Главные условия правильной работы для выполнения гимнастических упражнений



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главные условия правильной работы для выполнения гимнастических упражнений



1. Никогда не тянуть воздуха насильственно, а ждать импульса.

2. Не начинать без вдыхания ни одного упражнения.

3. Вдыхание производить через нос.

4. При выдыхании не выталкивать из себя воздух, а давать ему выходить легко и свободно или через широко открытый рот (когда выдыхание должно быть беззвучно) или со звуком “пфффф”.

5. Производить все движения легко и свободно без сильного напряжения внешних мускулов, т.к. гимнастика дыхания преследует цель гармоничного развития всего тела, а не только внешней мускулатуры.

6. Следить за тем, чтобы все движения были гибки и не напряжены.

7. Как вдыхание, так и выдыхание должны быть беззвучны.

8. Каждый день обязательно делать упражнения 1-6, если можно по три раза в день по 10-15 минут за раз (см. ниже).

Упражнения 7-10 нет надобности повторять каждый раз вместе.

9.При всех упражнениях первой серии при выдыхании соблюдать, чтобы напряжение и сила дыхания убывали по мере выхода воздуха.

 

14. Гимнастика дыхания

Гимнастику можно разделить на три серии:

1. Упражнения для достижения физиологически правильного дыхания и углубления его.

2. Упражнения для развития мускулов, охраняющих медленное стягивание легких и для достижения господства над этим мускулами.

3. Упражнения для достижения быстрого дыхания.

 

Первая серия

Упражнение 1
Для упражнений во вдыхании

Упражнение с глубоким вдыханием с объединенной работой всего дыхательного аппарата.

После выдыхания и паузы дать воздуху свободно втекать через нос, причем все тело от самых верхних ребер до низа живота расширяется и все легкие будут заполнены свежим воздухом.

Затем задержать воздух на несколько секунд и выпустить его через широко раскрытый рот. Рот должен быть в таком положении, какое он имеет при произнесении буквы “А” (рис. 11).

Это упражнение можно производить несколько раз в первых трех положениях.

Если во втором положении или в третьем ученик почувствует головокружение, то надо на первое время удовольствоваться положением первым.

Примечание:

1. Надо следить за тем, чтобы расширение грудной клетки и живота происходило одновременно. Этого лучше всего достигнуть, если мы представим себе, что нюхаем цветок.

2. При выдыхании все тело снова принимает свой прежний объем. Нужно следить за тем, чтобы воздух не был, так сказать, совсем выдавлен из легких.

3. При всех упражнениях первой серии нужно при выдыхании соблюдать одно и то же правило: напряжение и сила выдыхания убывают по мере выхода воздуха.

 

Упражнение 2
Очистка легких

Начало то же, что и в 1-ом упражнении. После того, как дыхание было задержано на несколько секунд, выпустить часть воздуха через очень маленькое отверстие губ (как бы говоря “пф”). Оставшийся воздух задержать опять на несколько секунд и опять тем же путем выпустить часть его и т.д. до тех пор, пока выдыхание не кончится. Во время прерывания выдыхания (т.е. во время задерживания воздуха) губы должны быть плотно закрыты.

Это упражнение можно проделывать во всех трех первых положениях, если не будет головокружения.

Примечание:

1.Более полезное упражнение, чем это 2-ое, трудно придумать. Оно не только вентилирует легкие, но как бы прямо вычищает их. После него тотчас чувствуется освежение. Если вследствие физического или умственного напряжения или вследствие душевного волнения человек возбужден, устал, задохнулся или ему слишком жарко, то достаточно проделать это упражнение, чтобы как легкие, так и нервы вполне освежились.

2.Это упражнение выдыхания, но здесь оно лишь в виду его целебности, и ученик после каждого упражнения должен проделывать его для успокоения легких.

 

Упражнение 3
Для развития упругости мускулов дыхания

После того, как было произведено выдыхание и была соблюдена пауза (т.е. когда явился новый импульс к дыханию), впустить воздух через совсем маленькое отверстие между губами, так, чтобы он шел медленно тонкой струйкой (губы должны быть в таком положении, как при питье через соломку, так, чтобы воздух как бы всасывался). Затем задержать в продолжении нескольких секунд и выпустить его через широко открытый рот. Затем сделать 2-ое упражнение.

