Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Старые и новые методы постановки голоса. Правильное дыхание. Речь и пение.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сергий Громов СТАРЫЕ И НОВЫЕ МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА. ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ. РЕЧЬ И ПЕНИЕ. Сергиев Посад, 2000 г. От составителя ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Методы преподавания пения Учителями старой итальянской школы Голос человека Что необходимо знать певцу О во блаженной памяти почивших Методы преподавания современных профессоров пения Отзывы певцов с видной артистической карьерой о преподавателях пения нового поколения Гармоническое развитие внутренней мускулатуры и внешней Единый способ дыхания для всех Значение дыхания в жизни человека Гимнастика дыхания Школа “гимнастики дыхания” и пения Кофлера Книги Ольги Лобачевой ЧАСТЬ ВТОРАЯ О дыхании в обыденной жизни Дыхательный аппарат Различные виды дыхания Высокое дыхание Боковое (реберное) дыхание Дыхание диафрагмой и животом 6. Дыхание с объединенной работой всего дыхательного аппарата, или “Правильное дыхание” А. ВДЫХАНИЕ. Б. ВЫДЫХАНИЕ. Вдыхать надо всегда через нос Дыхание с объединенной работой всего дыхательного аппарата должно быть единственным родом дыхания человека Препятствия правильному дыханию Советы для каждого ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Гимнастика дыхания и обыкновенная гимнастика Гимнастика дыхания - источник нашей жизни Способ ведения гимнастики Пять различных положений Главные условия правильной работы для выполнения гимнастических упражнений Гимнастика дыхания Первая серия Упражнение 1 Для упражнений во вдыхании Упражнение 2 Очистка легких Упражнение 3 Для развития упругости мускулов дыхания Упражнение 4 Задержка дыхания Упражнение 5 Открытие легочных пузырьков при помощи похлопывания по верхней части грудной клетки Упражнение 6 Раскрытие пузырьков легких при помощи похлопывания по спине Упражнение 7 Для увеличения эластичности грудной клетки Упражнение 8 Для растяжения груди Гимнастика дыхания Вторая серия Для упражнения в выдыхании Упражнение 9 Для медленного стягивания легких Упражнение 10 Для приобретения власти над дыхательным аппаратом при дыхании Упражнение 11 Для развития упругости голосовых связок Упражнение 12 Для развития упругости голосовых связок Упражнение 13 Для укрепления мускулов, руководящих стягиванием легких во время речи и пения Упражнение 15 Для медленного сжатия легких и для отрывистого выдыхания Гимнастика дыхания Третья серия Для упражнения в быстром дыхании (см. п.13) Упражнение 19 Для быстрого вдыхания через нос Упражнение 20 Для быстрого вдыхания через нос при открытом рте Упражнение 21 В быстром дыхании Упражнение 22 Для быстрого вдоха ПРИЛОЖЕНИЕ Правила гимнастики дыхания для желающих работать по книге самостоятельно Для людей со слабым сердцем и легкими Для людей со средними легкими и сердцем Для людей с сильными легкими и сердцем ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Дыхание при речи и пении Гармоническая школа пения Вдох и задержание дыхания при пении Движение гортани, Три септимы Работа всего аппарата Резонаторы Артикуляция Произношение гласных “А” “И” “Э” “Е” “О” “У” Общие замечания Произношение согласных Группа звучащих “Л” и “ЛЬ” “Н” “Р” “В” Группа свистящих и шипящих “С”, “З” “Ш” “Ф” Группа придыхательных “Х” “П”, “Б” “Т”, “Д” “К”, “Г” “Ц” “Ч” Общие правила для пения и речи Деятельность легких и мускулов при речи Общие правила речи Общие советы. Дыхание языком (упражнение 1) (упражнение 2) Упражнения в речи Основные правила “У” “О” “А” “И” “Е” “Э” “Ы” “Ю” “Ё” “Я” “Л” “Н” “П” “Р” “С” “Т” “К” “П”, “Т”, “К” “Ш” “Ч” “Ф” “Х” “Щ” “Б” “В” “Г” “Д” “Ж” “З” “Ц” Заключение От составителя
