Понятие сложного бессоюзного предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие сложного бессоюзного предложения



Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

Примеры предложений с различной интонационной связью:

  • Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
  • Служить бы рад – прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
  • Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)

4. После чтения текста предлагается заполнить колонку “Узнал(а)", располагая ответы напротив вопросов, находящихся в колонке “Хочу знать”.

Знаю Хочу знать Узнал(а) Источники информации
Сложные предложения делятся на три группы: ССП, СПП и бессоюзные. Сложные предложения состоят из нескольких простых. В ССП и СПП простые предложения соединяются при помощи союзов. Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов. Что такое сложные бессоюзные предложения? Из чего они состоят? Какие смысловые отношения между частями бессоюзных предложений имеются? При помощи каких знаков в них соединяются простые?    

5. Тренировочные упражнения.

1. Определить на слух, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь.

2. Определить на слух, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные записать в тетрадь.

3. На доске записаны предложения.

III. Заключительная часть. Выводы

Учитель: Давайте повторим все, с чем познакомились на уроке. Дайте определение бессоюзного предложения.

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и интонационно. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях. В бессоюзных сложных предложениях ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

IV. Домашнее задание

Найти в любом тексте три бессоюзных сложных предложения с разными знаками препинания и записать в тетрадях. Заполнить четвертую колонку таблицы в тетрадях (поработать со словарями). Читать теорию (стр.58 – 59).

 

 

Проверочная работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Цель: проверить знания обучающихся по теме “Бессоюзные сложные предложения”.

Задачи:

обучающая:

  • закрепить умение различать бессоюзные сложные предложения с запятой, точкой с запятой, с двоеточием, с тире;
  • совершенствовать пунктуационные навыки в сложных предложениях;

развивающая:

  • развивать память;
  • развивать логическое и абстрактное мышление;
  • развивать внимание;

воспитательная:

  • формировать интерес к предмету.

Тип урока: контрольный

Оборудование: компьютерные тесты, электронная презентация, карточки с результатами работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

  • Какие предложения называются бессоюзными сложными?
  • Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях?
  • В каких случаях ставим точку? Точку с запятой? Двоеточие? Тире?

Приложение 1.

III. Проверочная работа.

Результаты записываются в индивидуальную карточку (Приложение 2).

1. Графический диктант.

Откройте лист “Графический диктант”. Цифрами обозначаются знаки препинания: 1 – запятая, 2 – точка с запятой, 3 – тире, 4 – двоеточие. Перед вами таблица. По вертикали обозначены номера предложений. Я буду читать предложения, а вы в ячейках напротив номера должны поставить ту цифру, которой соответствует знак препинания. (Приложение 3).

  1. Чичиков посмотрел: рукав новешенького фрака был весь испорчен.
  2. Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето.
  3. Герой сел в экипаж – бричка выехала из ворот гостиницы.
  4. Кучеру Селифану отдано было приказание поутру заложить лошадей в бричку, Петрушке было приказано оставаться дома...
  5. Это называл он: потерпеть на службе за правду.

Посмотрите на экран: вот как должны выглядеть диаграмма. Каждый неверный ответ – минус 1 балл от 5. Запишите результат в свою карточку.

2. Тестовые задания по вариантам (2 варианта по 10 вопросов).

Результат вашей работы вы можете узнать, открыв лист “Результаты теста”. Занесите отметку в свою карточку.

Вариант 1.

Если в предложении верно расставлены знаки препинания, то в соседнюю ячейку введите цифру 1; если неверно расставлены знаки препинания, то введите цифру 0.

1 Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников (П.).
2 Метелица был уже совсем близко от костра - вдруг конское ржание раздалось во тьме (Фад.).
3 Шинель имела какое-то странное устройство; воротник уменьшался ее с каждым годом все более и более, ибо служил на подтачивание других частей.
4 Я вошел в хату - две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель (Л.).
5 Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий, действительный Штольц (Гонч.).
6 В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, послышались по двору чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул (Гонч.).
7 Опрометью поскакали мы на выстрел, смотрим: на валу солдаты собрались в кучу, а там летит стремглав всадник и держит что-то белое на седле (Л.).
8 Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Гр.).
9 Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно было темно и старо; многие крыши сквозили (Г.).
10 …А побьет он меня - выходите за святую правду-матушку (Л.).

