Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексная схема наблюдения и анализа/самоанализа урока

Поиск

 

1. Назовите и обоснуйте задачи урока, исходя из его места в серии уроков и уровня языковой подготовки класса.

2. Сформулируйте воспитательную, образовательную и развивающую задачи урока. Как реализованы на уроке воспитательная, образовательная и развивающая функции иностранного языка как учебного предмета.

3. Проанализируйте структуру, логику и связность урока. Определите длительность каждого этапа и аргументируйте необходимость такой соразмерности этапов урока.

4. Как реализованы на уроке общеметодические (сознательности, активности, наглядности, индивидуального подхода) и специфические (учет родного языка, коммуникативной наглядности, дифференцированности и интегрированности обучения) принципы обучения.

5. Проанализируйте упражнения для формирования навыков, их совершенствования и развития речевых умений с точки зрения их соответствия поставленным задачам.

6. Проанализируйте используемые учителем содержательно-смысловые опоры, обоснуйте их целесообразность в данном классе, исходя из задач урока и условий их решения (ступень обучения, уровень языковой подготовки, общий уровень развития, сложность речевых задач).

7. Оценить эффективность использования средств наглядности и ТСО (целесообразность, адекватность задачам урока, приемы использования).

8. Оценить приемы контроля знаний, уровня сформированности речевых навыков и умений, использованных учителем.

9. Проанализируйте приемы исправления ошибок в речи учащихся.

10. Оцените уровень языковой подготовки учащихся в соответствии с требованиями программы в этом классе.

11. Оцените деятельность учителя как речевого партнера. Какие педагогические средства им используются для создания атмосферы педагогического сотрудничества и благоприятного психологического климата на уроке.

12. Обобщите результаты анализа в виде методических рекомендаций, направленных на совершенствование качества подготовки учащихся по иностранному языку.

 

Схема 1

Цель наблюдения: проследить за организационной стороной урока.

 

1. Выделите этапы урока.

Напомним, что в структуре урока есть инвариантные элементы: первый этап – организация класса и речевая подготовка; и последний этап – оценка класса и домашнее задание. Основную часть урока составляют вариативные элементы – этапы, направленные на решение практических задач урока по формированию речевых навыков (лексических, грамматических) и развитию умений аудирования, говорения (монологическая и диалогическая речь) и чтения.

2. Проанализируйте логику урока. Аргументируйте правомерность или необоснованность построения урока.

Помните, что она складывается из четырех компонентов: 1) соотнесенность всех этапов с практическими задачами урока – целенаправленность; 2) соразмерность всех этапов урока, их соподчиненность друг другу – целостность; 3) движение по стадиям усвоения речевого материала – динамика урока; 4) единство и последовательность материала по содержанию – связность урока.

3. Проанализируйте связность урока.

Она достигается: 1) речевым материалом (новое грамматическое явление, новые лексические единицы содержатся во всех без исключения упражнениях); 2) предметным содержанием урока (предметом в данном случае может быть одна разговорная тема); 3) общим замыслом (урок-экскурсия, урок пресс-конференция и т. п.) или установка: научимся..., в конце урока посмотрим.... 4) вербальными/словесными связками типа: Давайте сначала сделаем..., а потом..., или: Чтобы суметь рассказать о..., нужно выучить....

4. Обратите внимание на то, как учитель осуществляет переход от этапа к этапу. Обоснуйте соразмерность этапов в зависимости от основных и сопутствующих задач урока.

5. Проследите за организацией первого этапа урока. Из каких компонентов он складывается (организация класса: приветствие, беседа с дежурным; фонетическая зарядка; речевая подготовка).

6. Проанализируйте каждый компонент первого этапа. Скажите, насколько организован урок. Проанализируйте фонзарядку (см. Схему 2). Оцените речевую зарядку с точки зрения ее адекватности задачам урока, содержания (речевого материала), коммуникативной направленности, режима работы, ее воспитательного и образовательного значения.

