V. Наблюдение над смысловым значением суффиксов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Наблюдение над смысловым значением суффиксов.



1. На доске записано стихотворение:

Ирочка, Серёженька,

Мамочка, Алёшенька,

Замок, замочек,

Свисток, свисточек,

Белочка, собачка,

Трудная задачка.

Н. Бетенькова

– Прочитайте стихотворение.

– Почему в нем говорится не Ира, а Ирочка? Не Сережа, а Сереженька? Не мама, а мамочка? (Автор называет их ласково.)

– Выясним, с помощью какой части слова передается в речи это ласковое отношение.

Учитель записывает слова на доске, а дети – в тетрадях:

– С помощью каких суффиксов образовались эти слова? (С помощью суффиксов

На доске записаны слова:

нога – ножка хвост – хвостище

мяч – мячик лес – лесок

лиса – лисонька слово – словечко

коза – козлик кот – котик

– Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы сделаете наклон назад. Если в слове есть суффикс, вы сделаете наклон вперед.

– Назовите суффиксы, имеющиеся в словах, которые вы запомнили.

2. Работа над упражнениями 152, 153.

3. Работа по вариантам.

Вариант I Вариант II
Слон, путь, змея, берёза, защита, лиса. Градус, гусь, задача, зверь, весть, цветы.

– Образуйте от данных слов новые при помощи суффиксов. С одним из слов составьте предложение, запишите его и подчеркните главные члены.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 154.

 

Урок 47. Суффикс – значимая часть слова

Цели: уточнить знания о роли суффиксов в русском языке; формировать умения образовывать слова с помощью суффикса по данному образцу.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какими однокоренными словами с ласкательным значением вы заменили данные в тексте слова? Назовите суффиксы, с помощью которых вы образовали новые слова.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: д..док, гл..зок, л..док, м..док.

– Прочитайте слова, записанные на доске.

– Чем похожи все эти слова? (Все имена существительные мужского рода единственного числа с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением, во всех словах суффикс

– Какое слово лишнее? (1) Лишнее слово – глазок, безударная гласная а, проверочное слово глаз. В остальных словах – безударная гласная е: дедок – дед, медок – мёд, ледок – лёд. 2) Лишнее слово – дедок, обозначает одушевленный предмет, отвечает на вопрос кто?, остальные слова – неодушевленные предметы, отвечают на вопрос что?)

окае окае …

– Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (В цепочке суффикс данных слов и буквы, которые являются орфограммами данных слов.)

IV. Наблюдение над смысловым значением слов.

(Упр. 155.)

– О чем можно сказать горький, а о чем – горьковатый?

– Суффикс придает слову оттенок неполноты качества: желтоватый, красноватый и т. д.

– Если я назову слово, которому суффикс придает увеличительное значение, вы поднимете руки вверх и потянетесь. Если я назову слово, которому суффикс придает оттенок неполноты качества, вы присядете.

Учитель называет слова: злющий, мелковатый, сладковатый, большущий, лапища, хитрющий, красноватый, кругловатый, ножища, голубоватый, островатый.

V. Подбор однокоренных слов с разными суффиксами.

– Отгадайте загадки:

Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (Снег.) Клейкие почки, Зелёные листочки. С белой корой Стоит под горой. (Берёза.)

Учащиеся подбирают к словам-отгадкам однокоренные слова и записывают с комментированием. В однокоренных словах выделяют части слова.

VI. Письмо под диктовку. (Упр. 157.)

VII. Итог урока.

– Какие суффиксы используются с увеличительным значением? Приведите примеры таких слов.

– Какие суффиксы придают словам оттенок неполноты качества? Приведите примеры таких слов.

Домашнее задание. Упражнение 158.

 

Урок 48. Закрепление знаний о суффиксе

Цель: развивать умения образовывать слова с помощью суффикса; разбирать слова по составу.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите однокоренные слова с суффиксом

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: пять, крыло, ведро, пальто.

– Прочитайте слова.

– Сегодня на минутке чистописания мы запишем цепочку, которая будет состоять из букв, обозначающих мягкие звуки. Какие буквы войдут в цепочку? (Мы напишем цепочку из букв п, т, в, л.)

птлв…

– Какая буква здесь лишняя? Подчеркните ее. (Лишняя буква – л. Она не имеет пары, все остальные согласные парные.)

– Напишите строчку до конца, буквы в цепочке можно менять местами.

IV. Словарная работа.

Учитель диктует слова с непроверяемыми безударными гласными, учащиеся записывают и подчеркивают орфограммы.

Горох, месяц, урожай, хороший, помидор, дорога, погода, пенал, молоко, корова, машина.

По указанию учителя к некоторым словам дети подбирают однокоренные слова и записывают их. (Можно взять слова, которые подчеркнуты.) Затем разбирают их по составу.

– Если я назову слово с суффиксом вы хлопаете в ладоши, подняв руки над головой. Если я назову слово с суффиксом -ист, вы топаете ножками.

– Постарайтесь сосчитать, сколько слов с суффиксом я назвала.

Учитель произносит слова: учебник, орешник, серебристый, кофейник, глинистая, золотистая, печник, шелковистая, дворник, сборник, каменистый, танкист, штангист, работник.

V. Образование слов и разбор их по составу.

1. Работа над упражнениями 159, 160.

2. Придумайте слова:

Вариант I Вариант II
Приставка по-, суффикс Приставка за-, суффикс -ник Приставка под-, суффикс -ник Приставка за-, суффикс Приставка на-, суффикс -ник Приставка пере-, суффикс

– Разберите слова по составу.

VI. Итог урока.

– Какие части слова служат для образования новых слов?

– Расскажите о суффиксе по плану: 1) Что это такое? 2) Где стоит в слове? 3) Для чего служит в нашем языке? Приведите примеры.

Домашнее задание. Упражнение 162.

 

Урок 49. Наблюдение над значением
приставок и их ролью в нашем языке

Цели: углубить представление учащихся о словообразовательной роли приставок; развивать умение образовывать слова с помощью приставок.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите однокоренные слова, которые вы образовали с помощью суффиксов.

– Прочитайте составленные предложения.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: м..лоток, к..рабль, д..рога.

– Буква, которую мы будем писать сегодня на уроке, обозначает звонкий непарный мягкий согласный звук. Какая это буква? (Это буква л в слове корабль, мягкий знак указывает на мягкость согласного звука [л’].)

– Чем похожи все слова? (Это неодушевленные имена существительные, отвечают на вопрос что? Во всех словах орфограмма – буква о.)

– Какое слово лишнее? (Лишнее слово – корабль, оно двусложное, остальные слова трехсложные.)

Лло Лллоо Ллллооо …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы л чередуются со строчной буквой о, которая является орфограммой во всех этих словах. Количество строчных букв в последующих цепочках увеличивается на одну.)



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.01 с.)