Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: понятие о предложении как речевой единицеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЦЕЛЬ: Познакомить с основными признаками предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения). Формировать понятие «опознавательный знак» для определения границ предложения и постановки знаков завершения (интонация конца). Формировать умение по интонации конца определять границы предложения.
Ход урока 1. Проверка домашнего задания (устно).
2. Самостоятельная проверочная работа (материал распечатан). Прочитайте предложения и выписанные из них словосочетания. Найдите ошибки. Запишите в тетрадь номера неправильно выписанных словосочетаний. Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый березовый лесок. 1) мы перебрались, 2) через овраг, 3) лесной овраг, 4) перебрались и вышли, 5) в светлый лесок, 6) березовый лесок.
Расскажите о слове. ………………ого ………………ешь ……………....ут ………………ыми На какие признаки указывает окончание?
Работа по теме урока. Чтение записи на доске: чудесный вечер! (?) С л о в о у ч и т е л я: перед нами словосочетание—заготовка для речевого высказывания. Что нужно сделать с этой записью, чтобы получилось предложение? Предложение является главным средством выражения мысли. Оно обязательно имеет интонацию законченности и грамматическую основу. Словосочетание этого не имеет. Чтение теоретического материала на стр. 52—53. З а п и с ь в г р а м м а т и ч е с к у ю т е т р а д ь: П—Ж [связь — смысловая, грамматическая основа интонация конца] Грамматическая основа может состоять из одного главного члена (подлежащего или сказуемого). Такие предложения называются односоставными. С их помощью можно «написать» целую картину: Осень. Вечер. Листопад.
5. Тренировочные упражнения. Рассмотрите таблицу (материал распечатан).
Обозначьте правильные ответы в каждой части таблицы. Восстановите порядок слов в каждом предложении и запишите их в тетрадь. Поставьте в конце каждого предложения соответствующий знак препинания. а) Батюшкова, раньше, ли, доводилось, стихами, со, вам, когда-нибудь, встречаться, поэта. б) Поэтом, Пушкина, и, замечательным, был, старшим, Батюшков, современником. в) И, мастера, отражают, этого, стиху, они, как, свою, благозвучны, эпоху, прекрасно. Попробуйте составить небольшой рассказ под названием «Жалобы старой калитки». Используйте все виды предложений. Из одного предложения выпишите все виды словосочетаний. Упр. 136.
4. Обобщающая беседа по вопросам: 1) Чем предложение отличается от словосочетания? 2) С помощью чего чаще всего выражается грамматическая связь между словами в словосочетаниях? 3) Какие слова в предложении не являются словосочетаниями? 4) Устно выделите одно глагольное и одно именное словосочетание из предложения: Тихо сижу я под елкой на зеленой поляне и слушаю шелест листьев.
5. Проверочная работа (материал распечатан). а) Прочитайте предложения. Найдите среди них предложения с двумя главными членами. Номера их запишите в тетрадь. 1) Жарко. 2) Темнеет. 3) Вот слабо сверкнула молния. 4) Тихий дождик. 5) Кругом еще ярко светит солнце. б) Небо по краям темнеет. 7) Солнце жаркое. 8) Спят кусты. 9) Деревья спят. б) Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и подчеркните орфограммы. Главные члены предложений подчеркните, над глаголами с пропущенными окончаниями укажите лицо. Выберите наиболее удачный заголовок и запишите его. Золотая осень. Вместе с ле..ким утренним заморо..ком уст..навливается ясная п..года. В мертвой тиш..не слыш..тся шуршание оп..дающих листьев. Они ложат..ся ковром между деревьев. Вот золотисто-красный лист дрогнул и пол..тел по воздуху. Идешь по разноцветному ковру из листьев. а) Осень, б) Золотая осень, в) Листопад.
Задание на дом. Упр. 135.
Уроки 32-33 Тема: Р.р. Сжатое изложение по упражнению 137 ЦЕЛЬ: Познакомить со способами сжатия текста.