Это упражнение можно проделывать в первых трех положениях с той же оговоркой по отношению к головокружению.

Примечание:

1. Это упражнение проделывал каждодневно ученик Порпора и Бернаки знаменитый певец Фаринелли. Полностью его упражнение дано как упражнение 10.

2. Т.к. здесь отверстие между губами очень мало, воздух входит очень медленно и тоненькой струйкой, кроме того, он несколько согревается от трения о губы и зубы, так что при этом виде вдыхания нет вовсе опасности охлаждения слизистых оболочек горла.

3. Проделывая это упражнение, интересно по часам каждый раз измерять продолжительность вдыхания и таким образом наглядно убеждаться в возрастании упругости мускулов.

4. Это упражнение можно проделывать, сжимая губы совершенно плотно и вдыхая через углы губ.

5. Также можно и проделывать это упражнение, вдыхая через нос, сжав слегка двумя пальцами ноздри носа.

 

Упражнение 4
Задержка дыхания

Надо вдохнуть, как при упражнении 1-ом, через нос. Затем задержать воздух так долго, пока это возможно без особого сильного напряжения. Рот при задержании воздуха надо держать закрытым. После того надо выдыхать через широко открытый рот. При задержании воздуха можно для разнообразия держать рот широко открытым, как при выдыхании.

Это упражнение можно проделывать в первых трех положениях, если не будет головокружения.

 

Примечание:

1. При этом упражнении также интересно замечать по часам, как с течением времени возрастает число секунд задерживания воздуха, т. е. как растет сила мускулов.

2. О громадном значении задержания дыхания как очистителя легких и крови, было уже сказано. Кроме того, оно увеличивает силу легких и дыхательных мускулов, а также влияет на расширение грудной клетки.

3. Но вся польза этого упражнения исчезнет, и оно станет вредным, если из него будут устраивать своего рода спорт и станут задерживать дыхание дольше 10 - 15 секунд. Кроме того, надо стараться, чтобы воздух не надавливал на голосовые связки, а чтобы вся грудная клетка оставалась расширенной, как при вдыхании, т.е. чтобы не одни голосовые связки, а все дыхательные мускулы задерживали воздух.

 

Упражнение 5
Открытие легочных пузырьков при помощи похлопывания по верхней части грудной клетки

Надо стоять совершенно прямо и вдыхать так, как в упражнении 3-ем через малое отверстие между губами; в то время, как легкие постепенно наполняются, хлопать по верхней части грудной клетки. Сначала легко, а затем, по мере наполнения легких, все сильнее и сильнее. Когда дыхание закончено, то задержать воздух, пока это возможно и хлопать еще сильнее. Когда ученик не может больше без сильного напряжения задерживать воздух, то надо его выдохнуть через широко открытый рот и затем проделать упражнение 2-ое.

Это упражнение можно делать лишь стоя.

Примечание:

1. Первое время с этим упражнением нужно быть осторожным. При малейшем головокружении надо его остановить. Кроме того, если начинающим оно будет трудно, то не надо проделывать его часто. По мере развития дыхательного аппарата это упражнение будет удаваться лучше и лучше.

2. Не надо преувеличивать силы ударов по груди, что вместо пользы может принести лишь вред.

3. Женщины должны себя хлопать только по верхней части груди.

4. Перед вдыханием надо положить правую руку на верхнюю часть грудной кости, с началом вдыхания надо начать и хлопать от середины до левого плеча и обратно, затем сместить руки и хлопать от середины правого плеча и обратно и т.д. все время попеременно, то правой, то левой рукой.

5. Как только начинается выдыхание, надо моментально прекратить хлопать.

 

Упражнение 6
Раскрытие пузырьков легких при помощи похлопывания по спине

Нужно стоять прямо, опустив руки по бокам, взяв глубокое дыхание через нос (как только явится импульс) и, не выдыхая воздуха, наклонить верхнюю часть тела вперед (как для старинного поклона). В это время кто-либо должен ладонями опущенной кисти хлопать ритмично по всей спине. Когда ученик не в силах больше без напряжения задерживать воздух, он должен выпрямиться, прекратить хлопанье и выдохнуть через широко открытый рот беззвучно. После этого надо тотчас проделать упражнение 2-ое.

