Тема: Р.р. Основная мысль текста



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Р.р. Основная мысль текста



ЦЕЛЬ: Формировать звания о теме и основной мысли текста и способах раскрытия основной мысли текста. Развивать умения определять тему и основную мысль текста, находить в тексте предложения, выражающие основную мысль. Формировать умения редактировать текст повествовательного характера с точки зрения раскрытия в ней основной мысли.

 

Ход урока

1. Чтение текста (материал распечатан для каждого) и определение его темы и стиля.

…Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже заблестело на востоке... Бледно-серое небо светлело, холодело, синело. Звезды то мигали слабым светом, то исчезали. Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. Жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею.

(По И. Тургеневу)

(Тема текста — наступление утра, пробуждение ото сна. Стиль художественный.)

Определите, что хотел сказать писатель этим текстом, какую свою мысль выразить.

 

2. Работа с учебником. Чтение материала для наблюдений на стр. 42.

В ы в о д у ч и т е л я:

З а п о м н и т е! Основная мысль обычно передает отношение автора к изображаемому, его оценку

Подумайте, всегда ли основная мысль текста бывает сформулирована?

Чтение и анализ отрывка из рассказа В. Бианки (материал распечатан).

Мы были на охоте в лесу. Втроем: сынишка, я и Джим. Джим — это собачка наша. Коротконожка, уши до земли, хвостик куцый. Замечательном охотничья собачка, хоть и старенькая... Необыкновенно умный и добрый у нас Джим. С другими собаками не дерется, никого никогда не кусает, всем знакомым людям при встрече хвостиком часто-часто машет и, знаете, так по-собачьи, приветливо улыбается.

Беседа по содержанию:

Как автор относится к Джиму? По каким словам это можно определить?

Выпишите из текста слова, которые описывают характер Джима. Добавьте к характеристике собаки свои слова.

Какова основная мысль этого отрывка? Выражена ли она автором прямо или содержится в самом тексте?

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 113. Самостоятельная работа — редактирование текста заметки (с последующей проверкой).

Работа с текстом ученического сочинения (текст распечатан)

Наш сад красивый. Слева от сада темный старый колодец. За ним плещется и журчит веселая речка. На крутом ее берегу поставили памятник героям войны. А за речкой простираются поля золотой пшеницы. С одной стороны поля посажен совсем молодой лесок.

Чтение текста, определение его основной мысли. В каком предложении она выражена? Развивается ли мысль, выраженная в начале абзаца? В основной части?

Исправьте текст, придумав продолжение (т. е. развив основную мысль).

Исправленный вариант запишите.

 

Задание на дом.

Попробуйте исправить этот же текст другим способом: придумайте и запишите новое начало, соответствующее со держанию основной части.

 

 

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ.

КУЛЬТУРА РЕЧИ (29 + 7)

 

Урок 27

Тема: Синтаксис. Пунктуация

ЦЕЛЬ: Познакомить с предметом изучения синтаксиса, пунктуации и ролью знаков препинания в понимании смысла предложения. Сформировать представление о названии и функции знаков препинания. Формировать умение связывать слова в предложении по смыслу, верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста, разграничивать знаки препинания по их функции

 

Ход урока

Расскажите о слове

…………..енн………ый, раз……...я…ть

 

Работа по теме урока.

Прочитайте слова, записанные на доске: старая, красться, мокрый, лиса, дождь, тропинка, в, по.

Что нужно сделать, чтобы из этих слов составить предложение? (Изменить их форму, поменять местами, т. е. установить смысловые и грамматические связи.)

Составьте из этих слов предложение и запишите в тетрадь.

С л о в о у ч и т е л я: Запомните!

Изучая синтаксис, ты узнаешь, как устанавливать смысловые и грамматические связи между словами, то есть по каким правилам соединяются слова в словосочетания и предложения. Знаки препинания (, . — ; : ! ? и др.) помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.

Для общения совершенно недостаточно владеть большим запасом слов родного языка. Нужно уметь их правильно соединять, связывать между собой, чтобы точно выражать свои мысли и чувства.

Чтобы правильно говорить и писать, чтобы лучше понимать речь окружающих, нужно знать правила построения словосочетания, предложений и текста, т. е. основных единиц синтаксиса.