Ни в одной области, кажется, нет такого хаоса мнений и разнообразных методов, как в школах пения. Методов пения очень много! Есть итальянский, французский, немецкий, русский - это все главные методы. В каждом из них есть еще разветвления. Каждый профессор пения имеет свой собственный метод преподавания, основанный на “секрете постановки голоса”. Сколько на свете профессоров пения, столько же и методов преподавания, столько же и секретов. Есть школы постановки на различных видах дыхания: школа высокого дыхания, грудного дыхания, бокового дыхания и диафрагмального дыхания. Дыхание составляет самую трудную, темную, не выясненную сторону вокального искусства. Все учителя пения и ученые, инстинктивно чувствуя, что здесь лежит секрет постановки голоса, ищут разъяснения секрета правильного дыхания и как правильно пользоваться им. Физиологи вообще долго или совсем оставляли в стороне вопрос о дыхании, или же касались его весьма поверхностно, говоря о нем лишь вскользь и не указывая самого способа. Благодаря невозможности контроля знаний преподающих пение, уроки пения дают все, кому не лень. Вокальная школа в своих блужданиях не стремится найти целесообразность явлений природы, а старается переделать эти явления на свой лад. В литературе вокального искусства большинство книг, трактующих, носит громкое название “Школа пения, руководство к изучению пения”, “Речь и пение”. Школы, руководства, теории и т.д. принадлежат перу профессоров пения. Большинство, посвятивших себя изучению пения, надеются найти в них то, что обещало название книг, но, к своему удивлению, читатель не находит в них обещанного. Все, сказанное в них, неясно, туманно, запутано, без доказательств. Ученики часто не имеют ясного представления об устройстве голосового аппарата и о том механическом процессе, при помощи которого получается звук, не умея правильно и легко владеть своим голосом, поют в хоре с этим существенным недостатком, в результате чего голоса становятся слабыми, надорванными, рано спадающие, а, зачастую, даже более серьезные расстройства органов голоса, дыхания и здоровья. Вот одна из причин того, что мы в настоящее время видим так мало хороших певцов с правильно поставленным голосом, умеющих владеть им вполне самостоятельно, правильно, естественно, непринужденно и легко. В незнании голосового механизма, неумении владеть им заключается главная причина безуспешности многочисленных попыток стать искусным певцом, получить доступ к самому чувству, к самой душе слушателя, т.к. все это обуславливается естественностью голоса, на которой уже покоится задушевность, а с нею и все прочие приятные качества голоса, малейшая искусственность, манерность в пении лишают певца свободы. Знаменитые учителя пения (Франц Лампери и Эммануил Гарчна), давшие массу прекрасных певцов, заставляли своих учеников исполнять всевозможные трудности не ранее, чем те изучат основательно аппарат голоса, как музыкант прежде всего изучает механизм своего инструмента, а затем уже позволяли учиться владеть этим аппаратом, т.е. издавать тот или другой звук. Другими словами, ученик, прежде чем начать петь, должен как бы составить, собрать инструмент и только тогда можно на нем играть. От умения хорошей сборки голосового инструмента зависит качество звука. Школа пения должна научить певца взять от своего голоса все лучшее, на что способен голос. Эта школа должна быть основана на логических данных, подтвержденных наукою школы, она должна облегчать труд певца во время пения, что не может быть достигнуто усвоением (различных секретов пения) противоестественных приемов, часто грозящих не только потерей голоса, но и общему состоянию здоровья. Разумная, сознательная школа развивает самостоятельность, самокритику и дает певцу быть не копией, а оригиналом. Раз нет разумной школы, значит нет хороших учителей, а раз нет хороших учителей, откуда взяться хорошим певцам. С появлением такой школы народившийся хаос мнений и разнообразие методов исчезнут сами собой.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Методы преподавания пения Голос человека
Голос человека, это, прежде всего, нормальное явление природы, подчиненное всем ее законам. Голосовой аппарат представляет из себя единственный инструмент, обладающий нижним и верхним резонаторами: верхний - подсвязочная, нижний - грудная полость. Человеческий голос, будучи живым инструментом, имея возможность менять форму полости рта и зева по произволу, может дать разную окраску своему звуку.
