Тема: Морфологический разбор глагола



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Морфологический разбор глагола



ЦЕЛЬ: Познакомить с порядком морфологического разбора глагола. Формировать умение производить устный и письменный разбор глагола.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (устно).

 

Языковая разминка.

Списать, вставив пропущенные буквы. Графически обосновать условия выбора орфограммы.

Уж та..т снег, бегут ручьи,

В окно пове..ло весною.

Засвищ..т скоро соловьи, и

Лес оденет..ся листвою.

У глаголов указать вид, время, лицо (род). В последнем предложении подчеркнуть грамматические основы.

 

Работа по теме урока.

Знакомство с порядком морфологического разбора глагола, чтение теоретического материала — стр. 261—262.

Выполнить морфологический разбор глаголов:

1 в а р и а н т — спрятали, поищем, посмотришь,

2 в а р и а н т — выбрали, нашла, зависят.

Упр. 700.

 

Тренировочные упражнения.

Продолжить ряд синонимов: спросить, потребовать ответа …

Один из глаголов разобрать морфологически. Заменить данные словосочетания (записаны на доске) глаголами в неопределенной форме:

Дать ответ, покрыть краской, надеть пальто, одержать победу, говорить неправду, оказывать помощь, лить слезы, давать корм, сделать проверку, снять пальто, выходить навстречу.

У записанных глаголов указать вид и спряжение.

Списать (материал распечатан), вставить пропущенные буквы и объяснить все орфограммы. Выделенные глаголы разобрать по составу и морфологически.

Пробуждение природы

Короткая летн.. ноч.. на и..ходе. Вот на востоке за..лел край неба. Природа начинает пробуждат..ся. В отд..ленин разд..лись первые, еще осторожные голоса птиц. Красная п..л..ска на горизонте все больше и больше разг..рает..ся. Вдруг первый луч... со..нца осв..тил верхушки деревьев. И лес ож..л. Где-то защелкало, засв..стало — это птиц.. первыми встречают солнечный луч.. . Зажужжали трудолюбивые пч..лы.

 

5. Домашнее задание. Упр. ‘608. Сделать морфологический разбор трех любых глаголов.

 

Урок 188

Тема: Р.р. Сжатое изложение по упражнению 701

ЦЕЛЬ: Формировать умение производить сжатое изложение текста с изменением лица рассказчика.

 

Ход урока

1. Чтение текста «Шоколадный торт» и беседа по тексту (упр. 701).

 

2. Определить главное и второстепенное в этом тексте. Что значит — написать изложение (чем отличается подробное изложение от краткого).

 

3. Составление устного изложения текста от первого лица.

 

4. Составление устного сжатого изложения от третьего лица.

 

Урок 189

Тема: Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа

ЦЕЛЬ: Познакомить с правилом употребления ь после шипящих в глаголах 2-го лица. Формировать умение находить изучаемую орфограмму в слове.

 

Ход урока

Орфографическая разминка.

Записать словосочетания, объяснить орфограммы.

Возлагать надежды, мечтать об отдыхе, трудиться на фабрике, заниматься с друзьями, замереть от счастья, участвовать в эстафете, светит из-за туч, сбрасывали с крыш, темнеет на горизонте.

1 в а р и а н т — подчеркнуть глаголы 1-го спряжения.

2 в а р и а н т — подчеркнуть глаголы 2-го спряжения.

Составить предложение с любыми двумя словосочетаниями и разобрать их по членам.

 

Работа по теме урока.

Заменить диктуемые глаголы глаголами 2-го лица единственного числа.

Несу, дышу, хочу, брею, люблю, пройду, таю, живу, хожу, ищу, сварю, разожгу.

С двумя глаголами 2-го лица составить и записать предложения.

Знакомство с орфограммой № 22 — стр. 293.

Упр. 703.

Образовать 2-е лицо единственного числа от глаголов, стоящих в скобках (материал распечатан).

Глубже (вспахать) — (быть) с хлебом зимой. Подальше (положить) — поближе (взять). Не (запыхаться) — дерева не (срубить). Жди и (дождаться). Не (попробовать) горького не (узнать) сладкого. Неправдой свет (пройти), да назад не (воротиться).

 

Тренировочные упражнения.

Выборочно-распределительный диктант. Записать слова, распределяя их в таблицу.

Сущ. 3-го склонения Глаголы Сущ. в р. п. множ. числа Краткие прилагательные
       
       

 

С крыш, сыпуч, сгоришь, ерш, увлечь, полночь, колюч, умоешься, душишь, вещь, могуч, будешь, дочь, зависишь, стричь, несешь, пахуч, камыш, малыш, бережешь.

В ы в о д: В каких частях речи после шипящих пишется ь?

Объяснительный диктант.

Если любишь и веришь, все дороги ясны, океаны измеришь, долетишь до луны. Выпустишь словечко, не догонишь на крылечке.

 

4. Домашнее задание.

Вспомнить и записать пословицы и поговорки, в которых использованы глаголы с ь на конце после шипящих.

 

Урок 190

Тема: Ь после шипящих

ЦЕЛЬ: Формировать умение находить изучаемую орфограмму в слове, правильно писать глаголы в форме 2-го лица единственного числа, графически обозначать изученную орфограмму.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая разминка. Записать глаголы, распределив их в зависимости от вида в два столбика.

