Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы типологии философских учений. Материализм, идеализм и другие течения в философии.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема типологии связана с постановкой основного вопроса философии. Этот вопрос формулировался по разному, в разное время, разными авторами. Его проблема состоит в том, чтобы выделить некое главное философское размышление, к которому бы обращались все философы, независимо от их предпочтений. Некоторые философы считали, что это вопрос о сущности человека, или, что есть человек в этом мире, но ответ на этот вопрос может быть неоднозначным. Классифицировать учение с этой точки зрения невозможно, слишком многогранен человек. И. Кант предложил 4 основных вопроса: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что есть человек? Но Кант все равно подчеркнул многогранность человека. Кант так же не показал, по какой проблеме может пройти водораздел типов философских учений. В начале 19 в становится ясным, что ключевой вопрос, по которому принципиально отличаются философские учения – вопрос о соотношении двух сущностей бытия - соотношение материального и духовного начала. Именно этот вопрос становится основой для решения всех других вопросов в понимании человека. Он распадается на две стороны: 1) Что первично дух или материя? 2) На сколько дух способен познать природу материи? По первой все философские учения делятся на материализм и идеализм. Они в свою очередь имеют свои разновидности: материализм – стихийный (Фалес, Демокрит, Гераклит), механистический (Т. Гоббс 17в, Ф. Бекон 16в), вульгарный т.е упрощенный, грубый, примитивный, его сторонники уравнивают дух и материю, они считали мысли материальными (П. Кабанис); ученые 1й половины 19 в. – диалектический т.е опирающийся на принципы диалектики. Диалектический материализм первоначально возник в учении Гераклита, наиболее ярко проявил себя в марксизме. Естественно научный материализм т.е связанный с естествознанием. В природе материальные законы рождают все остальные. Разновидности идеализма: субъективный, объективный. Сторонники субъективного считают, что первичной духовной реальностью является человеческий дух, человеческое сознание (Дж. Беркли, Д. Юм). Сторонники объективного идеализма считают, что началом всего является некая высшая духовная сущность за пределами природы. У Гегеля – «абсолютная идея», Анаксагор - всеобщий разум Нус, Платон- «мир идей». Идеализм и материализм являются учениями монизма. Существует еще один тип учений – дуализм (17в Рене Декарт). Вторая сторона вопроса – вопрос о познаваемости мира. Первый вариант ответа Да, познаваем. Совокупность таких течений – гносеологический оптимизм. Позиция отрицательного ответа – агностицизм (Д. Юм). Третья позиция – скептицизм, сторонники которого считали, что нельзя категорично утверждать о познаваемости или не познаваемости мира (Пиррон).
4. Исторические типы философии: от античности до современности. Философия Античности: Античность – эпоха древнегреческой и древнеримской цивилизаций (расцвет др. Гр. 7-4 в. до н.э, др. Рим 2 в до н. э. – 2 в н.э.). В это время возникает учение о Космосе – космогония. Понятие «Космос» означало совершенство, согласованность всех элементов мира. Одни философы того времени за материальную основу и "первоначало" всех вещей принимали огонь (Гераклит), другие – воду (Фалес, милетская школа), третьи – воздух (Анаксимен), четвертые материальную основу всех вещей видели не в одном, а в совокупности ряда качественно различных элементов: в огне, воздухе, воде, земле и т.д. (Эмпидокл). То есть все они пытались объяснить мир из него самого, при помощи естественных причин. Иную точку зрения занял Пифагор- начало всего это число. Парменид вводит понятие бытие - все то, что есть т.е все то, что равно самому себе и неизменно(материальный шар) и познать его можно лишь с помощью разума, а не органов чувств. Возникает и развивается учение об атоме (Левкипп, Демокрит). Наиболее крупными идеалистами Древней Греции были Сократ (469-399 до н.э.) и его ученик Платон (427-347 гг. до н.э.) (мир Эйдосов), создавшие целую систему объективного идеализма. Наличие разных взглядов и разного понимания сущности бытия привело к тому, что античные мыслители развивали логику, чтобы умело доказывать свои взгляды, совершенствовать критические рассуждения. Развитие и совершенствование логики, особенно в трудах Аристотеля (384-322гг. до н.э.), стало одним из важнейших достижений античной философии. Средневековая философия: Господствующей формой религии в Европе стало христианство, согласно которому мир создан единым богом. Философия почти на целое тысячелетие превратилось в служанку богословия. Если для античного мировоззрения был характерен космоцентризм, то для средневекового - теоцентризм. Для средневековой философии характерен новый подход к пониманию природы и человека. Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма. Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. Средневековая философия вошла в историю человечества под именем схоластики (школьная философия). Средневековые схоласты в Западной Европе задачу философии видели в истолковании и формальном обосновании религиозных догматов. В ХIII веке теолог (богослов) Фома Аквинский (1225-1274) систематизировал католическое вероучение. Выступая в качестве теоретика духовной диктатуры папства Фома Аквинский в своей системе уподоблял власть папы на Земле власти бога на небе. Среди средневековых философов имелись серьезные расхождения по определенным вопросам. В этих расхождениях своеобразно проявлялась борьба материалистической и идеалистической тенденций. Спор между схоластами шел о том, что представляют собой общие понятия ("универсалии"). Так называемые реалисты (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) утверждали, что общие понятия существуют реально, до вещей, что они существуют объективно, независимо от сознания в разуме бога. Против реалистов выступали номиналисты (Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам), которые учили, что общие понятия - это всего лишь имена вещей, и что они, таким образом, существуют "после вещей" и не обладают самостоятельным существованием. В их взглядах проявилась материалистическая тенденция в философии средневековья. Философия эпохи Возрождения и Нового времени: мыслители Возрождения ставили в центре мироздания человека, подчеркивая, что именно человек является главной фигурой и высшим судьей своего разумного и целесообразного. Постепенно освобождаясь от авторитета средневековой философии, мыслители эпохи Возрождения создают антропоцентристское (от греч antropos-человек) мировоззрение, приветствуя и обосновывая гуманизм и индивидуализм. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство. Если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение – эпохой художественно-эстетической. Мыслители связанные с этой эпохой это Данте Алигьери (Божественная комедия), Ф. Петрарка, Лоренцо Валля(идея гедонизма), Пико деля Миандала(900 тезисов), Коперник(о вращении небесных тел), Г. Галилей (основоположник механики). Философия Возрождения была переходной ступенью к философии Нового времени. Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам - стержнем новых философских направлений. Одно из таких направлений – рационализм (от лат. ratio-разум) - выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р.Декарт (1596-165О), Б.Спиноза (1632-1677), Г.Лейбниц (1646-1716). Другое философское направление - эмпиризм (от греч.empiria - опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф.Бэкон (1561-1626), Т.Гоббс (1588-1679) и Дж. Локк (1632-1704). Главнейшим приобретением естествознания ХVII-ХVIII вв. явился экспериментальный метод и метод анализа. XVIII век в истории человеческой цивилизации не случайно называют эпохой Просвещени я. Научное знание, бывшее ранее достоянием узкого круга людей, теперь распространяется вширь, выходя за пределы лабораторий и университетов. На знамени просветителей написано два главных лозунга: " Наука и прогресс ". В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Д.Локка, Д.Толанда (167О-1722). Во Франции плеяда просветителей была представлена Ф.М.Вольтером (1694-1778), Ж.Ж.Руссо (1612-1778), Д.Дидро, М.Д.Аламбером (1717-1783), П.Гольбахом, Ж.Ламетри. В Германии носителями идей Просвещения стали И.Гердер (1744-18О3) молодой И.Кант (1724-18О4). Немецкая классическая философия: Родоначальник классической немецкой философии Эммануил Кант (1724-18О4) в ранний период своей деятельности много занимался вопросами естествознания и выдвинул свою гипотезу происхождения и развития солнечной системы. Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Кант учит, что существуют " вещи в себе ", не зависящие от познающего субъекта. Пространство и время, по Канту, являются не объективными формами существования материи, а всего лишь формами человеческого сознания, априорными формами чувственного созерцания. Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (177О-1831), который был великим представителем объективного идеализма. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" – Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь " абсолютной идеей ") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в» Ф илософии природы ". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - " Философию духа ". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития.
