Тема: Имена существительные собственные и нарицательные



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Имена существительные собственные и нарицательные



ЦЕЛЬ: Познакомить с делением существительных на собственные и нарицательные. Познакомить с правилом употребления большой буквы в именах собственных. Формировать умение распознавать существительные собственные и нарицательные.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Языковая разминка.

Записать предложение, найти с опорой на опознавательные признаки известные орфограммы, графически обозначить условия их выбора.

Сыплет белый снег на черную землю, и все вокруг становится пегим.

(Н. Сладков)

Найти в предложении антонимы. Определить их смысловую роль.

 

Работа по теме урока.

Чтение теоретического материала из § 91 на стр. 187, выделение в нем основной информации. Сделать вывод о том, какие существительные являются нарицательными, а какие собственными.

Привести пять примеров собственных и нарицательных существительных.

Закончить предложения (под диктовку), подобрав подходящие имена собственные:

Мои родители …

Я живу в городе ... на улице... .

Я читаю журналы …

Недавно я посмотрел спектакль... в ... театре... .

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 483. Прочитать и запомнить эту информацию. Списать текст, графически объяснить постановку знаков препинания в последнем предложении.

Упр. 486. Записать текст в форме диалога.

Помните! Имена собственные пишутся с большой буквы, а заглавия книг, названия газет, журналов, заводов, кораблей еще и заключаются в кавычки (орфограмма № 16).

Дописать к именам нарицательным подходящие имена собственные:

город... ;

океан... ,

озеро... ;

художник... ;

писатель... ;

деревня... ;

рассказ... ;

картина... ;

Прочитать имена персонажей русских сказок (записаны на доске), продолжить этот ряд. Обратить внимание на их написание. Составить и записать 3 предложения с этими именами: Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный.

 

5. Домашнее задание. Упр. 488.

 

Урок 122

Тема: Имена существительные собственные и нарицательные

ЦЕЛЬ: Продолжить формирование умения распознавать существительные собственные и нарицательные.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Орфоэпическая разминка.

Списать слова, записанные на доске, расставить в них ударения.

Алфавит, сильна, звонит, понял, создала, километр.

 

Работа по теме урока.

Упр. 489. Работа по заданию учебника.

Заполнить своими примерами таблицу:

 

НАИМЕНОВАНИЯ

городов рек озер
     
     
     
     

 

Сделать вывод об их написании.

Упр. 492 (устно). Чтение и анализ текста о Московском Кремле. Определить его стиль и тип. Свое мнение обосновать. Дописать предложения (материал распечатан), подобрав необходимую информацию в тексте (текст закрыт).

1) Московский Кремль издавна называли … .

2) Укрепленный поселок населяли в конце ХI века … .

3) Он находился в устье реки ... .

4) Центр поселка находился ... .

5) Он получил свое название по ... .

6) Мощной дубовой стеной город обнесли в ... .

7) Деревянные стены были заменены каменными в ... при князе …, впоследствии названном ... .

8) Соборы ... и ... были возведены в ... .

9) Самая «юная» башня самая старая ... самая нарядная и известная ... башня.

Упр. 494 и 495.

 

4. Домашнее задание. Упр. 95.

 

Урок 123

Тема: Элементы рассуждения в повествовании.

Сжатое изложение по упр. 496

ЦЕЛЬ: Формировать умение включать элементы рассуждения в повествование и кратко излагать предложенный текст.

 

Ход урока

1. Чтение и анализ притчи Е.А. Пермяка. Определение стиля и типов текста. Нахождение элементов рассуждения.

 

Деление текста на основные составные части и выделение главной мысли каждой части.

 

3. Составление собственного короткого рассказа по материалам притчи (на 60 слов).Использование в нем тезиса и доказательств основной мысли.

 

Запись полученного текста.

 

Урок 124

Тема: Морфологический разбор имени существительного

ЦЕЛЬ: Познакомить с порядком морфологического разбора существительного. Формировать умение производить устный и письменный разбор.

 

Ход урока

1. Орфографический диктант по тексту упражнения 499. Привести примеры имен собственных, нарицательных. Одушевленных существительных из этого диктанта.

 

2. Работа с текстом. Синтаксический разбор предложений (материал распечатан).

Ле..кий ветерок гон..т облачка по небу. В тих.. дни над землей летает ли..кая п..утина. Осень — пора сбора птиц к отлету. В д..лекий путь отправляют..ся дикие гуси. Ост..вляют свои болота журав..ли.

(И. С. Соколов-Микитов)

Сделать вывод о синтаксической роли существительных в предложении.

 

Работа по теме урока.

Знакомство с порядком морфологического разбора существительного на стр.191—192. Составление на основании этого материала рассказа о существительном по опорным словам (материал распечатан):

1) Имя существительное обозначает ……………………отвечает на вопросы………….. и …………………… Начальная форма имени существительного — ……………………..падеж ………………..числа.