Вариант 2.

Если в предложении необходимо поставить тире, то в соседнюю ячейку введите цифру 1; если тире не ставится, то введите цифру 0.

1 Бросился к лестнице густые облака дыма поднимались навстречу мне (М.Г.).
2 Пощадишь врага погубишь общее дело и себя (Посл.).
3 Под навесом крытого тока тарахтит веялка а издали прислушиваешься ни дать ни взять плывет по озеру моторная лодка (Алт.).
4 Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское Кирила Петрович без него скучал (П.).
5 В ясную погоду муравьи собираются и закрываются в муравейнике быть дождю.
6 Перед дождем пониже к земле опускаются насекомые в погоне за пищей низко над землею летают ласточки.
7 Хищнику разинувшему было пасть чтобы проглотить меч-рыбу или фугака приходится ретироваться шар усаженный шипами в его глотку не пройдет.
8 Но вот ветер слегка шевельнулся клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь задымившийся пар…(Т.).
9 Яков открыл свое лицо оно было бледно как у мертвого (Т.).
10 Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел застонал затрещал.

3. “Афоризмы”. Определите значения частей бессоюзных сложных предложений, расставьте знаки препинания.

Каждый неверный ответ – минус 1 балл от 5. Запишите результат в свою карточку.

  • Умный водит - неученый следом ходит.
  • Я знаю: я ничего не знаю. (Цицерон)
  • Дивишься драгоценности нашего языка:…все зернисто,крупно, как сам жемчуг…(Н.Гоголь)
  • Язык - самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем рана от слова. (П.Кальдерон)
  • Скажет слово - соловей запоет.

4. Дополнительное задание (по желанию)

Зависит ли постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении от расположения простых предложений в составе бессоюзного сложного? Ответ обоснуйте, приведите примеры.

IV. Подведение итогов.

Сдать карточки с баллами. Сохранить изменения в листе Excel.

V. Домашнее задание: параграф 17, упр. 240, подготовиться к изложению.

 

 

УЭ-0 Интегрирующая цель В процессе работы над учебными элементами вы углубите понятия о бессоюзном предложении, познакомитесь с особенностями структуры, научитесь правильно расставлять знаки препинания.    
УЭ-1 10 мин Цель: Определить уровень знания по данной теме. I. Запишите в рабочей тетради дату, тему урока.   II. Внимательно прочитайте вопрос. Запишите его номер. Обдумайте свой ответ и запишите его в той форме, которую требует от Вас вопрос.   Тест   1.Какое утверждение является неверным? а) В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией. b) Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений. c) Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.   2. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения. a) Любите книгу…(причина) b) Я давно написал другу письмо… (противопоставление) c) Раздался удар грома… (быстрая смена событий)   3. Продолжите предложение: У берегов наросла стеклянная полоска льда…, чтобы получилось предложение следующих типов: a) Простое с однородными членами (без союзов); b) Бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую; c) Бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой.   4.Какова роль тире в предложении: Высоко над горами зашумел ветер – предвестник бурана? a) Разделяет подлежащее и сказуемое. b) Обозначает пропуск члена предложения. c) разделяет части бессоюзного сложного предложения. d) Отделяет приложение.   5. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении: Песенка кончилась – раздались обычные рукоплескания. a) Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. b) Предложения рисуют быструю смену событий. c) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.   6. Объясните, почему стоит двоеточие: Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий. a) Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом. b) Второе предложение поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание. c) Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.   7. Прочитайте предложения (знаки препинания не проставлены). a) Не все в парке помнит Тургенева деревья умирают так же как люди b) Сознательно читать я научился когда мне было лет четырнадцать. c) Зарумянилась вишня и слива налилась золотистая рожь. d) Волнистые облака рассеялись и стало жарко. i) Поздняя осень пора глухая. f) В деревне теперь не проехать река разлилась.   Заполните таблицу: Виды предложений Номер предложения   Простые     Сложносочиненные     Сложноподчиненные     Сложные бессоюзные   8. Запишите, расставляя знаки препинания: А весной когда оттаяла отогрелась земля окуталась туманами и под их теплым парным теплом стали совершаться таинства прорастания зерен и почек когда как ни в чем не бывало зазеленели травы и вспыхнули одуванчики и цветущие ветлы стали как золотые облака и смородина расправила свои ароматные листочки яблони остались голыми и корявыми. (В. Солоухин.)   III. Проверьте свою работу, пользуясь ключом (ключ дан в приложении). IV. Оцените свою работу, пользуясь критериями оценки:   Правильно выполненные задания Оценка 8 5 7 4 5-6 3 4 2 V. Обсудите результат работы в классе.     Работа в тетради самостоятельно   Будьте внимательны! Только номер ответа!     Запишите!     Запишите!     Только номер ответа!   Запишите!   Самопроверка! Самооценка. Оценку поставьте в тетрадь, УЭ–1.   Работайте с классом!