Примечание:

1. Это упражнение нужно проделывать лишь стоя.

2. Эти два последних упражнения имеют большую силу, они освежают не только легкие, но и все тело. Вследствие продолжительного дыхания многие легочные пузырьки закрыты и иногда уже так крепко, что даже глубокое правильное дыхание не призывает их к жизни и работе. В таких случаях (как при катарах легких) помогут упражнения 5 и 6, которые заставят открыться все легочные пузырьки, почему легкие будут вполне заполнены свежим воздухом. Этим-то и объясняется необыкновенное чувство свежести, получаемое от этих упражнений.

 

Упражнение 7
Для увеличения эластичности грудной клетки

Нужно стоять и прямо держать руки по бокам грудной клетки (рис. 12, а, б) как можно выше, причем, как видно из рис. 12, положение рук мужчин и женщин отличаются друг от друга. Вдыхание происходит через нос, как в упражнении 1-ом, затем задержать дыхание на несколько секунд, надавливая слегка руками на грудь с боков и выпустить часть воздуха. Опять держать руки свободно и в это время задержать воздух, затем опять надавить и при этом снова выпустить часть воздуха (как при 2-ом упражнении). Когда весь воздух выдохнут, тогда опустить руки и сделать 2-ое упражнение.

Примечание:

1. Так как это упражнение довольно сильно, то надо вначале употреблять его осторожно.

2. При растяжении грудной клетки верхние ребра будут подняты и немного выдадутся вперед при помощи межреберных мускулов. Эти движения возможны благодаря эластичности хрящей и суставов, при помощи которых ребра прикреплены к спинному хребту и грудной кости.

3. Благодаря этому упражнению увеличивается эластичность хрящей и подвижность суставов, что, в свою очередь, увеличивает способность расширения грудной клетки и легких.

 

Упражнение 8
Для растяжения груди

В прямом положении медленно поднять руки вверх с вытянутыми пальцами и в то же время сделать правой ногой один шаг вперед и вдохнуть (рис. 13) через нос. Задержать в таком положении на один момент воздух и выдохнуть через рот (как бы говоря “пф”), в то же время убрать назад правую ногу и руки, сжатые в кулаки, прижать к груди (но не ударять)(рис. 13,б). Воздух не должен быть выдыхаем слишком энергично и скоро.

Теперь повторить это же упражнение правой ногой, но все движения, выдыхание и вдыхание, должны быть энергичны и быстры. Затем проделать оба вида упражнений (т.е. медленный и быстрый), делая шаг левой ногой. Повторив это упражнение несколько раз правой и левой ногой поочередно, сделать упражнение 2.

Примечание:

1. Не надо злоупотреблять этим упражнением, т.к. оно очень трудно, особенно для начинающих.

2. При энергичном притягивании рук к груди надо остерегаться ударить в грудь кулаками, что особенно опасно для женщин.

 

Гимнастика дыхания

Вторая серия
Для упражнения в выдыхании

Эти упражнения имеют целью научить трудному искусству медленного сжатия легких, что важно не только для здоровья, но особенно необходимо для пения и речи. Однако, не усвоив хорошо упражнений первой серии, нельзя приниматься за вторую, т.к. при помощи данных восьми упражнений первой серии получается некоторое знакомство с работой своих дыхательных мускулов, необходимое для упражнений второй серии. При выдыхании надо следить, чтобы были соблюдены все правила.

Упражнение 9
Для медленного стягивания легких

В третьем положении (рис. 8) вдыхать так же, как в упражнении 1-ом; задержать воздух на несколько секунд, причем, принять положение 4-ое (рис. 9) и начать выдыхать, выпуская воздух очень медленно через рот, прижимая верхнюю челюсть к нижней губе так, что получается звук, похожий на “ф”. Надо следить за тем, чтобы верхняя часть грудной клетки при выдыхании оставалась как можно дольше в спокойном состоянии. По окончании выдыхания надо делать упражнение 2-ое.