6. Проблема бытия в философии. Бытие и другие онтологические учения. Категория - это понятие, выраженное в слове, очень широкого содержания, оно (категория Бытия) означает причастность всего существующего к друг другу. Для того чтобы что-то понять и исследовать надо признать бытие этого, это значит уравнять свое существование с его существованием. У каждой существующей вещи есть границы существования в пространстве и времени, а у бытия этих границ нет, значит, оно исчерпывающее все понятие. Предельные характеристики и стали основной проблемой в античной философии. Парменид (Элея) считал, что бытие это что-то предельное, материальное, не имеющее границ, оно имеет форму шара и понять его можно только разумом. Бытие как совершенство представлял и Платон, но у него оно совпадало с миром Эйдесов. Парменид отрицал небытие, т.е. небытия нет, а для Платона небытие – это материя. У Аристотеля понятие Бытия означало мир реальных, существующих вещей, но абсолютным их источником является Бог. В Эпоху Средневековья развитие получила точка зрения Аристотеля. В эпоху Нового времени оно стало означать весь физический мир с его механистическими свойствами. У Канта эта проблема была решена в двойственном виде: бытие явное и бытие скрытое. У Гегеля источником и итогом является абсолютная идея. В неклассической философии бытие - внутреннее состояние человека. Бытие это некое неповторимое единство того, что во внутреннем мире человека и вне его. Понятие категории небытия. Абсолютного небытия нет, его нельзя признать. Оно лишь относительно. У каждой вещи есть относительное небытие до и после. Его можно рассматривать как форму связи одного элемента с другим. На базе бытия существуют категории существования, действительности, реальности и возможности. Существование мене широкое понятие оно фиксирует лишь наличие чего-либо. Чаще всего оно относится к прошлому и настоящему. Понятие действительность это наличное бытие, то в котором нет сомнения. Возможность это совокупность условий для действительности. Понятие реальности означает существование элементов бытия в их определенной упорядоченности. Реальность обладает определенной структурой. Есть объективная и субъективная. Субъективная – все, что исходит из нас. 3й уровень это объективно-субъективная реальность, особая, существующая только в единстве этих сторон. Кроме того в структуре бытия выделяют 3 аспекта: вещи (фрагменты бытия), свойства (специфика вещей), отношения (связи через которые выражаются свойства). 7. Проблема субстанции в философии. Материя как субстанции: развитие философских представлений о материи. Субстанция означает сущность бытия, т.е. то, благодаря чему все объединяется в бытие. Это понятие возникает в Эпоху нового времени у Декарта. Он считал, что бытие основано на 2х субстанциях: материальное и духовное. Идеалисты признавали в субстанции какое-то духовное начало, а материалисты – материю. Позиция материализма являлась в науке более обоснованной. С точки зрения материализма материя как субстанция определяет и существование духовных явлений. Понятие материи возникло у Аристотеля, у него оно означало материал, то из чего все возникло. Субстратным подходом был и атомизм. С развитием науки и философии представление о материи как об основе, сущности менялось. В эпоху нового времени возникает атрибутивная трактовка материи, атрибут-свойство. Материя понимается как совокупность общих свойств, присущих всем физическим телам, поскольку лидирующее место занимала механика в этот период, то такими свойствами представали именно механические свойства (плотность, тяжесть, инерция, сила и т.д.). Все материальное рассматривалось через присутствие этих свойств, но в этот период в нач 19 в все большую популярность в науке приобретает учение об атоме, и именно с ним, с его неделимостью связано понятие материи. В 19 в это становится нормой, эта т. Зрения преобладает до конца 19 в. Атрибутивный подход остается на периферии. Это положение сохранялось до открытий, произошедших в физике в 19 – нач 20 вв. Произошла революция в физике. Была перестроена картина мира. Возникновение электродинамики привело к открытию электрона и других частиц – разрушилось представление о неделимости атома и оказалось что нет предела этой делимости. В настоящее время известно 350 субатомарных частиц. Частицы обладают принципиально иными свойствами, чем макротела. Некоторые физики и философы обрушились с критикой на материализм. Особенно эта критика была характерна для эмпириокритицизма. Сторонники, которого решили опровергнуть материализм. Э. Мах, Р. Авенариус предложили отказаться от понятии материи, понятия объективная реальность, субъект, объект, и предложили считать реально существующими лишь человеческие ощущения т.е элементы мира это психические элементы. В защиту материализма решает выступить В. Ленин. В 1907 он пишет книгу «материализм и эмпириокритицизм». В этой книге он дает классическое определение материи в соответствии с новыми научными открытиями. Материал – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания, которая дана человеку в ощущениях. В этом определении Ленин подчеркнул, что материя не сводится ни к каким конкретным вещам, веществу. Материя это понятие (слово) для обозначения всего того, что имеет принципиальное отличие от духовных явлений, т.е что существует по своим независимым от сознания законам. Материя эта общая основа существования и проявляет она себя в самых разных формах, их многообразие неисчерпаемо. Это атрибутивное определение, но в нем подчеркнут главный атрибут материи, ее способность быть источником наших ощущений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.208.91 (0.01 с.) |