 

 

Урок русского языка в 9-м классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Тема: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Тип урока: урок-закрепление.

Цели урока:

  • научиться узнавать бессоюзные сложные предложения;
  • научиться устанавливать смысловые отношения между частями БСП;
  • научиться правильно выбирать знаки препинания (двоеточие);
  • научиться употреблять предложения данной конструкции в речи.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания (8–10 мин.)

а) Проверка правила (работа в парах).

б) Упр. 145.

Оценить:

«3» – выписать только предложения с двоеточием, указав его номер;
«4» – составить схемы и объяснить постановку знака;
«5» – по составу – «звучность».

1. [ ]: [ ]. (потому что)
2. [ ]: [ ]. (а именно)
4. [ ]: [ ], [ ]. (а именно; и)
5. [ ]: [ ]. (и увидел, что)
6. [ ]: [, ]. (а именно)
7. [ ]: [ ], [ ]. (что)

Закрепление

а) Выборочное (осложненное) списывание (4 мин. + 3 мин. на проверку)

Из предложенных пар выбрать только предложения с уточняющими членами. Провести лексическую работу.

А)
1. Погода была ужас…ная мокрый снег падал хлопьями.
2. Метель не утихала небо не про…снялось.

Б)
1. Алексей Толстой утверждал труд буд…т в человеке творческие силы.
2. Всю дорогу до хутора молчали г…ворить мешала тряская езда.

В)
1. Он был мастер на все руки слесарь, столяр, плотник и даже механик.
2. Я вижу кто(то) скачет на лихом коне.

Г)
1. Я поднял глаза высоко в небе неслись над станицей птиц….
2. Безветрие и все небо залито ровной синевой.

Оценить:

2 предложения – «3»;
3 предложения – «4»;
4 предложения – «5».

Лексическая работа

Хутор – 1. Обособленный земельный участок с усадьбой владельца. 2. На Украине, на Дону, на Кубани: крестьянский поселок, обычно небольшой.
Станица – большое селение в казачьих районах. Донские станицы.

б) Конструирование предложений (4 мин. + 3 мин. на проверку)

Собрать «рассыпавшееся» предложение.

1. Я путешествовал мало: не позволяло здоровье.
Путешествовал, я, мало, не, здоровье, позволяло.

2. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо.
Меня, я, вдруг, кто-то, за, плечо, берет, чувствую.

3. Маша очень обрадовалась: она в первый раз получала подарки.
Обрадовалась, она, в, подарки, Маша, получала, раз, очень, первый.

4. Неожиданно погода испортилась: поднялся сильный ветер, пошел снег.
Снег, неожиданно, пошел, погода, ветер, испортилась, сильный, поднялся.

