Базовый модуль № 1. История философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базовый модуль № 1. История философии.



Б.1.Б.2 –Философия

Направление подготовки 080100.62 – Экономика

 

Профиль Финансы и кредит

 

Курс 1

Форма обучения очная

 

 

Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВПО: 144 часов

2 зачетных единиц

 

 

Абакан 2011


1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 – Экономика профиль «Финансы и кредит» утвержденного Приказом Министерства и образования и науки РФ от 21.12.2009 г. № 772

 

2. Разработчик (и) рабочей программы

доцент кафедры философии и социологии ______________________ Чанкова И.В.

 

 

3. ПРИНЯТА на заседании кафедры философии и социологии 24 марта 2011 г. протокол № 8

 

 

Зав. кафедрой ______________________________ Чистанов М.Н.

 

 

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

 

И.о. зав. выпускающей кафедрой ____________________________________ Т.Н. Пигина

(подпись) (ФИО)

______________________________

(дата)

 

5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры _____________________________________________№ ____ дата _____________________

 

Зав. кафедрой ______________________ ___________________________

(подпись) (ФИО)

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Цели и задачи курса «Философия»

 

Представленная программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по философии для направления 080100.62 – Экономика по профилю «Финансы и кредит» и «Экономика предприятий и организаций».

Целью обучения является формирование у студентов необходимого объема знаний по дисциплине «Философия», предусмотренных Государственным образовательным стандартом, а также умений и навыков, необходимых для решения задач учебного характера.

Изучение данного курса открывает возможности для глубокого понимания процессов, происходящих в современном обществе, как в национальном, так и в глобальном масштабе. Структура программы позволяет уяснить не только историческую картину развития философской мысли, но и по-новому осмыслить и изложить актуальные проблемы современной философии, а также способствует формированию научного мировоззрения.

Данная структура соответствует требованиям к изучению курса философии через призму двух основополагающих блоков:

- история философии

- общетеоретические философские проблемы.

Курс «Философия» направлен на формирование у выпускников следующих компетенций:

ОК-14 - владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;

ПК-9 - способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;

ПК-13 - способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;

ПК-14 - способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы;

ПК-15 - способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.

 

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования устанавливает следующие требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по данному направлению.В соответствии с требованиями государственного стандарта, после изучения дисциплины «Философия» студент в рамках формируемых компетенций будет:

иметь представление:

о роли и функциях философии в духовной жизни человечества, связи философии с другими формами общественного сознания;

- об основных философских проблемах и разновидностях их решения;

- об основных тенденциях развития философского знания;

- о научных, философских и религиозных картинах мироздания;

знать:

- базовые философские категории;

- основные этапы развития философии, их особенности и периодизацию;

- формы и методы научного познания, их эволюцию;

 

уметь:

– ориентироваться в основных философских проблемах;

- анализировать первоисточники;

- формулировать и обосновывать свою позицию по изучаемым вопросам;

- применять знания из базовых курсов истории к изучению философских тем;

- проводить сравнительный анализ между основными тенденциями развития

 

3. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс «Философия» относится к дисциплинам базовой части общенаучного цикла. Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями, сформированными в процессе изучения данной дисциплины.

4. Организационно-методический план:

 

Вид учебной работы Всего часов № семестров (по учебному плану)
       
I. Аудиторная:          
лекции          
семинары          
…..практические занятия          
…..лабораторные работы          
ИТОГО:          
II. Внеаудиторная:          
курсовые проекты -        
курсовые работы -        
рефераты -        
расчетно-графические работы -        
контрольные работы -        
домашние контрольные работы -        
самоподготовка:          
самостоятельное изучение разделов          
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий          
подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др.          
……подготовка к экзамену          
другие виды внеаудиторной работы          
ИТОГО:          
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) Экзамен       Х      
Общая трудоемкость дисциплины:          

5. Структура УМКД дисциплины:

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
1 Программный элемент
1.1 Рабочая программа учебной дисциплины Чанкова И.В. Философия. Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2011 (рукопись, электронная версия) Кафедра истории России, Библиотека: http/library.khsu.ru
2 Теоретический элемент
2.1 Учебник (основной) Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 608 с. Библиотека
2.2 Учебники (дополнительные) Библиографический список приведен в РП (разд. 3.1) Библиотека
3 Практический элемент
3.1 Практикум    
3.2 Хрестоматия    
4 Методико-технологический элемент
4.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины Чанкова И.В. Философия. Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2011 (рукопись, электронная версия) В рабочей программе
4.2 Методические рекомендации по выполнению рефератов, контрольных, курсовых работ Чанкова И.В. Философия.. Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2011 (рукопись, электронная версия) В рабочей программе

