Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Связь имен прилагательных с именами существительными.

Поиск

1. Работа над упражнением 473.

2. На доске записан текст, в предложениях которого пропущены имена прилагательные:

Этот … зверёк живет в лесу. У него … уши, … хвост. Передние лапы …, а задние – …. Шубка у зверька летом …, а зимой – …. Морковка, … капуста – любимые лакомства животного. А зимой и... кора хороша. … зверёк всего боится.

– Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ про зайца.

– Стрелкой укажите в первом и во втором предложении связь прилагательных с именами существительными.

VI. Образование прилагательных от имён существительных. (упр. 474.)

VII. Составление текста по аналогии (творческое задание).

Чтение учителем текста-загадки:

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока.)

– Попробуйте составить текст-загадку по аналогии, используя в тексте имена прилагательные, которые помогут точно описать предмет.

VIII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 476.

 

Урок 132. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ,

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО СМЫСЛУ

Цели: углубить представление учащихся об именах прилагательных, противоположных по смыслу; развивать умение правильно употреблять имена прилагательные, противоположные по смыслу.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие словосочетания вы составили? Прочитайте.

– С какой частью речи связано прилагательное?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: удивительный, изумительный, поразительный, сказочный.

– Чем похожи данные слова? (Это имена прилагательные в форме единственного числа. Все слова близки по смыслу – синонимы.)

– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – сказочный, в нем нет приставки. Остальные слова – с приставками.)

– Буква, которую мы будем писать сегодня, является приставкой одного из прилагательных. Какая это буква? (Это буква у. Она является приставкой в слове

Уу Ууу Уууу …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Наблюдение над прилагательными, противоположными по смыслу. (упр. 477.)

– Предметы можно противопоставлять друг другу по какому-либо признаку: ширине, силе, цвету, вкусу, размеру…

Например, быстрый – медленный, высокий – низкий и т. д.

Слова, имеющие противоположное значение, называются антонимами.

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны.

В. Синицын

– Почему в речи мы часто противопоставляем один предмет другому? (Чтобы лучше представить себе особенности каждого предмета.)

– Назовите предметы, которые можно противопоставлять друг другу по какому-нибудь признаку. (Можно противопоставить мёд и перец по вкусу, реку и ручей по ширине, уголь и мел по цвету и т. д.)

На доске записаны слова: Орёл и воробей. Мёд и лимон. Перец и арбуз. Тропинка и дорога. Заяц и тигр. Зима и лето.

– Противопоставьте один предмет другому по какому-либо признаку. Запишите получившиеся предложения.

Образец записи: Камень тяжёлый, а пушинка лёгкая.

– Прочитайте предложения. Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).

V. Упражнение в подборе прилагательных, противоположных по смыслу.

1. Работа над упражнениями 479–480.

2. На доске записаны пословицы:

Доброе слово лечит, … – калечит. Осенью дни ненастные, а весной …. Родная сторона – мать, а … – мачеха. Платье хорошо новое, а друг ….

– Запишите пословицы, вставьте противоположные по смыслу имена прилагательные, подчеркните их волнистой линией.

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Как называются слова, противоположные по смыслу?

– По каким признакам один предмет можно противопоставить другому?

Домашнее задание. Упражнение 481.

 

Урок 133. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ,

БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ

Цель: познакомить учащихся с синонимическим рядом слов, их ролью в речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. (Взаимопроверка.)

III. Минутка чистописания.

На доске запись:

Неряшливый частый шершавый

а р?

– Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, должна стоять на месте вопросительного знака. Какая это буква? Обоснуйте свой ответ. (Неряшливый, а противоположное по смыслу слово – аккуратный, поэтому стоит буква а. Частый – редкий, отсюда буква р. Антоним слова шершавый – гладкий. На месте вопросительного знака нужно поставить букву г. Значит, на минутке чистописания мы будем писать букву г.)

Гг Ггг Гггг …

– Определите порядок написания букв и напишите строчку до конца.

IV. Наблюдение над прилагательными, близкими по смыслу. (упр. 482.)

– Слова, близкие по смыслу, называются синонимами.

Слова-синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна.

Как много в них священного для нас!

В. Синицын



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.67 (0.007 с.)