ТОП 10:

IV. Упражнение в употреблении одних и тех же глаголов в разных значениях.



1. Работа над упражнением 538.

Чтение сведений по языку, с. 75.

2. На доске записано стихотворение:

Кто что мелет?

Мельники мелют зерно жерновами,

Перец в горошинах мелем мы сами.

Но одного мы никак не поймем,

Что это мелет болтун языком?

– Так кто же что мелет? Объясните.

– Как вы понимаете выражение «молоть языком»? Подберите к нему глаголы, близкие по значению. (Болтать попусту – пустословить, говорить пустые слова.)

3. Работа над упражнением 539.

4. На доске запись:

(Костры, щёки) горят. (Ребёнок, речка) спит. (Морозы, кузнечики) трещат. (Молоко, жизнь) кипит. (Весна, ученик) спешит. (Радость, хор) поёт. (Лицо, пламя) пылает.

– К данному глаголу выберите имя существительное так, чтобы глагол был употреблен в переносном смысле.

– Объясните, что означают получившиеся выражения.

5. Самостоятельная работа. (упр. 540.)

V. Итог урока.

– С чем познакомились сегодня на уроке?

– Где можно уточнить смысл одного и того же слова?

Домашнее задание. Упражнение 541.

 

Урок 146. ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ

Цели: познакомить учащихся с особенностями текста-рассуждения; развивать умение употреблять в тексте глаголы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие глаголы автор употребил в переносном смысле?

– С какой целью мы употребляем в предложении слова в переносном смысле? Приведите примеры.

III. Минутка чистописания.

На доске записана загадка:

Белые сапо..ки,

Зелёные сере..ки.

– Прочитайте загадку. Что это такое? (Берёза.)

– Какие слова вам помогли отгадать загадку?

– Кто догадался, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Мы будем писать букву ж – это пропущенная орфограмма данных в загадке слов: сапожки – сапожок, серёжки – серёжечки.)

– Букву ж мы будем писать в цепочке вместе с буквами, которые являются окончаниями данных существительных. Какие это буквы? (В существительном сапожки окончание , в существительном серёжки окончание тоже .)

Жижи Жижи …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Повторение изученного о повествовательном и описательном текстах.

– Сегодня мы продолжим работу над глаголами. Будем учиться употреблять глаголы в тексте. Какие тексты вы знаете? (Текст-повествование, в котором рассказывается о каком-либо случае, он отвечает на вопрос что случилось?, текст-описание, который отвечает на вопрос какой?)

– Определите, какой это текст:

Потемнело небо. Побежали грозовые тучи. Ударили по листьям крупные капли дождя. На дорожках появились лужи. Выглянуло солнце. На ветках повисли капли дождя. Прошла летняя гроза.

Учащиеся с комментированием записывают текст под диктовку.

– Найдите в тексте глаголы и подчеркните их.

– Какие глаголы имеют приставки? Обозначьте приставки.

V. Наблюдение над особенностями текста-рассуждения и составление такого текста.

1. Слово учителя.

– Кроме текста-повествования и текста-описания есть еще текст-рассуждение.

2. Чтение сведений по языку, с. 77.

3. Работа над упражнением 542.

4. Сопоставление текста-рассуждения с другими текстами.

Учитель читает начало нескольких текстов, а ученики определяют, какой это текст, отстаивают свое мнение.

1) Как-то раз подложили утке куриное яйцо. Вылупились утята, и повела их утка на пруд …

2) Мне нравится наша кошка. У нее пушистый хвостик. Глазки зелёненькие …

3) Почему нашего щенка зовут Шарик? Потому что издалека он кажется пушистым шаром…

5. Продолжение текста-рассуждения. (упр. 544.)

6. Составление текста-рассуждения.

– Давайте составим текст-рассуждение, который можно будет рассказать маленьким детям. Назовем мы наш текст так: «Почему зверям весело» – и отправим их путешествовать по морю на лодочке, сделанной из старой шляпы.

Примерный текст:

Плывет по морю лодочка, сделанная из старой шляпы. А почему всем зверям в ней очень весело?

Да потому, что в ней плывут друзья. Они выехали на прогулку. А когда они вместе, то любят повеселиться.

VI. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

– Что вы знаете о тексте-рассуждении?

Домашнее задание. Упражнение 545.

 

Урок 147. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ

Цель: познакомить учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием существительного и глагола в числе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте, как вы дополнили предложения.

– Что такое «текст-рассуждение»?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: засв..стит, кр..чит, пос..дит, забл..стит.

– Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Это глаголы в единственном числе. Во всех словах пропущена орфограмма – безударная гласная, проверяемая ударением.)

– Какое слово лишнее? Почему? (1) Лишнее слово – заблестит, пропущена безударная гласная е, проверочное слово – блеск. В остальных словах орфограмма – буква и: засвистит – свист, кричит – крик, посидит – съдя. 2) Лишнее слово – кричит, в нем нет приставки. В остальных глаголах есть приставки: засвистит – за, посидит – по, заблестит – за.)

– Сегодня мы составим цепочку из букв, которые являются окончаниями данных глаголов и безударных гласных в приставках. Какие буквы войдут в цепочку? (Окончание у всех глаголов – ит, безударные гласные в приставках – о, а. Значит, цепочка состоит из букви, т, о, а.)

Итоа Тоаи Оаит …

– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.

IV. Словарная работа.

Запись под диктовку слов с удвоенными согласными: группа, ванна, грамматика, шоссе, пассажир, аккуратный, суббота, перрон, масса.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.005 с.)