6. Тематический план учебной дисциплины

 

  Наименование разделов и тем курса Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самос- тоятель-ная работа
лекции семинарские лабораторные
           
Тема 1. Предмет философии.          
Тема 2. Философия Древнего Востока.          
Тема 3.Античная философия.          
Тема 4. Средневековая философия.          
Тема 5. Философия эпохи Возрождения.          
Тема 6. Философия Нового времени.          
Тема 7. Философия французского Просвещения.          
Тема 8.Немецкая классическая философия.          
Тема 9.Основные течения современной западной философии (вторая половина Х1Х-ХХ вв.).          
Тема 10.Марксизм.          
Тема 11.Русская философия XIX -XX вв.          
Тема 12.Бытие. Материя и ее свойства.          
Тема 13. Сознание.          
Тема 14.Познание.          
Тема 15.Общество.          
Тема 16.Культура.          
Тема 17.Человек.          
Тема 18.Наука и техника.          
ИТОГО:          

 

 


7. Содержание теоретических разделов дисциплины «Философия»

Базовый модуль № 1. История философии.

Тема 1. Предмет философии.

Основные аспекты философского знания. Философия как мировоззрение. Структура и типы мировоззрения. Философия как особая сфера духовной жизни общества: философия и религия, философия и искусство.

Философия как наука, ее место в системе научного знания. Объект и предмет философского знания. Структура философского знания: онтология, натурфилософия, гносеология, аксиология, социальная философия, этика, эстетика, антропология, философия науки, философия техники. Функции философии: мировоззренческая, познавательная, методологическая, прогностическая, герменевтическая функции философии.

Тема 3. Античная философия.

Культурные, социально-экономические и теоретические предпосылки зарождения античной философии. Философия античных досократиков. Проблема первоначала в милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Онтологизм элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон). Пифагор и его школа. Диалектическое учение Гераклита. Атомизм Левкиппа и Демокрита.

Софисты. Релятивизм и агностицизм софистов. Постановка проблемы человека. Сократ: проблема истины; учение о методе и общих понятиях; проблема соотношения знания и нравственности.

Платон как родоначальник объективного идеализма. Понятие и концепция эйдоса (идеи). Учение о душе. Космология Платона. Теория познания. Учение об идеальном государстве.

Философия Аристотеля. Учение о форме и материи. Форма как эйдос. Детерминизм Аристотеля учение о видах причинности. Логическое учение Аристотеля. Учение о государстве и гражданине.

Философия эпохи эллинизма. Эпикуреизм: атомистические идеи, гедонизм. Стоицизм: физика, логика, этика и метафизика стоиков. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик).

Неоплатонизм. Плотин. Учение о Едином Благе. Понятие эманации. Влияние неоплатонических идей на христианство. Значение античной философии.

Тема 4. Средневековая философия

Возникновение и идейные источники христианства. Монотеизм, теоцентризм, догматизм, дидактизм средневековой христианской философии. Патристика, ее основные проблемы: проблема соотношения веры и разума, проблема свободы воли, креационизм, теодицея.

Ереси и борьба с ними. Гностицизм в эпоху раннего христианства. Манихейство. Дуалистическое понимание мира в гностицизме. Понятие демиурга. Влияние гностиков на еретические движения эпохи средневековья. Роль патристики в формировании средневековой философии.

Ислам как система мировоззрения и средневековая арабская философия. Арабский неоплатонизм. Суфизм. Великие перипатетики арабского Востока: Авиценна, Аверроэс. Значение средневековой арабской философии.

Европейское христианство и схоластика: основные этапы становления и их характеристика. Пьер Абеляр и Фома Аквинский.

Проблема универсалий как основная проблема средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Боэций, Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберрийский, Росцелин, Уильям Оккам. Мистицизм в эпоху средневековья (Бернард Клервосский, Бонавентура).

Проблема добра и зла, ее решение в средневековой европейской схоластике.

 

Тема 5. Философия эпохи Возрождения

Кризис церкви в XIV в., его роль в наступлении эпохи Ренессанса. Характерные черты философии Ренессанса: поиск теологических альтернатив, антропоцентризм, натурализм, усиление позиций светского знания. Философско-религиозный Ренессанс: М. Лютер, Ж. Кальвин. Основные догматы протестантизма: оправдание верой, священство всех верующих, предопределение. Отношение протестантизма к светской власти, к труду.