Ход урока Чтение текста сказки В. Катаева. 2. Беседа по вопросам: О чем эта сказка? Какова ее главная мысль? Озаглавьте сказку. Отражает ли ваше заглавие главную мысль сказки? Что означают слова гордость? зазнайство? высокомерие?
3. Повторное чтение текста по абзацам, выделение главной мысли (микротемы) каждого абзаца. Запись полученных предложений. Такая работа с текстом называется сжатием текста, а получившийся текст (записанные микротемы) — сжатым изложением.
4. Пересказ текста (сжатое изложение) по записанным предложениям.
Урок 34 Тема: Виды предложений по цели высказывания ЦЕЛЬ: Познакомить с видами предложений по цели высказывания; дать представление об особенностях интонации этих предложений. Формирование умения распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно оформлять пунктуацию в них. Формировать навык правильного использования предложений различных видов с учетом речевой ситуации.
Ход урока 1. Орфографический диктант (по словам с пропущенными буквами из упр. 136), объяснение орфограмм в корнях слов.
2. Чтение и анализ предложений на стр. 55 (материал для наблюдений). Укажите номера предложений, в которых содержатся сообщение; вопрос; просьба (совет). Вывод: по цели высказывания различаются повествовательные,... и... предложения. Подберите однокоренные слова к терминам повествовательные, вопросительные, побудительные. Чтение теоретического материала на стр. 56. Работа над интонацией предложений различных видов.
Тренировочные упражнения. Распределительный диктант. Запишите предложения, распределяя их в три группы по цели высказывания: Расти, наш сад, и распускайся в срок. Дни поздней осени бранят обыкновенно. Вам понравилась эта книга? Взгляни в окно. Худой мир лучше доброй ссоры. По радио сообщили о погоде на завтра. З а п о м н и! Точка — важный пунктуационный знак. Ее отсутствие — это пунктуационная ошибка. Упр. 140 (устно). Упр. 138 (устно — работа над интонацией). Выписать три существительных с предлогами — 1-й вариант и три существительных с приставками — 2-й вариант. Упр. 139 (устно).
Наблюдение за интонацией вопросительных предложений — стр. 57—58. Упр. 143 (устно).
Тренировочные упражнения. Запись и анализ предложений по цели высказывания. Самая большая ценность народа — его язык. (Д. Лихачев) Пусть ромашки встречные от копыт сторонятся. (Н. Рубцов) Расскажи мне об этом писателе. Кленовые листья повисли на нитках осенней паутины. (В. Песков) Грамматические основы обозначить графически. З а п о м н и т е! В конце побудительного предложения ставится точка или восклицательный знак. Помоги, пожалуйста, помыть посуду. Выполняй это упражнение внимательно! Прочитайте предложения и определите, в каких предложениях выражается, приказание, просьба, совет. При чтении соблюдайте нужную интонацию. Спой, пожалуйста, эту песню. Берегите природу! Отдохни-ка у лесной опушки. Позови брата домой! Начни рассказывать с этого места. Подумай об этом серьезно! Немедленно слезь с дерева! Печка, печка, спрячь меня с братцем! Упр. 144. Запомнить вопросительные слова, записанные на полях.
6. Самостоятельная проверочная работа (листочки собрать). Прочитайте предложения. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненас..ный? Как часто пленник над аулом недвижим на горе сидел! Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете? Я требую: откройте мне причину отказа вашего. Театр уж полон, ложи блещут. Это диво, так уж диво, молвить можно справедливо! Выпишите сначала повествовательное предложение, затем побудительное, а потом вопросительное.
7. Задание на дом. Упр. 147. для желающих — из сказок А. С. Пушкина выписать по два повествовательных, вопросительных и побудительных предложения. Уметь их выразительно прочитать.
Урок 35 Тема: Восклицательные предложения. § 29 ЦЕЛЬ: Познакомить с понятием «виды предложений по интонации» и их пунктуационным оформлением. Формировать умение распознавать виды предложений по интонации и правильно их пунктуационно оформлять.