Что необходимо знать певцу Для того, чтобы быть хорошим певцом, необходимо быть не только хорошим техником, но и, прежде всего, здоровым человеком. Певца наиболее занимает звук и его улучшение, т.е. увеличение его силы, красоты, эластичности легких и как при наименьшем напряжении получить наибольшее количество воздуха и при переработке его в звук иметь наиболее медленное выдыхание. Гимнастика дыхания Вырабатывая условия для развития здоровой нервной системы, гимнастика дыхания благотворно влияет на душу и умственные способности человека, а в частных случаях излечивает угнетенное состояние духа, ипохондрию и меланхолию. Помимо того, ценные психические свойства, благотворно влияющие на духовную сущность человека, представляются почти непосредственным результатом занятий гимнастикой дыхания: энергия воли, выносливость, обостренное внимание и улучшение памяти. Человек приобретает бодрость, здоровую решительность и радость жизни. Небрежное отношение к дыханию человека тем более непонятно, что влияние его на деятельность всего организма было известно еще в глубокой древности. Доктор Нейман в своей книге “Искусство дыхания человека” говорит: “Искусство дыхания также старо, как и род человеческий”. Действительно, следы изучения приемов дыхания с медицинской и гигиенической целью видны повсюду, куда проникало историческое исследование. Так, за 2000 лет до Р.Х., китайцы употребляли особого рода вдыхания, связанные с соответственными положениями тела, с целью борьбы против многих болезней. Точно также в Ост-Индии за 1300 лет до Р.Х. встречаем мы советы задерживать дыхание с целью очищения организма и главным образом - легких. Кроме того, дыхательные упражнения имели там религиозный характер. Греческие и римские врачи, как-то: Гален, Цельз и др., рекомендовали задерживать дыхание, как лучшее средство борьбы против болезней. Они были уверены, что задерживание дыхания согревает тело, увеличивает грудную клетку, усиливает органы дыхания, очищает грудь, расширяет поры, утончает кожу и дает возможность избавится от лишних испарений. Платон в одном из своих произведений упоминает о совете врача Еризимаха, данном поэту Аристофанцу, задерживать дыхание с целью борьбы с приступами кашля. Также в середине века находим мы указания на употребления “гимнастики дыхания”, причем врачи того времени пользовались опытами Греции и Рима. Знаменитый философ XVII столетия Эммануил Кант в одном из своих трудов посвящает целую главу вопросу излечения многих болезней путем задерживания дыхания. Но во всем этом, за исключением востока и особенно Индии, не было никакой строгой системы, никакой последовательности. И только в конце прошлого столетия на Западе “гимнастика дыхания” выливается в определенную форму. Впервые вопрос о дыхании разобран односторонне и основательно в трудах Генле, Неймана и Витковского. Между теорией “правильного дыхания” и “наукой дыхания” йогов - большое сходство.
Книги Ольги Лобачевой Ольга Лобачева по окончании полного четырехгодичного курса обучения в школе Андерсен и Шлафхорст приехала в Россию, издала две книги: в 1915 году книгу “Дышите правильно” или Учение индусов йогов о дыхании, измененное Западом. Американская метода Кофлера. Книга для здоровых и больных; в 1923 году книгу “Правильное дыхание. Речь и пение”. Новейшая метода Запада. В этих книгах даны все указания для людей, желающих работать по этим книгам без всякой помощи и руководителя.