Пантеистическое учение Н. Кузанского: диалектическое понимание Бога, идея бесконечности Вселенной. Пантеизм и материализм Дж. Бруно. Идея множественности миров. Неоплатонизм Ренессанса: Флорентийская Академия. Естественнонаучная мысль Ренессанса: Ленардо да Винчи, Парацельс.

Социально – политическая мысль эпохи Возрождения. Возникновение феномена утопизма. Т. Мор и его «Утопия». Т. Кампанелла и его представления об идеальном государстве. Н. Макиавелли как основоположник политической теории. Значение философии Ренессанса.

Тема 9. Марксизм.

История марксизма. Маркс и Гегель. Диалектический материализм. Экономическое учение Маркса. Марксистская социология. Коммунизм. Три положения: прибавочная стоимость, исторический материализм, диктатура пролетариата. Общественные формации.

 

Тема 10.Основные течения современной западной философии

(вт. половина Х1Х-ХХ вв.)

 

Развитие философии после Гегеля: прагматическое, позитивистское, иррационалистическое направление. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса: исторический и диалектический материализм. Марксистское решение основного вопроса философии. Материалистическая диалектика. Понятие практики: практика как критерий истины, цель и основа познания. Общественно-историческая практика. Понятие отчуждения. Понятие общества. Общественное бытие и общественное сознание. Философия истории. Теория общественно-экономических формаций. Базис и надстройка Классовая борьба как движущая сила исторического процесса.

Американский прагматизм: Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи. Утилитаризм. Прагматическая концепция истины. Понятие гипотетико-дедуктивного метода. Функции философии и науки. Прагматическая теология.

Социальные и научно-теоретические предпосылки возникновения позитивизма. Первая волна позитивизма: О. Конт, Г. Спенсер, Д.. Миль. Отношение к философии. Понятие позитивной науки. Теория трех стадий Конта. Создание социологии. Органицизм, феноменализм Спенсера.

Вторая волна позитивизма: эмпириокритицизм. Э. Мах, Р. Авенариус. Верификация как основной критерий научности. Субъективный идеализм Маха, его критика метафизики. Принципы экономии мышления, комплексности ощущений, перехода психических истин в физические. Конвенциональная теория истины.

Третья волна позитивизма: неопозитивизм. Б. Рассел и Венский кружок (Р. Карнап, О. Нейрат, М. Шлик). Логический анализ и логический томизм. Язык и действительность. Л. Витгенштейн и лингвистический анализ. Понятие языковой игры. Критический рационализм К. Поппера. Фальсифицируемость как основной критерий научности. Представления о прогрессе науки.

Иррационализм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление. Пессимизм. Философия жизни: Ф. Ницше, А. Бергсон, О. Шпенглер. Философия культуры Понятие воли как воли к власти. Учение о сверхчеловеке и его интерпретация в истории философии. Интуитивизм А. Бергсона. С. Кьеркегор как основоположник экзистенциализма. Экзистенциальное познание. Уровни самопознания человека: эстетический, этический, религиозный.

Феноменология Э. Гуссерля. Понятие интенциональности. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Экзистенциализм: немецкий (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и французский (Ж.-П. Сартр, А. Камю). Фрейдизм и неофрейдизм. Герменевтика: Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер. Понятие герменевтического круга. Французский структурализм и постструктурализм: К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррида.

 

Тема 13. Сознание

Развитие представлений о происхождении и сущности сознания. Атомистический (материалистический) и эйдетический подходы к проблеме сознания и их историческое развитие. Концепция отражения. Отражение как атрибут материи. Иерархия форм отражения в живой и неживой природе. Философский смысл антропосоциогенеза. Логически и исторически необходимые условия и предпосылки антропосоциогенеза. Сознательное и бессознательное.

Сознание и мышление. Роль труда, игровых форм поведения, языка в становлении сознания. Роль целеполагания, метода, орудийного мышления, творческого и репродуктивного начал в труде. Игра как единство иллюзорного и подлинного, естественного и искусственного в поведении человека. Мышление как игра. Роль игры в культуре.

Язык, его сущность и функции. Опосредующая между сознанием и реальностью роль языка. Абстракция и язык. Исторические этапы становления языка, их связь с генезисом сознания. Проблема идеального в истории философии. Нейрофизиологический, логический и семиотический смыслы понятия идеального. Образ, знак, символ. Информация. Философское, кибернетическое, биологическое толкования информации.

