Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Материальное» и «идеальное» в философии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С проблемой осмысления мировоззренческих основ философии тесно связан вопрос о соотношении двух предельно широких понятий: материи и сознания. Представители ряда философских направлений даже склонны называть этот вопрос – основным в философии. Сформулируем ряд проблем, рассмотрение которых поможет нам глубже понять смысл этого вопроса. Во-первых, потому что это вопрос о первооснове бытия, о том, что является субстанцией мира - материя или сознание. Первым философом, кто четко обозначил этот вопрос, был Платон. Рассматривая возникновение философских знаний, он писал, что «материалисты смотрят на землю и воздух, огонь и воду, как на первоначала всех вещей, и, именно, это-то они и называют природой. Душу же они выводят позднее из этих первоначал. Идеалисты же утверждают, что первоначало и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична». Во-вторых, от решения вопроса о соотношении материи и сознания во многом зависит позиция философа по всем другим исследуемым проблемам. Будет ли это вопрос о происхождении мира, человека, его сознания, общества, культуры, религии, морали и т.д. - в любом случае, отвечая на него, философ (осознанно или неосознанно) будет занимать материалистическую или идеалистическую позицию. В-третьих, рассматриваемый философский вопрос является надежным путеводителем среди множества сложных противоречивых философских учений, позволяя классифицировать философские системы, школы и направления. Смысл этого философского вопроса заключается в решении предельно глобального и глубокого противоречия, лежащего в основе понимания сущности мира и человека - противоречия между материальным и идеальным. Он имеет две стороны - онтологическую и гносеологическую. Первая сторона (онтологическая); в ней раскрывается основа (субстанция) бытия путем постановки и решения вопроса о том, что первично - материя или сознание. Данный вопрос возник тогда когда философы от наивных рассуждений о природе вещей перешли к осмыслению сознания, его места и роли в человеческом бытии. Первыми это сделали софисты и Сократ. Вторая сторона данного вопроса (гносеологическая) акцентирует внимание на проблеме познаваемости мира, на том, может ли наше сознание адекватно отражать бытие. Из позитивного решения данной проблемы возникает гносеология (теория познания) - учение о путях, методах и формах познания окружающего нас мира. В зависимости от решения онтологической стороны вопроса возникают два четко выделяемых направления в истории развития философской мысли - материализм и идеализм. Материалистические философские школы признают первичность материи, природы, а сознание рассматривают как свойство высокоорганизованной материи. Первичность материи означает то, что она никем не сотворена и существует вечно, а сознание порождается самой природой на определенном этапе ее саморазвития. История материализма начинается с возникновения философии: первые древнегреческие философы искали основы мироздания в материальных началах - воде, воздухе, огне, атоме. Дальнейшее развитие философии определило появление других разновидностей материализма: метафизического, антропологического, вульгарного, диалектического и т.д. Идеалисты, напротив, считают первичным сознание, которое порождает материальный мир. Первые идеалистические школы также возникли в Древности, но сам термин «идеализм» получил распространение только в 17 в., после опубликования немецким философом Г. Лейбницем трактата о «гипотезах Эпикура и Платона, крупнейших материалистов и крупнейших идеалистов». Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из того, что мир сотворен высшей духовной, сверхъестественной силой - Богом, мировым разумом, абсолютной идеей, миром идей и т.п. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство), но классическую форму это направление идеализма приобретает в философии Платона. Субъективный идеализм полагает, что мир существует только в нашем сознании: мир - это мое представление о нем (Шопенгауэр), вещь - это комплекс моих ощущений (Беркли). В этом смысле субъект создает свой мир, и является как бы его основой, субстанцией: другого мира для него нет. Субъективный идеализм появился значительно позднее объективного на основе эмпирической философии английского ученого Дж. Локка, который пришел к выводу о том, что в опыте мы имеем дело не с предметом, а с чувственными впечатлениями. Основываясь на этом выводе, соотечественник Локка епископ Дж. Беркли сформулировал основную идею субъективного идеализма - материальный мир, есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании. Особенно интенсивно субъективный идеализм развивался