Тема: Имена существительные, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Имена существительные,



Имеющие только форму множественного числа

ЦЕЛЬ: Познакомить с грамматической категорией числа существительных и лексическими группами существительных, имеющих форму только множественного числа. Формировать умение находить существительные, имеющие только форму множественного числа и соотносить их с определенной лексической группой.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Орфографическая разминка.

Списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы:

..дешний житель, ехать по ш..ссе, бе..покойный пассажир, за тяж..лым панц..рем, внезапная ост..новка, остановит..ся у больниц.., дружный экипаж.., и..бежать опас..ности.

У слов с приставками 2-й группы (на з — с) графически объяснить орфограмму. У существительных указать их род и число.

 

Работа по теме урока.

Упр. 506. Сделайте вывод об изменении существительных по числам.

З а п о м н и т ь!

Основное значение форм числа у имен существительных — указание на количество предметов.

Но, например, во фразе волк — хищное животное, слово волк стоит в форме единственного числа, но речевая ситуация содержит указание не на количество предметов, а на вид предмета.

Формы числа не в своем значении широко используются в художественной литературе для создания образности, эмоциональности:

Швед, русский — колет, рубит, режет.

(А. С. Пушкин)

Анализ рисунков на стр. 194 и чтение правила на стр. 194

З а п о м н и т ь!

Форму только множественного числа имеют существительные:

а) вещественные — чернила, макароны,

б) отвлеченные — каникулы, именины,

в) парные предметы — очки, брюки,

г) имена собственные — Альпы, Карпаты.

 

Тренировочные упражнения.

Работа с таблицей (распечатана)

           
Очки Кудри Духи Жмурки Сутки Карпаты
вожжи бусы консервы выборы каникулы Курилы
           
           
           
           

 

Установить общность лексического значения групп этих существительных и вписать в верхнюю строку таблицы. Почему у этих слов отсутствует форма единственного числа? Дополнить таблицу своими примерами.

Упр. 509.

От существительных магазин, адрес, отпуску офицер, лестница, директор, шофер, торт, столяр, растение, доктор образовать форму множественного числа, записать эти существительные, обозначить окончания и поставить в них ударение.

Упр. 510.

Творческая работа. Составить небольшой диалог (5—6 предложений) на тему «В техническом кружке», записать его в тетрадь. Использовать слова клещи, кусачки, ножницы, опилки, плоскогубцы, тиски. Подчеркнуть эти слова в тексте диалога как члены предложения и обозначить их число.

 

5. Домашнее задание: упр. 511.

 

Урок 127

Тема: Имена существительные,

Имеющие только форму единственного числа

ЦЕЛЬ: Познакомить с существительными, имеющими только форму единственного числа и их лексическими группами. Формировать умение находить существительные, имеющие только форму единственного числа и соотносить их с определенной лексической группой.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Языковая разминка.

Найти орфограммы, сделать синтаксический разбор предложения. Подобрать синонимы к слову оживленно. В сухом морозном воздухе св..ркают на со..нце бе..численные блестки ин..я.

 

Работа по теме урока.

Чтение и анализ материала для наблюдений на стр. 196. В ы в о д ы: существительное погода употребляется в … числе. Оно отличается от слов из предыдущего параграфа тем ….

Упр. 512. Составить и записать 3 словосочетания, используя по одному слову из каждой группы.

Упр. 513. Записать существительные в 3 столбика, в зависимости от места ударения. Сделать вывод о числе этих существительных.

 

Тренировочные упражнения.

Образовать от диктуемых глаголов существительные с суффиксом -ени, указать их род. Разобрать полученные слова по составу.

Проверочная работа (распечатать)

Записать существительные столбиком:

а) оттепель, праздник, встреча, рассвет,

б) сила, правда, богатство, слезы, веселье, старость, злость, белизна, беготня, свет.

К существительным первой группы подобрать и записать антонимы, употребляющиеся только во множественном числе, а к существительным второй группы — антонимы, употребляющиеся только в единственном числе.

Упр. 515. Записать слова, распределяя их в три колонки (имеют оба числа, имеют только единственное число, имеют только множественное число). Если возможно, рядом со словами писать проверочное слово.

Творческая работа (материал распечатан).

Прочитать, заменить, где возможно, существительные во множественном числе существительными в единственном числе. Исправленный текст записать. Подчеркнуть те существительные, где подобную замену произвести нельзя.

Наступили сумерки. Вскоре погасли и серые полоски небес над долинами. Путешественники добрались до маленькой деревушки. Здесь и заночевали. Одни устроились в автобусах. Других разместили в своих домишках крестьяне. Ночи в глубоких ущельях были таинственными и душными. Утром путешественники позавтракали и тронулись в путь.