7. Проследите за организацией последнего этапа урока. Обоснуйте адекватность домашнего задания достигнутому уровню обученности учащихся. Помните, что домашнее задание должно быть конкретным, подытоживать то, что сделано на уроке, служить "стартовой площадкой" для упражнений на следующем уроке, либо быть уместным для вплетения его в ткань следующего урока.

8. Проанализируйте выставленные отметки. Помните, что их следует прокомментировать, это способствует стимулированию работы учащихся над языком.

9. Обобщите результаты анализа в виде саморекомендаций для правильного построения урока.

 

Схема 2

Цель наблюдения: проследить за работой учителя и учащихся на фонетической зарядке.

1. Соответствует ли содержание фонетической зарядки решаемым на уроке задачам?

2. Проанализируйте методику проведения фонзарядки:

а) восприятие материала (озвучивание учителем, использование магнитофонной записи); б) осмысливание материала (путем перевода, с помощью вопросов); в) фоноотработка в режиме П-Класс, П-У123 и т.д. в последовательности: фраза→слово→звук→слово→фраза. Если необходимо, корректировка артикуляции имитативно или на сознательной основе; 4) воспроизведение материала хором, индивидуально с опорой на печатную основу или наизусть, если необходимо.

3. Что способствовало осмыслению учащимися материала фонзарядки? (иллюстрации, печатная основа, объяснение учителем значения незнакомых слов).

4. Как учитель работал над интонацией? (интонационная разметка материала, пояснения учителя, дирижирование хором).

5. Способствовала ли проведенная фонзарядка определенным сдвигам, улучшению произношения учащихся?

6. Обобщите результаты анализа в виде саморекомендаций по организации и проведению фонзарядки.

 

Схема 3

Цель наблюдения: проследите за работой учителя и учащихся над новым звуком на начальном этапе обучения

Выделите этап урока, посвященный формированию произносительных навыков (введению нового звука).

Проанализируйте вводимый звук с точки зрения его трудности для учащихся: а) звук совпадает с соответствующим звуком родного языка, но требуется корректировка произношения; б) звуки, схожие с соответствующими звуками родного языка, произношение которых можно легко объяснить; в) звуки, не встречающиеся в родном языке; все дифтонги; г) звуки, отличие которых трудно объяснить.

Определите, соответствует ли проведенная учителем работа стадиям формирования произносительного навыка: а) восприятие учениками нового звука в небольшом высказывании, насыщенном словами с усваиваемым звуком. Вычленение учителем слов с новым звуком, произнесение учителем звука изолированно и в обратном порядке: слово-фраза; б) дифференциация или осознание особенностей звука и его отличия от других звуков иностранного языка; в) объяснение учителем артикуляции звука (если звук трудный для учащихся) и имитационные упражнения в режиме: П-Класс, П-У1-П-Уn-П-Класс в последовательности звук→слово→фраза;

г) собственно репродукция, или самостоятельное использование звука во фразе. Учебный разговор П-У12n по серии вопросов на базе высказывания учителя, в которых фигурировал бы тренируемый звук.

4. Определите, правильно ли использовались режимы работы над звуком на стадиях формирования произносительного навыка.

5. Проанализируйте методику исправления фонетических ошибок (на имитативной основе или сознательно).

Обобщите результаты анализа в виде саморекомендаций по формированию произносительных навыков у учащихся.

 

Схема 4

Цель наблюдения: проследить за работой учителя и учащихся над формированием лексических навыков.

Вспомните, что при формировании лексических навыков, учитель может решать задачи:

а) организовать презентацию новых лексических единиц (ЛЕ) и тренировку учащихся в употреблении ЛЕ на уровне предложения;

б) организовать тренировку учащихся в употреблении ЛЕ на уровне собственного высказывания. Определите, какая задача решается на этом уроке.

Определите количество новых ЛЕ и те трудности, с которыми встретились учащиеся при осмыслении их значения и овладении формой и сферой употребления.