 

Тема 14. Познание

Гносеология (эпистемология) как наука, ее историческое становление. Знание, его виды. Типы рациональности (обыденная, откровенная, логическая, эмпирическая философско-диалектическая рациональности) и виды знания. Познавательная парадигма. Познание как отражение. Виды и проявления рефлективной (классической) гносеологической парадигмы, ее недостатки.

Становление деятельностного понимания феномена познания. Познание как деятельное, культурно-исторически определенное отношение человека к миру. Практика как содержание, цель и критерий познания. Познание и понимание: герменевтическая эпистемология.

Субъект и объект познания. Типология субъектов познания и ее соотношение с классификацией форм бытия. Природа, история и человек как объекты познавательной деятельности. Самопознание субъекта, его роль в познавательной деятельности.

Структура познавательной деятельности. Чувственное и рациональное познание. Обыденный и теоретический уровни познания. Методы научного познания. Исторические типы научных методологий: панлогизм, механицизм, эволюционизм, структурализм, синергетизм.

Проблема истины. Истина, заблуждение и ложь. Абсолютная и относительная, объективная и субъективная истины. Конвенциональная, прагматическая, логико-анлитическая концепции истины.

 

Тема 15. Общество

Социальная философия: предмет, особенности, функции. Взаимосвязь социальной философии с другими видами философского знания.

Понятие общества. Атомистический и органистический подходы к изучению общества. Общественное бытие и общественное сознание. Устойчивость и изменчивость в общественном бытии, Философия истории: понятие и проблематика. Феномен истории. Закономерность и случайность в истории. Роль личности в истории. Модели исторического развития: линейная, циклическая, спиралевидная, веерная.

Формационная модель общественного бытия. Сферы общественной жизни, структурные отношения между ними. Приоритетная сфера общественной жизни как формационный базис. Теории М. Вебера и К. Маркса как альтернативы формационной модели. Общественно-экономическая формация: понятия базиса и надстройки, производительных сил и производственных отношений. Роль государства и гражданского общества на современном этапе общественного развития.

Культурно-цивилизационные модели общественного бытия. Теория «локальных культур» О. Шпенглера. Понятие культуры. Цивилизация как упадок культуры. Концепция развития цивилизаций А. Тойнби. Механизм «вызова-ответа». Смысл истории по К. Ясперсу. Понятие «осевого времени».

Теория «этногенеза» Л. Гумилева. Понятие пассионарности.

 

Тема 16. Культура

Синтетический характер понятия культуры. Многообразие определений культуры. Материальная сторона культуры: культуры как очеловеченная природа. Природный, экономический, демографический факторы в функционировании культуры. Культура производства и производство культуры.

Духовная сторона культуры. Духовное производство как процесс функционирования культуры. Феномен общественного сознания, его соотношение с индивидуальным сознанием. Структура общественного сознания. Взаимосвязь форм общественного сознания: политика, право, мораль, религия, эстетическое сознание, наука. Культура и язык: язык как «дом культурного бытия». Семантическая концепция культуры: диалектика знаков и смыслов.

Понимание культуры как "человеческого в человеке", его связь с другими определениями культуры. Феноменологическое понимание культуры. Человек как отражение культуры и культура как отражение человека.

Проблема социального отчуждения в культуре. Исторические формы и виды отчуждения. Отчуждение в современной цивилизации. Массовая и элитарная культуры. Проблема "одномерности" человека в современной цивилизации.

Культура как система ценностей. Становление проблемы ценностей в истории философии. Ценность и значимость. Понятие оценки: духовный и практический аспекты. Аксиологический смысл нормы, идеала и запрета. Классификация ценностей.

 

Тема 17. Человек

 

Развитие представлений о природе человека в истории философии. Совершенный человек как теоретическая идеализация. Буддийская, китайская, античные, христианская, кальвинистская, коммунистическая концепции «совершенного человека». Современная антропология о соотношении биологического и социального в человеке. Антропогенез и социогенез. Влияние природных и социальных факторов на феноменальный фон человеческого бытия.

Жизнь как данность и ценность. Смысл жизни и сущность бытия. Идея бессмертия. Жизнь человека и история общества. История как цель и как средство, как объект и как субъект для человека.

Эмотивные факторы человеческого существования: любопытство, ужас, любовь, отчаяние. Понятие личности: многообразие определений. Соотношение понятий "человек", "личность", "индивидуальность". Исторический и культурный тип личности. Ролевая концепция личности. Личность как сущностная основа человека. Проблема определения сущностных сил человека. Самосознание как критерий личности. Структура личности.