 

5. Домашнее задание. Еще раз обратиться к выводам, сделанным на уроке. Запомнить существительные, употребляемые только в единственном числе, записанные на полях стр. 196—197. С любыми из них составить и записать три распространенных предложения. Упр. 516.

 

УРОК 128

Тема: Три склонения имен существительных

ЦЕЛЬ: дать представление об основании деления существительных на три типа склонения и о начальной форме существительного. Формировать умение находить начальную форму и определять склонение существительных.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Языковая разминка.

Записать предложение, обозначить все известные орфограммы, предложение разобрать по членам.

Ст..пные м..ста бывают чудно хор..ши весной своей р..скошной свежей р..стительностью.

(С. Аксаков)

 

Работа по теме урока.

Б е с е д а по вопросам:

Как называется изменение существительных по падежам?

Сколько в русском языке падежей?

По какой форме имени существительного определяется склонение?

Что образуют падежные окончания — однокоренные слова или формы слова?

Какие склонения выделяются в русской грамматике?

Чтение и анализ материала § 96. Какая информация показалась новой?

Устно просклонять существительные береза, ветер, оттепель.

Работа с таблицей.

  1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
Род м.р.    
Окончание -а, -я    
Примеры дядя    

 

Прокомментировать таблицу. Заполнить ее своими примерами.

Устно определить склонение слов, из упр. 518, пользуясь этой таблицей.

Прочитать образец рассуждения.

Чтобы правильно определить склонение существительного, надо, во-первых, поставить его в начальную форму; во- вторых, определить род; в-третьих, выделить окончание.

Пользуясь образцом рассуждения, определите склонение и падеж существительных в словосочетаниях.

Объясните разницу в правописании существительных первой и второй групп.

а) Выехать из деревни, с дачи. Выйти из библиотеки, с выставки.

б) Быть в деревне, на даче, в библиотеке.

 

Тренировочные упражнения.

Выборочно-распределительный диктант. Записать слова, распределяя их в два столбика (2-го и 3-го склонения):

Магистраль, бандероль, инвентарь, кабель, рояль, озимь, полынь, лосось, лазурь, панцирь, вуаль, китель, штемпель, янтарь, эмаль, цоколь.

С выделенными словами составить словосочетания гл.+ сущ. в предложном падеже.

Знакомство с существительньтми на -ий, -не, -ня: акация, собрание, г

З а п о м н и т ь! Слова на -ий, -ие, -ия составляют особую группу и не относятся ни к одному из трех склонений.

Привести по три примера подобных существительных.

 

5. Домашнее задание. Запомнить выводы, сделанные на уроке. Выполнить упр. 519.

 

Урок 129

Тема: Падеж имен существительных

ЦЕЛЬ: Закрепить знания о падежах, их значении и порядке следования. Познакомить с приемами правильного определения падежа существительного. Формировать умение определять падеж существительного и умение находить и исправлять ошибки в определении падежей.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (устно).

 

2. Работа по теме урока. Что нужно, чтобы правильно определить падеж существительного?

Пользуясь образцом для рассуждений на стр. 198, определить падеж каждого существительного из пословиц (распечатаны):

Лакомка овца к сол.., а коза к вол... Реч.. к реч.. идет. Без букваря и грамматик.. не научишься математик... От радост.. кудри вьются, а в печал.. секутся.

Упр. 522.

Письмо по памяти. Прочитать текст дважды (распечатан).

Зима. Обоз помещика Энгельгарда движется из Вильны в Петербург. Везут мебель и тяжелые сундуки. Заунывно скрипят полозья. Дует поземка. Бьет в лицо сухой крупчатый снег. На редких остановках люди успевают согреться и снова в путь.

Идет с обозом и Тарас Шевченко. Он крепостной Энгельгарда. Он идет в худых сапогах. На полпути один сапог со всем развалился. Тогда мальчик обвязывает ногу тряпками и шагает в одном сапоге.

(Ю. Марголис)

Озаглавить текст. Записать его по памяти в тетрадь. В записанном тексте над существительными указать их род и склонение.

Упр. 523. Сделать вывод о том, в каком падеже стоит в предложении дополнение, а в каком подлежащее.

З а п о м н и т ь: У существительных 2-го и 3-го склонения в единственном числе и у всех существительных множественного числа формы именительного и винительного падежа могут совпадать. Н а п р и м е р: пароход дал гудок. Чтобы не ошибиться в таких случаях в определении падежа, необходимо ставить два вопроса к т о? ч т о? или к о г о? ч т о?

 

3. Домашнее задание: упр. 525.

 

Урок 130



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.02 с.)