Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Философия 18-20 вв. (немецкая классическая философия, русская религиозная философия, Западная философия).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сложным и противоречивым явлением в духовной жизни Европы была немецкая философия конца ХVШ - начала XIX века, родоначальником которой считается И.Кант. В философской эволюции Канта различают два периода: «докритический», в который им выдвигалась космогоническая теория возникновения Солнечной системы из первоначального облака частиц, и «критический», когда были написаны его главные философские труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Под «критикой чистого разума» Кант понимал выяснение возможностей и границ человеческого познания, а под «практическим» -нравственные основы поступков людей. Признавая существование действительных вещей вне субъекта, Кант, тем не менее, утверждал, что реальность состоит из двух миров - феноменов, «вещей для нас» /вещей, как они нам являются, т.е. мир как объект человеческого познания/ и ноуменов, «вещей в себе» /вещей, как они есть на самом деле, недоступных чувственному познанию/. Проявившийся здесь дуализм Канта определил основные принципы его гносеологии: склонность к агностицизму /учение о принципиальной непознаваемости сущности объективного мира/ и априоризм /внеопытный источник подлинно научного знания/. Исходным принципом этики Канта является принцип автономии морали, ее независимости от внешних побуждений и мотивов: подлинно моральный поступок совершается исключительно во имя долга, согласно требованиям нравственного закона - категорического императива /требования поступать так, чтобы норма поведения могла стать всеобщим законом, а уважение к другим субъектам не позволяло бы использовать их в качестве средства достижения своих целей/. Продолжателем и критиком взглядов Канта был Гегель - создатель всеобъемлющей объективно-идеалистической философской системы и диалектического метода познания. Основой всего сущего Гегель считал абсолютную идею, безличный мировой разум, на процессе самопознания которого и строятся все три части его философской системы: логика,исследующая законы и категории мышления как законы бытия; философия природы -инобытие абсолютной идеи, отчуждающей себя в природу и производящей природу из себя, и философия духа,объединяющая учение о субъективном духе,включающее антропологию, феноменологию и психологию; учение об объективном духе - право, мораль и нравственность /как учение о развитии общественного сознания/ и учение об абсолютном духе -искусство, религия, философия. Диалектика Гегеля нашла проявление в его представлении о развитии любого явления, вплоть до абсолютной идеи, в форме триады -тезис, антитезис /его отрицание/. синтез /отрицание отрицания/ и единства количественной и качественной определенностей, выраженного в понятии меры,нарушение которой в результате борьбы противоположных начал приводит к перерыву постепенности /количественных изменений/ и появлению нового качества в форме скачка. В учении о гражданском обществе и государстве Гегель приходил к выводу об исторической необходимости всемирного развития, в основе которого лежит процесс познания мировым духом самого себя, т.е. поступательное развитие абсолютной идеи. Философия Гегеля получила логическое продолжение и своеобразное отрицание во взглядах представителей материализма Л.Фейербаха и К.Маркса. Л. Фейербах был первым философом, который выступил с критикой гегелевской идеалистической философии, а также христианской религии и ее догматов, противопоставив идеализму Гегеля антропологический материализм, основой является человек, а не абсолютная идея. Однако в понимании общества Л. Фейербах остался идеалистом,не отрицал необходимость религии вообще, а заменял ее религией любви к человеку, рассматривал человека как абстрактное, природное существо, вместе с критикой идеалистической системы Гегеля отбросил и гегелевскую диалектику. Философия марксизма как наследница немецкой классической философии - одно из направлений, вызывающее в настоящее время неоднозначную оценку. Для определения места и объективного анализа этого направления в истории философии важно учитывать различные его варианты (классический марксизм, ленинский вариант, сталинский вариант, социал-демократическая версия, неомарксизм), не отождествляя это учение с его различными версиями, прежде всего со сталинским вариантом догматизированного и идеологизированного марксизма. Рассматривая классический марксизм как развивающуюся теорию, необходимо выделить в нем и критически оценить идеи, выражающие ценности техногенной цивилизации и ее индустриальной стадии, а также открытия и идеи, выходящие за пределы техногенной культуры, имеющие непреходящее значение и важные для осмысления ее кризисного состояния и новых тенденций развития мировой цивилизации. Особенности марксистской философии в ее классическом варианте, отличающие от предшествующих учений: