IV. Определение основной мысли текста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Определение основной мысли текста.



1. Работа над пословицами и поговорками. (Упр. 112.)

– Объясните смысл пословиц и поговорок.

2. Работа над текстом «Шар в окошке».

– Как вы думаете, какая пословица или поговорка выражает основную мысль этого рассказа? (Друзья познаются в беде.)

V. Тема текста и заглавие. (Закрепление.)

На доске записано стихотворение В. Орлова.

У ежей подрос

Ежонок –

Замечательный

Ребёнок.

Но боятся мама

С папой

Малыша погладить

Лапой.

(«Ежонок», «Дружная семья», «Колючий ребёнок».)

– Прочитайте стихотворение и определите его тему.

– Какие слова помогли тебе это сделать?

– К этому тексту предлагается несколько заголовков. Как ты думаешь, какой из этих заголовков придумал сам поэт? Объясни свой выбор.

– Озаглавьте и спишите стихотворение. Подчеркните слова-синонимы.

– Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Аист отвечает:

– Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

VI. Итог урока.

– Что такое основная мысль текста? (Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор.)

– Назовите признаки текста. (Тема, основная мысль, связь частей текста, связь предложений в каждой части.)

Домашнее задание. Упражнение 113.

 

Урок 33. Сочинение по материалам
экскурсии в парк

Цель: развивать умение обобщать материалы наблюдений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

– Недавно мы ходили в парк. Что вам особенно запомнилось?

– Давайте вместе подумаем, как рассказать о своих впечатлениях в сочинении.

– Тема нашего сочинения «В парке осень поселилась».

III. Обсуждение содержания сочинения.

– Назовите признаки, по которым мы узнаём, что в парке поселилась осень.

– Вспомните, как изменились деревья в парке.

Красиво в осеннем парке! У клена листочки, как игрушки на ёлке. Есть красные, есть жёлтые, зелёные. Дунул ветерок, и пошел золотой кленовый дождь. А красавица рябина надела праздничные красные бусы. Ива роняет в пруд свои жёлтые листочки. И они плывут, как золотые рыбки. Осиновые листочки летят, как маленькие парашютики.

– Расскажите о цветах и траве.

– Как выглядит пруд?

– Кого из птиц вы видели в парке? Что слышно в осеннем парке?

IV. Обсуждение построения сочинения.

– В сочинении будут три части: начало, основная часть, концовка.

– О чем можно сказать в начале сочинения? (Например, о том, что мы осень не ждем, а она приходит незаметно.)

– О чем можно рассказать в основной части? (Описать деревья, травы, цветы, пруд, голоса птиц.)

– Как закончить сочинение? (Выразить свое отношение к тому, что видели.)

V. Словарная работа. Орфографическая подготовка.

VI. Самостоятельная запись текста в тетрадях.

VII. Проверка.

 

Урок 34. Работа над ошибками,
допущенными в сочинении

Цели: развивать умение исправлять ошибки в построении предложений, употреблении и написании слов; закрепить умение определять тему текста, находить в тексте предложение, в котором выражена его основная мысль.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Ознакомление с лучшими сочинениями.

III. Коллективная работа над ошибками.

1. Ошибки по содержанию: фактические неточности, лишний материал (не на тему), нарушение последовательности изложения.

2. Ошибки в построении: отсутствует какая-либо часть, несоизмеримость частей, повтор.

3. Ошибки в построении предложений.

4. Орфографические и пунктуационные ошибки.

– Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы проведем физкультминутку. Я буду называть прилагательные, если они связаны со словом ветер, то вы должны хлопать в ладоши, если не связаны – подпрыгнуть на месте. Будьте внимательны!

Учитель называет слова: сильный, лёгкий, порывистый, хрустящий, солёный, резкий, ласковый, горький, холодный, сладкий, тёплый, красивый, домашний.

IV. Закрепление изученного о тексте.

1. Работа с текстом.

– Я сейчас прочитаю текст, а вы определите его тему и основную мысль.

Учитель читает:

От ночного дождя разлилась между грядками голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа – как озеро. Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают на воду, крыльями взбивают ее, привзлетывают… Брызги над лужей – фонтаном.

И так скворцы отчаянно пищат, что сразу можно понять: ух, какое это удовольствие – утреннее купание!

– Какова тема текста? (Скворцы купаются в луже.)

– Какое предложение выражает основную мысль текста? (Ух, какое это удовольствие – утреннее купание.)

2. Работа над упражнением 114.

V. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

– Какую работу вам понравилось выполнять?

Домашнее задание. Упражнение 116.

 

Состав слова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.033 с.)