II. Основная часть. Изучение нового материала



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Основная часть. Изучение нового материала



I. Начало урока

Учитель знакомит учащихся с темой урока и объясняет, какие задачи они должны решить к концу урока.

II. Основная часть. Изучение нового материала

1. Учащиеся по парам составляют список того, что они знают или думают, что знают по теме (5 минут).

Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока.

Учащиеся:

  • Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
  • Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
  • В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
  • Название третьей группы говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов. А каким образом, мы не знаем.

2. Учащимся предлагается составить в тетрадях таблицу с колонками “Знаю”, “Хочу узнать”, “Узнал(а)”. В колонку “Знаю” вносят сведения, полученные в результате обсуждения в паре. В колонку “Хочу узнать” предлагается внести спорные идеи и вопросы.

3. Чтение нового текста (заранее распечатанного в нужном количестве), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.

Понятие сложного бессоюзного предложения

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

Примеры предложений с различной интонационной связью:

  • Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
  • Служить бы рад – прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
  • Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)

4. После чтения текста предлагается заполнить колонку “Узнал(а)", располагая ответы напротив вопросов, находящихся в колонке “Хочу знать”.

Знаю Хочу знать Узнал(а) Источники информации
Сложные предложения делятся на три группы: ССП, СПП и бессоюзные. Сложные предложения состоят из нескольких простых. В ССП и СПП простые предложения соединяются при помощи союзов. Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов. Что такое сложные бессоюзные предложения? Из чего они состоят? Какие смысловые отношения между частями бессоюзных предложений имеются? При помощи каких знаков в них соединяются простые?    

5. Тренировочные упражнения.

1. Определить на слух, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь.

2. Определить на слух, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные записать в тетрадь.

3. На доске записаны предложения.

III. Заключительная часть. Выводы

Учитель:Давайте повторим все, с чем познакомились на уроке. Дайте определение бессоюзного предложения.

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и интонационно. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях. В бессоюзных сложных предложениях ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

IV. Домашнее задание

Найти в любом тексте три бессоюзных сложных предложения с разными знаками препинания и записать в тетрадях. Заполнить четвертую колонку таблицы в тетрадях (поработать со словарями). Читать теорию (стр.58 – 59).

 

 

Проверочная работа по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Цель: проверить знания обучающихся по теме “Бессоюзные сложные предложения”.

Задачи:

обучающая:

  • закрепить умение различать бессоюзные сложные предложения с запятой, точкой с запятой, с двоеточием, с тире;
  • совершенствовать пунктуационные навыки в сложных предложениях;

развивающая:

  • развивать память;
  • развивать логическое и абстрактное мышление;
  • развивать внимание;

воспитательная:

  • формировать интерес к предмету.

Тип урока: контрольный

Оборудование: компьютерные тесты, электронная презентация, карточки с результатами работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

  • Какие предложения называются бессоюзными сложными?
  • Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях?
  • В каких случаях ставим точку? Точку с запятой? Двоеточие? Тире?

Приложение 1.

III. Проверочная работа.

Результаты записываются в индивидуальную карточку (Приложение 2).

1. Графический диктант.

Откройте лист “Графический диктант”. Цифрами обозначаются знаки препинания: 1 – запятая, 2 – точка с запятой, 3 – тире, 4 – двоеточие. Перед вами таблица. По вертикали обозначены номера предложений. Я буду читать предложения, а вы в ячейках напротив номера должны поставить ту цифру, которой соответствует знак препинания. (Приложение 3).

  1. Чичиков посмотрел: рукав новешенького фрака был весь испорчен.
  2. Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето.
  3. Герой сел в экипаж – бричка выехала из ворот гостиницы.
  4. Кучеру Селифану отдано было приказание поутру заложить лошадей в бричку, Петрушке было приказано оставаться дома...
  5. Это называл он: потерпеть на службе за правду.

Посмотрите на экран: вот как должны выглядеть диаграмма. Каждый неверный ответ – минус 1 балл от 5. Запишите результат в свою карточку.

2. Тестовые задания по вариантам (2 варианта по 10 вопросов).

Результат вашей работы вы можете узнать, открыв лист “Результаты теста”. Занесите отметку в свою карточку.

Вариант 1.

