Тема: Имена существительные собственные и нарицательные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Имена существительные собственные и нарицательные



ЦЕЛЬ: Познакомить с делением существительных на собственные и нарицательные. Познакомить с правилом употребления большой буквы в именах собственных. Формировать умение распознавать существительные собственные и нарицательные.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Языковая разминка.

Записать предложение, найти с опорой на опознавательные признаки известные орфограммы, графически обозначить условия их выбора.

Сыплет белый снег на черную землю, и все вокруг становится пегим.

(Н. Сладков)

Найти в предложении антонимы. Определить их смысловую роль.

 

Работа по теме урока.

Чтение теоретического материала из § 91 на стр. 187, выделение в нем основной информации. Сделать вывод о том, какие существительные являются нарицательными, а какие собственными.

Привести пять примеров собственных и нарицательных существительных.

Закончить предложения (под диктовку), подобрав подходящие имена собственные:

Мои родители …

Я живу в городе... на улице....

Я читаю журналы …

Недавно я посмотрел спектакль... в... театре....

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 483. Прочитать и запомнить эту информацию. Списать текст, графически объяснить постановку знаков препинания в последнем предложении.

Упр. 486. Записать текст в форме диалога.

Помните! Имена собственные пишутся с большой буквы, а заглавия книг, названия газет, журналов, заводов, кораблей еще и заключаются в кавычки (орфограмма № 16).

Дописать к именам нарицательным подходящие имена собственные:

город...;

океан...,

озеро...;

художник...;

писатель...;

деревня...;

рассказ...;

картина...;

Прочитать имена персонажей русских сказок (записаны на доске), продолжить этот ряд. Обратить внимание на их написание. Составить и записать 3 предложения с этими именами: Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный.

 

5. Домашнее задание. Упр. 488.

 

Урок 122

Тема: Имена существительные собственные и нарицательные

ЦЕЛЬ: Продолжить формирование умения распознавать существительные собственные и нарицательные.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Орфоэпическая разминка.

Списать слова, записанные на доске, расставить в них ударения.

Алфавит, сильна, звонит, понял, создала, километр.

 

Работа по теме урока.

Упр. 489. Работа по заданию учебника.

Заполнить своими примерами таблицу:

 

НАИМЕНОВАНИЯ

городов рек озер
     
     
     
     

 

Сделать вывод об их написании.

Упр. 492 (устно). Чтение и анализ текста о Московском Кремле. Определить его стиль и тип. Свое мнение обосновать. Дописать предложения (материал распечатан), подобрав необходимую информацию в тексте (текст закрыт).

1) Московский Кремль издавна называли ….

2) Укрепленный поселок населяли в конце ХI века ….

3) Он находился в устье реки....

4) Центр поселка находился....

5) Он получил свое название по....

6) Мощной дубовой стеной город обнесли в....

7) Деревянные стены были заменены каменными в... при князе …, впоследствии названном....

8) Соборы... и... были возведены в....

9) Самая «юная» башня самая старая... самая нарядная и известная... башня.

Упр. 494 и 495.

 

4. Домашнее задание. Упр. 95.

 

Урок 123

Тема: Элементы рассуждения в повествовании.

Сжатое изложение по упр. 496

ЦЕЛЬ: Формировать умение включать элементы рассуждения в повествование и кратко излагать предложенный текст.

 

Ход урока

1. Чтение и анализ притчи Е.А. Пермяка. Определение стиля и типов текста. Нахождение элементов рассуждения.

 

Деление текста на основные составные части и выделение главной мысли каждой части.

 

3. Составление собственного короткого рассказа по материалам притчи (на 60 слов). Использование в нем тезиса и доказательств основной мысли.

 

Запись полученного текста.

 

Урок 124

Тема: Морфологический разбор имени существительного

ЦЕЛЬ: Познакомить с порядком морфологического разбора существительного. Формировать умение производить устный и письменный разбор.

 

Ход урока

1. Орфографический диктант по тексту упражнения 499. Привести примеры имен собственных, нарицательных. Одушевленных существительных из этого диктанта.

 

2. Работа с текстом. Синтаксический разбор предложений (материал распечатан).

Ле..кий ветерок гон..т облачка по небу. В тих.. дни над землей летает ли..кая п..утина. Осень — пора сбора птиц к отлету. В д..лекий путь отправляют..ся дикие гуси. Ост..вляют свои болота журав..ли.

(И. С. Соколов-Микитов)

Сделать вывод о синтаксической роли существительных в предложении.

 

Работа по теме урока.

Знакомство с порядком морфологического разбора существительного на стр.191—192. Составление на основании этого материала рассказа о существительном по опорным словам (материал распечатан):

1) Имя существительное обозначает ……………………отвечает на вопросы………….. и …………………… Начальная форма имени существительного — ……………………..падеж ………………..числа.