Определите способы семантизации ЛЕ на уроке. Помните, что способ семантизации выбирается в зависимости от:

− трудностей межъязыковой и внутриязыковой интерференции слова в плане формы, значения и употребления;

− уровня языковой и общей подготовки учащихся;

− особенностей индивидуально психических процессов восприятия, воображения, памяти, мышления учащихся данного возраста;

− характера предшествующего урока;

− номера урока иностранного языка в сетке расписания в этот день;

− количества времени, отведенного на уроке на работу с лексикой.

Следует также помнить, что беспереводный способ активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает языковую и контекстуальную догадку. Переводный способ более точен по значению и более экономичен во времени.

Назовите упражнения, которые использовались учителем для организации работы над словом, определите их вид и установите их соответствие стадиям формирования лексических навыков и задаче урока по овладению лексикой.

Охарактеризуйте использование учителем языковой наглядности (контекст, толкование, – они должны быть "прозрачными", обеспечивать однозначное понимание слова, включать знакомые учащимся слова и грамматические структуры) и неязыковой наглядности (предметные и сюжетные картинки, предметы) при семантизации.

Определите место и характер работы над произношением в процессе формирования лексических навыков. Как учитель организовал работу по снятию фонетических трудностей слова? Как использовалась хоровая и индивидуальные формы при фонетической отработке новых слов?

Проследите, как осуществляется взаимосвязь в организации усвоения каждой новой ЛЕ с только что освоенными, а также пройденными ранее словами и грамматическими структурами.

Проследите, как учитель развивает филологический кругозор учащихся в ходе работы над лексикой (объяснение значений словообразовательных элементов, других значений слов и т.д.).

Проследите, как осуществляется контроль сформированности лексических навыков. Какие речевые ситуации создает учитель для самостоятельного использования учащимися новых ЛЕ на уровне предложения и на уровне собственного высказывания? Получает ли учитель "обратную связь" о степени сформированности лексических навыков у сильных, средних и слабых учащихся?

Проанализируйте методику исправления ошибок в речи учащихся при работе над новой лексикой. Помните, что характер исправления ошибок должен быть коммуникативным.

Обобщите результаты анализа в виде саморекомендаций по организации работы по формированию лексических навыков.

 

Схема 5

Цель наблюдения: проследить за работой учителя и учащихся по формированию грамматических навыков.

1. Определите грамматическую структуру, над которой велась работа на уроке. Выделите трудности ее усвоения учащимися с точки зрения межъязыковой и внутриязыковой интерференции в плане формы, значения, употребления.

2. Попытайтесь определить задачу по освоению структуры, которую решает учитель и ученики на уроке. Напомним, что возможны такие задачи:

ü организовать презентацию структуры;

ü организовать презентацию структуры и тренировать учащихся в употреблении утвердительной структуры;

ü тренировать учащихся в употреблении отрицательной структуры;

ü тренировать учащихся в употреблении вопросительных структур (общий и альтернативный вопросы);

ü тренировать учащихся в употреблении всех видов специальных вопросов;

ü тренировать учащихся в употреблении структурной группы в сочетании с ранее освоенными структурами, или с теми, с которыми они интерферируют;

ü обобщить образование грамматической структуры, ее функциональное значение.

3. Проследите за работой учителя по презентации структуры.

Помните, что кроме формы и значения, грамматическая структура имеет речевую функцию, т.е. используется в говорении для выражения подтверждения, удивления, сомнения, уточнения, обобщения и т.д. Насколько учителю удалось направить сознание учащихся на речевую функцию грамматической структуры и организовать непроизвольное усвоение формы при тренировке учащихся?

4. Определите адекватность использованных упражнений решаемой на уроке задаче. Определите виды и последовательность упражнений для формирования грамматических навыков. Помните, что формирование грамматического навыка проходит по стадиям:

ü восприятие учениками речевых отрезков, предъявляющих как форму так и функцию усваиваемого явления (презентация);

ü осознание учащимися формы, значения, сферы употребления новой грамматической структуры;

ü имитация или имитативное использование фраз, содержащих усваиваемое явление;

ü подстановка или частичная замена учениками какого-то элемента усваиваемого явления;

ü трансформация или изменение воспринятой формы на ту, которая усваивается;

ü собственно репродукция или самостоятельное изолированное воспроизведение усваиваемого явления при решении речевых задач;

ü комбинирование или сталкивание усваиваемого явления с теми, с которыми оно интерферирует или часто встречается в говорении.

