Тема: Имя прилагательное как часть речи



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Имя прилагательное как часть речи



ЦЕЛЬ: Формировать умение рассказывать о прилагательном в форме научного описания; доказывать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения. Продолжить формирование умения определять морфологические признаки прилагательного и употреблять прилагательные в речи.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам:

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Что оно обозначает?

Как изменяется?

Каким членом предложения чаще всего является?

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 1.

Из предложения

По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и нежному, поднимается золотистый шар солнца.

Выписать словосочетания сущ. (гл. слово) + прил., обозначить окончания прилагательных, указать их род, число, падеж.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 2.

Выписать из предложения словосочетания сущ. (гл. слово) + прил., обозначить окончания прилагательных, указать их род, число, падеж.

Жгучее и ослепительное солнце заливает радостным светом холмистую поверхность океана.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е № 3 — упр.578.

 

Работа по теме урока.

Упр. 574.

Прочитать ряды слов, записанных на доске:

ВЕТЕР: свежий, холодный, знойный, теплый, южный, порывистый, сильный.

ДОЖДЬ: косой, мелкий, холодный, грибной, кратковременный, ливневый, звонкий, долгожданный.

Указать те прилагательные, которые обозначают признак предмета, воспринимаемый зрением, слухом.

З а п о м н и т ь! Прилагательные могут использоваться не только для обозначения цвета, размера, формы, но и для передачи впечатления человека о предмете.

Упр. 575.

Упр. 573.

Упр. 577 — записать слова, распределив их в два столбика: имена существительные — имена прилагательные.

АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ

Во-первых, слово обозначает

предмет (что?) признак (какие?)

Во-вторых, морфологические признаки

род, склонение, род, число, падеж

число, падеж

В-третьих, роль в предложении

подлежащее определение

дополнение

обстоятельство

В ы в о д.

Выполнить все задания упражнения.

Упр. 576.

Творческая работа.

Восстановить авторский текст.

(...) тени лежат на сугробах. Вот с вершины (...) дерева упала (...) пылью и рассыпалась (...) шапка. С (...) свистом прилетели, закачались на шишках (...) клесты. (...) платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на (...) вершину и пустил (...) трель (...) барабанщик-дятел.

Потоки (...) света заливают (...) поляны. Высоко в небе застыли, не движутся (...) облака.

(И. С. Соколов-Микитов)

Материал для самопроверки

Лиловые длинные тени лежат на сугробах. Вот с вершины высокого дерева упала белой пылью и рассыпалась снежная шапка. С тихим свистом прилетели, закачались на шишках хлопотливые клесты. Пестрым платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на высокую сухую вершину и пустил весеннюю звонкую трель лесной барабанщик-дятел.

Потоки яркого солнечного света заливают лесные поляны. Высоко в небе застыли, не движутся весенние прозрачные облака.

 

3. Домашняя работа. Упр. 571. Составить рассказ о прилагательном в виде научного рассуждения.

 

Урок 143

Тема: Имя прилагательное как часть речи

ЦЕЛЬ: Формировать умение рассказывать о прилагательном в форме научного описания; доказывать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения. Продолжить формирование умения определять морфологические признаки прилагательного и употреблять прилагательные в речи.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Орфографический диктант.

Записать словосочетания в два столбика: в первый — с о — е после шипящих в корне слова, во второй — в окончаниях.

Порос камышом, черный пудель шепот на уроке, желтая майка, кормить птенцов, вернулся с добычей, говяжья тушенка, зимней стужей, грозовой тучей, мясной лапшой, живет за границей, дубовый желудь, прилет скворцов, сапожная щетка. Гонится за овцой, жесткая постель, шелковая лента.

 

Тренировочные упражнения.

Придумать предложения по схеме:

1) .

2) из-за .

Списать предложения, согласуя стоящие в скобках прилагательные с существительными (материал распечатан).

Солнце только что поднялось из-за верхушек (огромный сосновый) бора и осветило (просторный моховой) болото. Оно поросло (частый) березняком. Вся земля покрыта (мягкий зеленый) мхом, а на бугорке (целый) заросли черники. Нагнешь кустик и рвешь одну (спелый) чернику за другой.

(Г. Скребицкий)

Обозначить окончания прилагательных, их род, число, падеж. Первое предложение разобрать по членам и начертить его схему.

Подобрать к каждому существительному, стоящему в скобках, прилагательное. Записать полученные словосочетания, согласовывая существительное с прилагательным. Подчеркнуть словосочетания, в которых прилагательные употреблены в переносном значении.

Дружный дружеский, дружественный (привет, отношения, работа); серебряный, серебристый (голос иней); старый, старинный (человек, рукопись).

Работа с текстом (материал распечатан).

Снег начал идти с раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее. Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.

Наступали сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю.

(По С. Аксакову)

Определить тип речи, тему текста и основную мысль. Свое мнение обосновать.

Выписать из текста прилагательные, которые помогают автору нарисовать образную картину природы.

В другой столбик выписать прилагательные, которые выражают отношение к увиденному (восторг, удивление).

Сделать вывод об использовании прилагательных в текстах художественного стиля.

 

4. Домашнее задание. Упр. 572.

 

Урок 144



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.227 (0.005 с.)