Примечание:

1. Начинающий не должен смущаться тем, что ему не сразу удается удержать долго грудную клетку в спокойном состоянии. Поэтому вначале надо выдыхать очень мало и как только грудь начнет спадать, надо прекратить упражнение, выдохнуть остаток воздуха через нос, проделать упражнение 2-ое и опять повторить упражнение 9-ое.

2. Чтобы чувствовать отчетливо, что шейные мускулы не напряжены, надо поворачивать во время упражнения голову направо и налево.

 

Упражнение 10
Для приобретения власти над дыхательным аппаратом при дыхании

Стоя в третьем положении, надо вдыхать через малое отверстие между губами (немного больше, чем при упражнении 3-ем), затем задержать воздух, принять положение 4-ое и выдохнуть, как в упражнении 9-ом. При этом надо обращать внимание на расширение дыхательного аппарата при вдыхании и на работу мускулов при выдыхании.

Примечание:

1. Т.к. это упражнение очень трудно, то вначале не надо его делать больше, чем два раза один за другим, причем, каждый раз после него надо делать упражнение 2-ое.

2. Вначале не надо стараться много вдыхать и медленно выдыхать. Вообще, упражнение надо начинать лишь тогда, когда будут хорошо усвоены упражнения 3-ье и 9-ое.

3. Это и было упражнение Фаринелли, давшее ему поразительную власть над дыхательным аппаратом (выдающийся итальянский певец 18-го века).

4. Очень часто в школу являлись люди, уже работавшие по книге Кофлера, особенно много было певцов. Каждый раз они поражали неправильностью вдыхания и сильной напряженностью. На проверке оказалось, что они делали лишь упражнения выдыхания, выпуская первую серию, а другие и вовсе довольствовались упражнениями 9-ым и 10-ым. Поэтому я еще раз предупреждаю, что сначала должна быть хорошо изучена теоретическая часть, которая дает ученику ясное представление о деятельности дыхательного аппарата, тогда можно перейти к первой серии, которая дает ученику близкое практическое знакомство с аппаратом дыхания, разовьет гибкость и эластичность мускулов и суставов, что облегчит уже работу с упражнениями второй серии. Если ученик работает не один, а с опытным руководителем, то последний может менять порядок и выпускать те или иные упражнения, зная, что принесет ученику вред или пользу, но не сам ученик.

 

Упражнение 11
Для развития упругости голосовых связок

Вдохнуть, как в упражнении 1-ом, держать воздух несколько секунд, привести губы в положение, которое они имеют при улыбке, выдохнуть очень медленно и так, чтобы слышно было “е” (но шепотом). После этого делают упражнение 2-ое. Это упражнение можно делать лишь в 4-ом положении.

Выдыхать надо как можно медленнее. Нужно следить, чтобы при выдыхании верхняя часть груди не опускалась, но при этом, чтобы не было сильного напряжения мускулов груди и шеи.

 

Упражнение 12
Для развития упругости голосовых связок

Вдохнуть, как в 1-ом упражнении, задержать на несколько секунд воздух, затем привести губы в то же положение, что и в упражнении 11-ом, но выпускать воздух также медленно, но беззвучно. Этого легко достигнуть, если во время выдыхания представить себе, что мы, хотя и беззвучно, но тянем “в”. После выдыхания делают 2-ое упражнение. Это упражнение надо производить в 4-ом положении (рис. 9).

Примечание:

При этом упражнении очень трудно соблюдать все правила работы, поэтому не надо злоупотреблять им, а, делая его, следить, чтобы не напрягались внешние мускулы шеи, чтобы нигде не было спазматического напряжения.

 

 

Упражнение 13
Для укрепления мускулов, руководящих стягиванием легких во время речи и пения

В третьем положении (рис.8) вдыхать, как в упражнении 1-ом, задерживать на несколько секунд воздух и, приняв пятое положение (рис. 10), медленно выдыхать через малое отверстие между губами, как бы произнося “ссс”. После окончания выдыхания сделать упражнение 2-ое.

Необходимая работа мускулов, которая руководит стягиванием легких, описана в п.24.

Надо следить, чтобы во время этого упражнения мускулы шеи оставались вполне спокойны.

Примечание:

Это упражнение отличается от 9-го только тем, что здесь должна оставаться во время выдыхания в покое не верхняя, а нижняя часть грудной клетки. Расширение же верхней части может медленно уменьшаться.

