ТОП 10:

IV. Упражнение в написании существительных с шипящими на конце.



1. Письмо по памяти.

На доске записаны словосочетания:

скорая помощь острый нож

дорогая вещь тяжёлый багаж

железный обруч тёмная ночь

верный товарищ колючий ёрш

глазной врач ночная тишь

– Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить.

Затем учитель стирает вторые слова словосочетаний, и дети записывают словосочетания по памяти, ориентируясь на первые слова.

2. Самостоятельная работа. (упр. 460.)

3. Игра «Узнай слово». (упр. 459.)

V. Составление текста по опорным словам. (упр. 462.)

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 461.

 

Урок 128. ДИкТАНТ

Цель: проверить у учащихся сформированность навыка правописания слов на изученные правила.

На рыбной ловле

Дорога шла через густую рожь. Вот пробежала мышь. В роще послышался плач – это сыч затянул песню. Вот и река. Наступила ночь, и ловля началась. Кругом стояла тишь. Камыш шептался с рекой.

Скоро мне попался ёрш, а у дяди на леске бился лещ. Вот и полночь. Мы сделали шалаш. Утром, только блеснул луч солнца, мы были на ногах. (По С. Аксакову.)

Слова для справок: послышался.

Грамматические задания:

1. Разберите по частям речи первое предложение.

2. Напишите пять имен существительных с шипящим звуком на конце.

3. Сделайте фонетический разбор слова рожь.

 

Урок 129. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ,

Допущенными в ДИКТАНТе

Цели: формировать умение работать над ошибками; развивать умение правильно писать слова на изученные правила.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

III. Закрепление изученного.

1. Подбор подходящих по смыслу слов с шипящими на конце.

На доске запись:

перочинный ... тёплая …

полярная … резиновый …

душистый … весёлый …

летучая … дверной …

холодный … мясной …

– Спишите, вставляя нужные слова с шипящей на конце. Укажите род существительных.

2. На доске записаны цепочки слов:

ёлоч..ка, воз..ми, ласточ..ка, доч..ка;

тюлен… мал..чик, обув.., цеп..;

люл..ка, л..динка, колос..я, пис..мо;

варен..е, кушан..е, прос..ба, сиден..е;

рож.., лож.., дрож.., сыч..;

душ.., силач.., тиш.., нож..

– Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив из них лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте, где нужно, мягкий знак.

3. Работа над предложением.

На доске записано предложение:

Однажды р..бята зашли в л..сную глуш.. .

– Прочитайте предложение. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

– Подчеркните главные члены предложения.

– Разберите прилагательное по составу.

– Выпишите словосочетания.

IV. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Домашнее задание. Подберите однокоренные слова к слову берёза и разберите их по составу.

 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Урок 130. ПОНЯТИЕ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ
КАК ЧАСТИ РЕЧИ

Цели: ознакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте, находить имя существительное, к которому относится прилагательное.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите однокоренные слова. Расскажите, как вы разобрали их по составу.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: з..лёный, рож.., реч.., ст..на, плач.., б..льница.

– Распределите данные слова на группы в зависимости от орфограмм. Сколько групп у вас получилось? (Две группы. Первая группа – слова с проверяемыми безударными гласными в корне: зелёный – зйлень, стена – стйнка, больница – боль. Вторая группа – существительные с шипящими на конце, которые пишутся с мягким знаком и без него.)

– Какое слово лишнее в каждой группе? (В первой группе лишнее слово – зелёный – это прилагательное, остальные слова – имена существительные. Во второй группе лишнее слово – плач, оно мужского рода, пишется без мягкого знака, остальные слова – женского рода, пишутся с мягким знаком на конце.)

– Найдите в лишних словах буквы, которые обозначают твердые согласные звуки, и составьте из них цепочку букв. (Зелёный – н, плач – п, л.)

нпл ннпл пплн ллнп нннпл …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Наблюдение над ролью прилагательных в нашем языке.

1. Игра «Узнай, кто это или что это».

– Отгадайте загадки:

Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички.

(Ромашка.)

– Что позволило вам ярко представить предмет?

Стоит Алёна,

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

(Берёза.)

– Какие слова помогли вам отгадать загадку?

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями –

Листьями деревьев.

(Жираф.)

– Что позволило вам ярко представить предмет?

– Какая часть речи часто употребляется при описании предмета?

Если ребята затрудняются назвать прилагательное, учитель читает эти загадки, убрав прилагательные.

2. Беседа с учащимися:

– Какой вопрос вам приготовил сегодня Почемучка?

– Что вы ему ответите?

3. Чтение правила, с. 47.

4. Работа над упражнением 468.

V. Упражнение в распознавании имен прилагательных в тексте.

1. Работа над упражнением 469.

– Как отличить прилагательное от других частей речи? (Нужно поставить вопрос и узнать, что оно обозначает.)

– В каждом предложении подчеркните имя прилагательное волнистой линией и найдите слово, с которым оно связано.

– С какой частью речи связано прилагательное? Почему?

2. Работа над загадкой. (упр. 470.)

VI. Итог урока.

– Что такое имя прилагательное?

– Что оно обозначает?

– На какие вопросы отвечает?

– С какой частью речи связано?

– Каким членом предложения чаще всего бывает?

Домашнее задание. Упражнение 471.

 

Урок 131. СВЯЗЬ ИМёН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

С ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

Цели: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, уточнить представление учащихся о зависимости прилагательного от существительного.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (взаимопроверка).

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: зелёненький, горьковатый, сладковатый, кисленький.

– Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Это имена прилагательные в единственном числе. Во всех словах есть суффиксы:

– Какое слово здесь лишнее? Почему? (Лишнее слово – зелёненький. Это прилагательное обозначает признак предмета – цвет. Остальные прилагательные обозначают признак предмета – вкус.)

– Какие еще признаки предметов обозначают прилагательные? Приведите примеры. (Прилагательные обозначают следующие признаки предметов: запах (душистый), размер (большой), ширину (узкий), высоту (низкий), форму (круглый), массу (тяжёлый), качества людей (добрый, весёлый, трудолюбивый).)

– Составьте цепочку букв из орфограмм, которые находятся в корне данных слов. Какие буквы войдут в цепочку? (В слове зелёненький – безударная гласная е, в слове горьковатый – безударная гласная о, в слове сладковатый – безударная гласная а и парная согласная д. Значит, цепочка состоит из четырех букв: е, о, а, д.)

Еоад, Деоа, Адео …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Составление предложений по схемам.(упр. 472.)

Обобщение знаний об имени прилагательном по данным в упражнении вопросам.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.009 с.)