в 19 и 20 веках в философии Ницше, экзистенциализме, неопозитивизме и других школах. Можно сделать вывод, что материализм и идеализм стремятся свести все многообразие мира к одному началу - материи или сознанию и из этого начала объяснить суть бытия. Такой подход к объяснению мира в философии получил название монизма (от греч. Monos - один, единственный). В истории философии встречаются и другие (менее распространенные) варианты решения этого вопроса. Один из них - дуализм (от лат. Duo - два), обосновывающий существование в мире двух независимых друг от друга противоположных начал (субстанций), лежащих в основе бытия. Первые идеи дуализма возникают еще в Древнем Востоке в форме религиозно-нравственного учения, с точки зрения которого смысл бытия заключен в борьбе двух противоположных, равных по силе начал: материи и духа, добра и зла, света и тьмы. Это, например, учение пророка Заратустры, который в основе мира видит борьбу двух вечных и божественных начал: Ормузда и Аримана, олицетворяющих добро и зло. В философии дуализм означает признание независимости друг от друга материи и сознания. Эти субстанции существуют, как бы в параллельных мирах и ни одна из них не является причиной для другой. Наиболее полно и четко эта точка зрения выражена французским философом Р. Декартом, доказывавшим существование двух абсолютно противоположных, равноправных, несводимых друг к другу субстанций - материальной и духовной. Другое нетрадиционное решение данного вопроса философии представлено в гилозоизме (от греч. Hyle и zoe - вещество и жизнь) - учении об универсальной одушевленности материи (вся материя обладает сознанием). В художественной форме эта идея воплощена в фантастической повести польского писателя и философа С. Лема, изобразившего мыслящую планету «Солярис». Сторонниками этого учения были Дж. Бруно, некоторые французские философы эпохи Просвещения. Новое прочтение гилозоизма встречается в современной философии, в частности, в трудах по антропологии Пьера Тейяра де Шардена, где обосновывается наличие у Земли оболочки духовности - Ноосферы или сферы разума.
Вопрос 3. Познаваем ли мир. Во второй – гносеологической - стороне философского вопроса о соотношении материального и идеального сформулирована проблема познаваемости мира: может ли сознание адекватно отражать окружающий мир, доступна ли для человеческого разума истина и сущность вещей? В процессе осмысления этих вопросов в истории философии возникают несколько гносеологических концепций. · Познавательный (гносеологический) оптимизм. В этом случае, философы (а их большинство) доказывают возможность познания реального мира. При этом они ссылаются на практику, подтверждающую истинность многих теоретических положений. · Скептицизм (от. греч. Skepsis - сомнение) – учение, появившееся в античной философии (Пиррон, Секст Эмпирик), которое не допускает, в принципе, возможность никакого достоверного знания. До нас дошли, так называемые, «скептические тропы», содержащие оригинальную аргументацию против способности Скептическое отношение к познанию мира сохранилось и в некоторых современных философских школах. Например, постмодернизм, исходя из убеждения о множественности и субъективности истин, выдвигает принцип полного отказа от познания мира. Само познание, с точки зрения этого учения, бесполезно, поскольку «события всегда опережают теорию». • Агностицизм (от греч. Agnostos - непознаваемый)- философская концепция, отрицающая возможность истинного познания мира. Между агностицизмом и Итак, мы рассмотрели две стороны ключевого вопроса философии - о первичности материи или сознания и познаваемости мира. В связи с этим возникает новая существенная проблема, которая может быть сформулирована следующим образом: раскрывают ли полностью содержание данного вопроса две рассмотренные выше его стороны? Нет, философский вопрос о соотношении материи и сознания, кроме фундаментальных проблем о первооснове мира и его познаваемости, имеет и другой существенный аспект - взаимоотношение материи и сознания на различных уровнях организации жизни: природной, биологической, социальной, духовной. В частности, это соотношение материальной и духовной культуры, общественного бытия и общественного сознания, биологического и духовного в человеке и т.д. И в данном случае соотношение материи и сознания, материального и идеального не ограничивается вопросом об их первичности и вторичности: здесь может быть другого рода их координация, например, взаимодействие, или взаимообусловленность. Следует отметить, что в познавательном процессе активной, творческой стороной выступает сознание, оно «препарирует» реальность, анализирует ее, экспериментирует и т.