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

……………………или………………………

……………………или………………………

относятся к………………. или …………………. или…………….. роду, к………………., или ………………., или ……………..склонению.

Имена существительное имеют следующие непостоянные признаки: ………………………..

Существительное изменяется по ………………………….и …………………………………..

3) В предложении имя существительное может быть ………………………………………….

Имя существительное не является членом предложения, если ………………………………

Работа с текстом (материал распечатан)

Стакан вишни

Мама принесла с рынка стакан вишен. Она отдала все вишни Кате.

«Я тоже хочу вишен», — сказал Боря маме. Ты свои вишни съел весной — ответила мама и достала из шкатулки вишневую веточку с засохшими цветами. Боря посмотрел на ветку и сказал: «Эту ветку сломал я. Но ведь это были только цветы...»

Письменно ответьте, почему мама отдала вишен дочке?

Найти в тексте по 1 существительному всех трех склонений, выписать их в тетрадь и произвести письменно их морфологический разбор.

П о м н и т е! При определении синтаксической роли существительного в предложении мы задаем смысловой вопрос, а не падежный.

Со словом вишня составить предложения, доказав, что это слово может выступать в роли различных членов предложения, а может и не быть членом предложения. Записать эти предложения в тетрадь.

Упр. 498.

Работа с текстом К. Паустовского (материал распечатан).

Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывают вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рванулись вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.

Определить его стиль. Подчеркнуть в тексте олицетворения. Подобрать синонимы слову неслыханная (жара).

Каким синонимом можно заменить слово рвались (вверх)?

Выписать из текста существительное, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания; прилагательное, состоящее из корня, суффикса и окончания, и глагол, в состав которого входят приставка, корень, два суффикса, окончание и суффикс -ся(сь). Сделать письменный морфологический разбор любых двух существительных из текста.

 

4. Домашнее задание. Запомнить порядок морфологического разбора имени существительного. Выписать из любого художественного произведения предложение с обращением и произвести письменный морфологический разбор всех существительных в нем.

 

Урок 125

Тема: Род имени существительного

ЦЕЛЬ: Познакомить с грамматической категорией рода существительных; дать представление о возможных нарушениях норм при определении рода.

Формировать умение определять род существительного и согласовывать с существительными глаголы в прошедшем времени.

 

Ход урока

Работа по теме урока.

Упр. 500. Сделать вывод о принадлежности существительных к одному из трех родов. Объяснить механизм определения рода имен существительных.

Устно доказать, что существительные в русском языке по родам не изменяются.

Упр. 501.

П о м н и т ь! Формальным признаком глаголов прошедшего времени является суффикс -л-: прочитал.

Сделать вывод об окончаниях глаголов прошедшего времени при согласовании их с существительными мужского, женского и среднего рода.

Упр. 503.

Решить «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода:

Пианист: пианистка = солист: Х... .

Грек: гречанка = турок: Х... .

Купец: купчиха = пловец: Х... .

Артист: артистка = машинист: Х... .

Обозначить суффикс, образующий новое слово. В каком случае «уравнение» решить нельзя и почему?

Обратить внимание!

Есть небольшая группа каверзных слов, на которые следует обратить особое внимание: надеть туфлю или туфель, один помидор или одну помидору, сливовой повидлой или сливовым повидлом и т. д.

Род этих слов часто определяют неправильно и допускают ошибки в согласовании этих слов с прилагательными и глаголами. Чтобы усвоить литературную норму в произношении этих слов, следует обращаться к словарю.

Работа со словарем:

Записать к какому роду относятся данные существительные:

Лебедь..., мышь..., картофель..., бандероль..., тюль..., фасоль..., рояль..., шампунь...., овощ...

Составить с ними по два словосочетания: глагол + сущ. и прилаг. + сущ.

Почему возникают трудности при определении рода этих существительных?

Списать словосочетания (распечатаны), вставляя пропущенные окончания. Над существительными обозначить их род. При затруднении обратиться к словарю.

Горяч.. кофе, сладк.. какао, красн.. тюль, прохладн.. тень, болезнен.. мозоль, высок.. тополь, черн.. тушь, торжествен.. туш, сладк.. яблоко, бел.. мышь, военн.. госпиталь, вишнев.. повидло, знаменит.. фамилия.

Объяснительный диктант:

Записать, указать род существительных, оканчивающихся на шипящую и записать его в скобках. Подчеркнуть слова, написание которых зависит от рода.

Мы с дядей отправились удить рыбу. Наступила темная ночь. Кругом стояла тишь, только высокий камыш тихо о чем-то шептался с рекой. В полночь мы сделали удобный шалаш. Как только блеснул первый луч солнца, мы подошли к реке и стали удить.

(С. Аксаков)

 

2. Домашнее задание. Упр. 505.

 

Урок 126



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.220.231.235 (0.014 с.)