Специфика философских проблем, их мировоззренческое значение. Философия и другие духовные системы. Зарождение философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика философских проблем, их мировоззренческое значение. Философия и другие духовные системы. Зарождение философии.



Специфика философских проблем, их мировоззренческое значение. Философия и другие духовные системы. Зарождение философии.

Философские проблемы в отличие от житейских, научных обладают высокой степенью всеобщности. Они касаются каждого человека и человечества в целом. В конкретную историческую эпоху они имеют свою специфику и всегда ориентированы на широкую перспективу. Каждый философ вносит свой неповторимый вклад в развитие философских идей. Философия возникает примерно в один исторический период в самых разных цивилизациях, которые не были связаны культурными нитями. 7-6 в. до н.э – Китай, Индия, Др. Греция. Для Др. Китайской философии были характерны проблема морали и политические проблемы. Для Др. Индийской – внимание к внутреннему миру человека. Др. Китайская и Др. Индийская философии постепенно превратились в религиозные учения - конфуцианство, даосизм, буддизм. В античной Греции возникла светская философия, в которой рассуждения строились на принципах доказательности. Философия отличается от религии и мифологии тем, что опирается на доказательства. Именно поэтому философия – прародительница всех наук. Философия всегда пересекается с другими видами знаний и духовной деятельности: религия, искусство, политика, мораль, наука. Если религия и мифология базируется на вере в сверхъестественное, то философия на теоретических принципах. Для любого человека характерно сочетание всех этих типов мировоззрения, но, как правило, философия имеет преимущество перед другими. Мифологический тип мировоззрения полагает эмоционально-образное мировосприятие, придание всем явлениям какого-то сверхъестественного смысла. Религиозное мировоззрение более системно, упорядоченно и высшая божественная сила рассматривается как непостижимая тайна и «высшая контролирующая инстанция». Философия как тип мировоззрения строится системно. Все идеи взаимно согласованны внутри мировоззрения. При этом Философия связывает между собой эмоциональные и рациональные структуры.

 

Философия и наука. Предмет философии. Структура философского знания.

Философия исторически явилась прародительницей всех европейских наук. Внутри нее были созданы образцы теоретической мысли. Философия Нового Времени (17-18 вв.) подготовила рождение современной науки со всеми ее различными дисциплинами. Именно с этого момента наука становится самостоятельной. У каждой появляется свой предмет познания. Предметом научного познания является окружающий мир и человек, со всеми особенностями, законами, связями, структурой тенденциями развития и т.д. Философия изучает всеобщее отношение человека и мира; сущность человека, мира и их отношения. В этом плане философ смотрит с точки зрения человеческих смыслов. Любая наука отвечает на вопрос: что? Как? Почему?. У философии есть свой особый вопрос кроме этих: Зачем?. При этом наука по- прежнему нуждается в философии. Их отношения имеют 4 основных аспекта: 1. Философия - «преднаука» не только в историческом аспекте, но и в реальном времени. Именно философия создает образцы понятий, суждений, которые как некая форма воспринимаются наукой. Философия обосновывает и обобщает научные методы. Она ставит перспективную проблему, определяет направление исследования. 2. Философия - «сверхнаука». Она объединяет научные знания, чтобы выявить их общий смысл. 3. Философия- наука сама по себе. Философское знание строится аналогично научному, как и наука использует определенные методы познания. Причем получает она это знание в интересах общества в целом. Как и наука, она ориентирует общество на дальнейшее совершенствование. 4. Философия вненаучная система. Философия является чем-то большим, чем наука, у нее есть сферы, которые не относятся к компетенции науки. Любое философское учение несет в себе отпечаток конкретной исторической эпохи, отпечаток личности философа, имеет авторский характер. Наука – это сфера человеческой деятельности по производству нового знания в интересах общества в целом, основанная на общепринятых нормах и принципах: объективность, рациональность, доказательность, открытость, системность, единство эмпирической и теоретической деятельности. У философии есть своя экспериментальная база – это вся практика человеческой жизни.

 

Познание как философская проблема. Основные типы учений.