Если в предложении верно расставлены знаки препинания, то в соседнюю ячейку введите цифру 1; если неверно расставлены знаки препинания, то введите цифру 0.

1 Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников (П.).
2 Метелица был уже совсем близко от костра - вдруг конское ржание раздалось во тьме (Фад.).
3 Шинель имела какое-то странное устройство; воротник уменьшался ее с каждым годом все более и более, ибо служил на подтачивание других частей.
4 Я вошел в хату - две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель (Л.).
5 Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий, действительный Штольц (Гонч.).
6 В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, послышались по двору чьи-то шаги, на сеновале кто-то чихнул (Гонч.).
7 Опрометью поскакали мы на выстрел, смотрим: на валу солдаты собрались в кучу, а там летит стремглав всадник и держит что-то белое на седле (Л.).
8 Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Гр.).
9 Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно было темно и старо; многие крыши сквозили (Г.).
10 …А побьет он меня - выходите за святую правду-матушку (Л.).

Вариант 2.

Если в предложении необходимо поставить тире, то в соседнюю ячейку введите цифру 1; если тире не ставится, то введите цифру 0.

1 Бросился к лестнице густые облака дыма поднимались навстречу мне (М.Г.).
2 Пощадишь врага погубишь общее дело и себя (Посл.).
3 Под навесом крытого тока тарахтит веялка а издали прислушиваешься ни дать ни взять плывет по озеру моторная лодка (Алт.).
4 Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское Кирила Петрович без него скучал (П.).
5 В ясную погоду муравьи собираются и закрываются в муравейнике быть дождю.
6 Перед дождем пониже к земле опускаются насекомые в погоне за пищей низко над землею летают ласточки.
7 Хищнику разинувшему было пасть чтобы проглотить меч-рыбу или фугака приходится ретироваться шар усаженный шипами в его глотку не пройдет.
8 Но вот ветер слегка шевельнулся клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь задымившийся пар…(Т.).
9 Яков открыл свое лицо оно было бледно как у мертвого (Т.).
10 Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел застонал затрещал.

3. “Афоризмы”. Определите значения частей бессоюзных сложных предложений, расставьте знаки препинания.

Каждый неверный ответ – минус 1 балл от 5. Запишите результат в свою карточку.

  • Умный водит - неученый следом ходит.
  • Я знаю: я ничего не знаю. (Цицерон)
  • Дивишься драгоценности нашего языка:…все зернисто,крупно, как сам жемчуг…(Н.Гоголь)
  • Язык - самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем рана от слова. (П.Кальдерон)
  • Скажет слово - соловей запоет.

4. Дополнительное задание (по желанию)

Зависит ли постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении от расположения простых предложений в составе бессоюзного сложного? Ответ обоснуйте, приведите примеры.

IV. Подведение итогов.

Сдать карточки с баллами. Сохранить изменения в листе Excel.

V. Домашнее задание: параграф 17, упр. 240, подготовиться к изложению.

 

 