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ Дыхательный аппарат Процесс дыхания состоит из трех актов. ВДЫХАНИЕ, которое доставляет нашей крови кислород. ВЫДЫХАНИЕ, во время которого выделяются ненужные продукты из легких. ПАУЗА ОТДЫХА - ожидание нового импульса дыхания. Главные условия хорошего дыхания - это подвижность грудной клетки, эластичность легких и диафрагмы. Грудная клетка образуется двенадцатью парами ребер, прикрепленными посредством подвижных суставов сзади к спинному хребту, а спереди (за исключением пяти нижних) хрящами к грудной кости. Восьмая, девятая и десятая пары прикреплены спереди хрящами к предшествующим ребрам и называются ложными ребрами, передние же концы одиннадцатой и двенадцатой пары ребер свободны, они называются колеблющимися ребрами. Между ребрами находятся внешние и внутренние межреберные мускулы, участвующие в работе расширения грудной клетки. Они устроены таким образом, что в то время, как внутренние мускулы расслабляются, внешние напрягаются и наоборот. Всю грудную полость, за исключением моста, занимаемого сердцем, заполняют легкие - два губкообразных органа, состоящие из 17-18 сотен миллионов легочных пузырьков, имеющих 1/7 - 1/2 миллиметра в диаметре (рис. 1). Внутри легких кроме многочисленных разветвлений бронхов проходит целая сеть легочных артерий, легочных вен и капилляров, служащих для обмена газов и для питания самих легких. Легочные пузырьки представляют собой место газового обмена крови; атмосферный воздух, входя при дыхании через гортань, дыхательное горло, бронхи и мельчайшие разветвления, наполняет легочные пузырьки (рис. 1, б). Кровь протекает по волосным сосудам, окружающим стенки пузырьков. Благодаря тонкости этих стенок, она легко воспринимает кислород из воздуха, наполняющего пузырьки легких, и выделяет из себя угольную кислоту и другие газообразующие продукты распада. Испорченный воздух выходит из легких во время выдыхания при сжатии легочных пузырьков через ту же систему воздушных дыхательных трубочек, что и при вдыхании. Легкие одеты снаружи тонкой оболочкой - плеврой, которая переходит на легкие со стенок грудной клетки и с диафрагмы, одетых такой же оболочкой. Диафрагма представляет собой мускулистую перегородку между полостью живота и грудной полостью и служит основанием грудной полости (рис. 2). При опускании диафрагмы и расширении грудной клетки легкие следуют их движению, они увеличиваются в объеме, в них образуется разреженное пространство и атмосферный воздух входит внутрь легких, что мы и видим при вдыхании. Так как легкие при вдыхании только следуют за движением диафрагмы и грудной клетки, то значит их роль при вдыхании - пассивная, активная же роль принадлежит дыхательным мускулам и, главным образом, диафрагме. Верхнюю часть дыхательного аппарата составляют трахея и гортань. Трахея имеет вид трубки (рис. 1,а), спускающейся вниз в грудную клетку до третьего грудного позвонка, на уровне которого она делится на две ветви: правую и левую, называемые бронхами, каждая из которых направляется к соответствующему легкому. Стенки дыхательного горла (трахеи) состоят из 15-17 незамкнутых сзади колец, расположенных горизонтально одно под другим. Кольца заложены в волокнистую эластичную перепонку. Эти хрящевые кольца и позволяют трахее спадаться. Верхняя часть трахеи составляет гортань (рис. 1,а). Стенка гортани состоит из нескольких хрящей, соединенных между собой связками и снабженных, кроме того, мышцами. Представляя начальную часть дыхательных путей, гортань имеет очень важное значение как орган звука. Главную часть гортани составляют голосовые связки (рис. 3), замыкание или размыкание которых закрывает или открывает вход в дыхательное горло (рис. 3 а, б). Над входом в гортань находится надгортанник, который закрывает вход в гортань при глотании (и тем защищает дыхательные пути от посторонних веществ) и открывает во время дыхания, предоставляя воздуху свободный вход и выход.
Различные виды дыхания Нашей задачей является получить наибольшее количество кислорода с наименьшей затратой работы и сил. В связи с этой целью рассмотрим виды дыхания и покажем, который из них заслуживает имени “правильного дыхания”. Существует четыре виды дыхания: высокое (ключинное), боковое (реберное), дыхание животом, глубокое дыхание или дыхание с объединенной работой дыхательного аппарата.