Познание – получение знаний о себе и о мире. Основными вопросами в философском осмыслении познания стали: Что человек познает? Как происходит познание? Что такое знание? Каковы виды знаний с учетом их жизненного предназначения? Что такое истина? В чем сущность познания? Гносеология - область философии, отвечающая за теорию познания. В западноевропейской философии часто используется понятие когнитология (от лат. Cognition – знание, познание), чтобы подчеркнуть познавательный аспект. Существует также термин эпистемология – совокупность философских учений о том, на какой основе и какими путями осмысливать полученные человеком знания. Все три термина вполне взаимозаменяемы. Античные гносеологические традиции определили на многие столетия постановку познавательных проблем в философии. Платон считал, что человек познает не природный, а свой внутренний мир, поскольку бессмертная душа до вселения в тело созерцала высший и заключающий в себе абсолютное содержание мир Эйдесов. Аристотель признавал, что познание направлено на мир окружающих вещей, при этом душа, точнее разум, умеет сквозь внешнюю оболочку воспринимаемую органами чувств, проникать и в сущности этих вещей. В эпоху Средневековья главным центром познавательных усилий человека признавался Бог и его творения, вершиной которых человек и являлся. Познание- процесс движения к Богу. Разум инструмент обоснования постулатов богословия. В период Возрождения складываются нерелигиозные способы осмысления процесса познания. Человек воспринимается уже как высшее явление природы, которое способно реализовывать в природной среде свои безграничные творческие возможности. В то время утверждается концепция двойственной истины, т. е различие истин веры и истин разума. В эпоху Нового времени сложились три основные гносеологические концепции: эмпиризм (Ф. Бэкон), рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц: разум бесстрастен, надсубъективен, устойчив и поэтому прав) и сенсуализм (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм: познание происходит органами чувств). Представители этих течений уравнивали познание в целом с научным познанием, и большое внимание уделяли разработке методов познания. В немецкой классической философии И. Кант построил целое учение о познании, в котором пытался ответить на вопрос: насколько возможно познание вообще? Он разделял в вещах аспект явлений и аспект сущности. Явления мы познаем органами чувств, а сущность пытаемся понять разумом, но в целом это недостижимо, считал Кант, противоречия (антиномии), в которые впадает разум доказывает это. По Гегелю, знание вообще как бы предзадано во всеобъемлющем мировом духовном начале – Абсолютной идее. В марксистской гносеологии в основу положена теория отражения. Сознание и познание – это высшая форма всеобщего свойства всей материи-отражения. Отражение- это воспроизведение свойств одного объекта в другом при их взаимодействии. В иррационалистических учениях осмысливаются некие внутренние, скрытые и чаще неконтролируемые факторы и акты процесса познания, т. е познавательная деятельность, переносится в сферу бессознательного.

Понятие науки.

Наука может быть определена как сфера человеческой деятельности по производству достоверных знаний о мире и человеке, используемых в интересах общества в целом, которая строится на особых, коллективно принятых нормах и принципах. Научное познание – важнейший аспект бытия науки – отделилось от иных способов духовной деятельности не сразу. Это было связано с потребностью поиска форм и правил позволяющих получать информацию о мире. Таким требованиями не могли удовлетворять духовные системы – религия, мораль, искусство и т.д. Субъектом научного познания стал считаться человек – представитель профессионального исследовательского сообщества, который согласовывает свою познавательную деятельность с другими ее участниками. Наука как процесс познания – это совокупность целенаправленных действий по получению знания, в основе которой лежат следующие принципы: объективность, доказательность, рациональность, единство эмпирической и теоретической сторон деятельности (соотношение теории и практики), системность, методологическая обоснованность. Эти принципы также есть и критерии отличия научно-познавательной деятельности. Объективность – это установка на поиск и получение такого знания, которое бы максимально исключало из себя все, что связано с особенностями субъекта, и выражало бы объект сам по себе. Доказательность – это установка на поиск доказательств, то есть на обеспечение доверия своим познавательным действиям со стороны других субъектов. Принцип рациональности в научном познании означает установку на признание упорядоченности устройства и развития мира, а так же возможности выразить все это в общепонятных упорядоченных мыслительных формах. Принцип системности означает требование достигать целостности и взаимной согласованности всех элементов и этапов исследования, а так же получаемых результатов. Принцип методологической обоснованности означает требование согласовывать построение и выбор методов с конкретными исследовательскими целями, уровнем познания и особенностями самого объекта познания.

Специфика философских проблем, их мировоззренческое значение. Философия и другие духовные системы. Зарождение философии.

Философские проблемы в отличие от житейских, научных обладают высокой степенью всеобщности. Они касаются каждого человека и человечества в целом. В конкретную историческую эпоху они имеют свою специфику и всегда ориентированы на широкую перспективу. Каждый философ вносит свой неповторимый вклад в развитие философских идей. Философия возникает примерно в один исторический период в самых разных цивилизациях, которые не были связаны культурными нитями. 7-6 в. до н.э – Китай, Индия, Др. Греция. Для Др. Китайской философии были характерны проблема морали и политические проблемы. Для Др. Индийской – внимание к внутреннему миру человека. Др. Китайская и Др. Индийская философии постепенно превратились в религиозные учения - конфуцианство, даосизм, буддизм. В античной Греции возникла светская философия, в которой рассуждения строились на принципах доказательности. Философия отличается от религии и мифологии тем, что опирается на доказательства. Именно поэтому философия – прародительница всех наук. Философия всегда пересекается с другими видами знаний и духовной деятельности: религия, искусство, политика, мораль, наука. Если религия и мифология базируется на вере в сверхъестественное, то философия на теоретических принципах. Для любого человека характерно сочетание всех этих типов мировоззрения, но, как правило, философия имеет преимущество перед другими. Мифологический тип мировоззрения полагает эмоционально-образное мировосприятие, придание всем явлениям какого-то сверхъестественного смысла. Религиозное мировоззрение более системно, упорядоченно и высшая божественная сила рассматривается как непостижимая тайна и «высшая контролирующая инстанция». Философия как тип мировоззрения строится системно. Все идеи взаимно согласованны внутри мировоззрения. При этом Философия связывает между собой эмоциональные и рациональные структуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.006 с.)