УЭ-0 Интегрирующая цель В процессе работы над учебными элементами вы углубите понятия о бессоюзном предложении, познакомитесь с особенностями структуры, научитесь правильно расставлять знаки препинания.    
УЭ-1 10 мин Цель: Определить уровень знания по данной теме. I. Запишите в рабочей тетради дату, тему урока.   II. Внимательно прочитайте вопрос. Запишите его номер. Обдумайте свой ответ и запишите его в той форме, которую требует от Вас вопрос.   Тест   1.Какое утверждение является неверным? а) В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией. b) Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений. c) Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.   2. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения. a) Любите книгу…(причина) b) Я давно написал другу письмо… (противопоставление) c) Раздался удар грома… (быстрая смена событий)   3. Продолжите предложение: У берегов наросла стеклянная полоска льда…, чтобы получилось предложение следующих типов: a) Простое с однородными членами (без союзов); b) Бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую; c) Бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой.   4.Какова роль тире в предложении: Высоко над горами зашумел ветер – предвестник бурана? a) Разделяет подлежащее и сказуемое. b) Обозначает пропуск члена предложения. c) разделяет части бессоюзного сложного предложения. d) Отделяет приложение.   5. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении: Песенка кончилась – раздались обычные рукоплескания. a) Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. b) Предложения рисуют быструю смену событий. c) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.   6. Объясните, почему стоит двоеточие: Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий. a) Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом. b) Второе предложение поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание. c) Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.   7. Прочитайте предложения (знаки препинания не проставлены). a) Не все в парке помнит Тургенева деревья умирают так же как люди b) Сознательно читать я научился когда мне было лет четырнадцать. c) Зарумянилась вишня и слива налилась золотистая рожь. d) Волнистые облака рассеялись и стало жарко. i) Поздняя осень пора глухая. f) В деревне теперь не проехать река разлилась.   Заполните таблицу: Виды предложений Номер предложения   Простые     Сложносочиненные     Сложноподчиненные     Сложные бессоюзные   8. Запишите, расставляя знаки препинания: А весной когда оттаяла отогрелась земля окуталась туманами и под их теплым парным теплом стали совершаться таинства прорастания зерен и почек когда как ни в чем не бывало зазеленели травы и вспыхнули одуванчики и цветущие ветлы стали как золотые облака и смородина расправила свои ароматные листочки яблони остались голыми и корявыми. (В. Солоухин.)   III. Проверьте свою работу, пользуясь ключом (ключ дан в приложении). IV. Оцените свою работу, пользуясь критериями оценки:   Правильно выполненные задания Оценка 8 5 7 4 5-6 3 4 2 V. Обсудите результат работы в классе.     Работа в тетради самостоятельно   Будьте внимательны! Только номер ответа!     Запишите!     Запишите!     Только номер ответа!   Запишите!   Самопроверка! Самооценка. Оценку поставьте в тетрадь, УЭ–1.   Работайте с классом!

 

 

Урок русского языка в 9-м классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Тема: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Тип урока: урок-закрепление.

Цели урока:

  • научиться узнавать бессоюзные сложные предложения;
  • научиться устанавливать смысловые отношения между частями БСП;
  • научиться правильно выбирать знаки препинания (двоеточие);
  • научиться употреблять предложения данной конструкции в речи.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания (8–10 мин.)

а) Проверка правила (работа в парах).

б) Упр. 145.

Оценить:

«3» – выписать только предложения с двоеточием, указав его номер;
«4» – составить схемы и объяснить постановку знака;
«5» – по составу – «звучность».

1. [ ] : [ ]. (потому что)
2. [ ] : [ ]. (а именно)
4. [ ] : [ ] , [ ]. (а именно; и)
5. [ ] : [ ]. (и увидел, что)
6. [ ] : [ , ]. (а именно)
7. [ ] : [ ] , [ ]. (что)

Закрепление

а) Выборочное (осложненное) списывание (4 мин. + 3 мин. на проверку)

Из предложенных пар выбрать только предложения с уточняющими членами. Провести лексическую работу.

А)
1. Погода была ужас…ная мокрый снег падал хлопьями.
2. Метель не утихала небо не про…снялось.

Б)
1. Алексей Толстой утверждал труд буд…т в человеке творческие силы.
2. Всю дорогу до хутора молчали г…ворить мешала тряская езда.

В)
1. Он был мастер на все руки слесарь, столяр, плотник и даже механик.
2. Я вижу кто(то) скачет на лихом коне.

Г)
1. Я поднял глаза высоко в небе неслись над станицей птиц… .
2. Безветрие и все небо залито ровной синевой.

Оценить:

2 предложения – «3»;
3 предложения – «4»;
4 предложения – «5».

Лексическая работа

Хутор – 1. Обособленный земельный участок с усадьбой владельца. 2. На Украине, на Дону, на Кубани: крестьянский поселок, обычно небольшой.
Станица – большое селение в казачьих районах. Донские станицы.

б) Конструирование предложений (4 мин. + 3 мин. на проверку)

Собрать «рассыпавшееся» предложение.

1. Я путешествовал мало: не позволяло здоровье.
Путешествовал, я, мало, не, здоровье, позволяло.

2. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо.
Меня, я, вдруг, кто-то, за, плечо, берет, чувствую.

3. Маша очень обрадовалась: она в первый раз получала подарки.
Обрадовалась, она, в, подарки, Маша, получала, раз, очень, первый.

4. Неожиданно погода испортилась: поднялся сильный ветер, пошел снег.
Снег, неожиданно, пошел, погода, ветер, испортилась, сильный, поднялся.