5. Скажите, как реализован принцип сознательности при презентации грамматической структуры. Проанализируйте место, характер, доступность использованных правил (ориентирующие замечания, правила-инструкции, правила-обобщения, зрительная наглядность). Помните, что место подачи правила и его характер определяется учителем специально для каждой языковой формы с учетом формальных и функциональных трудностей, соответствия родному языку во избежание интерференции, с учетом условий автоматизации (этап обучения, возраст учащихся и т.п.). Правила подаются именно в те моменты автоматизации, когда наиболее возможны ошибки в речи учащихся.

6. Проанализируйте различные типы опор при организации тренировки и применения учащимися грамматической структуры (см. Схему 6, п. 7).

Проследите, как осуществляется связь с ранее освещенным грамматическим и лексическим материалом.

Проследите, как проводится обобщение знаний учащихся о грамматическом строе языка, как при этом реализуется образовательное значение изучения грамматики и ее влияние на филологическое образование учащихся. Помните, что при обобщении учащиеся должны быть субъектами познавательной деятельности, а учитель должен лишь направлять ход их рассуждений своими вопросами.

Проанализируйте методику исправления грамматических ошибок при работе над грамматической структурой. Помните, что исправлять ошибки нужно на сознательной основе, привлекая внимание учащихся не к ошибкам, а к правильным речевым образцам; дух исправления ошибок должен быть коммуникативным.

Как организован на уроке контроль сформированности грамматических навыков, соответствует ли достигнутый уровень задаче по овладению грамматической структурой? Проанализируйте речемыслительные задачи, которые предлагает учитель учащимся с разной языковой подготовкой при тренировке и применении ими новой грамматической структуры.

Сформулируйте на основе анализа положения, которые нужно учитывать при организации работы над грамматической структурой.

Схема 6

Цель наблюдения: проследить за работой учителя и учащихся над развитием умений монологической речи.

1. Выделите этап урока, посвященный обучению связному монологическому высказыванию. Определите, какой этап освоения устной темы представлен на уроке (дотекстовый, текстовый, послетекстовый).

Определите, какому этапу развития умений говорения соответствует работа на уроке:

1-ый этап – говорение учеников по содержанию ограничено, по характеру подготовлено, самостоятельность его невелика: используются вербальные опоры;

2-ой этап – говорение не подготовлено, прямой опоры на текст нет, содержание расширяется за счет привлечения материала, усвоенного в других темах; возрастает самостоятельность учащихся: опоры возможны только иллюстративные;

3-ий этап – неподготовленное, межтематическое, самостоятельное (без всяких опор) говорение.

2. Установите адекватность упражнений тому виду речевой деятельности, который развивается на уроке. Определите вид упражнений для обучения связному монологическому высказыванию.

3. Оцените последовательность упражнений в связи с этапами развития речевого умения говорения (см. пункт 2).

4. Проанализируйте данный комплекс упражнений с точки зрения коммуникативной направленности и ситуативной обусловленности. Помните, что высказывания учащихся должны быть целенаправленными, чтобы оказать влияние на собеседника в определенном направлении (сообщить, объяснить, одобрить, осудить, убедить и т.д.). Кроме того, высказывания должны актуализировать взаимоотношения участников общения, т.е. основываться на ситуации как системе взаимоотношений; обеспечивать вербальное и структурное разнообразие речевого материала, что обусловлено постоянной новизной ситуации, заменой того или иного компонента ситуации.

5. Проанализируйте коммуникативно-познавательные задачи, предложенные учителем с учетом личностной индивидуализации учащихся. Они должны вызывать речевую активность говорящего, что достигается благодаря учету его интересов, увлечений, склонностей, контекста деятельности ученика, его опыта, мировоззрения.

