V. Подбор слов, близких по смыслу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Подбор слов, близких по смыслу.



1. Работа над упражнением 483.

2. На доске записаны словосочетания:

Тихая езда – … езда.

Тихий голос – … голос.

Густой лес – … лес.

Густой туман – … туман.

Горячая вода – … вода.

Горячее лето – … лето.

Старая книга – … книга.

Старый человек – … человек.

– Спишите словосочетания, заменяя имена прилагательные синонимами.

3. Редактирование текста.

На доске записан текст:

В пустыне

Очень жаркий день. Жаркое солнце нещадно палит почву. По жаркой пустыне идет караван верблюдов.

– Какие слова в тексте вы бы заменили? (Солнце, которое нещадно палит, точнее назвать жгучим. День был очень жаркий, поэтому пустыню можно назвать знойной.)

Дети записывают отредактированный текст:

Очень жаркий день. Нещадно палит жгучее солнце. По знойной пустыне идет караван верблюдов.

– Назовите слова-синонимы. (Жаркий, знойный, жгучий.)

– Слова-синонимы близки по смыслу, но не одинаковы. Чтобы точно выражать свои мысли, люди используют близкие по смыслу слова. В нашем языке много слов, близких по смыслу.

Учитель знакомит учащихся со «Словарем синонимов».

VI. Итог урока.

– Какие слова называются именами прилагательными?

– Приведите примеры имен прилагательных, близких по смыслу.

– Назовите имена прилагательные, противоположные по смыслу.

Домашнее задание. Упражнение 485.

 

Урок 134. ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ

Цели: познакомить учащихся с особенностями текста-описания; формировать умение составлять текст-описание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите слова, орфограммы которых можно проверить только по словарю.

– С какими существительными связаны имена прилагательные в тексте?

III. Минутка чистописания.

На доске записано стихотворение:

Рыбке рак – ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

В. Лунин

– Прочитайте стихотворение. Какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Мы будем писать букву р, она встречается почти во всех словах стихотворения.)

– остальные согласные буквы вы найдете в корнях слов, они являются проверяемыми орфограммами. Какие это буквы? (В слове рыбка орфограмма – буква б, проверочное слово – рыба. В словах друг и враг орфограмма – буква г, проверочные слова – с другом, враги. Значит, мы будем писать буквы б, г.)

Рбг Грб Бгр Рбг …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Словарно-орфографическая работа.

– Отгадайте загадку:

Дышит и растет, а ходить не умеет. (Растение.)

растение – это организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, питающийся веществами почвы, воздуха.

– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.

р а стйние

– Какое может быть растение? Напишите словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного. (Красивое растение, редкое растение, молодое растение, садовое растение, полевое растение, ядовитое растение, …)

– Какие словосочетания вы составили?

– В корнях имен прилагательных подчеркните безударные гласные, проверяемые ударением.

– С одним из словосочетаний составьте предложение. Запишите его, разберите по частям речи.

прил. сущ. м. гл. пр. сущ.

(Разные растения мы встретили в лесу.)

На доске записана пословица: Растение – земли украшение.

– Прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.

V. Наблюдение над особенностями текста-описания. (упр. 486.)

– Что такое текст-описание?

– Прочитайте об особенностях текста-описания.

VI. Распознавание текста-описания.

1. Чтение учителем текста:

Все знают эти простые цветы. Они похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики. Созревшие семена этих цветов собраны в легкий шарик. Дунешь на шарик – полетят в воздухе летучие семена. (По Соколову-Микитову.)

– Можно ли назвать этот текст текстом-описанием? Обоснуйте свой ответ.

2. Работа над упражнением 487.

VII. Составление текста-описания (обучающее сочинение).

– Какое животное вы хотели бы описать?

Желательно, чтобы все согласились описывать одно и то же животное.

– Мы опишем только внешний вид животного.

– Что мы будем доказывать своим описанием? Какова будет основная мысль нашего текста?

Например:

Синица

Какая яркая и красивая птица-синица!

Головка у синички чёрненькая. Щёчки беленькие. Спина и крылья зеленовато-серые. Грудка жёлтая с чёрным галстучком.

Глаз не отведёшь!

Волк

Волк – мощный зверь. Он похож на крупную серую собаку, но голова у него гораздо больше, лоб шире. Шея толстая. Хвост опущен и висит, как полено. Его толстые уши стоят торчком. Глаза расставлены косо и горят злобно желтоватым блеском.

Волчья шерсть грубая, густая и длинная. Она окружает шею зверя, как воротник, поэтому шея кажется особенно толстой. (По А. Клыкову.)

VIII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 489.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.008 с.)