Урок 35. Корень. Однокоренные слова 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 35. Корень. Однокоренные слова



Цели: формировать понятие «однокоренные слова», «корень»; учить выделять два признака однокоренных слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как вы озаглавили текст?

– Назовите буквы, написание которых нужно проверить.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны буквы: г о д р а о.

– Назовите группу согласных букв. (Это г, д, р.)

– Какая буква лишняя? (Лишняя буква – р. Она обозначает непарный звонкий звук, остальные согласные обозначают звуки, имеющие пару.)

Рря Ррф Ррм …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы рчередуются с первыми буквами в названии месяцев, начиная с января.)

IV. Словарно-орфографическая работа.

– Какое слово распалось? (Дорога.)

– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.

доруга

– А что такое дорога?

Учитель (или подготовленный ученик) читает стихотворение В. Остина «Дорога»:

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста на круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

И вскоре пополнится новым

Значеньем привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с ее экипажем,

Стоящим у звезд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

До встречи! Счастливой дороги!

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

– Подберите и запишите однокоренные слова к слову дорога. (Дорога, дорожка, дороженька, дорожник, бездорожный, подорожник, придорожный, ...)

– Докажите, что это однокоренные слова, по двум признакам. (Эти слова близки по смыслу и имеют одинаковую значимую часть – корень:

– Когда так говорят: на дороге не валяется? (Даром не достается; нечасто встречается, нелегко найти.)

– Какие пословицы и поговорки, связанные со словом дорога, вы знаете? (Самая трудная дорога та, которую не знаешь. Одному ехать – и дорога длиннб. Умный товарищ – половина дороги. Где дорога, там и путь.)

– А сейчас проведем физкультминутку. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть однокоренные слова к слову дом. Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права – наклон назад. Будьте очень внимательны.

Учитель называет слова: домашний, домбра, домик, домовой, домино, домовладелец, бездомный, домишко, домосед, домохозяйка, домысел.

V. Наблюдение над однокоренными словами.

1. Беседа по вопросам.

– Какой вопрос для вас подготовил Почемучка?

– Как вы ему ответите?

2. Чтение стихотворения В. А. Синицына:

Корень слова – главная

Значимая часть.

Родственные связи

Дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

3. Работа над упражнением 117.

4. Знакомство с правилом на с. 56.

На доске записаны слова:

Вариант I

Д..ловой, к..рмить, лоша..ка, ц..ркач, б..ковой, зага..ка, сл..нёнок, лё..чик.

Вариант II

Шерс..ка, сла..кий, тетра..ка, блю..це, б..бовый, зв..ринец, скр..петь, д..ждевик.

– Спишите. Рядом с каждым словом напишите проверочные слова. Выделите корень.

4. Работа над упражнениями 119, 120.

VI. Итог урока.

– Что такое корень?

– Назовите два признака однокоренных слов.

– Чем понравилось заниматься сегодня на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 121, правило на с. 56.

 

Урок 36. Корень. Однокоренные
(родственные) слова

Цели: тренировать детей в нахождении корня в однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные (родственные) слова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте однокоренные слова. Докажите.

– Что такое корень?

– Какие слова называются родственными или однокоренными? Приведите свои примеры.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: юла, люстра, юнга, любимый.

– Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех этих словах и может разделить их на две группы. Какая это буква? (Мы будем писать букву ю. В словах люстра и любимый она обозначает звук [у] – это первая группа, в словах юла, юнга – два звука [й’], [y] – это вторая группа.)

– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – любимый – это прилагательное, остальные слова – существительные.)

Ююл Ююб Ююм Ююй …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы ю сочетаются с согласными буквами лишнего слова.)





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.007 с.)