открытие материалистического понимания общественной жизни, детальная и оригинальная критика капитализма, исследование природы отчуждения человека, разработка диалектико-материалистического метода и др. Эти выводы являются обобщением условий прединдустриальной и индустриальной стадий развития капитализма, в том числе и выражением ограниченной исторической практики породившей их эпохи. В настоящее время осознается потребность творческого прочтения марксизма и критического пересмотра некоторых его положений с учетом данных новейшей истории. В XIX веке в философии появляется особое направление, повлиявшее на становление многих современных наук – позитивизм. Этонаправление заявило о необходимости принципиально новых методов исследования с целью получения объективного научного знания об обществе и человеке. Крупнейшими представителями позитивизма были француз О. Конт и англичанин Г. Спенсер. В работе «Курс позитивной философии» Контом предлагалось исследовать явления в обществе эмпирически и аналитически - по аналогии с науками естественными. По его мнению, это позволит уйти от умозрительных философских абстракций и поможет положительно решать многие острые проблемы жизни общества. Конт полагал, что в позитивной философии должны применяться все основные общенаучные методы - наблюдение, эксперимент, сравнительный анализ и др. Своим позитивистским подходом О. Конт заявил о себе как родоначальнике новой науки об обществе - социологии. Г. Спенсер, находясь под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина, стремился установить общие законы эволюции для природы и общества. По его мнению, с биологическим организмом общество роднит факт роста, увеличение объема (например, превращение небольших государств в империи), постепенное усложнение общественных структур (разделение общественного труда, появление новых социальных институтов и т.д.). В свою очередь, усложнение структуры сопровождается аналогичным усложнением, развитием функций. В этой связи, Спенсер проводил любопытные функциональные аналогии между биологическим организмом и обществом. Он уподоблял, например, земледелие и промышленность - питанию, торговлю - кровообращению, армию - кожному покрову, транспорт - сосудистой системе и т.д. В дальнейшем позитивизм пережил ряд этапов своего развития, где можно выделить главную тенденцию: от отрицания познавательной ценности философии ранним позитивизмом XIX века - к постпозитивизму XX века. Постпозитивизм занимался исследованием структуры научного знания, методов истинности научных теорий, критериями их сравнения, изучением процессов динамики науки. Кроме того, постпозитивизмом признавалась значимость многих философских положений и неустранимость их из науки. В целом позитивизм во всех своих формах плодотворно исследовал научную деятельность, ее основные принципы и методы. В конце XX в. возрос интерес к русской, прежде всего религиозно-идеалистической философии. Русская философия представляет оригинальное образование мировой философской мысли. Приступая к ее изучению, следует остановиться на периодизации русской философии: начальный этап - XI-XIII вв.; расцвет русской средневековой философии - XV-XVI вв.; в XVII в. - переход к русской философии XVIII и XIX вв. как отечественной философии Нового времени и Просвещения. К особенностям русской философии можно отнести: Историософичность. - ориентация на философское осмысление социально-исторической проблематики – причем в значительной степени проблем, непосредственно связанных с самой Россией, ее положением и ролью в мире. Связь с религией, теософичность, мистицизм. В русской философии религиозные мотивы проявлялись в форме апокрифов, ересей, концепций «Святой Руси», «Москвы - третьего Рима», в теориях самобытности России, в учении о Софии В. Соловьева и т.д. Расцвет русской религиозной философии пришелся на годы Серебряного века (1890-1917) Это труды Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Розанова, П. Новгородцева, И. Ильина, Н. Лосского, В. Зеньковского, С. Франка, Ф. Степуна и других. Морально-этическая проблематика. Человеку, его нравственному миру, духовности, стойкости и противоречивой внутренней цельности всегда отводилось в русской философии одно из главных мест. Важнейшее положение, которое занимает в мировой философии проблема смысла жизни и морально-этической сущности человека, сложилось и под влиянием достижений русской философии. Синкретичность (от греч. «соединение», «слитность») русской философии. Это предопределено и особым географическим - евразийским - положением России, и многоязычностью и многомерностью российской культуры, и не предсказуемостью, даже иррационализмом происходящих в России событий и др. Яркая синкретичность проявляется и в «слитности» в русской философии рационально-логического и эмоционально-чувственного начала, разума и интуиции, знания и веры, метафизических абстракций и наглядных образов, национального и интернационального и др. Русская философия на протяжении