6. Проанализируйте технологию использования опор при обучении связному монологическому высказыванию. Помните, что опоры могут быть следующими:

 

  Содержательные Смысловые
Словесные микротекст (зрительно) микротекст (аудитивно) текст (зрительно) текст (аудитивно) план-логикосинтаксическая схема план полный слова как смысловые вехи, лозунг, афоризм, поговорка
Изобразительные кинофильм, диафильм, серия фотографий, рисунков, кроки, картина диаграмма, таблица, схема, цифры, карикатура

7. Соблюдается ли принцип убывания опор? Помните, что говорение с опорами и без них должно соотноситься как 1:5.

8. Оцените монологические высказывания учащихся (количество фраз, темп речи в соответствии с требованиями программы по иностранным языкам для средней школы, логика смысловая законченность, нормативность, разноструктурность, коммуникативная направленность, ситуативная обусловленность, эмоциональная окрашенность).

9. Проанализируйте методику исправления ошибок в монологической речи учащихся. Помните, что нецелесообразно исправлять все ошибки; нужно исправлять только те, которые искажают мысль, мешают взаимопониманию. Исправлять ошибки следует на коммуникативной основе.

10. Обобщите результаты анализа в виде руководства для вашей работы по обучению учащихся связному монологическому высказыванию.

 

Схема 7

Цель наблюдения: проследить за работой учителя и учащихся над развитием умений аудирования.

 

1. Выделите этап урока, посвященный работе над умениями аудирования.

2. Интересен ли текст ученикам данного возраста? Соответствует ли его содержание и форма их умениям аудировать иноязычную речь?

3. Какие трудности испытывали учащиеся при аудировании текста?

4. Проанализируйте подготовительный этап работы перед аудированием. Основными моментами этого этапа должны быть:

ü создание установки на слушание (антиципация текста по заголовку, предваряющая беседа по теме текста);

ü снятие языковых трудностей (запись на доске, пере- вод или толкование незнакомых слов, проговаривание их за учителем);

ü снятие смысловых трудностей (объяснение реалий, встречающихся в тексте);

ü стимулирование понимания текста с помощью коммуникативно-познавательных задач. Напомним, что они должны быть направлены на извлечение важной, новой информации, могут носить поисково-информационный характер. Задачи могут быть сформулированы в виде специальных вопросов, записаны на доске, прочитаны вслух и переведены учащимися.

5. Скажите, соответствует ли способ предъявления текста уровню умений аудирования учащихся.

6. Оцените ориентирующее замечание учителя перед первым прослушиванием текста. Напомним, что оно должно включать информацию о том, что будет прослушано, с какой речемыслительной задачей и как будет контролироваться понимание.

7. Как осуществляется проверка понимания? Проанализируйте использованные приемы с точки зрения их адекватности уровню обученности учащихся и поставленной перед ними коммуникативно-познавательной задаче.

Напомним, что проверять понимание можно:

ü с помощью вопросов (общие, альтернативные, специальные); вопросы, данные как коммуникативно-познавательная задача перед аудированием;

ü с помощью выбора из ряда предложений тех, которые соответствуют содержанию текста;

ü с помощью расстановки предложенных иллюстраций соответственно фабуле текста;

ü с помощью теста на уровне значения или смысла.

8. Сколько раз учащиеся слушали текст? Почему? Напомним, что возможно двукратное прослушивание, но в этом случае второе прослушивание должно производиться с новой коммуникативно-познавательной задачей.

9. Определите задачу, которую решал учитель, организуя аудирование текста. Аудирование может проводиться:

а) для развития умений аудирования с последующей проверкой понимания;

б) для развития умений (не-)подготовленного монологического или диалогического высказывания на базе прослушанного.

10. Как учитель использовал воспитательный и образовательный потенциал текста при работе над ним?

11.Обобщите результаты анализа в виде саморекомендаций по работе над аудированием.

 

Схема 8

Цель наблюдения: проследите за работой учителя иучащихся над развитием умений диалогической речи.

1. Определите, на каком материале проводилось обучение диалогической речи:

− диалогическое единство (вопрос – ответ, вопрос – контрвопрос, утверждение – вопрос, утверждение – утверждение);

− диалог-образец (отдельные элементы могут варьироваться без ущерба для смысла);

− макро-диалог (развернутый, большой диалог по теме).

