная дорога, изложить материал, большая перемена, нежный росток.

 

Тренировочные упражнения.

Из данных слов (распечатаны) выписать попарно слова с чередованиями согласных в корне (белуга — белужий г//ж)

Медведь, бежать, волк, внук, влага, блеск, заяц, зачесть, заявить, косица изобрести, изнемочь, изобразить, медвежонок, бегать, волчий, внучок, влажный, блещет, блистать, зайчишка, зачитывать, заявление, косичка, изобретать, изнемогать, изображать.

Записать слова с данными морфемами: (записаны на доске)

-здрав-// -здоров-

-хран- // -хорон-

-врат- // –ворот-

-глас- // -голос-

З а п о м н и т ь! (записать в грамматическую тетрадь) Чередования ра // оро, ла // оло называются полногласными (оро; оло) и неполногласными (ла; ра)

 

4. Домашнее задание. Упр. 409.

 

УРОК 102

Тема: Чередование гласных и согласных в корне слова. Беглые гласные

ЦЕЛЬ: Закрепить навык определения основных типов чередований. Повторить правописание гласных и согласных в корне слова.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. (взаимопроверка)

 

2. Рассказать о слове по его строению:

…………- н -

 

3. Орфографический диктант:

Наслаждаться природой, увлекать разговором, казаться веселым, приближаться к цели, удивляться поступку, потрясти бумагой, появляться на горизонте, возвращаться вечером, угощать обедом, освещать улицу.

Обозначить корень в глаголе, безударные гласные подчеркнуть, чередующиеся согласные выделить.

 

Тренировочные упражнения.

Чтение и анализ теоретического материала на стр. 160.

Упр. 410.

Работа с текстом стихотворения И. Бунина. (Материал распечатан.)

Дремлет в молчанье равнина широкая,

Тепел ночной ветерок,

Желтые ржи, далеко озаренные,

Морем безбрежным стоят...

Ветер повеет — они, полусонные,

Колосом спелым шуршат...

Что поэт изображает в этом стихотворении? Какие лексические средства языка он использует?

К подчеркнутым словам подобрать однокоренные с чередованием согласных и записать их.

О б р а т и т е в н и м а н и е! Используя слова в переносном значении, а также слова с чередованием и беглыми гласными, И. Бунин рисует яркие, впечатляющие картины природы.

Упр. 411.

Упр. 413 — чтение и анализ текста, выполнение орфографического задания.

 

5. Домашнее задание: Упр. 412.

 

УРОК 103

Тема: Варианты морфем

ЦЕЛЬ: Познакомить с понятием «варианты морфем». Формировать умение различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов), определять в них чередующиеся гласные и согласные, подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Орфографический диктант: вовремя появиться, бежать по дороге, жалеть о потерянной минутке, гордиться рекордом, оформлять витрину, изменить маршрут, платить за квартиру, вложить в книгу, дорожка вывела, на бурых грядках.

 

2. Анализ материала для наблюдений на стр. 162.

Упр. 415.

Упр. 414.

 

3. Подготовка устного сообщения о чередующихся гласных и согласных в корне и о вариантах морфем.

П л а н.

1) Какие гласные и согласные чередуются.

2) Полногласие и неполногласие.

3) Какие согласные чередуются в корнях слов.

4) Чередование ое с нулем звука.

 

Тренировочные упражнения.

Списать однокоренные слова (распечатаны), обозначить корни и подчеркнуть чередующиеся гласные и согласные.

Спорить, оспаривать, облако, облачный, морозить, мороженое, вопль, вопить, огурец, огуречный, казах, казачий, казацкий, воздух, воздушный, князь, княгиня, княжеский.

 

Проверочный диктант.

Записать текст, найти в нем глаголы с приставкой и разобрать их по составу:

Впереди видна мутная сталь воды. Из-за озера, из еловых перелесков выплывают орлы. Они выделяются грозными силуэтами на фоне закатного солнца. Испуганный их внезапным появлением, замирает весь пернатый мир. Прекратили драку селезни. Смолкла лебединая перекличка. Орлы дозором облетают озера.

(Г. Федосеева)

 

6. Домашнее задание. Подобрать и записать 6—8 примеров с различными вариантами морфем. С любыми тремя записать предложения и подчеркнуть в них грамматические основы.

 

Урок 104

Тема: Морфемный разбор

ЦЕЛЬ: Познакомить с порядком морфемного разбора слова. Формировать умение производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.

 

Ход урока

Орфографический диктант.

Круговой, обижаться, замораживать сберегать, дружеский, вождение, уберечь, горошина.

Обозначить в словах корки подчеркнуть буквы, которые могут чередоваться в корне, записать однокоренные слова с вариантами морфем.

 

2. Творческая работа. (5-6 минут)

Написать несколько предложений на тему «Однажды я опоздал...», используя слова с чередованием гласных и согласных в корнях слов.

 

3. Знакомство с порядком морфемного разбора слова. Чтение и анализ теоретического материала на стр. 163. Запись в грамматическую тетрадь схемы морфемного разбора слова:

а) определить, какой частью речи является слово;

б) установить лексическое значение слова;

в) назвать корень слова и подобрать 2—3 однокоренных слова;

г) выделить в слове окончание и основу, указать значение окончания;

д) обозначить приставку и суффикс, указать их значение (если оно ясно)

Упр. 416 (устно). Упр. 417.

 

Тренировочные упражнения.

Прочитать слова (материал распечатан) и объяснить, являются ли они однокоренными. Свой ответ аргументировать.

Списать, сделать их морфемный разбор. С любыми двумя словами придумать предложения.

Подлить — продлить, летний — летучий, мощеный — мощный, спать — спаять, купаться — закупить, лебеда — лебединый, усадить — приусадебный, слизать — слизистый.

Объяснительный диктант.

У слов таится над нами волшебная сила... Для настоящего художника слово имеет самостоятельную ценность, самостоятельный интерес, полно собственной внутренней жизни. Вот так же, например, как слово «снег». Вслушайтесь-ка: снежище, снежинка... снежик, снежок, снежана...

Снег ты наш, снежище, снежик... снега во всю Россию.

(Б. Петров)

4. Домашнее задание.

Выписать из текста диктанта однокоренные слова, обозначить их морфемный состав. Свое мнение аргументировать.

 

Урок 105



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1021; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.244 (0.008 с.)