IV. Упражнение в правописании приставок и предлогов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Упражнение в правописании приставок и предлогов.



1. На доске записаны цепочки слов:

по линейке, по квартире, побежал;

зашел, задел, за садом;

до вечера, до зимы, дочитал;

на земле, на совести, написал.

– Исключите лишнее слово в каждой цепочке.

– Перед какими словами не стоят предлоги? (Предлоги не стоят перед словами, обозначающими действие предмета.)

2. Чтение правила, с. 148.

3. На доске записано стихотворение:

(За)ревел медве..ь (со)сна,

И в густом л..су,

Вздрогнув, стукнула с..сна

Ш..шкою л..су.

Я. Козловский

– Спишите, вставив пропущенные буквы, раскройте скобки.

4. Самостоятельная работа над упражнением 346.

V. Письмо по памяти. (упр. 347.)

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Перед какими словами никогда не стоит предлог?

Домашнее задание. Упражнение 348, правило, с. 148.

 

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК

Урок 97. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК

Цель: познакомить учащихся с правилом употребления твердого знака.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите слова с приставками, которые вы выписали.

– Как найти в слове приставку?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: дочка, подъезд, мороз, щипцы, молния.

– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она не обозначает звука. Какая это буква? В каком слове она находится? (Это твердый знак. Он не обозначает звука, находится в слове подъезд.)

– Твердый знак мы напишем вместе с буквами, которые обозначают твердые согласные звуки в слове, где букв меньше, чем звуков. Какое это слово? Какие это буквы? (Это слово – молния: в нем 6 букв и 7 звуков. Буквы м, л в этом слове обозначают твердые согласные звуки.)

ъмл млъ лъм …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Изучение нового материала.

1. На доске в два столбика записаны слова:

выезд подъезд

переезд объезд

проезд отъезд

– Прочитайте слова, разберите их по составу.

– Сравните данные слова, найдите в них общее. (Все слова – имена существительные, отвечают на вопрос «что?». Это однокоренные слова. У них корень Все слова имеют одинаковый состав: приставку, корень, нулевое окончание.)

– Чем отличаются эти слова? (В данных словах разные приставки. Приставки в словах первого столбика оканчиваются на гласную букву, а в словах второго столбика – на согласную.)

– После каких приставок пишется ъ? (Твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву.)

Учитель открывает запись на доске:

отъехал, объявления, съежился, предъюбилейный.

– Обратите внимание: твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и только перед определенными буквами.

– Прочитайте записанные слова и скажите, перед какими буквами пишется ъ? (Твердый знак пишется перед буквами е, ё, ю, я.)

– Какие буквы он разделяет? (Он разделяет согласные и гласные буквы.)

– Сформулируйте правило о написании разделительного ъ, пользуясь схемой:

2. Чтение правила, с. 132.

V. Закрепление нового материала.

1. Работа над упражнением 351 (списывание или запись под диктовку).

2. На доске записаны стихотворения:

Вариант I

Все вокру.. об..ято страхом:

Раз..яренный людое..

Об..явил, что с..ест сегодня

Замеч..тел..ный обе...

Даже нес..едобный ёж..к

С..ёж..лся (от)страха тоже.

Вариант II

Раз..яренный людое..

Мигом с..ел мешок конфет,

(За)кусил печен..ем плотно.

Он от..явленный зл..дей,

Но совсем не ест людей

И не трогает ж..вотных.

– Спишите, вставьте пропущенные буквы.

3. Комментированное письмо под диктовку: подъехала, заявление, подкоп, объявление, уезжает, съехал, слёт, предъявить.

4. Самостоятельная работа над упражнением 352.

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Когда пишется разделительный твердый знак?

Домашнее задание. Упражнение 353.

 

Урок 98. МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Цель: развивать умения сравнивать и различать слова с разделительными мягким и твердым знаками.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Чем различаются выделенные слова?

– Когда пишется разделительный ъ?

– Объясните правописание пропущенных орфограмм.

III. Минутка чистописания.

На доске запись:

записал – а подъезд – е

подлетел – д изъян – я

объявил –? объём –?

– Определите, какую букву нужно поставить вместо вопроса. Обоснуйте свой ответ. (В первом столбике в слове записал приставка оканчивается на а, поэтому стоит буква а. В слове подлетел приставка оканчивается на д, отсюда буква д. В слове объявил приставка оканчивается на б, значит, вместо вопроса нужно поставить букву б. Во втором столбике в слове подъезд корень начинается с буквы е, поэтому рядом со словом стоит буква е. В слове изъян корень начинается с буквы я, отсюда и эта буква рядом с этим словом. Корень слова объём начинается с буквы ё. Значит, вместо вопроса нужно поставить букву ё.)

Ббё Ббёё Ббёёё …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.77.92 (0.255 с.)