Оценить:

2 предложения – «3»;
3 предложения – «4»;
4 предложения – «5».

в) Составление схем предложений (5 мин.)

(Предложения читаю)

1. Мы увидели эту книгу на витрине книжного магазина, когда возвращались домой.
[ ], (когда). СПП с придаточным обстоят. причины.

2. Книг я читаю много: это доставляет мне удовольствие.
[ ] : [ ]. БСП (причина)

3. Я с жадностью читал новые книги, которые поступали к нам в библиотеку.
[ сущ .], (которые). СПП с придаточным определительным.

4. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.
[ ] : [ ]. БСП (причина)

5. Однажды Анатоль Франс сказал: «Словарь является вселенной, уложенной в алфавитном порядке».

А: «П».

Оценить по количеству верных схем.

Рефлексия

– Что нового узнали?
– Каким приемом пользовались?
– Чем интересна тема?

Ответы учеников.

1. Совершенно новый случай постановки двоеточия. До этого мы знали двоеточие после обобщающего слова при однородных членах, а также при прямой речи.

2. Интересно превращать бессоюзные предложения в союзные. Если получается ССП, то надо ставить запятую или точку с запятой. Если – СПП, надо ставить двоеточие.

3. Интересно рассматривать смысловые отношения между частями БСП: указание причины, пояснение, дополнение.

4. Легко составлять схемы.

5. Интересно работать с тренажером.

– Что оказалось трудным?

Ответы учеников.

1. Смысловые отношения между частями БСП выражены менее четко, чем между частями союзных предложений. Поэтому иногда сомневаюсь в выборе знака.

2. Путаю БСП с простым предложением, в котором есть обобщающее слово при однородных членах.

3. Затрудняюсь, если одна из частей – односоставное предложение.

Из пяти оценок вывести общую, обвести в кружок.

4. Творческое задание

Президент Российской Федерации В.В.Путин объявил 2007 год Годом русского языка. Предлагаю написать рассказ на тему «Мой родной язык – русский» с использованием бессоюзных сложных предложений, между частями которых ставится двоеточие.

Домашнее задание.П.11, повторить правило, упражнение 149 (1), «5» – разбор.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.

1. Я живу в России, мой родной язык – русский. Я знаю, что это очень сложный язык, но в то же время он необычайно богат и красив. Изучать законы языка, узнавать новые правила, становиться более грамотной мне не просто интересно, а необходимо. Я считаю: моей стране нужны образованные люди.

2. Русский язык для меня – один из самых сложных предметов в школе. Как наука, он включает в себя много разделов. Это фонетика, орфография, лексика, морфология, словообразование, синтаксис и пунктуация. Не все я понимаю одинаково хорошо, но стараюсь: свой родной язык нужно знать обязательно.

3. Русский язык в моей жизни играет важную роль: на нем я говорю, читаю, думаю. Но я воспринимаю родной язык не только как средство общения. Я вижу в нем источник культуры и стараюсь овладеть всеми нормами русского языка.

4. Русский язык – это язык нашей нации. Это мой родной язык. Он разнообразен настолько, что позволяет передать не только необходимую информацию, но и выразить чувства. Этому способствуют художественные средства. Русский язык необыкновенно богат: он имеет эпитеты, метафоры, олицетворения и многое другое. Я стараюсь использовать эти средства в своей письменной речи во время написания сочинений.

5. Я горжусь русским языком: он является одним из наиболее богатых и развитых языков мира. Красотой русского языка восхищались многие великие люди: Ломоносов и Белинский, Тургенев и Паустовский. Я учила наизусть некоторые их высказывания и считаю, что мы, жители России, – счастливые люди, обладающие таким богатством, как русский язык.

6. Русский язык – язык великого русского народа. Я горжусь, что могу говорить и учиться на своем родном языке. Русский язык богат. Изучайте родной язык: он поможет вам грамотно выражать свои мысли.

 

 

Орфографическая разминка.

- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Решё…ый вопрос (от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование)

приказа…о отойти (краткое причастие – Н, примыкание)

в вяза…ой шапочке (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

говорила пута…о (наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание)

(она) чем-то встревоже…а (краткое причастие – Н, управление)

некраше. . ый пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

зва. . ый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)

выглядела испуга…о (наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание)

Карточка №1.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, нарисуйте схему предложения.

