ТОП 10:

VI. Обобщение правил переноса слов.



1. Беседа по вопросам:

– Какой еще вопрос вам подготовил Почемучка?

– Как вы ему ответите?

2. Знакомство с правилом на с. 23.

3. На доске записаны слова: вяз, ясень, сосна, тополь, клён, ива, липа.

– Прочитайте слова, записанные на доске. Что заметили? (Все слова – названия деревьев.)

– Разделите слова на две группы. Каждую группу напишите как отдельный столбик. (Первая группа – слова, которые нельзя переносить, вторая группа – слова, которые можно переносить.)

4. На доске записаны предложения:

Стоит жаркая погода. Миша и Глеб бегают на полянке. Аня и Марина рвут ромашки и фиалки.

– Спишите, разделяя слова для переноса.

– В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

– Во втором предложении подчеркните согласные, которые обозначают мягкие звуки.

VII. Итог урока.

– Какие правила переноса слов вы знаете? Приведите свои примеры.

Домашнее задание. Правило на с. 23, упражнение 43.

 

Урок 12. Мягкий знак – показатель
мягкости согласных

Цель: развивать умение обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком на конце и в середине слова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие правила переноса слов вы знаете?

– Прочитайте, как вы разделили слова для переноса.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: сол.., мол.., корабл.., лос.., ден...

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (На конце слов согласный звук звучит мягко.)

– Как вы думаете, какую букву вы будете писать на минутке чистописания? (Мы будем писать мягкий знак, он – орфограмма во всех этих словах.)

– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово корабль. Оно двусложное, все остальные слова односложные, их нельзя переносить.)

кь рь бь ль … ккь ррь…

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Согласные буквы лишнего слова в сочетании с мягким знаком. Количество согласных каждый раз увеличивается на одну.)

IV. Обозначение мягкости согласных звуков.

1. На доске записаны слова: медведи, журавли, кони, пни, олени, гвозди.

– Прочитайте слова.

– Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет. Подчеркните мягкие согласные.

– Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (Гласные буквы и, е, ё, ю, я и мягкий знак.)

– Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы проведем физкультминутку. Я буду называть слова, если последний звук произносится твердо, вы приседаете, если мягко – поднимаете руки вверх.

Учитель называет слова: пень, лом, соль, сок, рот, мысль, метель, жёлудь, ель, гол, моль, ком, шест, угол, огонь, хор.

2. Работа над упражнениями 48 и 49.

3. Чтение сведений по языку на с. 24.

4. Игра «Кто больше знает слов?» (упр. 50).

Дети подбирают слова с мягким согласным звуком в конце слова и в середине.

Учитель специально обращает внимание учащихся на звук [л’], мягкость которого в середине слова всегда обозначается ь. Мягкость других согласных в середине слова может ь и не обозначаться (Костя, Настя, песня, …). Написание подобных слов нужно предупредить.

V. Итог урока.

– Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков?

– Где стоит мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков? Приведите примеры.

Домашнее задание. Упражнение 51.

 

Урок 13. Правописание слов с сочетаниями
жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк–чн

Цели: развивать умение распознавать в словах шипящие звуки и правильно употреблять на письме сочетания этих звуков сгласными и, а, у; формировать умение писать сочетания чк–чн безмягкого знака.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какая буква показывает на мягкость согласного звука в конце слова?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны буквы: ж, ш, ч, щ, п.

– Какая буква лишняя? (1) Лишняя буква – п, она не обозначает шипящий звук, остальные буквы обозначают шипящие звуки. 2) Лишняя буква ж, она обозначает звонкий звук, остальные буквы обозначают глухие звуки.)

– Составьте различные цепочки из букв, которые обозначают шипящие звуки, и напишите строчку до конца.

жшчщ чщжш чжщш …

IV. Словарная работа.

– Напишите слова под диктовку, подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить.

Учитель диктует слова: ветер, дежурный, до свидания, горох, земляника, коллектив, Красная площадь, народ, одежда, машина.

Физкультминутку учащиеся выполняют, сидя за партами.

Помощники

Вот помощники мои. (Показывают ладошки.)

Их, как хочешь, поверни. (Поворачивают ладони.)

Постучали, повертели

И работать захотели. (Сжимают и разжимают кисти рук.)

V. Работа над правописанием сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк–чн.

1. На доске записаны слова: кувш..нка, ш..пит, овч..рка, ч..чело, угощ..ть, беж..т, печ..льный, свеж..й, печ..рка, ч..лки.

– Запишите слова в три столбика, вставьте пропущенные буквы.

2. Самостоятельная работа над упражнением 52.

3. Работа по вариантам.

Вариант I

Яичьница, коньки, малчик, прозрачный, речьной, сталной.

Вариант II

Ласточка, дочька, очьки, болшой, клеточка, молочьный.

– Исправьте ошибки. Спишите грамотно.

4. Игра «Поднимись по лесенке».

ч а                          
ч а                       ч а
ч а                       ч а
ч а                       ч а
ч а                       ч а

Возможные варианты: час, чаша, чашка, часики, часовой, туча, свеча, задача, встреча.

VI. Итог урока.

– Какие правила вы должны знать, чтобы правильно написать сочетания с шипящими звуками? Приведите примеры.

Домашнее задание. Упражнение 56.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.007 с.)