Высокое дыхание Высокое дыхание - это дыхание, при котором расширяется, главным образом, верхняя часть грудной клетки. При высоком дыхании с помощью внешних мускулов поднимаются вверх плечи, ключицы, лопатки и ребра. Диафрагма, следуя за движением легких, подтягивается кверху. Таким образом, вся грудная клетка вытягивается вверх, но при этом будет все-таки очень незначительно расширена. Этот вид дыхания самый нерациональный и вредный. Грудная клетка вверху уже, чем в середине и основании. Расширение ее, следовательно, будет минимальное, т.к. диафрагма вытягивается вверх, и, таким образом, объем нижней части грудной клетки не увеличивается, а уменьшается, поэтому только верхние части легких будут заполнены воздухом, а т.к. легкие имеют ту же форму, что и грудная клетка, т.е. кверху они уже, потому и в верхней части поместится меньше воздуха, чем в средней и нижней частях. Кроме того, вытягивание вверх плеч, ключиц и лопаток вызывает довольно большое напряжение. Поднимая ключицу, мы поднимаем и лопатки. Потому самым главным возражением против этого рода дыхания является то, что при нем участвуют в работе нервы и мускулы, не имеющие ничего общего с нормальной работой дыхательного аппарата. 1. Малое количество воздуха, доставляемое каждым вдохом, вызывает учащенное дыхание, что приводит к чрезмерному напряжению. 2. Втягивание диафрагмы, гортань получает слишком высокое положение (т.к. положение гортани зависит от работы диафрагмы), что служит причиной ненормальной резкости голоса. 3. Так как напряжение голосовых связок связано также с деятельностью диафрагмы, то неправильная работа последней вызывает также неправильное напряжение голосовых связок и уничтожает власть над голосом. Певец, привыкший к такому роду дыхания, должен слишком сильно напрягать мускулы гортани и шеи, отчего голос легко порывается. Следствием такого рода дыхания является хроническая сипота, воспаление гортани и ранняя потеря голоса. 4. При таком роде дыхания невозможно быстро вдыхать через нос, и потому люди, привыкшие к нему, должны при разговоре, чтении и пении втягивать воздух через рот, что помимо вредно охлаждением слизистых оболочек горла, еще и не эстетично, т.к. втягивание воздуха через рот сопровождается сиплым, свистящим звуком, неприятно действующим на слушателей. 5. Этот род дыхания не годится при пении еще и потому, что как только первый звук (после вдыхания) будет взят, насильственно поднятая грудная кость сразу опустится и звуки будут слабыми и плоскими.
Боковое (реберное) дыхание
Дыхание, при котором диафрагма растягивается и поднимается, а нижняя часть живота сильно втягивается. Диафрагма вместо того, чтобы сжиматься и опускаться, производит обратные движения. Диафрагма, поднимаясь вверх, исключает из работы нижнюю часть легких, дыхательная поверхность которых наибольшая. Втягивание живота вредно отзывается на органах пищеварения.
Советы для каждого Для того, чтобы получить быстрые и верные результаты, надо проделать указанные упражнения и следить за каждым движением, каждым словом и шагом, связывать все это с дыханием и наблюдать за дыхательным аппаратом. Этим путем приучим мы нервы, соединяющие наш мозг с мускулами, к правильной работе и получим полное господство над своим дыхательным аппаратом; только таким образом мы достигнем того, что “правильное дыхание” будет автоматическим не только во время упражнений, но и в обыденной жизни.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Способ ведения гимнастики 1. Вначале нельзя упражняться дольше 10-ти минут за раз, повторять упражнение не более 3-х раз в день. 2. Во вторую неделю можно упражняться 3 раза по 11 минут, в третью - 3 раза в день по 12 минут, в четвертую - 3 раза по 15 минут, наконец, по 18-20 минут. В 8-ю неделю можно упражняться уже 4 раза в день по 15 минут и в продолжении месяца не удлинять времени и числа упражнений. Если будет замечено утомление, то надо тотчас прекращать работу. 