[Татьяна Афанасьевнапод…ла брату знак], (что б…льнаяхоч…т уснуть), и [все вышли п…тихоньку из св…тлицы].

[ ], (что…), и []. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным изъяснительным.

- Объясните значение слова “СВЕТЛИЦА”.

Светлица – в старину светлая парадная комната в доме.

- Подберите СИНОНИМ.

Комната.

Карточка №2.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, нарисуйте схему предложения.

Изучение нового материала.

- Откройте учебник на странице 67, самостоятельно прочитайте параграф 13 и скажите, что необходимо знать и уметь, работая со сложными синтаксическими конструкциями?

Работая со сложными синтаксическими конструкциями, необходимо:

- находить грамматические основы предложений;

- видеть границы простых предложений;

- разбираться в смысловых отношениях между простыми предложениями.

- Именно эти навыки мы и отрабатываем сегодня на уроке.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

  1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
  2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.
  3. Визуальный контроль готовности к уроку.
  4. Работа с журналом.

2. Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).

  • Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.

  • Выразительное чтение эпиграфа учащимся.
  • Все ли слова вам знакомы и понятны?

Маета - собственно русское образование от существительного мая –“тяжелая работа, мученье” посредством суффикса -ет-.

  • Запись эпиграфа в тетрадях.
  • Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.

(С доброты человек начинается)

  • Настроимся на разговор о доброте.
  • Проверка домашнего задания. Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске.

(Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)

  • Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?

(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)

Выполните задание под номером один.

№1. Задание к эпиграфу

Задание для первого уровня: объясните правописание выделенных букв в словах, сформулируйте данную орфограмму.

(правописание безударных гласных в корне слова, проверяемые ударением)

-Задание для второго и для третьего уровней: найдите и сформулируйте известные вам орфограммы.

(правописание безударных гласных в корне слова, проверяемые ударением; правописание окончаний глаголов; непроизносимые согласные; правописание приставок; правописание гласных после шипящих)

-Слова какой части речи преобладают в стихотворной строфе? (глаголы)

- Какую роль играют глаголы в этом тексте? (побуждение к действию)

- Определите структуру предложений и объясните знаки препинания в них.

(1-ое предложение - сложное с разными видами связи: бессоюзной и союзной, где использовано сложноподчиненное предложение с придаточным местоименно-определительным)

(2-ое предложение - сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом )

-Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.

(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)

Подведение итогов урока.

1) Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения?

  • Обратите внимание на эпиграф.
  • Почему автор использует бессоюзное предложение?

(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)

Запись текста под диктовку.

№3. Подготовьте выразительное чтение текста, обращая внимание на интонацию и выбор знаков препинания в предложениях.

О доброте

Мы порой не ощущаем вечности добра, разменной монетой его живем:

ты – мне, я – тебе. А ведь мудрость щедрости только в одном: я – всем.

Память и доброта в человеке неотделимо живут и пожалованы ему природой, чтобы щедро одаривать других и тем крепить меж людьми связь человеческую. Беспамятливый и скупой что усохшее дерево: ни глубин прошлого корнями не ощутит, ни шумливой кроной в будущее не заглянет. Не человек, а сирота вселенская.

- Выразительное чтение текста учащимся.

- Запись текста под диктовку.

9.Домашнее задание.

№4. Задание по группам.

Задание для первого уровня.

Работа с текстом. Начертите схемы бессоюзных сложных предложений. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях. Укажите части речи в 1-2-м предложениях. Произведите словообразовательный разбор слова беспамятливый.

Задание для второго уровня.

Напишите сочинение-рассуждение по записанному вами тексту. Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.

Задание для третьего уровня.

Напишите небольшое сочинение с использованием БСП на тему “Добрый человек в моем понимании”.

Слово учителя.

Сегодня мы с вами говорили о таком качестве человека как доброта. Давайте, вспомним синонимы к этому слову (чтение слов с доски). Помните: с доброты человек начинается!

Безмерное богатство – доброта.
И пусть ее надолго хватит.
Человек настоящий всегда
Щедро добро свое тратит.

Приложение 1

 

Приложение

 

 

Опорный конспект.