2. Охарактеризуйте предложенный диалог с точки зрения аутентичности, коммуникативной направленности, ситуативной обусловленности.

3. Какой подход принят учителем за основу: от диалогического единства к конструированию диалога или от диалога-образца к освоению диалогических единств и далее к свободному конструированию диалогов.

4. Проанализируйте методику работы над диалогом на данном уроке.

Помните, что главная задача учителя – научить учеников механизму порождения диалога. Организуя работу над диалогом, учитель должен провести работу из трех этапов.

 

этапы прием работы деятельность учителя и учащихся стимулы и опоры
1.рецептивный 1. презентация диалога     2. осмысление   Учитель воспроизводит диалог, учащиеся слушают, стараясь понять основное содержание. Учащиеся переводят отдельные реплики, отвечают на вопросы учителя по содержанию диалога печатная основа, визуальная наглядность  
2. репродуктивный 3. прямая и немедленная имитация   4. отсроченная репродукция   5. воспроизведение с модификациями   Учащиеся построчно повторяют диалог за учителем в режиме: П-Кл.-П-У1-П-У2-П-Кл.   Учащиеся в парах заучивают диалог и воспроизводят его на уроке. После фон. отработки в классе, дома учащиеся заучивают диалог наизусть, затем в классе еще раз слушают образец, повторяют построчно без печатной основы и воспроизводят наизусть.   Учитель создает новую речевую ситуацию, дает элементы подстановки, учащиеся конструируют диалог соответственно новой ситуации печатная основа   зрительная наглядность вербальные опоры, ЛФС
3. конструктивный 6. конструирование диалогов по различным ситуациям     Учитель дает новые речевые ситуации (распределяет роли, сообщает партнерам по общению их коммуникативные задачи). Учащиеся конструируют диалог и разыгрывают его. предметная наглядность, ЛФС, аудиовизуальная наглядность

 

5. Проанализируйте приемы создания учебных речевых ситуаций для стимулирования диалогической речи учеников. Напомним, что стимулы могут быть:

ü визуальные (картинки, предметы);

ü аудитивные (фоно- и грамзаписи);

ü аудиовизуальные (озвученный диафильм, кинофильм);

ü вербальные (логико-функциональные схемы) типа:

приветствие → приветствие → удивление вопрос → ответ → дополнительный вопрос → ответ контрвопрос → ответ удовлетворение.

Целесообразно ли учитель использовал стимулы на различных этапах работы над диалогом?

6. Прокомментируйте методику исправления ошибок в диалогической речи учащихся. Помните, что диалог – это обмен мыслями, поэтому не следует вторгаться "третьим" в диалог учащихся. Лучше исправить ошибки, когда диалог закончен.

7. Определите, по каким критериям учитель оценивает диалогическую речь учащихся. По требованиям программы при оценке должны быть учтены: количество реплик (разное, в зависимости от этапа обучения), характер их логической связи, двусторонность речевой активности собеседников, коммуникативная значимость реплик, аутентичность, эмоциональная окрашенность, нормативность, темп речи.

8. Обобщите результаты анализа в виде саморекомендаций по работе над умениями диалогической речи учащихся.

 

Схема 9

Цель наблюдения: проследите за работой учителя и учащихся по овладению умениями чтения вслух.

1. Определите этап урока, посвященный обучению чтению вслух.

2. Судя по увиденному, скажите, на каком уровне находится обучение чтению вслух. Это может быть:

- фонемный уровень - когда учащиеся учатся соотносить звуки и графемы;

- уровень слова - когда учащиеся учатся читать отдельные слова;

- уровень предложения – когда учащиеся учатся читать простые предложения и несложные тексты.

3. Какие упражнения используются учителем для обучения технике чтения? Возможные упражнения представлены в таблице.