3. У некоторых лиц, особенно у женщин, в первые дни упражнений случаются приливы крови к голове и головокружение. В этом явлении нет ничего опасного, но как только оно будет замечено, упражнения должны быть прекращены и затем, после отдыха, возобновлены. Обычно эти явления редки и бывают в первые дни работы, пока сердце и мозг еще не привыкли к сильной циркуляции крови. 4. Делать гимнастику или на свежем воздухе или в хорошо проветренной комнате. 5. Как в обыденной жизни, так особенно при упражнениях не носить узких платьев и плотных не пропускающих воздуха тканей. Ничего не должно стеснять движение шеи, груди, диафрагмы и низа живота, все, что может препятствовать свободному расширению тела и быстрой циркуляции крови. 6. Заниматься гимнастикой дыхания только за час или полчаса до еды. 7. Не надо производить гимнастику совместно с другими делами. 8. Чтобы видеть самому, каковы успехи от занятий гимнастикой, надо вначале измерить объем груди сантиметром или спирометром - количество поглощаемого воздуха. В короткое время заметна будет большая разница. 9. Не напрягать мускулов шеи, затылка и лица. Особенно надо следить за этим при второй серии “выдыхательных” упражнений. 10. Не надо во время упражнений и при вдыхании поднимать плечи (и с ними ключицы), они во все время работы должны оставаться в покое. 11. Перед каждым упражнением легкие должны быть сначала очищены от дурного воздуха. Выдыхание должно быть свободным и медленным через небольшое отверстие губ, после этого наступит момент паузы. Сохранять его важно, если мы хотим, чтобы работа дыхания не вредила нашим нервам и желаем достигнуть действительного, “непроизвольного правильного” дыхания и получить нормальный трех частный ритм дыхания (как у сердца), т.к. иначе, при всей пользе для обмена крови и циркуляции ее, дыхательные упражнения будут разрушающе действовать на нервы. 12. Не надо никогда произвольно втягивать воздух, надо ожидать начала вдыхания. Нерв, заставляющий диафрагму начать работать, действует независимо от воли человека и подчиняется законам, диктуемым ему кровью, которая одна знает, когда ей нужен новый запас кислорода. Когда тянет человек воздух сам, тогда работает он лишь при помощи внешних мускулов, тогда и цель гимнастики - “укрепление дыхательных мускулов и голосовых связок”, не достигается. Соблюдение двух последних правил: “Соблюдение паузы” и “Непроизвольного дыхания” - играет первостепенную роль в оздоровлении организма. 13. Не начинать гимнастики дыхания раньше, чем предыдущее изложенное будет вполне усвоено.
Пять различных положений Первое положение Ученик, работающий самостоятельно без помощи учителя, должен строго соблюдать указания, какие упражнения и в каком положении они должны быть произведены. Надо лечь совершенно прямо на спине, на ровной кушетке или на ковре, постланном на полу (а летом лучше всего на земле), с вытянутыми вдоль тела руками (рис. 6) с очень маленькой подушечкой под головой. Это положение особенно хорошо для людей с малоразвитыми мускулами живота и нижней части грудной клетки.
Второе положение Нужно стоять совершенно прямо, держа в опущенных руках палку длиной около 65 см (рис. 7,а), так выжидать дыхания. Затем, вдыхая, свободным движением поднимают руки над головой (рис. 7,б) и держат их в таком положении несколько секунд, задерживая в то же время дыхание. После этого выдыхают и в то же время опускают палку на затылочную часть шеи (рис. 7,в). Это положение очень хорошо для людей с узкой грудной клеткой со слабыми грудными мускулами.
Третье положение Надо стоять совершенно прямо, держа руки за спиной (рис. 8) так, чтобы одна кисть руки охватывала другую. При дыхании в этом положении работают вполне равномерно как мускулы груди, так и мускулы живота. Три первые положения употребляются, главным образом, для первой серии упражнений. Положение же четвертое и пятое хороши для упражнений второй серии.
Четвертое положение Чтобы приготовить себя к этому положению, надо сначала вдохнуть в положении третьем (рис. 8) и задержать дыхание. Затем кладут руки легко и свободно на грудь (рис. 9) так, чтобы указательный и средний пальцы касались ключиц, в это время выдыхают. В таком положении (рис. 9) остаются уже во все время упражнений.