Оценить:

2 предложения – «3»;
3 предложения – «4»;
4 предложения – «5».

в) Составление схем предложений (5 мин.)

(Предложения читаю)

1. Мы увидели эту книгу на витрине книжного магазина, когда возвращались домой.
[ ], (когда). СПП с придаточным обстоят. причины.

2. Книг я читаю много: это доставляет мне удовольствие.
[ ]: [ ]. БСП (причина)

3. Я с жадностью читал новые книги, которые поступали к нам в библиотеку.
[ сущ.], (которые). СПП с придаточным определительным.

4. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.
[ ]: [ ]. БСП (причина)

5. Однажды Анатоль Франс сказал: «Словарь является вселенной, уложенной в алфавитном порядке».

А: «П».

Оценить по количеству верных схем.

Рефлексия

– Что нового узнали?
– Каким приемом пользовались?
– Чем интересна тема?

Ответы учеников.

1. Совершенно новый случай постановки двоеточия. До этого мы знали двоеточие после обобщающего слова при однородных членах, а также при прямой речи.

2. Интересно превращать бессоюзные предложения в союзные. Если получается ССП, то надо ставить запятую или точку с запятой. Если – СПП, надо ставить двоеточие.

3. Интересно рассматривать смысловые отношения между частями БСП: указание причины, пояснение, дополнение.

4. Легко составлять схемы.

5. Интересно работать с тренажером.

– Что оказалось трудным?

Ответы учеников.

1. Смысловые отношения между частями БСП выражены менее четко, чем между частями союзных предложений. Поэтому иногда сомневаюсь в выборе знака.

2. Путаю БСП с простым предложением, в котором есть обобщающее слово при однородных членах.

3. Затрудняюсь, если одна из частей – односоставное предложение.

Из пяти оценок вывести общую, обвести в кружок.

4. Творческое задание

Президент Российской Федерации В.В.Путин объявил 2007 год Годом русского языка. Предлагаю написать рассказ на тему «Мой родной язык – русский» с использованием бессоюзных сложных предложений, между частями которых ставится двоеточие.

Домашнее задание. П.11, повторить правило, упражнение 149 (1), «5» – разбор.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.

1. Я живу в России, мой родной язык – русский. Я знаю, что это очень сложный язык, но в то же время он необычайно богат и красив. Изучать законы языка, узнавать новые правила, становиться более грамотной мне не просто интересно, а необходимо. Я считаю: моей стране нужны образованные люди.

2. Русский язык для меня – один из самых сложных предметов в школе. Как наука, он включает в себя много разделов. Это фонетика, орфография, лексика, морфология, словообразование, синтаксис и пунктуация. Не все я понимаю одинаково хорошо, но стараюсь: свой родной язык нужно знать обязательно.

3. Русский язык в моей жизни играет важную роль: на нем я говорю, читаю, думаю. Но я воспринимаю родной язык не только как средство общения. Я вижу в нем источник культуры и стараюсь овладеть всеми нормами русского языка.

4. Русский язык – это язык нашей нации. Это мой родной язык. Он разнообразен настолько, что позволяет передать не только необходимую информацию, но и выразить чувства. Этому способствуют художественные средства. Русский язык необыкновенно богат: он имеет эпитеты, метафоры, олицетворения и многое другое. Я стараюсь использовать эти средства в своей письменной речи во время написания сочинений.

5. Я горжусь русским языком: он является одним из наиболее богатых и развитых языков мира. Красотой русского языка восхищались многие великие люди: Ломоносов и Белинский, Тургенев и Паустовский. Я учила наизусть некоторые их высказывания и считаю, что мы, жители России, – счастливые люди, обладающие таким богатством, как русский язык.

6. Русский язык – язык великого русского народа. Я горжусь, что могу говорить и учиться на своем родном языке. Русский язык богат. Изучайте родной язык: он поможет вам грамотно выражать свои мысли.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.066 с.)