 

уровень упражнения виды упражнений
фонемный уровень и уровень слова графемно-фонемные – прочтите буквы, буквосочетания... – выберите слова с графемой "oo", "ea"... – назовите слова, начинающиеся с буквы "p", "l"... – прочитайте слова, при чтении которых обычно делают ошибки: cold – could... – прочитайте слова и назовите элементы, которые их отличают: though – thought... – составьте из данных букв слова… – выберите слова, которые не читаются по правилам чтения...
уровень предложения структурно-информативные – прочитайте предложения, догадайтесь о значении незнакомых слов; – определите значение слова по его положению в предложении; – прочитайте предложение и объясните значение неопределенного артикля (временной формы и т.д.); – прочитайте предложение и скажите, какое слово несет новую информацию.

 

4. Проанализируйте методику работы учителя по обучению учащихся технике чтения.

Помните, что в начале обучения оно должно проходить по схеме: П-Кл-П-У1-П-Уn-П-Кл. Когда учащиеся хорошо овладеют чтением вслух на уровне слова, то целесообразно следовать такой схеме:

а) диагностирующее чтение: У1-У2-Уn

б) обучающее чтение: П-Кл-П-У1-П-Уn-П-Кл

в) контролирующее чтение: У1, У2, Уn.

5. Как осуществляется контроль сформированности умения чтения вслух?

Напомним, что для этого нужно попросить сильного, среднего, слабого ученика прочесть материал вслух.

6. Как достигается понимание читаемого? Учителю следует использовать упражнения типа:

− прочитай слово и покажи соответствующую картинку;

− прочитай слово или предложение и переведи на русский язык.

7. Оцените методику исправления ошибок при чтении вслух.

Следует дифференцировать: если ученик ошибся в слове, которое встретится в упражнении еще раз, следует исправить сразу, чтобы у других учеников не формировался неверный образ. Если слово, в котором допущена ошибка, встречается в упражнении однажды, следует исправить, когда ученик закончит чтение.

Кто исправляет ошибки?

Помните правило: исправить ошибку должен читавший, если не может он – его товарищ, и только в случае их затруднения – учитель.

8. Оцените использование наглядных пособий при обучении чтению вслух (разрезная азбука, карточки с написанными на них словами, ключевые слова с выделенными правилами чтения и картинки к ним).

9. Обобщите результаты анализа в виде саморекомендаций по обучению учащихся чтению вслух.

 

Схема 10

Цель наблюдения: проследите за работой учителя и учащихся по овладению умением чтения про себя на начальном и среднем этапах обучения.

1. Определите этап урока, посвященный чтению про себя.

2. Дайте оценку тексту, который читали учащиеся. Он должен быть интересным, нести новую информацию; нести информацию о жизни людей, страны изучаемого языка; иметь образовательное значение; быть посильным, чтобы чтение было в удовольствие; помогать учащимся расширять потенциальный словарь.

3. Проанализируйте трудности, с которыми встретились учащиеся при чтении текста.

4. Какую задачу решал учитель, работая с учащимися над текстом? Правило для учителя: если текст легкий (в нем нет незнакомых слов, грамматических структур) организуйте говорение учащихся по тексту. Если текст сложный, (есть незнакомые слова, грамматические конструкции и требуется самостоятельная работа учеников со словарем, грамматическим справочником) – задача учителя – расширить потенциальный словарь учеников, систематизировать грамматический материал, работать над развитием языковой догадки.

5. Проанализируйте последовательность работы над текстом, предназначенным для беспереводного чтения.

Напомним инвариантные приемы работы над текстом:

а) антиципация (по заголовку, просмотровым чтением отдельных абзацев для доказательства предположения антиципации);

б) снятие языковых и смысловых трудностей (запись незнакомых слов на доске, чтение их вслух, перевод или толкование значений, объяснение реалий);

в) коммуникативно-познавательная задача (предтекстовый вопрос), направляющая чтение на извлечение основной/важной информации:

− прочитайте текст и найдите ответы на вопросы:...

− прочитайте текст и скажите, что/кто/куда/когда…

− прочитайте текст и скажите, почему...

− г) установка на чтение (что читать, сколько времени дается на чтение, как будет контролироваться понимание);

− д) проверка понимания. Возможные приемы:

− общий вопрос;

− русско-английские эквиваленты;

− неверные утверждения;

− альтернативные и специальные вопросы и т.д.