 

Упражнение 14
Для некоторых согласных, для прерывистого выдоха и для стаккато при пении

Это упражнение важно, как для речи, так и для пения. В сущности, это упражнение 2-ое, но только теперь нужно внимательно наблюдать за деятельностью мускулов при прерывании выдыхания, которая наступает тотчас после того, как только мы сожмем губы. Воздействие этих мускулов не дает легким быстро стягиваться.

Это упражнение надо делать в 5-ом положении (рис. 10).

 

Упражнение 15
Для медленного сжатия легких и для отрывистого выдыхания

В третьем положении (рис. 8) вдыхать, как в 1-ом упражнении, задержать на несколько секунд воздух, принять 5-ое положение (рис. 10) и выпустить часть воздуха через очень малое отверстие между губами, как бы произнося “ссс” (как в упражнении 13-ом), так выдыхать около трех секунд, затем сжать губы и выдохнуть, как в упражнении 2-ом или в 14-ом отдельными отрывками - выдохами (как бы произнося “пф”- “пф”-“пф”) и т.д., все время переменяя: секунды 2-3 медленное выдыхание на “ссс” и два коротких выдыхания на “пф”-“пф” до тех пор, пока весь воздух будет выдохнут.

 

 

Упражнение 16
Для усиления тона

В третьем положении вдохнуть, как в 1-ом упражнении, задержать дыхание и в то же время принимают положение 4-ое и, придавая губам положение, как при улыбке, выпустить воздух с резким звуком “е” (но опять-таки шепотом), как в упражнении 11-ом. Здесь нужно стараться, чтобы деятельность мускулов, описанная в п.21, по мере выдыхания становилась сильнее и сильнее.

После окончания выдыхания сделать упражнение 2-ое. Надо остерегаться напрягать мускулы шеи, затылка и языка.

 

Упражнение 17
Для ослабления тона

В третьем положении вдохнуть, как в упражнении первом, задержать на несколько секунд воздух и принять 4-ое положение. Придать губам то же положение, что и в упражнении 16-ом и медленно выдохнуть с тем же резким звуком “е” шепотом. При начале выдыхания верхняя часть грудной клетки остается в растянутом положении, как при вдыхании (как в упражнении 11 и 16). Спустя 3-4 секунды принять пятое положение и напряжение мускулов перейдет из верхней части грудной клетки в нижнюю (в область диафрагмы), и это напряжение постепенно увеличится. По окончании выдыхания сделать второе упражнение.

 

Упражнение 18
Для усиления и ослабления тона одним дыханием

Начать с 16-го упражнения. Когда воздух до половины выдохнут, перейти без перерыва к выдыханию, как в 17-ом упражнении, принимая 5-ое положение (рис. 10). И так остаться до конца выдыхания. При этом надо строго соблюдать указанное в упражнениях 16-17. После окончания выдыхания сделать 2-ое упражнение.

 

 

Гимнастика дыхания

Третья серия
Для упражнения в быстром дыхании (см. п.13)

Упражнение 19
Для быстрого вдыхания через нос

С плотно закрытым ртом быстро вдохнуть через нос и выдохнуть носом или ртом. Так проделать несколько раз в трех первых положениях.

Примечание:

1. Дыхание производится при совместной работе всего дыхательного аппарата, как в упражнении 1-ом, только растяжение, особенно в первое время, будет не так велико, как в первом упражнении. С течением времени, однако, растяжение будет увеличиваться.

2. Надо по возможности расширять ноздри, чтобы избежать неприятного сопения при вдыхании.

 

Упражнение 20
Для быстрого вдыхания через нос при открытом рте

Вдохнуть насколько возможно быстро через нос, причем рот должен остаться открытым и через него не должен проходить воздух. Вдыхать можно и через нос, и через рот. Это упражнение нужно производить много раз в 1-ом и во 2-ом положениях. Вдыхать нужно, конечно, с объединенной работой всего дыхательного аппарата.

Примечание:

1. Если ученику трудно вдыхать через нос при открытом рте, то можно приучаться так: поставить верхние передние зубы на нижние и язык упереть в небо, губы раскрыть и вдыхать через нос; затем разжать зубы, не отнимая языка от неба, и так упражняться. Тогда уже можно опустить язык.

