IV. Наблюдение над лексическим значением слов с приставками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Наблюдение над лексическим значением слов с приставками.



1. Работа у доски и запись наблюдений в тетради.

Учитель вызывает двух учащихся и предлагает одному из них: 1) разрезать лист бумаги; 2) надрезать; 3) вырезать треугольник; 4) срезать угол.

Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполнял первый ученик, а все остальные дети – в тетради.

– Выделите корень и приставку в словах.

– Чем различаются слова по смыслу?

– Какая часть слова делает их разными по смыслу?

– Если я назову слово с приставкой, вы поднимете руки и похлопаете в ладоши над головой. Если я назову слово без приставки, вы сделаете наклон вперед. Слушайте внимательно. Постарайтесь сосчитать, сколько слов с приставкой я назвала.

Учитель называет слова: погрузка, подклеить, рыть, полить, отбросить, кусать, бежать, прибежать, отодвинуть, рисовать, подрисовать, красить, подводный.

2. На доске записан текст:

Как лук без земли вырастить? Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть ее картоном и на вырез положить луковицу.

– Спишите текст, употребляя слова, данные в скобках, с нужными приставками. Выделите приставки.

V. Составление предложений по картинке (упр. 164) и запись текста (упр. 165).

VI. Словообразовательная работа. (Упр. 166.)

VII. Итог урока.

– Расскажите о приставке. Докажите, приведя свой пример, что с помощью приставок образуются новые слова.

Домашнее задание. Упражнение 167.

 

Урок 50. Образование слов
с помощью приставок

Цель: развивать умение распознавать приставку в слове и образовывать новые слова с помощью приставок.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие приставки вы употребили, чтобы показать, что действие завершилось?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: погру..ка, поез..ка, повя..ка, площа..ка.

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это неодушевленные имена существительные женского рода с окончанием а. Во всех словах орфограмма «Правописание парных согласных в корне».)

– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – площадка, оно без приставки, в остальных словах есть приставка

позд позздд позззддд …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Приставка сочетается в цепочке с буквами, которые являются орфограммами данных слов: погру з ка – погрузить, поез д ка – езда, повя з ка – повязал, площа д ка – площади; количество строчных букв з, д в каждой цепочке увеличивается на одну.)

IV. Игра «Узнай слова». (Упр. 168.)

– Я буду называть предметы. Если я назову неодушевленный предмет, вы сделаете наклон вперед. Если я назову одушевленный предмет, вы подпрыгиваете на месте.

Учитель называет слова: улица, растение, белка, тополь, нос, стена, лось, пень, пуговица, глаз, утка, корень, дом, собака.

– Кто из вас запомнил, сколько одушевленных предметов я назвала? (Четыре.)

V. Письмо по памяти. (Упр. 169.)

VI. Наблюдение над лексическим значением слов с приставками. (Упр. 170, 171.)

VII. Устраните лишнее слово.

На доске записаны слова:

надел, покрыл, пошёл, понёс;

прочитать, переиграть, просмотреть, прожить;

догнал, доплыл, наследил, докатил;

подпишет, подсыплет, надземный, подпилит;

обрубит, обрежет, обстучит, свяжет;

вспорхнул, отпугнул, отдёрнул, оттолкнул.

Эту работу можно провести устно: дети читают группу слов, называют лишнее слово, обосновывают свой ответ.

В конце работы учитель задает вопрос:

– Как пишутся приставки по -, про -, под -, об -?

VIII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 172.

 

Урок 51. Упражнение в разборе
слов по составу

Цель: развивать умение разбирать слова по составу и подбирать слова к данным схемам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какой смысл в слова вносит приставка

– Какие слова с приставкой пере - в значении переделать, улучшить вы подобрали?

III. Минутка чистописания.

На доске записана схема:

– Сейчас у нас минутка чистописания. Используя схему, изображенную на доске, определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. (Мы будем писать букву ф, с нее начинаются все слова в схеме: фикус, фокус, форма, ферма, фирма.)

Ффв Ффвв Ффввв …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы ф сочетаются с парной согласной в, количество строчных букв в каждый раз увеличивается на одну.)

IV. Распознавание слов с приставками (устно).

Учитель читает предложения, дети называют слово с приставкой и доказывают, что в слове есть приставка: подбирают однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

Примерный текст:

Пошли гулять лягушонок, цыплёнок, муравей и жучок. Пришли на речку. Лягушонок прыгнул в воду и остальных позвал. Но никто не умел плавать. Лягушонок захохотал. Друзья обиделись и придумали. Цыпленок принёс листочек, мышонок – скорлупу, муравей – соломинку, жучок – верёвочку. Построили они кораблик, сели и поплыли.

V. Разбор слов по составу. (Упр. 173.)

Засолка капусты

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмём, жмём.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.01 с.)