Сообщение темы урока и постановка целей.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сообщение темы урока и постановка целей.



Бессоюзные сложные предложения.

(Тема урока записана на доске)

Как вы уже поняли, на уроке пойдет речь о бессоюзных предложениях. Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем об этих предложениях и знаках препинания в них.

- Актуализация уже имеющихся знаний.

1)Какое предложение называется бессоюзным?

(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)

2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?

(Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, врем,, дополнение, противопоставление)

3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

4.Работа с предложениями с опорой на домашнее задание.

Дома вы ознакомились с параграфом 85 и составили опорный конспект.

Используя свой конспект, вы должны выполнить задание под номером два.

(Самостоятельная письменная работа в разноуровневых группах)

№2. Самостоятельная работа, с последующей проверкой.

Задание для первого уровня: выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему? Во время проверки начертите схемы предложений.

  1. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
  2. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
  3. Желаешь себе добра – не делай зла другому.
  4. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  5. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.

Задание для второго уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

  1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
  2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
  3. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
  4. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  5. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
  6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
  7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
  8. Доброта – качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
  9. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

Задание для третьего уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

  1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.
  2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
  3. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
  4. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
  5. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
  6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
  7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
  8. Доброта ( ) качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
  9. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

5.Проверка самостоятельной работы.

Первый уровень. (проверка осуществляется учителем в индивидуальном порядке - 1-2-е работы)

У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.

(это сложносочиненное предложение)

Второй уровень (учащийся работает у доски )

1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение].

(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое –знаем)

2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение].

(вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно)

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина].

(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)

-Выставление оценки-

Третий уровень. (учащийся работает у доски )

1.Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.

[ ] - [сравнение].

(вторая часть предложения содержит сравнение; можно проверить союзом словно или как)

2.Желаешь себе добра – не делай зла другому. [условие] – [ ].

(первая часть содержит условие)

3. Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки.

[условие] – [ ].

(в первой части указывается условие, о чем говорится во второй части; проверочный союз – если)

4. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. [противопоставление].

(вторая часть предложения противопоставляется первой части; можно между частями вставить союз а)

-Выставление оценки-

6.Дополнительное задание. (на дополнительную оценку)

На доске:

- Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.

  1. С детских лет постигаем мы истину…
  2. Держится мир на доброте…
  3. Хочешь изменить мир к лучшему…

Проверка задания будет осуществляться после урока (по желанию учащихся).

Подведение итогов урока.

1) Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения?

  • Обратите внимание на эпиграф.
  • Почему автор использует бессоюзное предложение?

(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)

Запись текста под диктовку.

№3. Подготовьте выразительное чтение текста, обращая внимание на интонацию и выбор знаков препинания в предложениях.

О доброте

Мы порой не ощущаем вечности добра, разменной монетой его живем:

ты – мне, я – тебе. А ведь мудрость щедрости только в одном: я – всем.

Память и доброта в человеке неотделимо живут и пожалованы ему природой, чтобы щедро одаривать других и тем крепить меж людьми связь человеческую. Беспамятливый и скупой что усохшее дерево: ни глубин прошлого корнями не ощутит, ни шумливой кроной в будущее не заглянет. Не человек, а сирота вселенская.

- Выразительное чтение текста учащимся.

- Запись текста под диктовку.

9.Домашнее задание.

№4. Задание по группам.

Задание для первого уровня.

Работа с текстом. Начертите схемы бессоюзных сложных предложений. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях. Укажите части речи в 1-2-м предложениях. Произведите словообразовательный разбор слова беспамятливый.

Задание для второго уровня.

Напишите сочинение-рассуждение по записанному вами тексту. Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.

Задание для третьего уровня.

Напишите небольшое сочинение с использованием БСП на тему “Добрый человек в моем понимании”.

Слово учителя.

Сегодня мы с вами говорили о таком качестве человека как доброта. Давайте, вспомним синонимы к этому слову (чтение слов с доски). Помните: с доброты человек начинается!

Безмерное богатство – доброта.
И пусть ее надолго хватит.
Человек настоящий всегда
Щедро добро свое тратит.

Приложение 1

 

Приложение

 

 

Опорный конспект.

 

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

 

1.Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события,

происходящие последовательно друг за другом или одновременно.

[ ] , [ ].

2.Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).

[ ]; [ ].

3.Двоеточие ставится:

1) [ ] : [ причина ]. (потому что, так как)

 

2) [ ] : [ пояснение ]. (а именно)

 

3) [ ] : [ дополнение ]. (видеть, слышать, знать, чувствовать)

 

4.Тире ставится:

1) [ ] - [ быстрая смена событий, неожиданный результат ]. (и)

 

2) [ ] - [ противопоставление ]. (а, но)

 

3) [ время ] - [ ]. (когда)

[ условие ] - [ ]. (если)

 

4) [ ] - [ сравнение ]. (как, как будто, словно, что)

 

5) [ ] - [ результат, вывод ]. (так что, поэтому)

 

Конспект урока по русскому языку "Знаки в бессоюзном сложном предложении"

Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения определяется соотношением его частей: части равноправны – запятая или точка с запятой, части противопоставлены или сравниваются – тире, одна часть зависит от другой – двоеточие или тире. Поэтому важно научиться определять соотношение частей, что поможет выбрать нужный знак в бессоюзном сложном предложении.

Цели урока:

  • повторить правила, регулирующие выбор и постановку знаков в бессоюзном сложном предложении, а также закрепить навыки определения вида сложного предложения и грамматических основ,
  • узнать стилистические особенности бессоюзного сложного предложения.

После изучения темы студент должен знать: определение бессоюзного сложного предложения, правила постановки знаков между частями бессоюзного сложного предложения.

Студент должен уметь: определять вид сложного предложения, находить грамматическую основу, выбирать нужные знаки и ставить их между частями, применять на практике орфографические и пунктуационные правила.

План урока:

I. Проверка домашнего задания (определение вила сложного предложения) – упражнения 429, 430 (учебник “Русский язык” А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой.- М.2003).
II. Определение бессоюзного сложного предложения (теория).
III. Знаки в бессоюзном сложном предложении (правила).
IV. Отработка правил, выполнение тренировочных упражнений, в том числе заданий из ЕГЭ.
V. Подведение итогов, задание на дом.

ХОД УРОКА

I.

На дом студенты получили задание – повторить виды сложных предложений, поработав с таблицей и дополнив ее своими примерами:

Вид связи Вид сложного предложения Примеры

Проверяем домашнее задание.

II.

Продолжаем тему “Знаки в сложных предложениях”. Тема сегодняшнего занятия – знаки в бессоюзном сложном предложении.

Дадим определение бессоюзного сложного предложения и запишем его.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.022 с.)