V. Упражнение в изменении имен существительных по числам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Упражнение в изменении имен существительных по числам.



На доске записаны слова:

семья – … стул – …

певунья – … крыло – …

судья – … перо – …

скамья – … сук – …

копьё – … звено – …

платье – … муравей – …

устье – … соловей – …

ружьё – … ручей – …

– Данные имена существительные напишите во множественном числе. Какое правило нужно вспомнить, чтобы без ошибок написать существительные во множественном числе?

VI. Игра «Собери слова из рассыпанных букв».

На доске записаны строчки букв:

1) р л о а з н д а ы ш

2) б и з о б р а

3) д р у о ж б ь

4) м в и у ш х а н я

5) с о ш и с н ш а к а

– Рассмотрите внимательно рассыпанные буквы.

– Используя буквы каждой строки, выполните задания:

1) Вытащите из букета (первой строки) садовый и лесной цветок. Запишите получившиеся слова. (Роза, ландыш.)

2) Найдите (во второй строке) дом в лесу. Запишите эти слова. (Изба, бор.)

3) Золотое поле и дерево на нем (в третьей строке). Запишите эти слова. (Рожь, дуб.)

4) Из какой ягоды (в четвертой строке) варенье досталось кому-то на съеденье? Напишите эти слова (Вишня, муха.)

5) Отделите плод (в пятой строке) от растения. Напишите получившиеся слова. (Шишка, сосна.)

– Дайте характеристику полученной группе слов.

– Определите род имен существительных, выделите окончания.

VII. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 427.

 

Урок 119. ИЗМЕНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ПО ПАДЕЖАМ (ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СКЛОНЕНИИ)

Цели: познакомить с изменением окончаний имен существительных в зависимости от связи с другим словом; формировать умение склонять имена существительные.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте составленный вами рассказ о явлении природы.

III. Минутка чистописания.

На доске запись:

картина аллея овёс

а а?

– Определите букву, которую нужно написать вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ. (В слове картина непроверяемая безударная гласная а, поэтому стоит буква а. В слове аллея непроверяемая безударная гласная а, отсюда буква а. В слове овёс непроверяемая безударная гласная о, значит, надо поставить вместо вопросительного знака букву о.)

– Букву о мы будем писать сегодня на минутке чистописания, соединив ее в цепочке с согласными буквами двусложного слова. Какие согласные буквы войдут в цепочку? Обоснуйте свой ответ. (В цепочку войдут согласные буквы в, с из двусложного слова овёс. Слова картина и аллея трехсложные.)

Овс Всо Сов Овс …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Повторение изученного о связи слов в предложении.

На доске записана группа слов:

В, лес, глубина, птицы, песня, слышится, прощальная.

– Из слов данной строчки составьте предложение и запишите его. (В глубине леса слышится прощальная песня птиц.)

– Докажите, что вы написали предложение.

– Разберите предложение по членам. Назовите словосочетания.

– Почему вам пришлось некоторые слова изменить?

– Сегодня вы познакомитесь с тем, как изменяются существительные по падежам.

V. Наблюдение над изменением окончаний имен существительных.

1. Работа над упражнением 432.

– Какой частью речи является слово медведь?

– Как изменилось окончание? (Кто? медведь – нулевое окончание, довелось повстречать кого? медведя – окончание -я. И т. д.)

2. Работа с правилом, с. 31.

VI. Упражнение в изменении существительных по падежам.

1. Работа над упражнением 433.

2. На доске записаны словосочетания:

Вариант I

Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напишем бабушке, вечер за книгой.

Вариант II

Альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче, бежал по дороге.

– Спишите. Поставьте устно вопросы к выделенным словам. Определите падежи.

3. Запишите слово река в Р. п., Д. п., Т. п. и составьте с ним предложения. Подчеркните главные члены предложения. (На берегу реки (Р. п.) стоял огромный дуб. К реке (Д. п.) вела узкая тропинка. За рекой (Т.п.) слышитсяпесня соловья.)

VII. Итог урока.

– Что называется склонением?

– Сколько падежей в русском языке?

– Назовите падежи и вопросы.

Домашнее задание. Упражнение 435.

 

Урок 120. УПРАЖНЕНИЕ В СКЛОНЕНИИ

ИМёН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Цели: формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; познакомить с приемами определения падежа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как просклоняли существительные сова и соска?

– На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже?

– Какое предложение с одним из данных слов вы составили?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: гр..ница, в..ршина, г..лубка, н..зина, к..ртина.

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена существительные с окончанием а. Во всех словах есть безударные гласные в корне.)

– Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово – картина, безударную гласную а в корне нельзя проверить. Во всех остальных словах – безударные гласные, проверяемые ударением: гр а ница – грань, в е ршина – верх, г о лубка – г улубь, н и зина – низ.)

– Первая буква нашей цепочки находится в лишнем слове и обозначает мягкий согласный звук. Какая это буква? (Это буква т.)

– Остальные буквы цепочки – это гласные буквы, которые находятся в слове, где две проверяемые орфограммы в корне. Из какого слова мы выпишем гласные буквы? Какие это буквы? (Мы выпишем гласные буквы о, у, а из слова голубка, в нем две проверяемые орфограммы в корне: г о лубка – г у лубь, голу б ка – голу б и.)

тоуа отуа оута оуат тоуа …

– Определите порядок написания букв в цепочках. (Буква т в каждой цепочке меняет свое место.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.009 с.)