ТОП 10:

IV. Упражнение в правописании приставок и предлогов.



1. На доске записаны цепочки слов:

по линейке, по квартире, побежал;

зашел, задел, за садом;

до вечера, до зимы, дочитал;

на земле, на совести, написал.

– Исключите лишнее слово в каждой цепочке.

– Перед какими словами не стоят предлоги? (Предлоги не стоят перед словами, обозначающими действие предмета.)

2. Чтение правила, с. 148.

3. На доске записано стихотворение:

(За)ревел медве..ь (со)сна,

И в густом л..су,

Вздрогнув, стукнула с..сна

Ш..шкою л..су.

Я. Козловский

– Спишите, вставив пропущенные буквы, раскройте скобки.

4. Самостоятельная работа над упражнением 346.

V. Письмо по памяти.(упр. 347.)

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Перед какими словами никогда не стоит предлог?

Домашнее задание. Упражнение 348, правило, с. 148.

 

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК

Урок 97. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК

Цель: познакомить учащихся с правилом употребления твердого знака.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите слова с приставками, которые вы выписали.

– Как найти в слове приставку?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: дочка, подъезд, мороз, щипцы, молния.

– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она не обозначает звука. Какая это буква? В каком слове она находится? (Это твердый знак. Он не обозначает звука, находится в слове подъезд.)

– Твердый знак мы напишем вместе с буквами, которые обозначают твердые согласные звуки в слове, где букв меньше, чем звуков. Какое это слово? Какие это буквы? (Это слово – молния: в нем 6 букв и 7 звуков. Буквы м, л в этом слове обозначают твердые согласные звуки.)

ъмл млъ лъм …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Изучение нового материала.

1. На доске в два столбика записаны слова:

выезд подъезд

переезд объезд

проезд отъезд

– Прочитайте слова, разберите их по составу.

– Сравните данные слова, найдите в них общее. (Все слова – имена существительные, отвечают на вопрос «что?». Это однокоренные слова. У них корень Все слова имеют одинаковый состав: приставку, корень, нулевое окончание.)

– Чем отличаются эти слова? (В данных словах разные приставки. Приставки в словах первого столбика оканчиваются на гласную букву, а в словах второго столбика – на согласную.)

– После каких приставок пишется ъ? (Твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву.)

Учитель открывает запись на доске:

отъехал, объявления, съежился, предъюбилейный.

– Обратите внимание: твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и только перед определенными буквами.

– Прочитайте записанные слова и скажите, перед какими буквами пишется ъ? (Твердый знак пишется перед буквами е, ё, ю, я.)

– Какие буквы он разделяет? (Он разделяет согласные и гласные буквы.)

– Сформулируйте правило о написании разделительного ъ, пользуясь схемой:

2. Чтение правила, с. 132.

V. Закрепление нового материала.

1. Работа над упражнением 351 (списывание или запись под диктовку).

2. На доске записаны стихотворения:

Вариант I

Все вокру.. об..ято страхом:

Раз..яренный людое..

Об..явил, что с..ест сегодня

Замеч..тел..ный обе.. .

Даже нес..едобный ёж..к

С..ёж..лся (от)страха тоже.

Вариант II

Раз..яренный людое..

Мигом с..ел мешок конфет,

(За)кусил печен..ем плотно.

Он от..явленный зл..дей,

Но совсем не ест людей

И не трогает ж..вотных.

– Спишите, вставьте пропущенные буквы.

3. Комментированное письмо под диктовку: подъехала, заявление, подкоп, объявление, уезжает, съехал, слёт, предъявить.

4. Самостоятельная работа над упражнением 352.

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Когда пишется разделительный твердый знак?

Домашнее задание. Упражнение 353.

 

Урок 98. МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Цель: развивать умения сравнивать и различать слова с разделительными мягким и твердым знаками.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Чем различаются выделенные слова?

– Когда пишется разделительный ъ?

– Объясните правописание пропущенных орфограмм.

III. Минутка чистописания.

На доске запись:

записал – а подъезд – е

подлетел – д изъян – я

объявил – ? объём – ?

– Определите, какую букву нужно поставить вместо вопроса. Обоснуйте свой ответ. (В первом столбике в слове записал приставка оканчивается на а, поэтому стоит буква а. В слове подлетел приставка оканчивается на д, отсюда буква д. В слове объявил приставка оканчивается на б, значит, вместо вопроса нужно поставить букву б. Во втором столбике в слове подъезд корень начинается с буквы е, поэтому рядом со словом стоит буква е. В слове изъян корень начинается с буквы я, отсюда и эта буква рядом с этим словом. Корень слова объём начинается с буквы ё. Значит, вместо вопроса нужно поставить букву ё.)

Ббё Ббёё Ббёёё …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.196 (0.005 с.)