Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика философских проблем, их мировоззренческое значение. Философия и другие духовные системы. Зарождение философии.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Специфика философских проблем, их мировоззренческое значение. Философия и другие духовные системы. Зарождение философии. Философские проблемы в отличие от житейских, научных обладают высокой степенью всеобщности. Они касаются каждого человека и человечества в целом. В конкретную историческую эпоху они имеют свою специфику и всегда ориентированы на широкую перспективу. Каждый философ вносит свой неповторимый вклад в развитие философских идей. Философия возникает примерно в один исторический период в самых разных цивилизациях, которые не были связаны культурными нитями. 7-6 в. до н.э – Китай, Индия, Др. Греция. Для Др. Китайской философии были характерны проблема морали и политические проблемы. Для Др. Индийской – внимание к внутреннему миру человека. Др. Китайская и Др. Индийская философии постепенно превратились в религиозные учения - конфуцианство, даосизм, буддизм. В античной Греции возникла светская философия, в которой рассуждения строились на принципах доказательности. Философия отличается от религии и мифологии тем, что опирается на доказательства. Именно поэтому философия – прародительница всех наук. Философия всегда пересекается с другими видами знаний и духовной деятельности: религия, искусство, политика, мораль, наука. Если религия и мифология базируется на вере в сверхъестественное, то философия на теоретических принципах. Для любого человека характерно сочетание всех этих типов мировоззрения, но, как правило, философия имеет преимущество перед другими. Мифологический тип мировоззрения полагает эмоционально-образное мировосприятие, придание всем явлениям какого-то сверхъестественного смысла. Религиозное мировоззрение более системно, упорядоченно и высшая божественная сила рассматривается как непостижимая тайна и «высшая контролирующая инстанция». Философия как тип мировоззрения строится системно. Все идеи взаимно согласованны внутри мировоззрения. При этом Философия связывает между собой эмоциональные и рациональные структуры.
Философия и наука. Предмет философии. Структура философского знания. Философия исторически явилась прародительницей всех европейских наук. Внутри нее были созданы образцы теоретической мысли. Философия Нового Времени (17-18 вв.) подготовила рождение современной науки со всеми ее различными дисциплинами. Именно с этого момента наука становится самостоятельной. У каждой появляется свой предмет познания. Предметом научного познания является окружающий мир и человек, со всеми особенностями, законами, связями, структурой тенденциями развития и т.д. Философия изучает всеобщее отношение человека и мира; сущность человека, мира и их отношения. В этом плане философ смотрит с точки зрения человеческих смыслов. Любая наука отвечает на вопрос: что? Как? Почему?. У философии есть свой особый вопрос кроме этих: Зачем?. При этом наука по- прежнему нуждается в философии. Их отношения имеют 4 основных аспекта: 1. Философия - «преднаука» не только в историческом аспекте, но и в реальном времени. Именно философия создает образцы понятий, суждений, которые как некая форма воспринимаются наукой. Философия обосновывает и обобщает научные методы. Она ставит перспективную проблему, определяет направление исследования. 2. Философия - «сверхнаука». Она объединяет научные знания, чтобы выявить их общий смысл. 3. Философия- наука сама по себе. Философское знание строится аналогично научному, как и наука использует определенные методы познания. Причем получает она это знание в интересах общества в целом. Как и наука, она ориентирует общество на дальнейшее совершенствование. 4. Философия вненаучная система. Философия является чем-то большим, чем наука, у нее есть сферы, которые не относятся к компетенции науки. Любое философское учение несет в себе отпечаток конкретной исторической эпохи, отпечаток личности философа, имеет авторский характер. Наука – это сфера человеческой деятельности по производству нового знания в интересах общества в целом, основанная на общепринятых нормах и принципах: объективность, рациональность, доказательность, открытость, системность, единство эмпирической и теоретической деятельности. У философии есть своя экспериментальная база – это вся практика человеческой жизни.