Понятие свободы. Развитие представлений о свободе в истории философии. Соотношение свободы и необходимости. Свобода и ответственность. Свобода и отчуждение.

 

Тема 18. Наука и техника

 

Понятие науки. Исторические этапы становления науки и исторические типы рациональности. Функции науки. Наука как кумулятивная система. Знание как социальная ценность. Знание как продукция и как производящая сила. Наука как деятельность: продуктивная функция науки. Связь исторического развития науки со сменой эпох и со спецификой культур и цивилизаций. Истина как продукт, ценность и товар. Наука как социальный институт. Место науки в обществе в различные эпохи. Социальная самоорганизация науки.

Понятие техники. Виды техники и исторические этапы ее развития. Взаимодействие техники и науки на различных исторических этапах. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция. Диалектика цели и средств в техническом прогрессе. Роль науки и техники в современной цивилизации. Сущность технократических концепций: «технотронное общество», «индустриальное» и «постиндустриальное общество», «информационное общество».

Понятие общественного прогресса. Многообразие определений и критериев прогресса. Технологический критерий: соотношение прогресса европейской и мировой, европейской и других цивилизаций. Прогресс и регресс. Модели прогресса. Человек как критерий прогресса. Роль глобальных проблем современности в осуществлении прогресса. Моделирование будущего и моделирование глобальных проблем. Современное состояние глобальных проблем.

 

 

 

 

 

 


  1. Содержание практических разделов дисциплины.

План проведения семинарских занятий

1 Предмет философии (ауд.р.2 ч.; с.р. 4 ч.)

 

1. Философия как вид знания. Методологические функции философии. Мировоззренческие функции философии.

2. Проблема основного вопроса философии.

3. Проблема возникновения философии. Миф. Религия.

4. Историческое развитие философии.

5. Материализм и его представители.

6. Идеализм и его представители.

7. Человек как центральная проблема.

 

2. Философия Древнего Востока. (ауд.р. 2 ч.; с.р. 4 ч.)

1. Условия зарождения философии.

2. Философия Древней Индии.

3. Ортодоксальные школы (веданта, йога, ньяя, санкхья, вайшешика, миманса).

4. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм.

 

3. Античная философия (ауд.р. 2 ч.; с.р. 4 ч.)

1. Философия античных досократиков: милетская, элейская, пифагорейская школы.

2. Атомизм Левкиппа и Демокрита.

3. Софисты и Сократ.

4. Философия Платона.

5. Философия Аристотеля.

6. Эпикуреизм и стоицизм.

 

4. Средневековая философия (ауд.р. 2 ч.; с.р. 4 ч.)

1. Неоплатонизм.

2. Возникновение христианской философии, ее периодизация и особенности.

3. Патристика. Основные догматы христианства.

4. Теоцентризм философии средневековья.

5. Номинализм и реализм в философии средневековья.

 

5. Философия эпохи Возрождения. (ауд.р.2 ч.; с.р. 4 ч.)

1. Характерные черты философии Ренессанса.Философские идеи Реформации: М. Лютер, Ж.Кальвин. контрреформация.

2. Пантеизм эпохи Возрождения: Н.Кузанский, Дж.Бруно.

3. Социально – политическая мысль эпохи Возрождения. Возникновение феномена утопизма. Т. Мор и его «Утопия».

4. Н. Макиавелли как основоположник политической теории. Понятие макиавеллизма.

6. Философия Нового времени (ауд.р. 2 ч.; с.р. 4 ч.)

1. «Научная революция» и философия Нового времени.

2. Эмпиризм Ф.Бэкона.

3. Сенсуализм Т.Гоббса и Дж.Локка.

4. Рационализм Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница.

5. Крайний сенсуализм Д.Беркли и Д.Юма.

 

7. Философия французского Просвещения. (ауд.р. 2 ч.; с.р. 4 ч.)

1. Феномен Просвещения. Первая волна просветителей: Монтескье, Вольтер, Руссо.

2. Развитие теории общественного договора.

3. Сенсуализм Вольтера.

4. Географический детерменизм Монтескье.

5. Механистическая методология французских материалистов.

 

8.. Немецкая классическая философия (ауд.р. 2 ч.; с.р. 4 ч.)

1. Диалектический метод в работах немецких классиков.

2. Философия И.Канта.

3. Философия Фихте и Шеллинга.

4. Абсолютный идеализм Гегеля.

5. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

 

  1. Марксизм (ауд.р. 2 ч., с.р. 4 ч.)
  1. Философия К.Маркса.
  2. Исторический материализм.
  3. Ф.Энгельс.
  4. Базис, надстройка и производственные отношения, производительные силы.
  5. Коммунизм.

 

.10. Основные течения современной западной философии (вторая половина Х1Х-ХХ вв.).

1. Иррационализм: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор.

2. Экзистенциализм: К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю.

3. Феноменология. Герменевтика.

4. Первый позитивизм: О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Милль.

5. Эмпириокритицизм: Э.Мах, Р.Авенариус.

6. Аналитическая философия: логический позитивизм Б.Рассела

7. Лингвистическая философия Л. Витгенштейна.

8. Фрейдизм и неофрейдизм.

9. Американский прагматизм: Пирс,Джеймс, Дьюи.

10. Французский структурализм: К.Леви-Стросс, Ж.Деррида, М.Фуко.

 

11 Русская философия XIX -XX вв.

1. Основные идеи и направления русской философии XIX -XX вв.

2. Философия русских революционных демократов.

3. С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, Н.О.Лосский, Л.П.Карсавин, А.Ф.Лосев.

4. Философия российского консерватизма: Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев.

5. Философия всеединства В.Соловьева. Экзистенциализм Н.Бердяева, Л.Шестова.

6. Концепция евразийства.

 

12. Бытие. Материя и ее свойства (ауд.р. 2 ч., с.р. 4 ч.)

1. Бытие как философская категория. Формы бытия.

2. Материя. Материя как субстанция и субстрат.

3. Диалектика: понятие, основные принципы, законы.

4. Пространство и время.

 

13. Сознание (ауд.р. 2 ч., с.р. 4 ч.)

1. Генезис сознания.

2. Работа Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

3. Язык и сознание.

4. Сознательное и бессознательное.

5. Сознание как отражение. Знак, символ, информация, образ.

 

14. Познание (ауд.р. 2 ч., с.р. 4 ч.)

1. Познание как отражение. Феномен знания.

2. Познание как деятельность. Практика.

3. Структура познавательной деятельности. Формы и методы научного познания.

4. Синергетика. Герменевтика.

5. Законы и категории диалектики.

 

15. Общество

1. Социальная философия.

2.Понятие общества. Атомистический и органистический подходы к изучению общества.

3. Общественное бытие и общественное сознание. Общественная психология и идеология.

4. Философия истории. Закономерность и случайность в истории. Роль личности в истории. Модели исторического развития: Линейная, циклическая, спиралевидная.

5. Культурно-цивилизационные модели общественного бытия. Теория «локальных культур» О.Шпенглера. Понятие культуры. Цивилизация как упадок культуры.

6. Концепция развития цивилизаций А.Тойнби. Механизм «вызова-ответа».

7. Смысл истории по К.Ясперсу. Понятие «осевого времени».

8. Теория этногенеза Л.Гумилева. Понятие пассионарности.график развития этноса.

9. Стадиальные теории развития общества. Теория общественно-экономических формаций К.Маркса.

 

16. Культура (ауд.р. 2 ч., с.р. 4 ч.)

1. Феномен культуры. Многообразие определений культуры.

2. Культура и цивилизация. Культура и история. Культура и язык.

3. Проблема социального отчуждения в культуре. Место человека в мире культуры.

4. Массовая и элитарная культуры. Типология культур.

5. Место России в диалоге культур. Запад-Восток.

 

17. Человек (ауд.р. 2 ч., с.р. 4 ч.)

1. Человек как философская проблема.

2. Развитие представлений о природе человека в истории философии.

3. Социальное и биологическое в человеке. Сознательное и бессознательное в человеке.

4.Феномен жизни. Жизнь как данность и ценность. Проблема жизни и смерти. Идея бессмертия. Смысл жизни человека.

5. Жизнь человека в контексте истории. Человек и общество. Свобода и необходимость.

 

18. Наука и техника (ауд.р. 2 ч., с.р. 4 ч.)

1. Проблема соотношения науки и техники.

2. Линейная модель. Эволюционная модель.

3.Техника науки и технические науки.

4.Техника в исторической ретроспективе.

5.Основные подходы к осмыслению техники: Э.Капп, А.Эспинас, Ф.Дессауэр, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Х.Ортега-и –Гассет, Н.А.Бердяев.

 

 

  1. Программа самостоятельной познавательной деятельности студента

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.162 с.)