XVI-XIX веков развивалась в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая отстаивала самобытность русской мысли, вторая - выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Противоборство славянофилов и западников - характерная особенность теоретической и общественно-политической жизни России XIX века. Славянофильство как духовное течение, возникшее в 30-е - 40-е годы XIX века и развивавшееся в спорах с западничеством, отстаивало идеи самобытности отечественной эволюции, особой исторической миссии славян, соборности, превосходства внутренней свободы человека, основанной на совести. Западничество как течение в русской культуре выступило с критикой устаревших порядков патриархальной России, отрицало своеобразие русского исторического развития. защищало чувство здравого смысла человека и его умение действовать легально и лояльно. Один из самых глубоких и оригинальных философов XIX в. - В.С. Соловьев. Главное содержание философии В. Соловьева: цель новой философии - ориентация на добро с помощью универсального синтеза рациональных и эзотерических средств познания, идея о «Богочеловечестве», православное христианство как основа универсального единства русского народа. Н. Ф. Федоров в своем труде «Философия общего дела» определял задачу философии не только в объяснении мира, но и в поисках «потерянного смысла жизни». Он не видел положительных перспектив развития современной цивилизации, существующей на началах индивидуализма, эгоизма, утилитаризма и «купеческой нравственности». Основа его концепции – идея взаимной ответственности поколений - «отцов» и «детей», предков и потомков перед обществом, природой, космосом, что потребует социально-братского переустройства человеческого мира. Федоров предложил оригинальную систему - космизм, которая подразумевала воссоздание всех живших человеческих поколений, их преображение и возвращение к Богу. Особое место в русской культурной жизни начала XX века занимает религиозно-идеалистическая философия, представленная такими именами как Н. Бердяев, В. Розанов, Шестов, П. Флоренский, С. Франк и др. Главная тема философии Н. Бердяева: философская антропология и онтология, православие, проблема эволюции христианства и гуманизма, проблемы отчуждения современного человека, власти коллектива и государства над личностью. Бердяев многогранно писал о приоритете свободы над бытием, об откровении бытия через богоподобного человека, о разумном ходе истории. В. Розанов критиковал «реальное христианство», его недостатки ради «живой» религии. Он считал, что духовное возрождение России должно совершиться на почве правильно понимаемого нового христианства, в основе которого лежит понятие семьи. П. Флоренский в своем творчестве пытался совместить научные истины с религиозной верой. Он был уверен, что первичным способом «схватывания» истины может быть только религиозное откровение. Для философских размышлений Л. Шестова характерны идеи геоцентризма в сочетании с христианским антропоцентризмом, проблемы сущности и действенности веры и ее борьбы против мирового зла, философии жизни в единстве с экзистенциальной философией абсурда. В философии С. Франка привлекают внимание проблемы экзистенциальной онтологии - человек и культура, человек и бытие, человек и Бог, «духовной жизни человека» и его личности, сущности человеческой души, веры и поиска высшего смысла жизни человека. Новый этап в западной философии открыл XX век, который связан со становлением неклассического типа философии и представлен разнообразными школами и течениями, отличающимися от классической философии предметом исследования мировоззренческими и методологическими принципами. Наиболее авторитетные из этих направлений - экзистенциализм, неотомизм, герменевтика, постмодернизм. Экзистенциализм, появление которого связано с потрясениями XX века, усугубившими отчуждение человека от общества, обратился к проблеме индивидуального человеческого существования в кризисных ситуациях. Раскрывая особенности этого направления, отличающие его от классической философии, важно подчеркнуть разработку им нового понятийного аппарата, связанного с переживаниями отдельной личности, утверждение неповторимости каждого человека, его активной роли в осознании себя, своей ответственности за собственную судьбу, решение проблемы свободы как одной из центральных в данной философии. Необходимо подчеркнуть неоднозначность и противоречивость философии экзистенциализма, которая в определенном смысле оптимистична и может быть представлена как разновидность гуманистической философии, в то же время утверждение об абсурдности человеческой жизни выявляет ее пессимистический характер. Но при этом следует признать значимость и тех проблем человеческого существования, на которых эта философия сконцентрировала свое внимание. Проблема специфики человеческого бытия является важной и для современной религиозной философии и, прежде всего, для неотомизма -официальной философии современной католической