Познание как философская проблема. Основные типы учений. Познание – получение знаний о себе и о мире. Основными вопросами в философском осмыслении познания стали: Что человек познает? Как происходит познание? Что такое знание? Каковы виды знаний с учетом их жизненного предназначения? Что такое истина? В чем сущность познания? Гносеология - область философии, отвечающая за теорию познания. В западноевропейской философии часто используется понятие когнитология (от лат. Cognition – знание, познание), чтобы подчеркнуть познавательный аспект. Существует также термин эпистемология – совокупность философских учений о том, на какой основе и какими путями осмысливать полученные человеком знания. Все три термина вполне взаимозаменяемы. Античные гносеологические традиции определили на многие столетия постановку познавательных проблем в философии. Платон считал, что человек познает не природный, а свой внутренний мир, поскольку бессмертная душа до вселения в тело созерцала высший и заключающий в себе абсолютное содержание мир Эйдесов. Аристотель признавал, что познание направлено на мир окружающих вещей, при этом душа, точнее разум, умеет сквозь внешнюю оболочку воспринимаемую органами чувств, проникать и в сущности этих вещей. В эпоху Средневековья главным центром познавательных усилий человека признавался Бог и его творения, вершиной которых человек и являлся. Познание- процесс движения к Богу. Разум инструмент обоснования постулатов богословия. В период Возрождения складываются нерелигиозные способы осмысления процесса познания. Человек воспринимается уже как высшее явление природы, которое способно реализовывать в природной среде свои безграничные творческие возможности. В то время утверждается концепция двойственной истины, т. е различие истин веры и истин разума. В эпоху Нового времени сложились три основные гносеологические концепции: эмпиризм (Ф. Бэкон), рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц: разум бесстрастен, надсубъективен, устойчив и поэтому прав) и сенсуализм (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм: познание происходит органами чувств). Представители этих течений уравнивали познание в целом с научным познанием, и большое внимание уделяли разработке методов познания. В немецкой классической философии И. Кант построил целое учение о познании, в котором пытался ответить на вопрос: насколько возможно познание вообще? Он разделял в вещах аспект явлений и аспект сущности. Явления мы познаем органами чувств, а сущность пытаемся понять разумом, но в целом это недостижимо, считал Кант, противоречия (антиномии), в которые впадает разум доказывает это. По Гегелю, знание вообще как бы предзадано во всеобъемлющем мировом духовном начале – Абсолютной идее. В марксистской гносеологии в основу положена теория отражения. Сознание и познание – это высшая форма всеобщего свойства всей материи-отражения. Отражение- это воспроизведение свойств одного объекта в другом при их взаимодействии. В иррационалистических учениях осмысливаются некие внутренние, скрытые и чаще неконтролируемые факторы и акты процесса познания, т. е познавательная деятельность, переносится в сферу бессознательного. Понятие науки. Наука может быть определена как сфера человеческой деятельности по производству достоверных знаний о мире и человеке, используемых в интересах общества в целом, которая строится на особых, коллективно принятых нормах и принципах. Научное познание – важнейший аспект бытия науки – отделилось от иных способов духовной деятельности не сразу. Это было связано с потребностью поиска форм и правил позволяющих получать информацию о мире. Таким требованиями не могли удовлетворять духовные системы – религия, мораль, искусство и т.д. Субъектом научного познания стал считаться человек – представитель профессионального исследовательского сообщества, который согласовывает свою познавательную деятельность с другими ее участниками. Наука как процесс познания – это совокупность целенаправленных действий по получению знания, в основе которой лежат следующие принципы: объективность, доказательность, рациональность, единство эмпирической и теоретической сторон деятельности (соотношение теории и практики), системность, методологическая обоснованность. Эти принципы также есть и критерии отличия научно-познавательной деятельности. Объективность – это установка на поиск и получение такого знания, которое бы максимально исключало из себя все, что связано с особенностями субъекта, и выражало бы объект сам по себе. Доказательность – это установка на поиск доказательств, то есть на обеспечение доверия своим познавательным действиям со стороны других субъектов. Принцип рациональности в научном познании означает установку на признание упорядоченности устройства и развития мира, а так же возможности выразить все это в общепонятных упорядоченных мыслительных формах. Принцип системности означает требование достигать целостности и взаимной согласованности всех элементов и этапов исследования, а так же получаемых результатов. Принцип методологической обоснованности означает требование согласовывать построение и выбор методов с конкретными исследовательскими целями, уровнем познания и особенностями самого объекта познания. Специфика философских проблем, их мировоззренческое значение. Философия и другие духовные системы. Зарождение философии. Философские проблемы в отличие от житейских, научных обладают высокой степенью всеобщности. Они касаются каждого человека и человечества в целом. В конкретную историческую эпоху они имеют свою специфику и всегда ориентированы на широкую перспективу. Каждый философ вносит свой неповторимый вклад в развитие философских идей. Философия возникает примерно в один исторический период в самых разных цивилизациях, которые не были связаны культурными нитями. 7-6 в. до н.э – Китай, Индия, Др. Греция. Для Др. Китайской философии были характерны проблема морали и политические проблемы. Для Др. Индийской – внимание к внутреннему миру человека. Др. Китайская и Др. Индийская философии постепенно превратились в религиозные учения - конфуцианство, даосизм, буддизм. В античной Греции возникла светская философия, в которой рассуждения строились на принципах доказательности. Философия отличается от религии и мифологии тем, что опирается на доказательства. Именно поэтому философия – прародительница всех наук. Философия всегда пересекается с другими видами знаний и духовной деятельности: религия, искусство, политика, мораль, наука. Если религия и мифология базируется на вере в сверхъестественное, то философия на теоретических принципах. Для любого человека характерно сочетание всех этих типов мировоззрения, но, как правило, философия имеет преимущество перед другими. Мифологический тип мировоззрения полагает эмоционально-образное мировосприятие, придание всем явлениям какого-то сверхъестественного смысла. Религиозное мировоззрение более системно, упорядоченно и высшая божественная сила рассматривается как непостижимая тайна и «высшая контролирующая инстанция». Философия как тип мировоззрения строится системно. Все идеи взаимно согласованны внутри мировоззрения. При этом Философия связывает между собой эмоциональные и рациональные структуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.12.52 (0.009 с.) |