Пятое положение
Подготовление к этому положению то же, что и к четвертому, только затем нужно положить руки на нижнюю часть грудной клетки, как раз в области диафрагмы (рис. 10) так, чтобы концы средних пальцев касались друг друга, и так выдыхать. Это положение сохранить во все время упражнений. 1. Людям, имеющим неправильное (высокое) дыхание, сначала проделывать 1-2-3-4 упражнения в первом положении (лежачем), пока не потеряют привычку высокого дыхания. 2. Люди с неправильным дыханием (боковым или животом) должны делать упражнения во втором положении. 3. Люди с правильным дыханием начинают делать упражнения в 3-ем положении. Проделывать 1-2-3-4 упражнения по три раза в день по 10-15 минут за раз, кроме того, упражнения 5-6. Эти шесть упражнений самые важные и необходимые для развития и укрепления дыхательного аппарата. Третье положение облегчает совместную работу всех дыхательных мускулов и приучает к полному расширению всей грудной клетки и углубляет движение дыхания.
Первая серия Упражнение 1 Упражнение с глубоким вдыханием с объединенной работой всего дыхательного аппарата. После выдыхания и паузы дать воздуху свободно втекать через нос, причем все тело от самых верхних ребер до низа живота расширяется и все легкие будут заполнены свежим воздухом. Затем задержать воздух на несколько секунд и выпустить его через широко раскрытый рот. Рот должен быть в таком положении, какое он имеет при произнесении буквы “А” (рис. 11). Это упражнение можно производить несколько раз в первых трех положениях. Если во втором положении или в третьем ученик почувствует головокружение, то надо на первое время удовольствоваться положением первым. Примечание: 1. Надо следить за тем, чтобы расширение грудной клетки и живота происходило одновременно. Этого лучше всего достигнуть, если мы представим себе, что нюхаем цветок. 2. При выдыхании все тело снова принимает свой прежний объем. Нужно следить за тем, чтобы воздух не был, так сказать, совсем выдавлен из легких. 3. При всех упражнениях первой серии нужно при выдыхании соблюдать одно и то же правило: напряжение и сила выдыхания убывают по мере выхода воздуха.
Упражнение 2 Начало то же, что и в 1-ом упражнении. После того, как дыхание было задержано на несколько секунд, выпустить часть воздуха через очень маленькое отверстие губ (как бы говоря “пф”). Оставшийся воздух задержать опять на несколько секунд и опять тем же путем выпустить часть его и т.д. до тех пор, пока выдыхание не кончится. Во время прерывания выдыхания (т.е. во время задерживания воздуха) губы должны быть плотно закрыты. Это упражнение можно проделывать во всех трех первых положениях, если не будет головокружения. Примечание: 1. Более полезное упражнение, чем это 2-ое, трудно придумать. Оно не только вентилирует легкие, но как бы прямо вычищает их. После него тотчас чувствуется освежение. Если вследствие физического или умственного напряжения или вследствие душевного волнения человек возбужден, устал, задохнулся или ему слишком жарко, то достаточно проделать это упражнение, чтобы как легкие, так и нервы вполне освежились. 2. Это упражнение выдыхания, но здесь оно лишь в виду его целебности, и ученик после каждого упражнения должен проделывать его для успокоения легких.
Упражнение 3 После того, как было произведено выдыхание и была соблюдена пауза (т.е. когда явился новый импульс к дыханию), впустить воздух через совсем маленькое отверстие между губами, так, чтобы он шел медленно тонкой струйкой (губы должны быть в таком положении, как при питье через соломку, так, чтобы воздух как бы всасывался). Затем задержать в продолжении нескольких секунд и выпустить его через широко открытый рот. Затем сделать 2-ое упражнение. Это упражнение можно проделывать в первых трех положениях с той же оговоркой по отношению к головокружению. Примечание: 1. Это упражнение проделывал каждодневно ученик Порпора и Бернаки знаменитый певец Фаринелли. Полностью его упражнение дано как упражнение 10. 2. Т.к. здесь отверстие между губами очень мало, воздух входит очень медленно и тоненькой струйкой, кроме того, он несколько согревается от трения о губы и зубы, так что при этом виде вдыхания нет вовсе опасности охлаждения слизистых оболочек горла. 3. Проделывая это упражнение, интересно по часам каждый раз измерять продолжительность вдыхания и таким образом наглядно убеждаться в возрастании упругости мускулов. 4. Это упражнение можно проделывать, сжимая губы совершенно плотно и вдыхая через углы губ. 5. Также можно и проделывать это упражнение, вдыхая через нос, сжав слегка двумя пальцами ноздри носа.