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

……………………или………………………

……………………или………………………

относятся к………………. или …………………. или…………….. роду, к………………., или ………………., или ……………..склонению.

Имена существительное имеют следующие непостоянные признаки: ………………………..

Существительное изменяется по ………………………….и …………………………………..

3) В предложении имя существительное может быть ………………………………………….

Имя существительное не является членом предложения, если ………………………………

Работа с текстом (материал распечатан)

Стакан вишни

Мама принесла с рынка стакан вишен. Она отдала все вишни Кате.

«Я тоже хочу вишен», — сказал Боря маме. Ты свои вишни съел весной — ответила мама и достала из шкатулки вишневую веточку с засохшими цветами. Боря посмотрел на ветку и сказал: «Эту ветку сломал я. Но ведь это были только цветы...»

Письменно ответьте, почему мама отдала вишен дочке?

Найти в тексте по 1 существительному всех трех склонений, выписать их в тетрадь и произвести письменно их морфологический разбор.

П о м н и т е! При определении синтаксической роли существительного в предложении мы задаем смысловой вопрос, а не падежный.

Со словом вишня составить предложения, доказав, что это слово может выступать в роли различных членов предложения, а может и не быть членом предложения. Записать эти предложения в тетрадь.

Упр. 498.

Работа с текстом К. Паустовского (материал распечатан).

Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывают вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рванулись вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Определить его стиль. Подчеркнуть в тексте олицетворения. Подобрать синонимы слову неслыханная (жара).

Каким синонимом можно заменить слово рвались (вверх)?

Выписать из текста существительное, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания; прилагательное, состоящее из корня, суффикса и окончания, и глагол, в состав которого входят приставка, корень, два суффикса, окончание и суффикс -ся(сь). Сделать письменный морфологический разбор любых двух существительных из текста.

 

4. Домашнее задание. Запомнить порядок морфологического разбора имени существительного. Выписать из любого художественного произведения предложение с обращением и произвести письменный морфологический разбор всех существительных в нем.

 

Урок 125

Тема: Род имени существительного

ЦЕЛЬ: Познакомить с грамматической категорией рода существительных; дать представление о возможных нарушениях норм при определении рода.

Формировать умение определять род существительного и согласовывать с существительными глаголы в прошедшем времени.

 

Ход урока

Работа по теме урока.

Упр. 500. Сделать вывод о принадлежности существительных к одному из трех родов. Объяснить механизм определения рода имен существительных.

Устно доказать, что существительные в русском языке по родам не изменяются.

Упр. 501.

П о м н и т ь! Формальным признаком глаголов прошедшего времени является суффикс - л -: прочитал.

Сделать вывод об окончаниях глаголов прошедшего времени при согласовании их с существительными мужского, женского и среднего рода.

Упр. 503.

Решить «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода:

Пианист: пианистка = солист: Х....

Грек: гречанка = турок: Х....

Купец: купчиха = пловец: Х....

Артист: артистка = машинист: Х....

Обозначить суффикс, образующий новое слово. В каком случае «уравнение» решить нельзя и почему?

Обратить внимание!

Есть небольшая группа каверзных слов, на которые следует обратить особое внимание: надеть туфлю или туфель, один помидор или одну помидору, сливовой повидлой или сливовым повидлом и т. д.

Род этих слов часто определяют неправильно и допускают ошибки в согласовании этих слов с прилагательными и глаголами. Чтобы усвоить литературную норму в произношении этих слов, следует обращаться к словарю.

Работа со словарем:

Записать к какому роду относятся данные существительные:

Лебедь..., мышь..., картофель..., бандероль..., тюль..., фасоль..., рояль..., шампунь...., овощ...

Составить с ними по два словосочетания: глагол + сущ. и прилаг. + сущ.

Почему возникают трудности при определении рода этих существительных?

Списать словосочетания (распечатаны), вставляя пропущенные окончания. Над существительными обозначить их род. При затруднении обратиться к словарю.

Горяч.. кофе, сладк.. какао, красн.. тюль, прохладн.. тень, болезнен.. мозоль, высок.. тополь, черн.. тушь, торжествен.. туш, сладк.. яблоко, бел.. мышь, военн.. госпиталь, вишнев.. повидло, знаменит.. фамилия.

Объяснительный диктант:

Записать, указать род существительных, оканчивающихся на шипящую и записать его в скобках. Подчеркнуть слова, написание которых зависит от рода.

Мы с дядей отправились удить рыбу. Наступила темная ночь. Кругом стояла тишь, только высокий камыш тихо о чем-то шептался с рекой. В полночь мы сделали удобный шалаш. Как только блеснул первый луч солнца, мы подошли к реке и стали удить.

(С. Аксаков)

 

2. Домашнее задание. Упр. 505.

 

Урок 126



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.038 с.)