 

Упражнение 21
В быстром дыхании

Стоя прямо со сложенными на груди руками и полуоткрытым ртом, быстро вдохнуть через нос, причем в то же время скоро перекинуть руки за спину так, что одна кисть захватывает другую, т.е. принимая 3-ье положение (рис. 8), и остаться в нем, задерживая воздух, затем выдохнуть через малое отверстие между губами, как бы произнося “пф-пф”, и в это время перенести руки вперед и сложить их на груди (как в положении 5-ом). Так проделать три раза один за другим и затем сделать 2-ое упражнение.

 

Упражнение 22
Для быстрого вдоха

Стоя прямо с опущенными по бокам руками и с полуоткрытым ртом, быстро вдохнуть через нос и в то же время легко и свободно вскинуть руки над головой так, чтобы они сцепились кистями. Так остаться, задерживая воздух. Выдохнуть через нос за раз и в то же время дают рукам свободно падать вниз. Это упражнение повторяется три раза и затем делают 2-ое упражнение.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Правила гимнастики дыхания для желающих работать по книге самостоятельно

Для людей со слабым сердцем и легкими

Люди, имеющие слабое сердце или слабые легкие должны соблюдать некоторую осторожность для того, чтобы гимнастика дыхания не причинила им вреда вместо ожидаемой пользы.

Прежде всего, я советую им начать работу, лишь лежа совершенно горизонтально на спине с очень маленькой подушечкой под головой (положение 1-ое).

 

Упражнение 1

Лежа спокойно, выжидать желание вздохнуть и, когда произойдет непроизвольное вдыхание, задержать воздух на одно мгновение и выдыхать со звуком “ссс”. Затем произвести один или два простых вздоха (как в обыденной жизни) и снова выдыхать со звуком “ссс”. Это повторить лишь три раза и после того остаться в лежачем положении минуты две, спокойно дыша. Такое упражнение повторять в продолжении трех дней по три раза в день. Причем, надо следить, чтобы при звуке “ссс” дыхательный аппарат и живот не напрягались спазматически. Через три дня можно к этому упражнению прибавить такое же, с выдыханием на звук “ммм” (но без нажима в горле). Получившиеся, таким образом, два упражнения надо проделывать таким же путем, т.е. три дня каждое по три раза и три раза в день утром, днем и вечером. Через три дня такой подготовки можно приступать к 1-му упражнению и делать его в первых трех положениях в продолжении еще шести дней. Но надо следить при этом, чтобы грудная клетка при 1-ом упражнении опускалась не слишком быстро. После этого работа людей со слабыми легкими и людей со слабым сердцем будет разная.

Люди со слабыми легкими могут приступить к упражнению 2-му и делать его после каждого из усвоенных 3-х упражнений в таком виде, в каком оно дано в течение 6-ти дней. Люди со слабым сердцем должны очень мало вдыхать и выдыхать со звуком “пф”, затем малая пауза, пока не явится желание вздохнуть, опять очень малый вдох и выдох со звуком “пф”, так повторить несколько раз и если упражнение делается правильно, то после нескольких таких вздохов явится большое, полное, свободное, непроизвольное дыхание. Через шесть дней люди со слабыми легкими и слабым сердцем могут приступить к 3-му упражнению и опять упражняться шесть дней. Если при этом явится сердцебиение, то значит воздух всасывали неправильно. Теперь, как те, так и другие могут приступить к 4-му упражнению, но надо наблюдать при этом, чтобы во всем дыхательном аппарате, в горле, животе, в мускулах шеи не происходило спазматического сжатия или чтобы в груди не явилось давление и не стараться слишком долго задерживать воздух.

Так закончить месяц.

Затем десять дней делать эти упражнения, но уже стоя; для людей со слабыми легкими в положении 2-ом, а для людей со слабым сердцем в положении в 3-ем.

Второй месяц работы совершенно не сходен у людей со слабыми легкими и слабым сердцем. Упражнения 5 и 6 очень полезны для людей со слабыми легкими, но люди со слабым сердцем должны делать его очень редко и осторожно. Упражнение 7-ое хорошо для людей со слабыми легкими и не рекомендуется для людей со слабым сердцем, работающих без руководителя.