д. Но это, отнюдь, не означает, что сознание первично по отношению к изучаемому объекту, что оно порождает его: здесь совершенно другое взаимоотношение материального и идеального. В любом философском исследовании, связанном с человеческим бытием - в том или ином виде - присутствует проблема соотношения материи и сознания. И эта проблема характеризует философский уровень изучения явлений; именно при ее решении возникают те исходные, ключевые знания, с помощью которых с философской позиции осознается исследуемый материал. В определенном смысле, можно сказать, что философия - это учение о взаимодействии материального и идеального на всех уровнях человеческого бытия. Другое дело, нельзя придавать этому вопросу жестко идеологический или партийный характер, как это было в недавнем прошлом. Так, в Философской энциклопедии 1967 г. вопрос о соотношении материи и сознания объявлялся «методологическим основанием для проведения принципа партийности в философии». Философия не выполнять роль идеологической доктрины (атеизма, теизма, коммунизма, либерализма и т.д.). Ее цель не в том, чтобы внедрить в сознание человека догматическое мировоззрение, а в том, чтобы искать различные ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия, которые могут помочь человеку познать мир и приобрести определенную систему духовных и нравственных ценностей. Практические задания. 1 Немецкий философ М. Хайдеггер замечал:«Философия ни наука, ни мировоззренческая проповедь». Справедливо ли это суждение? Выскажите свое отношение к взаимосвязи
2. Греческий философ Аристотель писал: «Большинство первых философов считали началом всего одни лишь материальные начала, а именно то из чего состоят все вещи... Фалес - основатель такого рода философии - утверждал, что начало вода (поэтому он заявлял, что земля находится на воде)». О какой философской школе
3. Немецкий философ А. Шопенгауэр замечал: «Истинно философское воззрение на мир... то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность...». О какой функции философии идет речь в этом высказывании? Выскажите свои представления об основных функциях философии.
4. Современный английский философ А. Уайтхэд пишет: «Когда цивилизация достигает своей кульминации, общество, избавленное от
5. Установите соответствия Соотнесите понятия и определения.
6. Проанализируйте часть выделенного учебного текста и самостоятельно внесите буквы под цифры, которые соответствуют определенным понятиям.
Идеалисты, напротив, считают первичным _______________(1), которое порождает ______________(2) мир. Первые идеалистические школы также возникли в Древности, но сам термин «идеализм» получил распространение только в 17 в., после опубликования немецким философом Г. Лейбницем трактата о «гипотезах Эпикура и Платона, крупнейших материалистов и крупнейших идеалистов». Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из того, что мир сотворен высшей духовной, сверхъестественной силой - Богом, мировым разумом, абсолютной идеей, миром идей и т.п. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, _________________(3)), но классическую форму это направление идеализма приобретает в философии Платона. Субъективный идеализм полагает, что мир существует только в нашем сознании: мир - это мое _____________(4) о нем (Шопенгауэр), вещь - это комплекс моих ощущений (Беркли). В этом смысле _____________(5) создает свой мир, и является как бы его основой, субстанцией: другого мира для него нет. Субъективный _____________(6) появился значительно позднее объективного на основе эмпирической философии английского ученого Дж. Локка, который пришел к выводу о том, что в опыте мы имеем дело не с предметом, а с чувственными впечатлениями. Основываясь на этом выводе, соотечественник Локка епископ Дж. Беркли сформулировал основную идею субъективного идеализма - материальный _____________(7), есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании. Особенно интенсивно субъективный идеализм развивался в 19 и 20 веках в философии Ницше, экзистенциализме, неопозитивизме и других школах.
Контрольные вопросы. 1. Какую проблему поднимает К. Ясперс в своем высказывании: «Коперник знал, что Земля вращается вокруг Солнца, а Бруно был в этом убежден. Первый отказался от своих знаний, второй - нет, и принял мученическую смерть»? 2. В чем смысл мировоззренческой функции философии? 3. По каким основаниям можно классифицировать многообразие мировоззренческих взглядов? 4. Какие исторических факты свидетельствуют о значительном влиянии философии на мировоззрение общества и человека? 5. Назовите основателя субъективного идеализма в философии. 6. Что понимается под философским термином «атараксия»? 7. В каких философских концепциях агностицизм приобрел классическую форму?
Перечень литературы
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.174 (0.01 с.) |