церкви. Возрождая и развивая основные положения философии Фомы Аквинского применительно к современным достижениям науки и общественной жизни, неотомизм утверждает тезис о гармонии разума и веры, науки и религии, Отстаивая эти положения, неотомизм не признает их равноправие, рассматривает веру выше разума. Следует также подчеркнуть особенность современного томизма, отличающую его от традиционной схоластики, как интерес к проблеме человека, его активной роли и ответственности за свою судьбу, что сближает неотомизм с философией экзистенциализма. Проблема человека и прежде всего изучение субъективной стороны его деятельности получила развитие в таком направлении как герменевтика, которая отразила процессы усиления международной напряженности после II мировой войны и закономерно вывела на первый план проблему понимания в гуманитарных науках, трудностей социального познания. Раскрывая заслуги герменевтики в изучении субъективных аспектов человеческой деятельности, важно показать ее значение в выявлении смысла социальных процессов, роли интерпретации в гуманитарном знании, в решении проблемы перевода научной информации на естественный язык, а также в осмыслении проблемы понимания как взаимодействия и взаимообогащения различных культур. Одной из новейших форм современной философии, в которой отражается содержание всей современной культуры и новый стиль мышления, является постмодернизм. Отмечая неоднозначность определения данного термина, можно выделить такие характерные черты постмодернизма как отрицание всех форм философии монизма, отказ от фундаментальных принципов традиционной западноевропейской философии, утверждение философии плюрализма и метода диалога как важнейшего в отношениях между различными философскими направлениями, обоснование вариативности, многомерности в качестве основных характеристик природы и общества. Наряду с позитивным содержанием, философия постмодернизма обнаруживает опасность эклектики, т.е. смешения взаимоисключающих взглядов, позиций, что ведет к потере ориентиров. В заключение следует отметить важнейшие особенности неклассической философии: ее неоднородность, критическое отношение к классической философии, переключение внимания на иррациональные, бессознательные, мистические явления, плюралистическое и толерантное отношение к различным философским школам. Практические задания. 1. Установите соответствие между основными направлениями философии и представляющими их философами:
2. Установите соответствие между философскими школами античности и принадлежащими к ним философами:
3. Установите соответствие между философскими традициями и методами исследования, к которым они тяготеют:
4. Проанализируйте часть текста, посвященного английскому философу-эмпирику Ф. Бэкону (1561-1626). Внесите соответствующую определенному понятию букву под каждую цифру в таблице.
Единственно надежным источником познания, согласно Бэкону, является чувства, _______________(1) и то, что из них вытекает. В этой связи, философию Бэкона можно определить как э мпирическую (э мпирия - опыт, опирающийся на ______________(2), а не изолированное чувственное восприятие). Бэкон считал, что эмпирический _________________(3) требует решительного освобождения человеческого разума от ложных представлений и предвзятых идей, которые он называет «идолами» или ________________(4). «Идолов», унаследованных от прошлого, возникших из особенностей человеческой природы или позиций устоявшихся _____________(5), он делит их на четыре вида: «Идолы рода» - ложные представления о вещах, возникших из-за несовершенства органов человеческих чувств человека и ограниченности человеческого _____________(6); «Идолы пещеры» - искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам; «Идолы рынка» - ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов (как обычно употребляются слова на рынках, площадях, в толпе); «Идолы _________(7)» - искаженные представления людей, заимствованные ими из различных философских концепций и идей. Своим учением об «идолах» Ф. Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластических представлений и разного рода заблуждений, создать тем самым условия для успешного развития и распространения научных знаний. В мире науки он видел и основное средство решения социальных проблем. Естественнонаучный подход Ф. Бэкона напрямую повлиял на становление в XIX в. философии позитивизма.
Контрольные вопросы. 1. Раскройте роль античной философии в последующем развитии европейской культуры. 2. Охарактеризуйте гуманистический характер философии Возрождения. 3. Рассмотрите основную проблематику философии Нового времени. 4. Продумайте, какой вклад внесла философия 18-19 вв. в развитие мировой культуры. 5. Раскройте место марксизма в философии XX в. 6. Рассмотрите своеобразие и особенности русской идеалистической философии. 7. Какие черты характерны для неклассической философии XX в.?
Перечень литературы
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.7.116 (0.011 с.) |