Упражнение 8-ое очень полезно для слабогрудых и недопустимо для людей со слабым сердцем, работающих без руководителя.

Вообще, все упражнения с поднятием рук и энергичными движениями хороши для слабогрудых, но не рекомендуются для самостоятельной работы людей со слабым сердцем. Как тем, так и другим я советую упражняться в ходьбе, связывая ее с дыханием. Сначала медленно вместе с вдыханием поднимать ногу, затем, медленно выдыхая, опускать ногу и делать паузу. То же проделывать потом и с другой ногой. Постепенно можно ускорять темп, уменьшая глубину вдыхания и выдыхания, но не теряя паузы. Затем можно, поднимая одну ногу, вдыхать и , ставя ее вперед, кончать вдыхание, при втором шаге выдыхать, при третьем шаге делать паузу. Надо, однако, следить, чтобы не получилась одышка. Это я считаю достаточным для слабогрудых людей со слабым сердцем. Не напряжение усиленных движений или гимнастические упражнения, а первые четыре упражнения, усвоенные без всякого надрыва и болезненного ощущения, укрепят их дыхательный аппарат и, может быть, через два месяца работы их можно будет отнести к людям со средними легкими и сердцем.

 

Для людей со средними легкими и сердцем

Таким людям, как и людям первой категории, первые три дня делать первое упражнение с выдыханием на “ссс”. Следующие три дня - упражнение 1 с выдыханием на “ммм”, затем три дня - 1-ое упражнение в его полном виде.

Затем упражнения 2, 3, и 4, прибавляя каждые три дня новое упражнение. Через эти 18 дней можно те же упражнения проделывать стоя (сначала положение 1-ое, три дня, затем 1-ое, 2-ое и 3-ье положения). Через шесть дней такой работы можно приступить к упражнению 5-му и 6-му, однако, если появится одышка или сердцебиение, нужно тотчас прекращать его и делать 2-ое упражнение, но в том виде, в каком оно дано для людей со слабым сердцем. Спустя еще шесть дней можно делать 7-ое упражнение и еще через три дня упражнение 8-ое, но не злоупотреблять ими. Упражнения 9-ое и 10-ое советую употреблять осторожно. Остальные же упражнения без руководителя делать не советую. Можно делать такие упражнения в ходьбе и упражнения а, б, и т.д., помещенные далее.

 

Для людей с сильными легкими и сердцем

Этим людям надо начинать с 1-го упражнения с выдыханием на “ссс”, чтобы приучить грудную клетку не слишком быстро падать при выдыхании. Им можно скорее переходить от одного упражнения к другому, но не следует в первые две недели делать упражнения дольше десяти минут за раз.

 

Люди, имеющие неправильное высокое дыхание, должны проделывать сначала лишь 1-ое, 2-ое, 3-ье, 4-ое упражнения и только в лежачем положении, пока не потеряют привычку высокого дыхания.

 

Люди с боковым дыханием или дыханием животом, должны делать упражнения во 2-ом положении.

 

И только люди, не имеющие ни одной из неправильных привычек, могут начинать упражнения в 3-ем положении.

 

После того, как упражнения усвоятся организмом, нужно каждый день обязательно проделывать упражнения 1, 2, 3, 4, если можно, то по три раза в день по 10-15 минут за раз, кроме того, упражнения 5 и 6. Эти шесть упражнений самые важные и необходимые для развития и укрепления дыхательного аппарата.

Остальные упражнения (7, 8, 9, 10) нет надобности повторять каждый раз вместе. Кроме того, желательно употреблять следующие приемы:

а) для развития грудной клетки:

Когда явится желание вдохнуть, то вместе с вдыханием поднять руки и развести их по сторонам до уровня плеч, так, чтобы руки и грудь оказались в одной плоскости. В таком положении задержать воздух и медленно выдыхать, медленно опустить руки.

б) для развития мускул рук, груди и живота:

Когда явится желание вдохнуть, то вместе с вдыханием подниматься на пальцы ног, поднимая руки вверх над головой. Задержать в таком положении воздух и затем, выдыхая, опускать медленно руки и опуститься на всю ступень.