Упражнение 4 Надо вдохнуть, как при упражнении 1-ом, через нос. Затем задержать воздух так долго, пока это возможно без особого сильного напряжения. Рот при задержании воздуха надо держать закрытым. После того надо выдыхать через широко открытый рот. При задержании воздуха можно для разнообразия держать рот широко открытым, как при выдыхании. Это упражнение можно проделывать в первых трех положениях, если не будет головокружения.
Примечание: 1. При этом упражнении также интересно замечать по часам, как с течением времени возрастает число секунд задерживания воздуха, т. е. как растет сила мускулов. 2. О громадном значении задержания дыхания как очистителя легких и крови, было уже сказано. Кроме того, оно увеличивает силу легких и дыхательных мускулов, а также влияет на расширение грудной клетки. 3. Но вся польза этого упражнения исчезнет, и оно станет вредным, если из него будут устраивать своего рода спорт и станут задерживать дыхание дольше 10 - 15 секунд. Кроме того, надо стараться, чтобы воздух не надавливал на голосовые связки, а чтобы вся грудная клетка оставалась расширенной, как при вдыхании, т.е. чтобы не одни голосовые связки, а все дыхательные мускулы задерживали воздух.
Упражнение 5 Надо стоять совершенно прямо и вдыхать так, как в упражнении 3-ем через малое отверстие между губами; в то время, как легкие постепенно наполняются, хлопать по верхней части грудной клетки. Сначала легко, а затем, по мере наполнения легких, все сильнее и сильнее. Когда дыхание закончено, то задержать воздух, пока это возможно и хлопать еще сильнее. Когда ученик не может больше без сильного напряжения задерживать воздух, то надо его выдохнуть через широко открытый рот и затем проделать упражнение 2-ое. Это упражнение можно делать лишь стоя. Примечание: 1. Первое время с этим упражнением нужно быть осторожным. При малейшем головокружении надо его остановить. Кроме того, если начинающим оно будет трудно, то не надо проделывать его часто. По мере развития дыхательного аппарата это упражнение будет удаваться лучше и лучше. 2. Не надо преувеличивать силы ударов по груди, что вместо пользы может принести лишь вред. 3. Женщины должны себя хлопать только по верхней части груди. 4. Перед вдыханием надо положить правую руку на верхнюю часть грудной кости, с началом вдыхания надо начать и хлопать от середины до левого плеча и обратно, затем сместить руки и хлопать от середины правого плеча и обратно и т.д. все время попеременно, то правой, то левой рукой. 5. Как только начинается выдыхание, надо моментально прекратить хлопать.
Упражнение 6 Нужно стоять прямо, опустив руки по бокам, взяв глубокое дыхание через нос (как только явится импульс) и, не выдыхая воздуха, наклонить верхнюю часть тела вперед (как для старинного поклона). В это время кто-либо должен ладонями опущенной кисти хлопать ритмично по всей спине. Когда ученик не в силах больше без напряжения задерживать воздух, он должен выпрямиться, прекратить хлопанье и выдохнуть через широко открытый рот беззвучно. После этого надо тотчас проделать упражнение 2-ое. Примечание: 1. Это упражнение нужно проделывать лишь стоя. 2. Эти два последних упражнения имеют большую силу, они освежают не только легкие, но и все тело. Вследствие продолжительного дыхания многие легочные пузырьки закрыты и иногда уже так крепко, что даже глубокое правильное дыхание не призывает их к жизни и работе. В таких случаях (как при катарах легких) помогут упражнения 5 и 6, которые заставят открыться все легочные пузырьки, почему легкие будут вполне заполнены свежим воздухом. Этим-то и объясняется необыкновенное чувство свежести, получаемое от этих упражнений.
Упражнение 7 Нужно стоять и прямо держать руки по бокам грудной клетки (рис. 12, а, б) как можно выше, причем, как видно из рис. 12, положение рук мужчин и женщин отличаются друг от друга. Вдыхание происходит через нос, как в упражнении 1-ом, затем задержать дыхание на несколько секунд
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.31 (0.012 с.) |