 

3. Работа с учебником. Чтение теоретического материала на стр. 44 и 45. Запись в грамматическую тетрадь:

синтаксис

с — (слова)

с — с — (словосочетание)

п — ж — (предложение)

т — т — (текст)

«: ! ; — пунктуация

 

Тренировочные упражнения.

• Используя оглавление учебника (стр. 299—300), определите, что вы узнаете, изучая синтаксис в 5-м классе.

• Упр.115.

• Упр. 116. Выразительное чтение стихотворения С. Есенина. Анализ первого предложения (зима поет, аукает).

З а п о м н и т е! Особенностью поэтической речи является использование сочетаний слов, в обычной речи не сочетающихся.

Запись текста в тетрадь, расстановка пропущенных запятых.

• Чтение стихотворения Б. Заходера (стр. 45) Ответы на вопросы учебника.

• Упр. 118 (устно): прочитайте стихотворение Б. Заходера (записано на доске), определите его основную мысль. В каком предложении она сформулирована?

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет улетая:

— Вот что значит запятая!

Что необычного в этом стихотворении? Чем объяснить его смысловую нелепость? Что нужно изменить, чтобы избежать этой двусмыслицы? (Ученик на доске расставляет знаки препинания так, как необходимо.)

• Знакомство с ролью знаков препинания чтение теоретического материала на стр. 46 (знаки разделительные и выделительные).

• Упр. 117. Какие знаки препинания вы использовали в тексте упражнения?

 

5. Домашнее задание. Теоретический материал § 23 и 24. Упр. 120 (по заданию учебника).

 

Урок 28

Тема: Словосочетание. § 25

ЦЕЛЬ: Научить отличать словосочетание от других синтаксических единиц (слова, предложения). Сформировать представление о структуре словосочетания, познакомить с подчинительной связью в словосочетании.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.Упр. 120. Какова роль знаков препинания в тексте? Какие единицы синтаксиса вы знаете? Что изучает синтаксис?

 

Работа по теме урока.

Рассмотрите рисунки и прочитайте текст на стр. 47. Выделите в нем главное. Сделайте вывод, что точнее называет предмет: слово или словосочетание? Что же такое словосочетание? Сделайте вывод. При затруднении воспользуйтесь подсказкой на плакате:

а) Словосочетание — это сочетание слов, связанных между собой грамматически и … .

б) В словосочетании различают ... слово и... .

в) От ... слова к ... ставится вопрос, который и устанавливает ... связь в словосочетании.

Работа с раздаточным материалом.

С помощью вопросов подберите к главным словам зависимые, чтобы получились словосочетания. Запишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в словосочетаниях главное слово условным знаком (х):

(Какая?) про..ьба, ве..ти (кого?), везти (куда?), (какой?) в..кзал, (какой?) под..ем, в..езжать (куда?), об..явление (о чем?), (какая?) в..юга, слыш..ть (как?), видиш.. (что?)

К существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные, получившиеся словосочетания запишите:

Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, одинокий, серебристый, аккуратный, колючий).

Дождь (сильный, проливной, крикливый, грибной, кратковременный, звонкий).

Все ли прилагательные вы использовали? Какие словосочетания уместно использовать в поэтической речи? Подчеркните их.

З а п о м н и т е! Не все слова могут сочетаться друг с другом. Каждое слово «ищет» для себя наиболее подходящее по смыслу

 

Тренировочные упражнения.

Упр. 123.

Прочитайте (про себя) слова, записанные на доске.

Отъехать, деревня, подбежать, дом, сузить, юбка, сэкономить, время, навьючить, верблюд, разъединить, провода, безоблачный, дни.

Составьте из них словосочетания и запишите в тетрадь. Обозначьте в них смысловую связь (как в предыдущем упражнении).

Прочитайте правило на стр. 48 о грамматической связи в словосочетании и запомните его. Упр. 122 (устно).

 

4. Домашнее задание. § 25. Упр. 122 (отредактировать словосочетания, записать их в тетрадь, графически обозначить грамматические связи).

 

Урок 29

Тема: Виды словосочетаний. § 25

ЦЕЛЬ: Формировать умение устанавливать смысловые и грамматические связи слов в словосочетании; уметь использовать для выражения одинакового смысла словосочетания различного вида.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (устно).

 

2. Орфографический диктант (по упр. 126).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.014 с.)