Ход урока 1. Проверка домашнего задания. Составьте устно вопросительные предложения, начинающиеся с указанных вопросительных слов: Что? Почему? Неужели? Сколько?
Работа со стихами. Устно определить цель высказывания каждого стихотворения: а) Носорог — Какой же ты неряха, Носорог! Все время у тебя ужасный вид: Измята шкура, съехал на нос рог — И как тебе от мамы не влетит? (Х. Беллок, перевод М. Бородицкой) б) Что это за головы Плавают в реке? Чьи там руки голые Машут вдалеке? Что за суматоха там С фырканьем и хохотом? Люди говорят: Купается отряд. (С. Маршак) в) Дружеский совет На крапиву Не садись, Если сядешь — Не сердись. (С. Маршак)
Свободный диктант. Кот Уголек Однажды на даче такой случай произошел. Из печки с треском выскочила горящая щепка и упала на лежащий рядом ковер. Все кошки в испуге выскочили через окно на улицу. Только кот Уголек, оставшийся в доме, заметив яркие языки пламени, не убежал, а громким мяуканьем стал звать на помощь, Я в огороде в это время яблони окапывал. Слышу «мяу-мяу» — крик такой необычный, тревожный. Захожу в комнату, а там уже ковер ярким пламенем полыхает. Схватил ведро с водой и быстро загасил огонь. Так Уголек спас нашу дачу от пожара. За геройский поступок хотел я его наградить специальной медалью за отвагу, да только зачем она ему? По-моему, главная медаль для него — это человеческая забота, теплое слово и внимание. (Ю. Куклачев)
Работа по теме урока. Чтение и анализ текста (распечатан). Когда мы говорим о чем-то, мы не остаемся равнодушными. Часто выражаем свое отношение к предмету разговора, чувства, эмоции. Мир человеческих эмоций, чувств (то радуемся, то сердимся, то испытываем сострадание, то удивление (Бедный ты мой мальчик!) и восхищение, то осуждаем, боимся) на письме выражается одним знаком (!) В устной речи все эти чувства мы передаем не только словами, но и интонацией, выражением лица (мимика, жесты). Восклицательные предложения отличаются по эмоциональной окраске (произносятся с особенным чувством), по интонации (восклицательной), произносятся более энергичным и высоким тоном. Они отличаются употреблением особых слов: ура! Что за... Какая прелесть. Анализ предложения с точки зрения смысла, интонации и пунктуации: Петя пришел (!?) В ы в о д: предложение — это целое речевое высказывание. Работа с учебником. Чтение материала для наблюдений — стр. 59—60, работа над интонационным оформлением предложений. Упр. 149 (устно); упр. 150 (устно). З а п о м н и т е! Восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания. В русском языке есть специальные «восклицательные» слова: ну и, вот, ах, ох, эх. Когда хотят подчеркнуть важность отдельных слов, восклицательный знак ставят и в середину предложения: Я! Буду! Учиться!
Тренировочные упражнения. Спишите текст (материал распечатан), вставляя пропущенные буквы и ставя знаки препинания. Знаете ли вы украинскую ночь О, вы (не) знаете украинской ночи. Всм..тритесь в нее. С середины неба гл..дит месяц. Необ..ятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необ..ятнее. Горит и дыш..т он Земля вся в серебристом свете. Запишите предложения, распределяя их в два столбика: побудительные и повествовательные. Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! Уходи отсюда со своей противной трубой! Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться! (Н. Носов) Упр. 151.
Самостоятельная проверочная работа. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации. Предложение, в котором выражена главная мысль этого текста, подчеркните. Хорошо в лесу ранней весной. В полдень идеш.. по тр..пинке между заз..леневших деревьев. Но что это Лес огл..шается птич..им гомоном. Это п..рнатые сп..шат устроить понадежней свои ж..лища. Берегите птиц. Не разоряйте леса и гнезда.
7. Домашнее задание. Из басен Крылова выпишите 5 восклицательных предложений. Определите их вид по цели высказывания.
Урок 36
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.130 (0.009 с.) |