Урок 135. Изменение имён прилагательных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 135. Изменение имён прилагательных



ПО РОДАМ

Цели: познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по родам; развивать умение определять род имен прилагательных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какой текст вы записали – повествование или описание? Докажите.

– Какие знакомые части речи вы указали?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: калач, посвистел, растение, беседа, весёлый.

– Составьте цепочку букв для минутки чистописания. В нее должны войти первые буквы написанных на доске имен существительных мужского, женского и среднего рода по следующим формулам:

– Какие цепочки букв у вас получились?

крб брк рбк ркб бкр кбр …

– Закончите строчку до конца, снова начиная с первой формулы.

IV. Изучение нового материала.

1. На доске запись:

солнце яркий весенний

трава яркое весеннее

цветок яркая весенняя

– Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их как части речи. (В левом столбике написаны имена существительные, они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные, они отвечают на вопросы какой? какое? какая? и обозначают признак предмета.)

– Какого рода данные имена существительные? (Солнце – ср. р., трава – ж. р., цветок – м. р.)

– Подберите к существительному солнце соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. (Солнце какое? яркое весеннее.)

– Подберите к существительному трава соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. (Трава какая? яркая весенняя.)

– Сделайте такую же работу и в отношении существительного цветок. (Цветок какой? яркий весенний.)

– Какие действия мы осуществляли с именами существительными? (Мы заменяли существительные одного рода существительными другого.)

– Когда существительное одного рода заменяется существительным другого рода, то меняется род относящегося к нему имени прилагательного. Род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого же рода и имя прилагательное.

– Определите род прилагательных, которые относятся к существительному солнце. Обоснуйте свой ответ. (Прилагательные яркое весеннее среднего рода, так как они относятся к существительному среднего рода – солнце.)

– Определите род прилагательных, связанных с существительным трава. (Прилагательные яркая весенняя женского рода, так как они относятся к существительному женского рода – трава.)

– Определите род прилагательных яркий весенний. (Прилагательные яркий весенний мужского рода, так как относятся к существительному мужского рода – цветок.)

2. Знакомство с правилом и работа по таблице. (упр. 491.)

V. Закрепление нового материала.

1. На доске записаны прилагательные:

1) зелёный, продолговатый, сочный…

2) маленькая, серенькая, пугливая…

3) дальняя, трудная, незнакомая…

4) красное, спелое, душистое…

5) белый, душистый, лесной…

6) мягкий, тёплый, пушистый…

7) высокая, стройная, белоствольная…

8) смешной, забавный, короткий…

– К прилагательным каждого ряда подберите подходящее по смыслу существительное, определите род прилагательных и существительного, к которому они относятся. Подчеркните орфограммы.

Образец записи: з е лёный пр о д о лговатый со чн ый о гурец (м.р.).

2. На доске запись:

… трусливый, а лев ….

… полезный, а табак ….

… квадратный, а кольцо ….

… хитрая, а осёл ….

… большой, а мышка ….

… тёмная, а день ….

– Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Определите род существительных и прилагательных в каждом словосочетании. Подчеркните орфограммы.

Образец записи: за я ц трусливый (м. р.), а ле в смелый (м. р.).

VI. Итог урока.

– Как узнать род имени прилагательного?

– На какой вопрос отвечают прилагательные мужского, женского и среднего рода и какие имеют окончания? Приведите свои примеры.

Прилагательные изменяются по родам, а существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду.

Домашнее задание. Правило, с. 56, упражнение 492.

 

Урок 136. ПРАВОПИСАНИЕ РОДОВЫХ ОКОНЧАНИЙ
ИМёН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Цели: развивать умение изменять прилагательные по родам в зависимости от рода существительного; правильно писать окончания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте словосочетания с прилагательными мужского рода. Докажите.

– Как узнать род имени прилагательного?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: смешная, крикливая, золотистый, мягкая.

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена прилагательные. Во всех словах есть проверяемая орфограмма в корне.)

– Какое слово лишнее? Обоснуйте свой ответ. (1) Лишнее слово – золотистый – это прилагательное мужского рода, остальные прилагательные женского рода. 2) Лишнее слово – мягкая, в нем проверяемая орфограмма – парная согласная г. В остальных словах безударные гласные в корне, проверяемые ударением: см е шная – смех, крикливая – крик, …)

– Составьте цепочку из согласных букв, обозначающих мягкие звуки в словах, которые не являются лишними. Какие буквы войдут в цепочку? (В цепочку войдут буквы м (с м ешная), р, л (к р ик л ивая).)

– Что вы можете сказать об этих буквах? (Эти буквы обозначают согласные сонорные – очень звонкие непарные звуки.)

Ммрл Ррлм Ллмр Ммрл …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.011 с.)