Прощать, залететь, сбрасывать, поменять, сдавливать, тряхнуть, вывозить, сказать, избирать, поймать, дышать, осесть, относить, нырнуть, двигать, сбросить, ронять, согреться, скрываться, сохранить, полинять, оборвать.

Какие глаголы относятся к совершенному виду, а какие — к несовершенному?

 

Работа по теме урока.

Заменить диктуемые словосочетания глаголами 2-го лица единственного числа.

Умывать лицо, надевать ботинки, одевать платье, покрывать голову, посмотреть в зеркало, испытывать волнение, узнавать человека, дружить с товарищем, закалить здоровье, уходить с другом.

Упр. 704.

Упр. 705.

Работа с текстом. Прочитать:

Во дворе сразу два события — пил..т дрова и летают грачи. И еще без удержу барабан..т капель. Она разбива..тся о железный подокон..ик так, что нижние стекла в раме совсем забрызганы. денек ок..нчательно разгулялся. Грачи с суматошным гамом нос..тся над полем.

Тополь протягива..т ветви на восток, чтобы встретить светило в самые первые мгновения, как только оно по каж..тся над краем земли.

(Е. Носов)

У всех глаголов обозначить окончание и указать вид и время

Письменно объяснить иностранному агенту, что значит быть воспитанным, используя следующие слова, ставя их во 2-е лицо единственного лица:

Грубить, вопить, глушить, звонить, окружать, ссориться, лезть, толкаться, демонстрировать.

 

4. Домашнее задание. Упр. 706 выучить. Подготовиться к письму по памяти.

 

Урок 191

Тема: Употребление времен

ЦЕЛЬ: Познакомить с употреблением форм настоящего и будущего времени глаголов при сообщении о событиях прошлого.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания — письмо по памяти. Вывод о том, в каком времени употреблены глаголы в тексте.

 

Работа по теме урока.

Анализ материала для наблюдений — стр. 265. Когда глаголы настоящего и будущего времени могут употребляться в значении прошедшего времени?

Упр. 707.

 

Тренировочные упражнения.

Просмотреть текст. Когда происходит действие? Глаголы какого времени употреблены автором? Почему? С помощью чего достигается эффект настоящего времени? Пересказ текста.

Выписать глаголы, определить их время и обозначить окончания.

Жили мы на даче, в горах. За садом, шагах в пятидесяти, было озерцо. Над озерцом склонялась скала, и из трещины в ее стене бил довольно мощный родник. Вода была ледяная и прозрачная. На дне сверкали гладкие, пестрые галечки.

И вот как-то разразилась гроза.

Вас когда-нибудь заставала гроза в горах? Нет? Ну и хорошо, что не заставала.

Молнии вспыхивают одна за другой. Дождь льет сплошной стеной. Вода ревет, стекая бурными потоками с гор.

Громовые раскаты кажутся несмолкаемыми. Ведь звук в горах повторяется много раз.

Хозяйка дачи волновалась. Ведь много бед может принести разбушевавшаяся стихия. Случалось, что ливнем смывало целые плантации, огороды, посевы на полях.

(По В. Зенковичу)

Упр. 708.

 

4. Домашнее задание. Упр. 709 (3).

 

Урок 192

Тема: Употребление времен

ЦЕЛЬ: Познакомить с употреблением форм настоящего и будущего времени глаголов при сообщении о событиях прошлого.

Формировать умение употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о событиях прошлого.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Языковая разминка (материал распечатан).

а) Изуч..шь, изуча..шь, наде..тся, смотр..т, лепеч..т (обозначить спряжение, гласную подчеркнуть).

б) -тся или -ться?

Я в почете у девчонок и похожа на юлу, я люблю кружит..ся в танце, не люблю висеть в углу.

Два братца в воду глядят..ся, ввек (не) сойдут..ся.

Коль бензина дашь напит..ся, вмиг помчит..ся колесница.

 

Работа по теме урока.

Прочитать стихотворение Л. Мартынова.

Примерзло яблоко

К поверхности лотка,

В киосках не осталось ни цветка.

Объявлено открытие катка,

У лыжной базы — снега по колено,

Несутся снеговые облака,

В печи трещит еловое полено...

Все это значит, что весна близка!

Б е с е д а: О каком месяце идет речь? Одновременно ли происходят те действия, о которых говорится в стихотворении? Почему глаголы употреблены в разных формах времени? Выписать глаголы в форме прошедшего времени, обозначить морфему-показатель формы времени. Подобрать к ним однокоренные глаголы несовершенного вида. Объяснить разницу в значении глаголов.

 

Тренировочные упражнения.

Записать под диктовку, графически обозначить окончания глаголов. Указать их время, лицо и спряжение.

Море глухо шумит. Где-то в отдалении еще бушует шторм. На западе стоит сплошная стена черных облаков, а здесь тихо, ветра нет, но на берег накатываются огромные волны. Тут они закивают белой пеной, и вот очередной вал с тяжелым грохотом рушится на гальку. В воздухе колеблется туман от мельчайших брызг воды. Еще далеко до линии прибоя, но лицо и руки ощущают прохладную влагу. Пахнет водорослями и каким-то особым «морским запахом».

(И. Недоля)

 

5. Самостоятельная работа.

Устно подготовить репортаж по рисункам из упр. 710, дома записав его и оформив.

 

Урок 193



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.129.123 (0.017 с.)