− е) решение коммуникативно-познавательной задачи (ответ на предтекстовый вопрос).

Как учитель учит учащихся извлекать информацию из структуры предложений, абзацев, текстов? При этом могут быть использованы упражнения типа:

− прочитайте предложение и найдите сказуемое;

− прочитайте сложное предложение и разделите его на простые;

− прочитайте предложение и скажите, какое слово несет новую информацию;

− прочитайте предложение и догадайтесь о значении незнакомого слова;

− прочитайте абзац и скажите, какие слова связывают его в единое целое;

− прочитайте абзац и объясните использование различных временных форм.

− Как организована работа по углублению понимания текста?

Она может быть проведена с помощью таких заданий:

− просмотрите текст и зачитайте предложения, которые вам кажутся самыми главными в тексте;

− зачитайте предложения/абзац, в котором рассказывается о... (описывается...);

− зачитайте предложение/абзац, доказывающий, что...;

− найдите в тексте слова, предложения, которые несут новую для вас информацию.

6. Определите, как учитель использует информацию, полученную учащимися из текста, для развития умения (не-) подготовленного монологического высказывания.

Помните, что можно организовать пересказ по цепочке, описание отдельных героев, событий или обсуждение ситуаций, событий, поступков героев.

Не забудьте, что во время говорения одного ученика остальные должны иметь задание, например: слушать и дополнить; слушать с тем, чтобы затем задавать вопросы для получения дополнительной информации; слушать и исправлять, если в рассказе будут допущены неточности или послушать товарища, а потом высказать свое мнение о прочитанном и т.д.

7. Дайте методическую оценку использованным опорам для высказывания учащихся по тексту. Возможны опоры: логико-синтаксические схемы (ЛСС), логико-функциональные схемы (ЛФС), план текста, ключевые слова, предложения.

Следует помнить, что опоры должны постепенно сниматься, чтобы обеспечить относительную самостоятельность высказываний учащихся.

8. Проследите за соотношением чтения вслух и про себя. В каких случаях велась специальная работа над техникой чтения? Когда чтение вслух выступало как средство контроля?

9. Обобщите результаты анализа в виде рекомендаций учителю.

 

Схема 11

Цель наблюдения: проследить за работой учителя и учащихся по развитию умения чтения про себя на старшем этапе обучения.

1. Определите функциональный стиль текста, который читали учащиеся (художественный, общественно-политический, научно-популярный). Соответствует ли текст по содержанию и стилю интересам и возрасту учащихся?

2. Какую задачу решал учитель, организуя чтение этого текста?

Напомним, что чтение может быть с целью охвата общего содержания текста (просмотровое, ознакомительное) или с целью извлечения полной информации (изучающее).

3. Скажите, как учитель стимулирует интерес учащихся к содержанию текста.

4. Проанализируйте текст с точки зрения трудностей, с которыми встретились учащиеся при его чтении и осмыслении. Как учитель учел эти трудности при организации работы над текстом?

5. Прокомментируйте последовательность работы над текстом.

Следует помнить, что учителю необходимо соблюдать принцип дифференцированного подхода к чтению текстов различных функциональных стилей при формулировке целевой установки, коммуникативно-познавательных задач до и после чтения, при выборе приемов проверки понимания текста.

6. Дайте методическую оценку каждому приему, использованному учителем при работе над текстом: организация антиципации, коммуникативно-познавательная задача, установка на чтение, приемы проверки понимания, послетекстовые коммуникативно-познавательные задачи.

Напомним, что коммуникативно-познавательные задачи могут быть информационно-поисковые, побуждающие к поиску фактологической информации; регулятивные, которые приобщают к социальному опыту, побуждают к аналогичным или иным действиям; эмоционально-оценочные, которые воздействуют на эмоциональную сферу учащихся.

7. Как организована познавательная деятельность учащихся по вычленению смысловой информации из текста (деление текста на логические части, вычленение ключевых с<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.192 (0.012 с.)