 

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

 

1.Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события,

происходящие последовательно друг за другом или одновременно.

[ ] , [ ].

2.Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).

[ ]; [ ].

3.Двоеточие ставится:

1) [ ] : [ причина ]. (потому что, так как)

 

2) [ ] : [ пояснение ]. (а именно)

 

3) [ ] : [ дополнение ]. (видеть, слышать, знать, чувствовать)

 

4.Тире ставится:

1) [ ] - [ быстрая смена событий, неожиданный результат ]. (и)

 

2) [ ] - [ противопоставление ]. (а, но)

 

3) [ время ] - [ ]. (когда)

[ условие ] - [ ]. (если)

 

4) [ ] - [ сравнение ]. (как, как будто, словно, что)

 

5) [ ] - [ результат, вывод ]. (так что, поэтому)

 

Конспект урока по русскому языку "Знаки в бессоюзном сложном предложении"

Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения определяется соотношением его частей: части равноправны – запятая или точка с запятой, части противопоставлены или сравниваются – тире, одна часть зависит от другой – двоеточие или тире. Поэтому важно научиться определять соотношение частей, что поможет выбрать нужный знак в бессоюзном сложном предложении.

Цели урока:

  • повторить правила, регулирующие выбор и постановку знаков в бессоюзном сложном предложении, а также закрепить навыки определения вида сложного предложения и грамматических основ,
  • узнать стилистические особенности бессоюзного сложного предложения.

После изучения темы студент должен знать: определение бессоюзного сложного предложения, правила постановки знаков между частями бессоюзного сложного предложения.

Студент должен уметь: определять вид сложного предложения, находить грамматическую основу, выбирать нужные знаки и ставить их между частями, применять на практике орфографические и пунктуационные правила.

План урока:

I. Проверка домашнего задания (определение вила сложного предложения) – упражнения 429, 430 (учебник “Русский язык” А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой.- М.2003).
II. Определение бессоюзного сложного предложения (теория).
III. Знаки в бессоюзном сложном предложении (правила).
IV. Отработка правил, выполнение тренировочных упражнений, в том числе заданий из ЕГЭ.
V. Подведение итогов, задание на дом.

ХОД УРОКА

I.

На дом студенты получили задание – повторить виды сложных предложений, поработав с таблицей и дополнив ее своими примерами:

Вид связи Вид сложного предложения Примеры

Проверяем домашнее задание.

II.

Продолжаем тему “Знаки в сложных предложениях”. Тема сегодняшнего занятия – знаки в бессоюзном сложном предложении.

Дадим определение бессоюзного сложного предложения и запишем его.

III.

  • А теперь вспомним случаи постановки двоеточия и тире в БСП.

Рассмотрим пример:

IV.

Сделаем упражнение на закрепление правил.

  1. Работаем с учебником “Русский язык. Синтаксис и пунктуация” Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко. – М. 2003. Глава УШ. Устно выполняем упражнение 13 (стр.268). Упражнение 12 (стр. 268) Выписать бессоюзные сложные предложения, расставить знаки и объяснить их постановку
  2. Работа с раздаточным материалом (см приложение - дидактический материал)

V. Вопросы для повторения:

Какие предложения называются бессоюзными сложными?
Какие знаки ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?
От чего зависит выбор знака в бессоюзном сложном предложении?

Домашнее задание:

- Повторить тему “Знаки в бессоюзном сложном предложении”.
- Сделать упражнения 4, 5 из Дидактического материала.

 

I. Начало урока

Учитель знакомит учащихся с темой урока и объясняет, какие задачи они должны решить к концу урока.

II. Основная часть. Изучение нового материала

1. Учащиеся по парам составляют список того, что они знают или думают, что знают по теме (5 минут).

Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока.

Учащиеся:

  • Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
  • Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
  • В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
  • Название третьей группы говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов. А каким образом, мы не знаем.

2. Учащимся предлагается составить в тетрадях таблицу с колонками “Знаю”, “Хочу узнать”, “Узнал(а)”. В колонку “Знаю” вносят сведения, полученные в результате обсуждения в паре. В колонку “Хочу узнать” предлагается внести спорные идеи и вопросы.

3. Чтение нового текста (заранее распечатанного в нужном количестве), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.046 с.)