в) для людей со слабыми легкими и средним сердцем:

Поднимать руки не вверх, а по бокам, как в упражнении “а”.

г) для развития мускул ног и рук:

Лежа прямо на спине, дождаться желания вдохнуть и вместе с вдыханием поднять одну ногу. Задержать на момент ногу вверху, задерживая воздух, и затем медленно опускать ее, медленно выдыхая. То же проделать и с другой ногой. Затем через несколько дней упражнений можно поднимать обе ноги за раз. То же упражнение можно проделывать, поднимая вертикально одну руку, затем другую, и, наконец, обе вместе. Эти упражнения можно все проделывать во второй месяц работы. Только людям слабым не следует поднимать обе ноги за раз, ибо это вызовет сильное напряжение.

д) для развития мускулов ног:

Стоя прямо, выжидают желания вдохнуть, вдыхая, поднимаются на пальцы ног, затем задерживают воздух, упираются руками в бока и, медленно выдыхая, приседают, задерживаются на момент в сидячем положении и, вдыхая, поднимаются и становятся на всю ступню.

Слабым людям не следует делать этого упражнения.

е) для выпрямления спинного хребта:

Надо стоять у косяка двери, стараясь совместить спинной хребет с косяком. Так выжидать желания вдохнуть и затем медленно выдыхая, наклонять сначала голову, затем верхнюю часть корпуса, оставляя нижнюю часть его и ноги прижатыми к косяку, затем, вдыхая, медленно подняться, как бы постепенно укладывая спинной хребет по косяку. После того вдохнуть и сделать 2-ое упражнение.

Вообще, 2-ое упражнение должно быть производимо после каждого гимнастического упражнения.

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Дыхание при речи и пении

Гармоническая школа пения

Неправильное дыхание при пении и речи служит причиной многих тяжелых горловых, легочных и других болезней.

Доктора Витковский и Генле первые занялись подробно и основательно вопросом о дыхании. В их трудах указан путь к достижению правильной работы дыхательного аппарата. Для них не существует различных методов дыхания, и дыханием они называют “равномерное расширение всей грудной клетки при совместной работе мускулов, предназначенных для дыхания”.

Это позволило профессору Лео Кофлеру создать стройную систему дыхания, как в обыденной жизни, так и во время речи и пения. В своей стройной и простой системе профессор Кофлер учит, как при наименьшем напряжении получить наибольшее количество воздуха и при переработке его в звук иметь наиболее медленное выдыхание, а также достигнуть гармонической работы всего аппарата, т.е. голосовых связок, гортани, легких, диафрагмы и других мускулов дыхания, т.к. правильная подача голоса возможна лишь при условии, когда вся внешняя и внутренняя мускулатура аппарата обладает вполне правильным напряжением.

Голоса многих певцов теряются в лучшие годы, когда человек еще полон жизненных сил. В этом виновата их школа, т.к. если голосовой аппарат развит гармонично, то голос слабеет только с наступлением старости. Однако, приучать органы к гармоничной работе является далеко не легкой задачей, т.к. внутренняя мускулатура уже в продолжении столетий, от поколения в поколение, почти вполне бездействует и потому находится в вялом состоянии.

Все наши лучшие певцы не представляют никакого особого исключения в голосовом отношении, а являются лишь людьми, обладающими инстинктивным даром дыхания и правильного употребления аппарата. Что это умение пользоваться аппаратом у них инстинктивно, а не сознательно, подтверждается тем, что они преждевременно теряют голоса.

Как только “человечество достигнет понимания”,- говорит профессор Вагеман, один из представителей новой школы, - что “красивый голос не есть необыкновенный дар природы, а присущ каждому и является лишь результатом гармонического развития всего аппарата и может быть достигнут каждым, - в искусстве наступит новая эра”.

Помимо художественного значения, гармоничное развитие внутренней мускулатуры, играет очень важную роль для здоровья. Неправильное употребление голосового и дыхательного аппарата ведет к целому ряду горловых, нервных и легочных заболеваний. Работа же новой школы, наоборот, укрепляет горло, легкие и внутреннюю мускулатуру.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.038 с.)